Поиск   Шрифт   Реклама [x]   @  

Психология / Семейная психология / Райгородский


Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 4

Психологические проблемы первых лет супружеской жизни (2 3 4 5)

          Часть 4

          верительном общении, потребность в психической поддержке и понимании. Перечисленные потребности выполняют важнейшие функции, обеспечивающие устойчивость психической жизни индивида, дают ему необходимые условия для гармоничного равновесия всей психической (душевной) жизни, резко повышают общую психическую устойчивость ко всем другим жизненным трудностям.
          Таким образом, устойчивость брака прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности. Если же они не удовлетворяются, то разрушается нравственно-психологическая устойчивость супружеской жизни, возникают чувства разочарования, обиды, ощущения своей ненужности и другие отрицательные эмоции.

          ДОВЕРИТЕЛЬНО-ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
          При углубленном анализе дружеских и любовных отношений людей возникает целая серия вопросов: какая необходимость, какая естественная психологическая нужда ведет человека к тому, что он испытывает потребность в друге, товарище, соратнике? Казалось бы, зачем они нужны? В чем их польза?
          Нам представляется, что человек очень нуждается, т.е. испытывает сильнейшую потребность, в свободном и спонтанном выражении своих чувств, эмоция, переживаний. У каждого человека есть желание и стремление свободного, ничем не связанного выражения своих мыслей, раздумий. Для современного человека нет ничего тяжелее, если не с кем поделиться самыми затаенными чувствами.
          В условиях регламентированных отношений и форм поведения, навязанных правил и условностей человек желает высказать легко и непринужденно свои сокровенные мысли, переживания, эмоции. Он не хочет постоянно находиться в нравственном и духовном подполье, т.е. подвергать себя жесткому самоконтролю и самоцензуре.
          Итак, мы полагаем, что человеку крайне необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Оно требует от партнера сочувствия, сострадания, понимания, «вхождения» в психический мир другой личности. Главное в таком общении то, что нас «принимают» такими, какие мы есть на самом деле. У партнера должен быть соответствующий психологический резонанс с нашим психическим миром.
          Другой партнер должен проявить к нам искренний и неподдельный интерес. В результате такого общения партнерам должно быть «тепло».
          Брак и семья дают человеку именно такое общение, которое максимально откровенно и доверительно. В семейном общении человек как бы сбрасывает с себя социальные маски, отстраняя те социальные роли, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность начинает чувствовать полностью свою самобытность и неповторимую индивидуальность.
          Таким образом, семейное общение выполняет совершенно иные функции по сравнению с другими видами человеческого общения, описанными в социальной психологии. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение и является именно дружеским.
          Психически развитый человек не может нормально жить и действовать без обмена информацией, чувствами, переживаниями, размышлениями с другими людьми.
          Способность к общению может развиваться только тогда, когда сама личность проявляет активную деятельность в сфере общения с другими людьми.
          Мы часто не обращаем достаточного внимания на то, что именно дружба, любовь выполняют важнейшие психотерапевтические функции, суть которых состоит в эмоциональной и психической поддержке, защищенности, комфорте, заботливости. Если брак и семья не дают личности именно этого, то один или оба супруга чувствуют взаимную отчужденность, и брачное сожительство теряет смысл, свою особую значимость и ценность для личности.
          Для обеспечения устойчивости психической жизни индивид крайне нуждается в положительных эмоциях, переживаниях. Чувство радости и удовольствия, интереса каждый человек должен получать прежде всего в семье. Брачная жизнь в целом должна давать индивиду заряд положительных чувств и эмоций, которые весьма ощутимо влияют на стабильность психики, на удовлетворенность жизнью вообще.

          Советский педагог В.А. Сухомлинский писал о том, что дети должны испытывать радость, комплекс всех положительных чувств и эмоций. Именно положительные чувства и эмоции крайне важны для ребенка. Свой подготовительный класс для шестилеток он так и назвал «школой радости». Великий педагог постоянно обращал внимание на важность положительных оценок, отзывов и поощрений во всей воспитательной практике.
          Идеи В.А. Сухомлинского вполне применимы и для брачной жизни. Более того, условия профессиональной деятельности человека могут быть иногда настолько тяжелы и отягощены неблагоприятными факторами, что единственным источником положительных чувств и эмоций может быть только брак и семья. В подобных обстоятельствах значимость семейной жизни еще больше возрастает.
          Нет сомнения в том, что удовлетворенность супружескими взаимоотношениями во многом зависит от того, в какой мере и степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни.
          В кризисных браках, наоборот, создается такая ситуация, что супруги постоянно испытывают сугубо отрицательные эмоции, по крайней мере соотношение между положительными и отрицательными эмоциями всегда в пользу последних.
          Вполне естественно, что ссоры, разногласия, взаимные оскорбления так или иначе связаны с отрицательными эмоциями. В конечном счете, отрицательные эмоции вызывают тревогу, напряженность, подавленность, а в случаях, когда они регулярны и постоянны, – состояние депрессии, при котором угнетенное настроение становится как бы хроническим.
          Такие процессы характерны для неблагополучных браков, значительная часть которых и заканчивается разводом.
          Чувство психической поддержки самых близких людей дает человеку уверенность и устойчивость в других, так сказать, внесемейных делах, например во взаимоотношениях, которые складываются в трудовом коллективе.
          Именно в психической поддержке, взаимопонимании, в дружеском, любовном, уважительном отношении кроется так называемая «психотерапевтическая» функция семьи. Только в семейном общении человек восстанавливает психическую уравновешенность, уверенность в себе вообще.
          Жизнестойкость супружеской пары, по нашему мнению, прежде всего, связана с чувством поддержки, взаимопонимания и психического комфорта. Итак, потребность в доверительно-дружеском общении, в психической поддержке и защите, а также потребность человека в положительных эмоциях мы относим к так называемым эмоционально-психологическим потребностям.
          Вся совокупность таких потребностей находится в динамической подвижности, взаимодействии, т.е. одна или две достаточно удовлетворенные потребности могут компенсировать недостаток других потребностей. Подобное мы наблюдаем в средних и пожилых браках, где потребность любить и быть любимым компенсируется супружеской дружбой и установившимся стереотипом совместного образа жизни. Хотелось бы отметить, что наша концепция эмоционально-психологических потребностей в этом смысле является лишь удобной теоретической конструкцией, пытающейся дать объяснение причин устойчивости или неустойчивости брачной жизни.
          Неудовлетворение основных эмоционально-психологических потребностей очень часто может привести к психической неустойчивости и неуравновешенности. Медицинские работники свидетельствуют о том, что основные причины депрессивных состояний, особенно у женщин, прежде всего, связаны с семейными обстоятельствами.
          Если женщина почувствовала, что она нелюбима, что ее не ценят и не уважают, у нее появляется сложнейший психотравмирующий комплекс.
          Мы полагаем, что конфликтные и, более того, кризисные ситуации в брачной жизни наступают именно тогда, когда не удовлетворяются основные эмоционально-психологические потребности личности. Удовлетворение же таких потребностей дает возможность человеку выдержать те многочисленные жизненные трудности, которые неизбежно встречаются в жизни вообще и в семейной жизни в частности. Мы имеем в виду прежде всего жилищные и материальные трудности, проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, с болезнями, состоянием здоровья в целом.

          НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА
          Как известно, удовлетворение материальных и духовных потребностей личности является необходимым условием ее нормального функционирования, условием трудовой и другой активности. В случае, если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности. Социально-экономи-ческие, психологические и физиологические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана.
          К сожалению, в научной литературе остались без внимания и анализа те жизненные ситуации, в которых потребности членов семьи не удовлетворяются или удовлетворяются недостаточно. В подобных ситуациях члены семьи испытывают лишения, нужду, острую нехватку средств. Возникает вопрос:
          в какой мере подобные лишения разрушают устойчивость брака, как они влияют на супружеские взаимоотношения, что происходит с человеком, когда не удовлетворяются его разнообразные потребности?
          Отсутствие возможностей удовлетворения тех или иных потребностей личности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает самые разнообразные отрицательные чувства, состояние социального и психологического дискомфорта, напряжения, лишения. Например, соматические и психические изменения, связанные с хроническим голодом, известны не только медикам, но десяткам и даже сотням миллионов людей, живущих на Земле.
          Во многих жарких и засушливых районах мира обеспечение пресной водой без всякого преувеличения является вопросом жизни и смерти. В этом отношении нет никакой нужды описывать психические состояния и ощущения человека, испытывающего жажду. Ощущение голода и жажды – наиболее яркие примеры психических следствий при неудовлетворении жизненно важных потребностей личности.
          Неудовлетворение других потребностей личности, особенно так называемых социогенных, возможно, и не так катастрофично, как удовлетворение потребностей в пище и воде, но, тем не менее, последствия могут быть самые тяжелые и мучительные для психического здоровья личности.
          Если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны различные отрицательные последствия: измена, половая холодность женщины, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.
          Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Можно сказать, что всем нам хорошо известно состояние лишения, дефицита или другими словами, депривации.
          Социальная депривация – это прежде всего те лишения и трудности, которые испытывает человек в общественно-экономическом бытии.
          Иными словами, депривация – такое состояние, в результате которого сформировавшиеся в прошлом потребности личности (семьи, коллектива и т.п.) не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени. Блокирование удовлетворения потребностей вызывает состояние психической напряженности и часто может приводить к весьма отрицательным последствиям как для самого объекта депривации, так и для среды его ближайшего окружения. Итак, если члены семьи не могут удовлетворить свои материальные или эмоционально-психологические потребности, то возникает семейная депривация. Под ней мы понимаем объективно выраженную и субъективно оцененную резкую нехватку или отсутствие средств для удовлетворения потребности.
          Естественно, что при отсутствии той или иной потребности наличие блокирующих условий ее удовлетворения (наличие депривационной ситуации) не может вылиться в депривацию. Так, например, возросший дефицит мест в детские ясли не отразится на поведении людей, не имеющих ребенка, хотя сама по себе депривационная ситуация будет налицо. Она будет существовать в виде информированности о дефиците и определенного отношения к нему. Однако в данном случае и знание, и отношение, существуя как таковые, не значимы для личности, они не повлекут за собой изменения ее поведения. Таким образом, очевидно, что возможность удовлетворения несформированной потребности не может привести к депривации.
          Следует отметить, что, говоря о депривационной ситуации и о социальной депривации как таковой, мы относим их к блокированию определенной, конкретной потребности, а не к общему состоянию личности. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности.
          Более того, комплекс неудовлетворенных потребностей, создавая мощное пси-хическое напряжение, является питательной почвой для развития депривационной ситуации относительно комплекса других потребностей. Указанную взаимозависимость условий удовлетворения потребностей можно проследить на примере конфликтов, возникающих между супругами и родителями, детьми из-за острого дефицита времени на общение и хронических напряжений, которые в свою очередь были вызваны чрезмерной загрузкой на работе или решением бытовых вопросов.
          Соотношение, комбинация потребностей, удовлетворяемых в различной степени, дифференциация влияния частных деприваций на общий уровень состояния личности – вопрос следующего, более высокого уровня изучения, анализ которого мы приведем несколько позже.
          При наличии той или иной потребности возникает необходимость в ее удовлетворении, с позиции которой рассматриваются различные ситуации, представляющим собой условия реализации потребности. Условия реализации – объективные возможности удовлетворения потребности. Но для депривационной ситуации характерно не только наличие объективно неудовлетворительных условий, но также и признание их таковыми личностью, супружеской парой.
          Проиллюстрируем сказанное примером. Степень удовлетворения целого комплекса потребностей – будь то физиологические, психологические или социальные – находится в зависимости от размера душевого дохода. В данном случае критерием оценки условий реализации потребностей является разница между индивидуальным доходом и прожиточным минимумом. Если разница отрицательная, т.е. доход меньше прожиточного минимума, то реализация одних потребностей затрудняется, других блокируется. И наоборот, чем больше положительная разница, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения потребностей.
          В данном случае величина душевого дохода выступает объективным фактором депривационной ситуации. Субъективным фактором является степень удовлетворенности личности, супружеской пары данным уровнем обеспеченности, т.е. оценка достаточности уровня дохода для реализации потребностей. Одной группой лиц ежемесячный душевой доход в размере 120 руб. может расцениваться как вполне удовлетворительный, другой – как минимально достаточный, третьей – как совершенно неудовлетворительный. Таким образом, самые, казалось бы, благоприятные жилищные или, допустим, материальные условия могут выступать и как достаточные и как недостаточные для реализации тех или иных потребностей.
          Таким образом, одним из наименее изученных и, на наш взгляд, весьма перспективных направлений социолого-демографических исследований семьи является проблема семейного восприятия, оценки разнообразных условий жизнедеятельности. Возможно, что при углубленном анализе данного раздела мы сможем ответить на вопрос, почему при равных социально-экономических условиях одним парам удается сохранить семью, а другим нет.
          Теория социальной деприваций, позволяющая ответить на вопросы, какая степень ограничения и каких именно потребностей приводит к дезорганизации деятельности семьи, теснейшим образом связана с концепцией устойчивости брака. Строго говоря, семейная депривация является составной частью концепции устойчивости брака, так как последняя рассматривает систему факторов, влияющих на степень оптимальности функционирования семейной структуры. Заметим, что подобная трактовка устойчивости брака возникла из попытки дифференциации браков не только по критерию сохранения или не сохранения официального брачного статуса, но и с точки зрения удовлетворенности супругов в целом семейной жизнью.
          Когда мы говорим об устойчивости брака, мы выделяем две основные системы факторов, ее определяющих. Первая – система социально-экономических факторов (жилье, материальное положение, бюджет времени, условия труда и т.п.), которая является ведущей. Вторая – система социально-психологических факторов, которая определяет степень успешности выполнения супружеской парой всех многообразных семейных функций, степень успешности семейного сотрудничества и кооперации, степень удовлетворенности семейной жизнью.
          Устойчивость брака зависит от взаимосвязанных действий факторов обоих порядков.
          В том случае, когда возможность удовлетворения потребностей одной или сразу двух систем ограничена (блокирована), возникает дестабилизация брачно-семейной жизни. Таким образом, в отношении семейной депривации логично выделить те же две системы.
          Социально-психологическая депривация – ограничение многообразных, связанных с семейным общением, потребностей, сотрудничеством, и в первую очередь – с дефицитом эмоционально-психологических потребностей.
          Любые потребности личности могут удовлетворяться социально-приемлемым путем, в рамках сложившихся культурных норм, правил, традиций, обычаев. В условиях социального дефицита потребности могут удовлетворяться антисоциальным путем. Например, материальное благосостояние семьи можно обеспечить честным трудом в общественном производстве, но оно может быть обеспечено и через спекуляцию, хищение, другие противоправные поступки.
          Социальные лишения и трудности, социальный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей раскрывают нам путь к анализу и пониманию различных социальных отклонений в поведении людей. Социальные лишения, трудности, постоянный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей может вызывать в поведении людей агрессивность, наступательность, жадность, жесткую борьбу за свое «место под солнцем», карьеризм, делячество и т.д.
          Таким образом, концепция социальной депривации дает нам систему социальных факторов, определяющих и объясняющих совершенно, казалось бы, различные социальные явления: хищения социалистического имущества, карьеризм, вещизм, аморализм и многое другое. Данная концепция имеет широкие эвристические возможности: с ее помощью легко перебрасывается «мостик» от социологических и экономических наук к сугубо медицинским проблемам, а именно социальным проблемам психического здоровья населения. Ибо неудовлетворенные потребности различного содержания, плана, характера влияют на психическое здоровье человека, на его уравновешенность или неуравновешенность.
          Итак, социальная депривация вызывает различную по степени и интенсивности физиологическую, психологическую, социальную напряженность и дискомфорт. Она связана с целым рядом различных отрицательных эмоций, которые и приводят то ли к депрессии, то ли к чувству подавленности и угнетенности. В других обстоятельствах лишения, нужда, связанные с неудовлетворенными или частично удовлетворенными потребностями, вызывают гнев, раздражение, ненависть.
          Вполне естественно, что с помощью концепции социальной и психической депривации мы можем по-новому взглянуть на проблемы устойчивости семьи, более четко и ясно сознавая все те многочисленные трудности, с которыми сталкиваются мужчины и женщины в семейной жизни.



