Семейная педагогика и домашнее воспитание 10

Семейная педагогика и домашнее воспитание (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12)

          Глава 10

          ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
          ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА
          НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА
          За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, – быть «добропорядочным отцом или матерью семейства» (И.В. Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества в целом.
          В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В. Бестужев-Лада), где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз – путем введения «родительского всеобуча», второй раз – школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последовательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколения во всех звеньях системы народного образования, начиная с дошкольного учреждения (И.В. Бестужев-Лада, Н.Д. Никандров).
          Возможность столь раннего воспитания будущих родителей доказана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-ис-торическом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков). В свое время Е.А. Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особен-ность домашнего воспитания, которое осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта.
          Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспи-тывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее усваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» – им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ мира» (А.Н. Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б. Эльконин, С.Д. Смирнов). Это – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка. Ме-жду тем обследование дошкольников, направленное на выявление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В. Грабаровской, Е.С. Бабуновой, Т.М. Бариновой и других, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.
          Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В. Бестужев-Лада, Н.Н. Поддьяков). Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, – причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на бывших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике несправедливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собственной будущей семьи (Х. Фигдор).
          Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большинство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н. Ледовская, Т.М. Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все делать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.
          Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопро-никновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г. Харчев). В исследованиях отечественных педагогов выяв-лена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, А.Д. Шатова), участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге (Т.М. Баринова, Г.Н. Гришина, С.А. Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств – это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
          Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содержанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.
          Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не будет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, напротив, он во многом определяет установки на нее. Согласно выводам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.
          Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:
          – формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье;
          – введение ребенка в азы семейной экономики;
          – осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.
          Рассмотрим эти линии подробнее.
          ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
          В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. (Т.А. Березина, Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Н.В. Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
          В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К. Васильева, С.А. Козлова). В этом отношении особо следует отметить программу С.А. Козловой «Я – Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в логике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Родины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости дарить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несомненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию личного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию художественных средств, будирующих детское воображение.
          Своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать детей. Но зато оставил в наследство много произведений материальной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформулировали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, пословицам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.
          До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддерж-кой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше – теперь». Раньше семья была многодетной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А. Барто, Е. Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье – одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педагога – помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить – слезы лить». Чтение и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
          В арсенале педагога имеется немало художественных произведений, опираясь на кото-рые он формирует у воспитанников представления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Лягушка» (нанай-ская сказка), «Три сестры» (татарская сказка), «Ласточка» (корейская сказка), «Аленький цвето-чек» С.Т. Аксакова. Познакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помогает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, высказать свое отношение к ним. Далее подводит детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно поразмышлять над пословицей «Добрые дети – делу венец, плохие дети – дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын (дочь), внук (внучка), что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.
          В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые педагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач педагога.
          Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером педагог напоминает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не требовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подает детям пример, приветливо встречая тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им сесть, на прощание желает доброго пути.
          Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ставят детей перед необходи-мостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удовольствие. Например, перед Днем матери. Женским днем 8 Марта педагог заранее предупреждает детей, что им предстоит делать сувениры женщинам своей семьи. Чтобы подарок был приятен, вызвал радость, надо знать, что именно будет приятно маме, бабушке, сестренке, тете. Тогда не будет одинаковых обезличенных подарков, а в каждом из них будет заключен индивидуальный смысл. Например, Саша говорит: «Мама очень любит читать, она обрадуется, если я сделаю закладку в книгу. Бабушке можно нарисовать цветы, она их очень любит. А сестренке Катюше я сделаю корзиночку, она будет с ней играть!»
          Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать на них (О.К. Васильева). С помощью этюдов дети учатся передавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинги типа «Назови ласково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требующие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...». Целесообразно использовать и дидактический театр, как-то: «Подготовка ко дню рождения», «Приятный сюрприз мама (папе, бабушке)», «Делу время – потехе час».
          Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных методов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).
          Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедностью и однообразием содержания. Часто линия «мама-папа» развивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стремление повелевать, подчинить себе «папу». Мальчики плохо представляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
          В последнее время детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись в семье, но многие родители не понимают ее необходимости, не знают, как правильно к ней подступиться. Поэтому педагог показывает направления, возможные формы «путешествия» ребенка в историю семьи, а родители продолжают ее дома.
          Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно прибегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить модель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обозначено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подбирая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, называя при этом, кто кому кем приходится. Но это семья абстрактная. Следующий шаг – к модели своей семьи, которую ребенок выкладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка «подкарауливают» трудности – не знает имена и отчества всех своих близких. И педагог в этом помочь не может. Создается ситуация, когда ребенок наглядно убеждается, что такое семейная память, кто является ее носителем. Появляется естественная потребность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что значит отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по имени, но и по отчеству – особенность русского и некоторых других народов. Называя отчество человека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его корням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также передается от отца к сыну. Если в группе есть дети с фамилиями, вызывающими у окружающих улыбку, смех, уместно провести соответст-вующую работу. Суть ее в том, чтобы дети поняли, что человек, даже совсем маленький, все родственники, носящие одну фамилию, украшают или позорят ее (элементарное понятие о чести семьи). Завершить беседу целесообразно чтением С.В. Михалкова «Финг тифлюшкин».
          Дальнейшее изучение своей родословной следует продолжить в семье. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный альбом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с использованием фотографий. С целью поддержания интереса к родословной своей семьи детям можно предложить задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «О папах (мамах) моих родителей», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», изготовить коллаж «Моя семья».
          В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» – «плохая» семья.
          ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ
          О роли экономического фактора семьи в ее жизнедеятельности говорилось выше. Здесь подчеркнем педагогический аспект приобщения ребенка к экономике семьи. При всей неста-бильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны ока-заться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следует формировать представление об эко-номике семьи как области разумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю «скрипку» в экономике семьи. На таком направлении экономического воспитания дошкольника настаивает А.Д. Шатова и осве-щает пути его реализации в программе « Экономика... и дошкольник», предназначенной для общественного и домашнего воспитания. В чем же логика экономического воспитания ребенка в семье? А.Д. Шатова определила ее так: вести ребенка от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем – к созиданию предметов потребления.
          Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в последних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он начинает понимать, что удовлетворение его желаний («Купи мороженое! Хочу такую машинку!») зависит не только от расположенности или нерасположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.
          В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее – на что они тратятся, как при этом учитываются нужды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, которая складывается из расходов обязательных (содержание жилища, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подарков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ребенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммунальные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что может стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии – бережливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходовать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, телевизор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.
          Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обязательной традицией во мно-гих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представле-ние о ее назначении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрач-ными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных обстоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо.
          В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбережений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (например, игрушку). Посмотрите на такую практику глазами педагога и сделайте свои выводы о ее воспитательной целесообразности.
          С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к пониманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь половину. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?
          Малыша учат бережно относиться к куску
хлеба, проявляя уважение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и родителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, игрушки, вещи в доме, а потом – и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).
          Для ребенка должно стать правилом: купили тебе вещь – умей с ней обращаться, береги ее. Нечаянно поврежденную вещь следует привести в порядок, обратившись за помощью к взрослым. Родителям не мешает проявлять твердость в тех случаях, когда ребенок просит купить вещь, игрушку, аналогичную той, которая у него была и которую он не сумел сберечь, привел в негодность. Иначе у ребенка закрепятся разрушительные тенденции, сложится своего рода расточительный стиль поведения, что, согласитесь, «не вписывается» в современную жизнь. Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого участия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат дома. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду и т.д.
          Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. При этом важно подчеркивать «экономический эффект» выполненной работы, расчетливость взрослых: «Вот, Саша, ты просил купить печенье (пельмени), а мы сами сделали. Получилось вкуснее, и денег меньше потратили. На те деньги, что стоило печенье в магазине, дома мы сделали в два раза больше». Особое место в экономическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фруктами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пониманию некоторых экономических понятий (труд – продукт, стоимость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые контуры экономического мышления.
          Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет приемлемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение: дети убеждаются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, позволяет дарить радость друг другу.
          Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хозяйства» (А.Д. Шатова). Однако напомним: в воспитании все хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчивым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережливым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчивости, доброты и отзывчивости – необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.
          «ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»
          Наверное, нет на свете ни одного ребенка, не задавшего такой или подобный ему вопрос. И, наверное, реакции мам, которым чаще всего он адресуется, бывают схожи: смятение, ото-ропь, мысли об «испорченности» малыша, его сексуальных отклонениях. На самом деле этот вопрос ребенка так же естествен, как любой другой. Например: «Почему я мальчик, а Лиза – девочка? Откуда взялись лягушки? Как отличить хитрость от обмана? Почему птицы летают?» И мотив «каверзного», с точки зрения многих родителей вопроса, тот же, что при «обычных», которые радуют взрослых, будучи признаком любознательности ребенка. Задавая вопрос о деторождении, ребенок 3-4 лет стремится понять то, что ему неизвестно.
