Самучитель супружества 6

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)

          Часть 6

          сыну, что наряду с эгоизмом может вызвать и психосексуальные отклонения.
          Но вернёмся к цифрам. О том, что матери поощряли их мужское поведение и мужские занятия, сказали всего 18% гомосексуалистов (47% в контр. гр.). Пуританский характер своих матерей отметили 66% гомосексуалистов (48% в контр.гр.). Кроме того, матери гомосексуалистов чаще вмешивались в сексуальную жизнь своих сыновей; многие гомосексуалисты в детстве чувствовали себя отвергнутыми своими отцами, а в семейных спорах часто объединялись с матерью против отца; сексуальную информацию в подростковом возрасте большинство гомосексуалистов получило от своих матерей; многие гомосексуальные мужчины в детстве испытывали дефицит мужского влияния, имели плохие отношения с отцами, избегали соревновательных игр и драк, чувствовали себя одинокими и т.п.
          Видно, что однозначного влияния на возникновение гомосексуальности у вышеперечисленных факторов нет, но родителям полезно знать и учитывать все эти, на первый взгляд, мелочи.
          К половому воспитанию косвенно относится и вопрос об инвективной лексике, то есть о "мате". Хотя инвективная лексика и является частью любой национальной культуры, всё же считается, что ругань при детях недопустима. Культурный человек вполне может обойтись без нецензурных выражений, как в общественных местах, так и у себя дома. Но знать эти выражения он, судя по всему, "обязан". Посудите сами: зачастую юмор – не только среди друзей, но и в средствах массовой информации – бывает построен на ассоциациях с нецензурными выражениями, поговорками или сальными анекдотами. Если юмор не дойдёт до человека из-за незнания "матерного" фольклора, то какой он после этого культурный человек? Такой вот парадокс. Впрочем, вследствие сексуальной революции, инвективы не то, чтобы стали выходить из подворотен в общество, а наоборот – они "входят" в дома с телеэкранов и видео. Кроме того, в кругу общения (не только подростков, но и взрослых) инвективы играют определённую роль "паролей", свидетельствующих о приобщении к своему кругу. Но одно дело – круг сверстников, другое – семья. Культурным родителям их уровень образования и культуры не позволяет при детях и в разговорах с ними использовать нецензурные выражения. Они воспитывают этим чистоту речи и у своих детей. Дети учатся при этом не только не выражаться дома, но и различать, в каком кругу, на каком "языке" можно говорить. Родителей внесемейный жаргон детей не должен шокировать, ведь каждый человек использует определённые слова и обороты в зависимости от круга общения: в семье одни обороты, при официальных встречах – другие, во время застолья – третьи, и т.д.
          Инвективы чаще всего несут не смысловую нагрузку, а эмоциональную. Ругань, произнесённая в экстремальной ситуации, приводит к эмоциональной разрядке. При этом сила разрядки зависит не от буквального содержания инвективы, а от степени её запрещённости. В национальных культурах, где особенно высок статус матери, самыми сильными являются оскорбления в её адрес. В культурах, где особенно сильны табу на сексуальные отношения, главную роль играют инвективы с сексуальным смыслом, но не обязательно в адрес матери. А у народов, не имеющих особых запретов на сексуальность, у которых к тому же не табуировались названия половых органов и полового акта, выражения с сексуальным смыслом не могут привести к эмоциональной разрядке, так как не нарушают никаких запретов. У таких народов самыми сильными выражениями служат оскорбления из другой сферы человеческой деятельности. Например, у чукчей и эскимосов одно из самых оскорбительных выражений переводится как "ты – неумеха".
          У восточных народов к телесной любви относились как к чему-то обыденному, у них даже подробные знания о половой жизни считались обязательными для взрослых. Поэтому и термины, обозначающие половые органы и акты использовались в религии и даже поэтизировались. Это способствовало половому воспитанию детей и чистоте интимных отношений в глазах общественной морали. А ругаться поэтическими терминами... как-то неудобно.