          О ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЯХ И КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
          Анализ мотивов разводов показывает, что в них отражается субъективная оценка бракоразводного процесса глазами каждого из супругов. Как правило, виновником несчастья является другая сторона. Поэтому нельзя сделать никаких объективных выводов о самих трудностях супружеской жизни. Создается ложное впечатление, что у семьи их просто нет. Мотивы разводов – это, скорее всего, субъективное обоснование для себя и для суда предпринятого решения расторгнуть брак с конкретным человеком. Для создания более или менее объективной картины неблагополучных процессов в супружеской жизни необходимо проанализировать те трудности, с которыми супруги встречаются в семейной жизни. По-видимому, следует исходить из простого и почти самоочевидного положения, что жизнь сама по себе трудна, т.е. связана с постоянным преодолением тех или иных препятствий.
          Любая деятельность, учеба, овладение профессией также связаны с преодолением бесчисленных трудностей.
          Сам труд неизбежно связан с определенным усилием, нервным напряжением, какими-то препятствиями, сложностями, значительными затратами физических сил и психофизической энергии. Пока неясно, что появилось первым в нашем языке: слово «труд» или «трудно», но их глубокая смысловая связь несомненна.
          Малышу трудно научиться ходить, очень трудно научиться держать ложку в руках и самому одеваться. Очень трудно, особенно в первые дни, в первые недели, быть в детском саду вдалеке от мамы. Трудно научиться писать, читать, решать математические задачи. Следовательно, необходимы усилия, постоянная тренировка для выработки тех или иных навыков и умений.
          Понятие «жизненная трудность» для нас важно для того, чтобы полнее и точнее охарактеризовать психологическую и социальную зрелость личности. Подготовленность человека, его способность преодолевать любые жизненные трудности – один из важнейших показателей зрелости. Трудности брачной и семейной жизни самые разнообразные. В совместной деятельности супругов они вполне преодолимы. Поэтому, когда мы анализируем проблемы брака и семьи, то для нас особенно важным является способность и умение супругов преодолевать различные жизненные трудности.
          Само собой разумеется, что различное материальное и жилищное обеспечение семьи может совершенно по-разному отражаться в сознании супругов. Например, заработок в размере 180-200 руб. может казаться одному весьма приличным и достаточно высоким, а другому – низким. Поэтому любые жизненные трудности, субъективно отражаясь в психике супругов, создают неодинаковую психическую напряженность, различное отношение, которое и отражается в реальном поведении.
          То, что для одного из супругов может быть предметом тяжелых переживаний, для другого – заурядный житейский случай, который хотя и вызывает отрицательные эмоции, однако небольшого накала.
          По-видимому, относительно самостоятельным вопросом является степень, так сказать, тренированности человека, т.е. как он подготовлен к преодолению трудностей всей предшествующей жизнью. Именно данным обстоятельством определяется часто необыкновенная жизнестойкость особо талантливых деятелей науки и искусства, которые «сделали сами себя», преодолев различного рода препятствия и трудности. Таким примером является Мартин Иден в романе Джека Лондона. Он преодолел, казалось бы, непреодолимые препятствия. Сама жизнь подготовила его к преодолению все новых и новых преград на пути к своей мечте.
          Итак, с психологической точки зрения мы говорим о стрессоустойчивости человека, а в простом житейском плане – о его жизнестойкости. Сам процесс жизни становится для человека «университетом». Чтобы достичь задуманного, ему необходимо научиться преодолевать трудности, которые в жизни практически неизбежны. Преодоление трудностей обязательно связано с психическим напряжением. Люди с разной силой нервной системы могут выдержать и разные психические напряжения. В данном случае речь идет о различных возможностях индивида успешно или неуспешно справляться с трудностями и препятствиями.
          Итак, когда мы говорим о способности человека преодолевать те или иные жизненные трудности, то следует учитывать: а) силу нервной системы; б) состояние нервно-психического здоровья; в) субъективное восприятие трудностей; г) усилия, напряжения, необходимые для преодоления трудностей; д) степень социального научения в преодолении трудных жизненных ситуаций.
          Будет вполне логичным обычные житейские трудности отделять от таких, когда важные проблемы для данного брака или семьи на определенном этапе просто неразрешимы (например, невозможность получения жилья, очень низкий материальный достаток). Их можно обозначить как критические жизненные ситуации. Именно они являются наиболее опасными для брака и семьи, так как создают ситуацию постоянного неудовлетворения основных потребностей супругов, что в свою очередь приводит к хроническому психическому напряжению.
          Критические жизненные ситуации различаются по временной длительности (например, жилищная проблема неразрешима для супругов в течение многих лет). Естественно, что содержание и характер критической жизненной ситуации зависят от того, какая именно потребность не удовлетворяется.
          У супругов могут возникать и одновременные трудности самого различного характера: материальные, жилищные, конфликты с родителями той или другой стороны, разнообразные трудности на работе, дефицит времени, болезни детей и собственное нездоровье, невозможность или трудность с устройством ребенка в детский сад и др. Следовательно, психика человека должна быть готова выдержать одновременные трудности и лишения. В сложившейся ситуации все опять зависит от степени психического напряжения, создаваемого жизненными трудностями, их длительностью, с одной стороны, и, с другой – от состояния психического здоровья данной личности, от типа нервной системы и темперамента.
          Здесь надо оговориться, что тот или иной человек может уметь преодолевать трудности в одиночку, организуя всю свою деятельность и поведение для достижения поставленной цели. Однако тот же человек иногда не может это делать совместно с кем-то, т.е. у него нет навыков совместного, кооперативного поведения, которое характерно для семейного взаимодействия. Следовательно, имеется специфический ряд трудностей, связанных с человеческими взаимоотношениями, с навыками и умениями действовать сообща, коллективно. Собственно говоря, речь идет о трудностях совместной деятельности, где существуют нормы и правила, права и обязанности, разделение труда, общие цели и задачи. Подобная совместная деятельность также характерна для семейной жизни. Трудности и критические жизненные ситуации могут вызывать у одного или одновременно у обоих супругов стресс, кризис, которые характеризуются различной силой и степенью психического напряжения. С точки зрения медицинской психологии и психиатрии различные жизненные трудности и критические жизненные обстоятельства интерпретируются как психотравмирующие факторы.
          Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка. В подобных условиях ссоры л конфликты между супругами приобретают особую разрушительную силу В этой связи следует принципиально по-новому оценивать мотивы разводов как сугубо субъективное отражение всех тех трудностей и критических ситуаций, с которыми столкнулись супруги в совместной брачной жизни. За теми мотивами, которые фигурируют в бракоразводных процессах, стоят скрытые глубинные социально-экономические и социально-психологические факторы, которые могут разрушать семейную жизнь.
          Она объективно связана с самыми разнообразными трудностями и критическими ситуациями. Очень часто напряжения, вызванные объективными трудностями семейной жизни, становятся хроническими, а отрицательные эмоции – постоянными и устойчивыми. У каждого из супругов накапливается чувство неудовлетворенности супружеской жизнью. Характер совместной жизни таков, что невольно в сознаний супругов все трудности связываются с личностью другого брачного партнера. Таким образом, постепенно он как бы становится «виновником» тех неблагоприятных условий, в которых оказалась семья. Вспомним традиционные, стереотипные обвинения жен в адрес мужей: «Ты не можешь обеспечить семью». Вполне естественно, что тот, кому выдвинуты те или иные несправедливые обвинения, предпринимает попытки себя оправдать. Таким образом, основа для ссор и конфликтов налицо. Так возникает «явление снежного кома», когда один конфликт порождает нескончаемую цепь других. Супруги переходят на критику личностных особенностей друг друга, в эмоциональных ссорах начинаются оскорбления и унижения, которые болезненно задевают чувство собственного достоинства, самую болезненную и самую чувствительную часть нашего «Я».

          ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СУПРУГОВ
          Термин «ценность» широко используется в социологической и философской литературе. Все многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действия, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззренческие взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др.
          В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность.
          Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости.
          Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений.
          Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным. Они, прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях.
          Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей.
          Принимая решение о расторжении брака, человек, прежде всего, мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности.
          Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.
          Это придает поведению человека определенную стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах.
          Система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера.
          Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
          Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определенные ценности.
          В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных.
          Ценностная система личности – сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит многое изучить в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы полагаем, что это одно и то же.
          Система ценностей дает возможность личности решить, что для нее значимо и важно в брачной, и семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны, партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.
          Ценности личности организованы в определенную иерархическую структуру по степени их важности, актуальности, необходимости в данный, период жизни человека. Подобная иерархическая структура не является застывшей. Напротив, она достаточно гибка и динамична. Так, для молодого человека, только что закончившего школу, предел мечтаний – поступить в любимый вуз и приобрести желанную профессию. В данный период потребность в получении образования и выборе профессии является самой важной ценностью, занимающей первое место в системе ценностей. Когда мечта осуществилась, эта ценность уходит на третий или четвертый план. Например, через некоторое время молодой человек влюбляется в красавицу-сокурсницу. Теперь его высшую ценность представляет ее внимание, ее ответное чувство. Молодые люди поженились, и со всей остротой перед ними встал жилищный вопрос. Квартира в данный периоду молодоженов является ведущей ценностью. Как мы убедились, одна и та же ценность может занимать разное порядковое место по значимости в различные периоды жизни человека. Естественно, что значительные расхождения в индивидуальных системах ценностей и приводят к многочисленным конфликтам различной разрушительной силы для брачного союза.
          Итак, расхождения супругов во взглядах и представлениях весьма многолики. Для большей точности научного осмысления мы их называем расхождениями в индивидуальных системах ценностей. Они порождают особую группу конфликтов между супругами. К сожалению, подобные конфликтные ситуации раньше не изучались, и мы не имеем конкретной социологической информации по этому вопросу. Сейчас можно лишь утверждать, что анализ мотивов разводов, увлечение которым мы и сами пережили, ничего не дает для понимания конфликт
ов супругов на базе несовместимости их ценностей.

          СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ОСОБО ОПАСНЫЕ СЛУЧАИ
          Эгоцентрическое поведение и его влияние на супружескую жизнь
          Наш опыт консультативной работы с разводящимися супругами привел к выводу, что эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я» – один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к крушению брачного корабля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».
          Если мы проанализируем всю так называемую нашу душевную жизнь, то заметим, какое огромное место мы отводим размышлениям о самих себе.
          Как правило, в подобных размышлениях мы занимаемся крайним самовосхвалением, самопочитанием, возведением себя на различные нравственные пьедесталы. Самовозвеличивание – очень страшная нравственная болезнь, так как мы часто забываем всякую меру. Путь к собственному культу личности самый простой, бесхитростный и примитивный, если безоговорочно следовать своим страстям и желаниям, если исключить всякие волевые усилия.
          Наше «Я» всегда стремится к главенству, старшинству, лидерству, превосходству над другими людьми. «Я» – практически всегда диктатор и повелитель, что является одним из главных источников конфликтных ситуаций.
          Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.
          «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
          Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям.
          Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности – с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.
          Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях.
          Источник эгоцентризма следует искать в детских годах, когда в родительской семье ребенок, с одной стороны, был центром внимания всех ее членов, а с другой – он не был приучен заботиться о маме, папе, дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Особенно сильный эгоцентризм характерен для единственных детей в семье.
          К сожалению, в семейной педагогике упускается важнейший аспект нравственного воспитания личности ребенка: способность заботиться о близких и дорогих нам людях, а также о людях вообще. Почему-то и в научной, и в научно-популярной литературе по педагогике не делается упор на эту, прямо скажем, основополагающую способность. Без наличия такой способности вряд ли будет плодотворно и эффективно сотрудничество в любых социальных группах.
          Как часто на бракоразводных процессах за внешним нагромождением взаимных претензий бывших супругов приходится наблюдать жесточайшую борьбу двух эгоистов, не желающих ничего видеть и слышать, не способных ни о чем думать, кроме как о своих корыстных интересах.
          По нашему мнению, забота о близких: детях, родителях, муже, жене, брату, сестре и т.д. – основное нравственное качество личности. Вряд ли дружеские, любовные и супружеские взаимоотношения смогут долго просуществовать без наличия подобного качества. Забота о другом человеке, прежде всего, предполагает, что мы отождествляем свои интересы с интересами партнера, его потребности и желания мы рассматриваем как собственные. В подобных случаях наше «Я» неотделимо от «Я» другого человека. Слияние двух «Я» – необходимейшее условие настоящей дружбы, любви – основного фундамента супружеских отношений. Максимальный учет интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей брачного партнера – одно из важных и существенных условий брачной и семейной жизни.
          Разумеется, здесь необходимо учитывать еще и другое условие: сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека. Это второй важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости.
          Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т.е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания (В медицинской психологии и психиатрии совокупность этих чувств называется эмпатией, или синтонией); на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания, способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее, всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии (синтонии) у конкретного человека.
          Отношение человека к человеку – одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т.е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.
          В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т. е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.
          Каждая личность в процессе своего становления испытывает массу отрицательных влияний, многие из которых являются настоящими психическими травмами. Найдется немного счастливцев, которые воспитывались в достаточно гармоничных социальных условиях.
          Кроме того, следует учитывать, что человек – сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности. В европейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно описал Блез Паскаль: «Мы не довольствуемся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным существом, – нам надо создать в представлении групп людей некий воображаемый образ, и ради этого мы стараемся казаться. Не жалея сил, мы постоянно приукрашиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопимся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы украсить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас подлинных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы прослыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожеств нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется ни самим собою, ни своим выдуманным двойником и часто меняет их местами!.. Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, – даже среди тех, что появятся, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких нам людей».
          К сожалению, природа человека такова, что он действительно не хочет знать правды о самом себе, и вряд ли есть какие-либо преувеличения в проницательных и глубоких мыслях Блеза Паскаля.
          К сожалению, в характере практически всех людей имеются те или иные недостатки, влияющие на супружеские отношения. Например, стремление к чистоте и порядку в квартире – весьма похвальное качество каждой женщины, но даже такая черта, доведенная до чрезмерной крайности, становится буквально навязчивой идеей и усложняет жизнь всех членов семьи.
          Известная строгость отца к проступкам детей естественна и необходима, однако в отдельных случаях она может дойти до холодной жестокости и постоянного физического наказания детей. Можно было бы еще привести примеры, как самые, казалось бы, вполне положительные черты характера или поведения могут выливаться в свою противоположность. В последние два десятилетия в медицинской психологии были введены такие понятия, как «акцентуированная личность», «акцентуированный характер». «Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». При большей выраженности акцентуированных черт характера они могут накладывать отпечаток на всю личность и в значительной мере осложнять взаимоотношения с другими людьми. При внимательном изучении оказалось, что личности с акцентуированными чертами характера составляют довольно большой контингент. Проф. К. Леонгард (ГДР) отмечает следующее обстоятельство: «...население нашей страны, во всяком случае •население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% – стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».
          В реальной жизни не так уж редко приходится встречаться с людьми, для которых характерна ложно понятая ими гордость. Она представляет чрезмерно высокое мнение о самом себе, ни на чем не основанное высокомерие, надменную кичливость. Для подобных людей характерно стремление значить больше, чем они есть на самом деле. Они часто стремятся выделиться среди окружающих, обратить на себя внимание, чем-то «блеснуть» и чем-либо похвастаться. Подобные черты характера, безусловно, затрудняют эффективное и плодотворное сотрудничество с другими людьми. Установление нормальных отношений с другими людьми также затрудняется в тех случаях, когда мы крайне нетерпимы к чужим мнениям и суждениям.
          Разумеется, в данном случае наши рассуждения о человеческих слабостях и недостатках весьма абстрактны, так как для каждого конкретного человека характерен свой уникальный набор тех или иных несовершенств. Ясно лишь то, что давно уже следует отказаться от примитивной схемы, состоящей в том, что есть «хорошие» люди и есть «плохие». Первой группе людей свойственны только положительные черты, а второй – только отрицательные. Классики мировой литературы прекрасно понимали сложнейшую диалектику сочетания и положительного и отрицательного в одном человеке. Например, Лев Николаевич Толстой в своих дневниках за 1898 год писал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем: человека умным, глупым; добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности...».
          Далее он пишет: «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо».
          Подобная идея воплощена и в произведениях Ф.М. Достоевского, который замечательно показал многоликость, многозначность человека.
          Таким образом, при анализе человеческих поступков, поведения, супружеских конфликтов нас ожидают определенные успехи лишь тогда, когда мы признаем жестокую правду: в каждом человеке много тех или иных недостатков, которые осложняют жизнь близких и дорогих ему людей.

          Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке
          Измена – одна из малоисследованных проблем брачной жизни. Сложность заключается в том, что она отражает много противоречий, конфликтов, дисгармонии между супругами, следовательно, несет в себе массу разнообразных психологических мотивов. В результате измены зачастую разрушается супружеская жизнь. Для исследователей семьи интересны прежде всего причины и мотивы измены, т.е. почему женатый мужчина или замужняя женщина решаются на измену, что толкает их к этому. Можно предположить, что к измене приводят человека разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений между супругами. Как и почему происходит это разочарование, как диалектически изменяется первоначальное чувство любви и переходит в безразличие, вражду, неприязнь, а порою даже и в ненависть? Почему между супругами возникает психологическая отчужденность?
          Общеизвестно, что одиночество в браке вследствие отчужденности – весьма распространенное явление. Следует обратить внимание также на то, что значительная часть браков держится на общей заботе о детях, общей площади, общем имуществе и т. д. Супруги по взаимной договоренности могут вести совершенно автономную личную жизнь, которая возникает стихийно как результат отчуждения. Они не хотят или не могут развестись из-за детей или по каким-то другим мотивам. Измена как причина разводов по сути дела является следствием неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями. За изменой скрываются многие социально-психо-логические явления самого различного характера и свойства. Общественные институты, система господствующих взглядов и воззрений поддерживают моногамию моральными нормами, обычаями, традициями. Моногамный брак прошел длительный период развития, и сложившиеся формы супружеских отношений поддерживались религиозными и юридическими актами. Собственность, наследование ее, преемственность собственности детьми – вот что явилось основой моногамного брака. Первоначальное проявление супружеской верности исходило из необходимости мужчины быть уверенным в единокровии своих детей.
          В художественной литературе XVIII-XIX вв. изображение обманутого мужа, любовных похождений мужа или жены – довольно распространенная тема. Возможно, что в литературе нашел отражение тот факт, что буржуазный брак в большинстве случаев заключался по расчету: он являлся средством материального (а иногда и политического) укрепления семьи. Это деловой, договорный брак, цель которого – увеличить доход, улучшить материальное положение одного или обоих супругов. Иными словами, материальные или другие какие-либо прагматические интересы стояли выше любви. Естественно, такой брак не исключает каких-либо положительных чувств и эмоций супругов друг к другу, однако они не являются ведущими и определяющими. В данном случае измену можно рассматривать как определенное дополнение к браку, ибо один из супругов не находит в нем возможности удовлетворить свои потребности в ласке, нежности, заботе, взаимопонимании и т.д.
          По-видимому, целесообразно остановиться на понятии супружеского долга. Он представляет осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с общими интересами семьи. В таком понимании супружеский долг – внутреннее побуждение, ставшее нормой поведения человека.
          Понятие супружеского долга разными людьми может восприниматься по-разному. Это зависит от внутреннего, нравственного развития. Все люди так или иначе признают супружеские обязанности, вытекающие из супружеского долга. Однако далеко не всех можно назвать высоконравственными людьми. Об этом еще в прошлом веке метко и необычайно точно писал Н.А. Добролюбов: «Не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собою веление долга, как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение».
          Естественно, чувство долга часто связано с готовностью к самопожертвованию своими собственными интересами ради благополучия другого брачного партнера, Такое самопожертвование дается человеку легко, когда один супруг отождествляет свое «Я» с «Я» другого.
          Кроме того, любя друга, мы любим собственное благо, ибо «хороший человек, став нашим другом, становится благом» (Аристотель). То же самое можно сказать и о супругах, между которыми установилась прочная дружба, тогда и верность выступает как нравственный долг перед партнером.
          Верность – это система обязательств перед брачным партнером, которые регулируются моральными нормами и стандартами. Верность взятым на себя обязательствам всегда была цементирующим и связывающим узлом любого дружеского союза, любой большой или малой социальной группы. Верность родине, верность воинскому долгу, верность и преданность каким-то идеалам всегда культивировались общественным мнением.
          Антиподом верности выступает измена. Самые древние памятники культуры донесли до нас восхваление и возвеличивание верности. И наоборот, нет ничего позорнее и гнуснее измены. Верность есть убежденность в ценности, значимости принятых на себя обязательств. Она ассоциируется с преданностью.
          В психологическом плане верность – эмоционально-психологический комплекс отождествления себя с группой, родиной, идеями, близкими, детьми и т. д.
          Верность – особая социокультурная ценность, которая сама по себе приобрела смысл и значение в жизненном положении человека. В современном браке верность, преданность регулируются скорее нравственными связями и отношениями супругов, хотя верность подкрепляется и юридическими санкциями, так как измена считается достаточным основанием для расторжения брака.
          Мерилом нравственных отношений между супругами являются их воспитание, культура, ответственность друг перед другом, готовность жить для других, о чем так хорошо сказал Н.А. Добролюбов. Человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счастьем. Если кто не чувствует в себе такой способности, значит, он еще мало развил в себе истинно человеческие элементы, значит, животные потребности слишком сильно преобладают в нем.
          А теперь перейдем к анализу интимных отношений. О половых потребностях человека написано немало. Специальные разделы медицинской науки – сексология и сексопатология – изучают закономерности сексуальной жизни человека в норме и патологии. В последние десятилетия усилиями ученых-медиков под руководством проф. Г.С. Васильченко созданы капитальные труды «Общая сексопатология» (М., 1977) и «Частная сексопатология» в двух томах (М., 1983), которые получили широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.
          Известность и популярность получила также книга проф. А.М. Свядоща «Женская сексопатология» (М., 1974). Указанные работы являются специальными изданиями, получившими официальный статус руководства для врачей. Научно-популярная литература по сексуальным проблемам многообразна и вполне достаточна для санитарно-гигиенического образования рядового читателя. Ее основной недостаток – небольшие тиражи, совершенно недостаточные для удовлетворения потребности в знаниях широкой читательской публики.
          Советским ученым-медикам, занимающимся проблемами сексуальной жизни, удалось избежать крайностей некоторых буржуазных ученых, которые придают исключительное значение «утилитарным» приемам, способам сексуальных отношений. Ими снимаются, недооцениваются и игнорируются сложнейшие социально-психологические проблемы интимных отношений. Остается, так сказать, чисто физиологический подход, который в практике человеческих отношений выглядит вульгарно и примитивно [Этот консервативный взгляд эпохи «застоя» выглядит сегодня не просто наивно, а безграмотно. (Примеч. ред.)].
          Для каждой личности характерна любовь к противоположному полу, связанная с половыми потребностями. Объектом такой потребности является любимый мужчина или любимая женщина. Однако было бы несколько ошибочно сексуальные потребности рассматривать изолированно, вне того социокультурного и психологического фона, на котором они развертываются и протекают. В данном случае мы подчеркиваем, что по своему психологическому, этическому и культурному содержанию потребность любить неизмеримо богаче, глубже, многообразнее и многоаспектное, чем сама сексуальная потребность, взятая в чисто физиологическом виде. Вместе с тем следует отметить и то обстоятельство, что вследствие низкой культуры у отдельных индивидов потребность любить может заменяться лишь потребностями сексуального характера. Тогда потребность любить есть не что иное, как сексуальная потребность. Подобная «любовь» носит сугубо прагматический, утилитарный и эгоистический характер. От. степени развитости личности, от ее нравственности и воспитанности зависит, в какой этический, эстетический и культурный фон помещается сексуальная потребность.
          Сексуальная потребность самым тесным и непосредственным образом связана с эмоционально-психологическими потребностями. Если у одного из партнеров не удовлетворяется чувство собственного достоинства, если к нему относятся с неуважением, чувством враждебности, то вряд ли сексуальные отношения будут протекать нормально.
          Сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения перечисленных нами эмоционально-психологических потребностей.
          Современный брак характеризуется прежде всего тем, что основную нагрузку выполняют эмоционально-психологические потребности: потребность любить и быть любимым, потребность в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, потребность в интимно-эмоциональном общении, психической под-держке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании. Если в браке не реализуются, а точнее, не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, то происходит эскалация отчуждения, холодности, накопление отрицательных чувств и эмоций. Без сомнения, это решающим образом сказывается на сексуальной жизни партнеров. Мы уже отмечали, что брак может сохраняться ради детей или других прагматических интересов, но его внутренняя психологическая устойчивость оказывается подорванной.
          Существование в супружеских взаимоотношениях сексуальных дисгармоний определяется не только различиями в интенсивности сексуальных побуждений, их психогигиенической безграмотностью, но и тем, что часто остаются неудовлетворенными их эмоционально-психологические потребности.
          Потребность быть любимой, потребность в нежности, ласке, заботе, предупредительности – важнейшие психологические компоненты женской сексуальности. Если подобные потребности не удовлетворяются, то сексуальность женщины резко снижается, а в большинстве случаев теряет для нее всякий смысл.