          Как же отвечать на вопрос «Откуда берутся дети?». Так, как будто ребенок задал один из простых вопросов, в котором нет скрытого интереса к тайнам деторождения. Не следует показывать свое смущение, удивление, тем более тревогу относительно предполагаемых сексуальных отклонений малыша. Ответ должен быть простым по форме, не искажающим истину по содержанию. Таким требованиям отвечает ответ: «Дети родятся у мам. Мамы рожают своих детей. Ты мой ребенок. Я тебя родила. Твоего друга Артемку родила его мама». Ответ можно ограничить двумя первыми предложениями, если ребенок совсем мал. Но необходимо в разных вариациях подчеркнуть, отвечая на вопрос и говоря с ребенком потом, смысловое понятие: родятся, родился, рожают. Следует иметь в виду, что туманные ответы родителей тормозят развитие познавательной сферы ребенка.
          Подрастая, ребенок обязательно вернется к своему вопросу, требуя более подробных и конкретных знаний: «Где я был, пока не родился? Как я попал в твой животик? Как я вышел (родился) оттуда?» И появление таких вопросов вполне закономерно у всякого нормального ребенка, который размышляет над «проблемами» бытия, у которого формируется самосознание, повышается интерес к собственной персоне. Грамотные ответы взрослых на вопросы дают новую пищу для ума и сердца ребенка, позволяют увидеть мир новыми глазами. Требование к правдоподобности ответов сохраняется, но и некоторые ограничения знаний необходимы, чтобы не спровоцировать у ребенка циничное отношение ко всему, что связано с деторождением. Здесь уместны некоторые аналогии, ссылки на мир животных, растений. Хорошо, если их удается подкрепить наблюдениями, деятельностью ребенка. Например, обратить внимание на беременную кошку (собаку, корову, козу): «Видишь, какой большой стал у кошки живот. Знаешь, почему? Там у нее котята. Кошка беременная, скоро у нее родятся котята». С воспитательной точки зрения важно отметить изменения в поведении, образе жизни беременного животного: «Кошке трудно ходить, она стала меньше бегать, прыгать. Почему, как ты думаешь? Да, у нее в животе котята. Они растут, поэтому кошке тяжело. Меньше стала прыгать, чтобы не ударить котят, которые в ее животе». Такие наблюдения за животным помогут ребенку зорче вглядываться в окружающую жизнь, внимательнее относиться к беременным женщинам. Ему становятся понятны требования уступать в транспорте место беременной женщине, он и сам пытается это сделать, важно только поддержать это желание. Если у ребенка есть опыт выращивания растений из семени (родители привлекали его к выращиванию рассады, к посевам на участке, в саду), то его несложно подвести к пониманию того, что все живое не появляется на свет само по себе. Посадили семечко – вырос подсолнух. Подсолнух родился из семени. А это семя тоже кто-то родил. И у ребенка есть эти «кто-то»: его мама и папа. У мамы (у всех женщин) в животе есть специальное место, куда попадает семя, а потом из него вырастает ребенок. Самым сложным представляется объяснение ребенку, как попало это семя в мамин организм. Опыт показывает, что ребенка удовлетворяет на какое-то время (потом появится нужда в новой «пище» для ума) ответ: он родился от любви папы и мамы. А когда он сам вырастет, у него будут свои дети: он подарит им жизнь. А его дети родят своих малышей. И так бесконечно от любви будут рождаться дети.
          В тех случаях, когда ребенок-дошкольник не проявляет интереса к «обсуждаемой проблеме», то задача родителей пробудить его, натолкнуть на размышления, стимулируя тем самым вопросы.
          Если же ребенок 5-6 лет поймет, даже чисто интуитивно, что родителей шокировал его вопрос, неприятен им, то он в силу душевной тонкости не станет его повторять. Но это не значит, что он перестанет размышлять над проблемой деторождения, напротив, отношение взрослых к этому вопросу «подогреет» любопытство («запретный плод слаще»). Найти источник информации окажется не столь сложно: более опытные сверстники, ребята постарше... Другое дело, каков будет характер этой информации, не станет ли она причиной душевной травмы. Глубина и острота переживаний ребенка, униженного и потрясенного цинизмом информации, полученной от «добрых просветителей», не раз описаны в художественных произведениях. Например, В.И. Амлинским в повести «Нескучный сад» (Амлинский В. «Московские страницы». – М., 1982), которую рекомендуем прочитать.