          Табуирование половой темы отрицательно сказалось на некоторых культурах тем, что многие, необходимые для полового воспитания слова стали неприличными, вследствие чего родители практически лишились возможности говорить с детьми (да и между собой тоже) на сексуальные темы. Медицинские термины не всем известны, да и не очень удобны, так как латынь вписывается далеко не в каждый язык, не говоря уже о том, что эти термины звучат как названия болезней. К тому же сама медицина долгие годы считала любые отклонения половой активности от полового акта в одной позе болезненными явлениями, которые осуждались обществом. А это не могло не "осесть" в сознании людей. И не удивительно, что в таких условиях многим родителям приходится придумывать свои интимные термины для внутрисемейных разговоров, касающихся половой темы.
          В конце прошлого века в США нецензурные выражения вошли в массовую культуру. Но, насколько известно, ими пользуются и открыто в виде ругани. А как они на "слух" в культурной семье, трудно сказать, ведь с детства их привыкают воспринимать как ругательные. Но несмотря на то, что инвективы употребляются с иным смыслом, дети младшего школьного возраста могут воспринять их буквально. Если до этого возраста матерные выражения воспринимаются абстрактно, а позже используются "к месту", то в этот возрастной период буквальное понимание матерных выражений накладывает грязный отпечаток на интимные отношения двух полов. Многие дети впервые узнают о фелляции и куннилингусе из ругани и, естественно, воспринимают такие сексуальные отношения в отвратительной форме – как унижение партнёра. А ведь в браке эти детские впечатления способны повлиять на интимные отношения супругов. В самом деле, как можно с любимым человеком сделать то, о чём говорится в грубом оскорблении? Но, к счастью, этот период буквального восприятия длится недолго и дети, как и все окружающие, привыкают воспринимать не смысл ругани, а только форму, в которую облачается эмоциональная разрядка. Правда, орально-генитальный контакт остаётся для многих унижающим, так как не только в ругани, но и в некоторых фильмах такие акты демонстрируются в виде унижения или платы за что-то. Причём даже в кинофильмах (даже по телевидению) можно увидеть подобный завуалированный акт. И заставить пойти на такой акт против своей воли может не только мужчина, но и женщина.
          Для некоторых родителей неожиданным откровением становятся косвенно-сексуальные вопросы, заданные подростками. Дочка, например, может спросить, почему это парни так странно смотрят на её выросшие груди? А ведь не понимая эротичности своего молодого тела, но, получая удовольствие от повышенного внимания, девушка может своим поведением спровоцировать юношей и мужчин (скорее – мужиков) на сексуальную агрессию. И долг матери разъяснить ей это, ведь такие знания сами собой не приходят. Девушка – вчерашний ребёнок – не может знать об эротической привлекательности своего тела. Она не может сразу понять, что то, чего не так давно её приучали стыдиться (задранной юбке, обнажённости, мочеиспускания в присутствии других), сейчас может вызвать у кого-то эротическое удовольствие.
          Причиной ненамеренного повышенного внимания к себе может стать и вызывающая одежда, в сексуальности которой часто не разбираются не только сами девушки, но и их родители. И в этом случае, если родители не сумели приучить девушку одеваться скромно и со вкусом, то она, резко перейдя на ношение "взрослой" одежды, будет копировать вызывающий стиль "свободных" женщин и кино-героинь. Копирование пойдёт, конечно же, и по линии поведения. И тогда раскрепощённое до вульгарности поведение современных героинь кино и любовных романов может невольно сделать девушку объектом повышенного сексуального внимания. Если девушка хочет добиться этого сознательно – это её дело, но тех, которые не имели ничего такого в виду, подобное поведение может привести к трагедии. И тут, конечно, есть вина родителей, не сумевших разъяснить сексуальность внешности, не сумевших противопоставить "давлению" среды и массовой культуры свои понятия. Правда, тут надо сразу же оговориться, что противостояние среде – очень трудное дело. И особенно трудно приходится людям, попавшим в новую среду.