          По данным многих обследований, проведенных в разных странах мира, оказалось, что большинство брачных пар имеет весьма смутное представление о психогигиене сексуальной жизни. Иными словами, в целом сексуальная культура среди населения очень низкая. Безграмотность в вопросах половой жизни приводит часто к психическим травмам, сексуальным неврозам, к мужской импотенции и женской фригидности, а как следствие – к супружеским изменам.
          Женатым мужчинам и замужним женщинам необходимо больше знать об интимной стороне семейной жизни, чтобы самим не разрушить благополучие и устойчивость брака.
          Большинство молодых людей, вступающих в брак, имеют смутное представление об интимной жизни. Подобные знания они, как правило, приобретают в кругу своих сверстников или старших товарищей.
          Супруги, не знающие элементарных основ психогигиены сексуальной жизни, могут довольно сильно травмировать друг друга. Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.
          Мы уже отмечали, что в браке между супругами создается сложная сеть психологических взаимоотношений, в которую как бы завернуты проблемы интимной жизни, и их даже невозможно выделить в чистом виде.
          Порою в браке нарастает дисгармония в сексуальных отношениях. Она осложняется тем, что супруги в одиночку переживают свои горести, неудачи, неудовлетворенные потребности в данной сфере.
          К сожалению, многие супружеские пары стесняются обсуждать свои сексуальные затруднения, что приводит к еще большему взаимному непониманию, скрытым обидам и разочарованиям. Сексуальная адаптация без взаимных обсуждений крайне затруднена.
          К этому нужно добавить, что молодые (да и не только молодые!) супруги должны иметь достаточно хорошее представление об анатомии и физиологии женских и мужских половых органов. Человек должен знать, как устроен его организм, как он функционирует. Ведь многие недоразумения возникают именно из-за незнания.
          В области полового поведения существуют границы дозволенного и недозволенного, которые различны для разных возрастных групп детей, подростков, юношей, девушек, незамужних женщин и неженатых мужчин, мужчин и, женщин, состоящих в браке. Короче говоря, сексуальная культура значительно различается по полу и по возрасту, а также по другим социальным признакам.
          Естественно, у супругов могут быть значительные расхождения в подходах к определению того, что дозволено, а что нет в их сексуальной жизни. По-видимому, большинство супружеских пар вступает в брак с различным диапазоном приемлемости сексуального поведения. Затем, в процессе совместной жизни, вырабатывается общий взгляд, общий подход. Однако возможны случаи, когда процесс взаимной сексуальной адаптации затягивается на многие годы, и тогда возникает та или иная степень дисгармонии. Естественно, что муж и жена могут обладать различными типами нервной системы и темперамента, поэтому для них будут характерны различные биологические ритмы, подъемы и спады активности (например, «сова» и «жаворонок»).
          Таким образом, гармония и дисгармония в области сексуальных отношений зависят от многих индивидуальных особенностей супругов, состояния здоровья, образа жизни, силы или слабости нервной системы. Более того, степень гармоничности интимной жизни может зависеть от нервно-психических перегрузок, интоксикаций, физической и умственной тяжести профессиональной деятельности, различных неудач, поражений, психических травм.
          Разумеется, очень немногие супружеские пары начинают свою половую жизнь достаточно гармонично. В подавляющем большинстве случаев гармония достигается постепенно, в течение многих лет.
          В интимной жизни кто-то один, чаще муж, берет на себя инициативу постепенно, тактично и осторожно преодолевать застенчивость, стыдливость и сдержанность своей молодой жены. Безусловно, в данной области редко встречается равенство. Кто-то всегда должен взять инициативу на себя. Но это вовсе, не значит, что в приготовлениях к интимной близости один из партнеров должен быть пассивен. Именно пассивность может приводить к тому, что супруги не достигают половой гармонии. Если женщина пассивна и безучастна к половой близости, то никакие самые активные действия мужчины не могут дать эффекта. К сожалению, многие женщины полагают, что проявление какой-либо активности с их стороны в половых отношениях является чем-то неприличным. Это заблуждение чаще, чем другие обстоятельства, приводит к сексуальной дисгармонии, так как из-за ряда физиологических особенностей в период любовной игры женщина должна быть возбуждена гораздо сильнее, чем мужчина.
          В наши дни, когда женская эмансипация пошла вперед семимильными шагами, положение женщины в брачном союзе коренным образом изменилось. Безусловно, оно отразилось и на сексуальном поведении.
          В некоторых браках существует сексуальная гегемония женщины, которая может отрицательно сказываться на психике мужчины. Накопление в браке отрицательных эмоций к жене само по себе довольно опасное явление, так как оно может привести к такому чувству, как ненависть, потеря уважения, любви, дружбы.
          Венгерский врач И. Харди выделяет три основных типа женского сексуального поведения, которые приводят к значительной дисгармонии супружеских сексуальных взаимоотношений:
          «Тип «недотроги», к нему относятся женщины, которые свою сопротивляемость, враждебную настроенность по отношению к половой жизни прикрывают наивностью, неумением. Наряду с недостаточными представлениями о половой жизни они еще к тому же обычно боятся беременности и родов. Их незнание невозможно устранить путем просвещения, поскольку оно представляет защитный механизм личности.
          Тип «брунгильды». Это агрессивные женщины, которые терроризируют мужей своим поведением и даже могут довести до импотенции. Половую жизнь они превращают в поле битвы, постоянно держат мужей под угрозой.
          Тип «пчелиной матки». Цепью женщины подобного типа является рождение ребенка. После рождения ребенка она считает свое назначение выполненным. Обычно такие женщины даже согласны на искусственное оплодотворение ради достижения своей цели и стремления избавиться от половой жизни». К этому можно добавить, что все подобные типы женщин нуждаются в психотерапевтическом лечении.
          Эмоционально-психологические потребности дают нам ключ к объяснению так называемой женской половой холодности (фригидности).
          Нужно оговориться, что различают несколько видов половой холодности (фригидности): 1) конституциональную, 2) симптоматическую, 3) ретардационную, 4) психогенную. Отечественный специалист в области сексопатологии проф. А.М. Свядощ отмечает, что в основе конституциональной фригидности лежит врожденная недостаточность психосексуальных функций. Во всех остальных отношениях такие женщины могут быть здоровыми и способными к материнству.
          Симптоматическая фригидность представляет собой как бы результат гинекологических заболеваний, заболеваний головного или спинного мозга, отравления свинцом, наркотиками и другими веществами, заболеваний полового аппарата, травм.
          Ретардационная фригидность носит временный характер и связана с некоторым запаздыванием (ретардацией) развития полового чувства.
          Психогенная фригидность, как правило, вызвана комплексом неблагоприятных социально-психологических факторов: пьянство и алкоголизм мужа, грубость и жестокость с его стороны, постоянные ссоры, скандалы, потеря не только чувства любви к мужу, но и простого уважения к нему, появление чувства к другому человеку и др. Перечисление отрицательных социально-психологических факторов, которые вызывают психогенную форму фригидности у женщины, можно продолжить и дальше.
          Различные формы фригидности, взятые вместе, довольно распространенное явление. По мнению гинеколога Гелены Вольфром, фригидность наблюдается у 40% женщин Франции. По данным врача Грифич, из 200 беременных, опрошенных им в Англии, 41 % никогда не испытывали полового удовлетворения. Геленой Стойрц было обследовано 1500 женщин в Вене, Уд из них никогда не испытывала удовлетворения.
          Женщины по-разному относятся к своему неблагополучию в данной сфере. Если взаимоотношения с мужем хорошие, то многие из них не обращают на это внимания. Бывает часто и так, что замужняя женщина вначале не была фригидной; но частые разочарования в муже, грубость, бестактность с его стороны, выпивки, ссоры привели ее к половой холодности. Естественно, что при любой форме женской холодности необходима консультация с врачом и систематическое лечение.
          А теперь кратко остановимся на основных формах мужской импотенции. Для этой цели мы воспользуемся классификацией, приведенной в «Руководстве по психотерапии» под. ред. проф. В.Е. Рожнова. Автор главы «Психотерапия сексуальных расстройств» Э.М. Дворкин приводит следующую, по его словам несколько упрощенную схему форм мужской импотенции:

          1. Психогенно-функциональные формы мужской импотенции (включая псевдоимпотенцию).
          2. Соматогенные (органические) формы импотенции: при органических поражениях центральной нервной системы, эндокринных нарушениях, соматических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях и др.
          3. Смешанные формы импотенции, когда та или иная, преимущественно психогенная, форма заболевания сочетается с определенной соматогенной вредностью.
          4. Импотенция при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).
          Мы коснемся лишь социально-психологических аспектов мужской импотенции, а другие ее формы относятся к сугубо медицинским аспектам. В данном случае нас интересуют те психологические обстоятельства и факторы, которые при том или ином стечении условий могут привести к мужской импотенции. Многие женатые мужчины часто сравнивают себя с другими в проявлении сексуального влечения. Такое сравнение само по себе может нести психотравмирующую информацию, так как здесь не учитываются главные сопутствующие факторы интимной жизни: болезни, нервные, психические, физические перенапряжения, условия труда, отдыха, досуга, а также ряд обстоятельств сугубо индивидуального свойства и характера. Ошибочные житейские представления мужчин о «половой силе» или о других факторах «полового истощения» сами по себе могут быть источником психоневрозов.
          Иногда на основе предрассудков, заблуждений, неверных представлений возникают явления мнимой импотенции. Однако было бы ошибочно считать «псевдоимпотенцию» ложной болезнью, хотя иногда бывает и так. Во многих случаях ложные опасения являются психогенной травмой, эмоционально насыщенной и вызывающей тревогу, страх, невротическое и ипохондрическое развитие личностных черт. Все они, вместе взятые, могут играть отрицательную роль самовнушения. Мужчине кажется, что он единственный в таком роде, он испытывает чувство стыда, унижения своей мужской гордости. Среди некоторых мужчин бытует представление о существовании мощных медикаментозных средств, такой «магической таблетки», которая может быстро и навсегда излечить имеющиеся или мнимые нарушения половой функции. При этом очень мало придается значения отдыху, занятиям физкультурой, бегу, рациональному питанию, отказу от курения и алкоголя.
          Иногда мужская импотенция связана с обострением некоторых заболеваний, особенно туберкулеза, диабета, болезней сердца, печени и др. В подобных случаях нужно лечить основную болезнь. К сожалению, большинство мужчин несерьезно относятся и к алкоголю, который изматывает не только половую систему, но и нервную вообще, тесно связанную с нормальной половой функцией.
          Итак, мы предельно кратко описали наиболее часто встречающиеся, случаи дисгармоний в сексуальных взаимоотношениях между супругами. Если между ними существует хорошее взаимопонимание, уважение, взаимоподдержка, то перечисленные трудности вполне преодолимы. Если же между супругами существуют крайне напряженные, конфликтные и даже враждебные отношения, то они могут психически еще сильнее травмировать друг друга, тем самым лишая себя возможностей устранения и преодоления возникших трудностей. Углубляющаяся сексуальная дисгармония в конечном итоге может привести к супружеским изменам, сначала как бы случайным, а затем и постоянным. Интимные супружеские отношения испытывают на себ

Психологические проблемы первых лет супружеской жизни (2 3 4 5)



[Комментировать]