          Естественно, современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о прозаичной капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать первейшие естественнонаучные сведения об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся дети». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержанию и методике формирования у детей представлений о деторождении. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреждений. Их цель – формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушками (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живота). Против подобного «детализированного и наглядного просвещения» выступал еще в 20-е гг. отечественный педагог М.М. Рубинштейн, считая, что оно может привести к будированию у ребенка нездорового любопытства к сексуальной сфере. Другие ученые придерживаются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность, личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», ученые считают, что наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошкольном учреждении.
          В помощь семье создаются книги популярного характера, особенно ценны те из них, которые рассчитаны на совместное чтение родителей и детей. В этом отношении заслуживает особого внимания научно-художественная книга Г. Юдина «Главное чудо света» (М.,1994), иллюстрированная самим автором. У книги много достоинств, отметим наиболее значимые с педагогической точки зрения. Автор, будучи тонким психологом, понимает, что ребенку свойственно целостное восприятие объекта познания, поэтому со страниц книги перед ребенком предстает Человек во всех своих физических ипостасях: он рождается и рожает, питается, дышит, смотрит, слышит, думает и т.д. Тем самым автор подводит ребенка к пониманию естественности всех процессов, которые совершаются в организме человека, снимает пелену ложной стыдливости со многих из них (рождение, отправления организма и т.п.). При этом неназойливо в сознании маленького слушателя утверждаются общечеловеческие ценности, как-то: человеческая жизнь, любовь, здоровье, красота, семья и др. Но особенно ценным для домашнего воспитания представляется характер повествования в книге – в форме доверительных бесед отца с сынишкой. Для родителей они могут служить прекрасным образцом стиля общения с ребенком по поводу вопросов, всех его «почему».
          Итак, задача родителей – самим ввести детей в некоторые тайны деторождения, не искажая истины и не торопясь с открытием тех знаний об отношениях между полами, которые могут быть поняты ребенком превратно.
          В свое время А.С. Макаренко писал: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. – М.,1984. – Т.4. – С. 105). Вы согласны с такой точкой зрения?
          ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
          В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И. Гарбузов, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Т.А. Репина). По мнению В.С. Мухиной, половая идентификация (наряду с име-нем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой – это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С. Кон).
          Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспи-тания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференциро-ванного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А. Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.
          Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.
          Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.
          Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
          Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е. Каган, Д.В. Колосов, И.С. Кон и др.), формирование половой идентификации – длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
          Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая ин-формация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неиз-менности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо фор-мировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.
          Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку – девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.
          В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.
          Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подхо-дящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» – так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины – родственники или друзья дома. Нет такого влияния – и тормозится процесс половой социализации.
          У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более – отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем – искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.
          Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия – результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.
          Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясня-ется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспита-нию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой приро-ды, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подрост-ком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания. С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют. Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.
          Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти ро-дительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуа-лизм полового влечения» (З. Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.
          Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.
          Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществ-лять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во мно-гом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, ма-тери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, кото-рый следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудово-го сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни че-ловеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Пред-ставьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К. Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке – твердой и решительной.
          Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей.
          Задания
          1. Изучите программу С.А. Козловой « Я – Человек» (Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью:
          Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – М.,1998) и сформулируйте рекомендации для педагога по формированию у детей представлений о семье.
          2. Изучите программу А.Д. Шатовой «Экономика... и дошкольник» (Экономика для взрослых и детей: Приложение к журналу «Обруч». –1999. – № 1) и дополните содержание экономического воспитания в семье такими направлениями, как знакомство с деньгами, с рекламой.
          3. Повторите материал о механизмах воспитания (глава 4). Рассмотрите направления полового воспитания детей через призму этих механизмов.
          4. Из курса психологии вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте рекомендации для домашнего воспитания сына или дочери.
          5. Подберите пестушки, потягушки, потешки, колыбельные песни, которые сопровож-дали повседневную жизнь ребенка в семье, его игры, «закрепляли» их достижения в развитии (например, первые шаги). Выучите их наизусть, продумайте игровые действия, которые можно показать малышам с целью обогащения игр семейной тематики.
          6. Разработайте конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на одну из тем: «Сила семьи – в ее родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии».

Семейная педагогика и домашнее воспитание (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12)