          Девушке в переходном возрасте нужно объяснить, что женственность развивается постепенно, с годами, а не с ростом грудей и началом менструации. Девушка должна научиться осознавать ценность своей личности и свою сексуальную привлекательность, правда, это не значит, что она должна смотреть на других свысока и стараться подороже себя "продать". Положительная самооценка лишь означает, что девушка не должна чувствовать себя "дешёвкой", доступной девкой. А эту тонкую грань должна помочь почувствовать барышне её мать. Но, к сожалению, некоторые матери (бабы) и сами плохо ориентируются в этом вопросе, и начинают с какого-то возраста одевать свою дочь вызывающе, как бы рекламируя свой "товар". Это не может не отразиться на психике девушки, на её стереотипах мышления. А подобный "товарный" стереотип может "отвернуть" от девушки подходящих сверстников и склонить её к браку по материальному расчёту и без любви, с богатым и пожилым мужчиной.
          На оптимальном возрасте молодожёнов мы останавливаться не будем, просто хочется упомянуть те случаи, когда большая разница в возрасте может быть оправдана.
          Девушкам, по каким-то причинам выросшим инфантильными и не активными, более подходящим может стать супруг, намного старший по возрасту. И тут дело не в материальной стороне такого брака, а в потребности отеческой заботы, которую может удовлетворить такой супруг. Но такая потребность может быть вызвана и склонностью к геронтофилии – половому влечению к пожилым партнёрам, о чём речь пойдёт в другой главе.
          Несколько слов нужно сказать о нижнем белье, в основном, о бюстгальтерах, которые, когда их носят в период интенсивного роста молочных желез, могут стать – по данным гинекологов – причиной плохой лактации после родов. Это объясняется тем, что бюстгальтер, размер которого не поспевает за увеличением грудей, постоянно давит на них. А опрос показал, что некоторые девушки, "дорвавшиеся" до ношения этого желанного признака "взрослости", не снимают его даже ночью. К счастью, сейчас ситуация меняется, правда, из-за моды. Но мода на сексуальность – это не только майки и блузки без бюстгальтера, но и спортивные бюстгальтеры, которые вредно носить каждый день из-за их сильного давления и "не дышащей" ткани. А ещё исследования показали, что бюстгальтеры без бретелек, неправильно распределяя тяжесть грудей, тоже вредят. С другой же стороны – давление бретелек бюстгальтера на тело приводит к болям в шее, руках и плечах. И вообще, распространённое мнение о том, что бюстгальтер спасает груди от обвисания, оказалось ложным. Это – бизнес-легенда производителей женского белья.
          Но не только производители вмешиваются в этот интимный вопрос, вмешивается и общественная мораль. Нередко местные нравы требуют обязательного ношения бюстгальтера с раннего возраста, что приводит и к другим нежелательным последствиям – от постоянного их ношения соски остаются нежными и чувствительными, что приводит к продолжительным болезненным ощущениям при кормлении грудью. Правда, эту проблему может помочь преодолеть супруг, о чём мы уже говорили, если, конечно, супругам не помешает излишняя стыдливость.
          Конечно, женщины сами могут решить, когда и сколько им носить бюстгальтер, но девушкам нужны советы матери. А однозначно сказать что-то определённое не так легко, так как, с одной стороны, грудь без бюстгальтера выглядит очень вызывающе, а с другой – в странах, где не носят массово эту деталь нижнего белья, сравнительно меньше случаев рака молочной железы.
          С объяснением необходимости ношения тёплого трико и гигиенических прокладок во время менструации, обычно трудностей не возникает, особенно в наше "телевизионно-рекламное" время. Но особый упор всё же нужно сделать на том, что переохлаждение в эти дни ног и нижней части живота может привести к серьёзным гинекологическим заболеваниям и испортить будущую супружескую жизнь.
          Характерной особенностью полового воспитания в подростковом возрасте является возможность самовоспитания. Но к этому времени у подростков уже должны быть определённые навыки для поиска ответов на интересующие вопросы. И поможет им в этом научно-популярная литература, а также справочники и энциклопедии. Это, конечно, элемент общего воспитания, но особенно важную роль такие навыки играют в половом воспитании, как подростков, так и молодожёнов, ведь эта тема не так проста для обсуждения со взрослыми. Да и супругам постарше такие навыки необходимы, ведь совершенствоваться и учиться человеку приходится почти всю жизнь – без этого невозможно ни разнообразить интимную жизнь, ни постоянно поддерживать любовь и интерес друг к другу.
          Во время полового созревания вместе с гормональными изменениями в организме подростка усиливается и запах его тела. Родители, зная об этом, не должны постоянно упрекать подростка в "неумытости" и в "вонючести", тем более что его нервная система неустойчива в связи с перестройкой организма. Желательно мягко объяснить подростку об этой специфике, чтобы он чаще мылся, хотя этот усилившийся запах тела довольно быстро восстанавливается, ведь он – индикатор полового созревания. И вообще, на теме запахов не мешает ненадолго остановиться.
          Обоняние играет большую роль в жизни млекопитающих, ведь запахи несут довольно много информации: метится территория, распознаётся пол и т.п. Люди со временем утратили способность пользоваться обонянием в различных сферах. К примеру, обнюхивать партнёров нынче не принято, хотя сексологи считают, что запах тела (чистого, разумеется, а не вонь грязного) возбуждает избирательно, помогая сделать оптимальный выбор. Правда, выбор может быть оптимальным лишь с физиологической точки зрения. И ещё замечено, что супруги, на которых раздражающе действует запах тела второй половины, никогда не достигают половой гармонии. Впрочем, тут причина может быть и иной: если нет любви и гармонии, тогда всё раздражает в партнёре.
          Откровенность и отсутствие излишней стыдливости между родителями не всегда однозначно передаётся детям. Родители могут быть откровенны между собой, но одновременно могут невольно воспитать в детях замкнутость. И – наоборот. Обычно, откровеннее всех – мать с дочкой, затем – отец с сыном. Но если нет достаточного уважения и взаимопонимания между супругами, то родители рискуют своими откровенными разговорами настроить ребёнка против своей половины. Некоторые родители, чаще – матери, в порыве сильной обиды или гнева могут такое рассказать о своей половине, что у бедного ребёнка отношение к взрослым изменится в худшую сторону. А ведь сказанное не обязательно будет правдой – лишь субъективной оценкой обиженного или отчаявшегося человека. Но ребёнок легко может принять это за чистую монету. Например, откровенная мать в порыве злости может рассказать о своём муже такие гадости (в том числе и из интимной жизни), что у дочери появится стойкая антипатия не только к отцу, но и ко всем мужчинам. А с таким "грузом" выйти удачно замуж будет довольно трудно. К тому же подросток может замкнуться в себе от противоречивых чувств к родителям. Конечно, в семье со здоровой атмосферой бояться нечего, но в "проблемных" семьях супругам всё-таки нужно следить за собой. Нельзя допускать пьяных откровений, взаимных обвинений и оскорблений при детях, а также доверительных рассказов детям – или другим при детях – о каких-то негативных сторонах своей половины.
          Одна из основных проблем подросткового возраста – ранняя беременность – свидетельствует об ошибках родителей в воспитании девочки. В основном это результат сексуальной неграмотности. Правда, в связи со СПИД-профилактическими рекламами презервативов, подростковую беременность можно объяснить лишь беспечностью. А вот добрачные сексуальные связи объясняются влиянием среды и отсутствием контакта между матерью и дочерью. Иногда, правда, ранние связи провоцируются поведением самой матери, которая исподволь передаёт дочери "жажду" наслаждений и удовольствий любой ценой.
          О моральной стороне ранней беременности мы поговорим попозже, а пока обратимся к информации о зависимости здоровья ребёнка от возраста родителей.
          Если отцу или матери меньше 18 лет, то существует риск низкой массы тела новорожденного. К тому же довольно высок риск физических и психических отклонений. По статистике у матерей, моложе 18 лет количество детей с олигофренией в 5 раз выше, чем у матерей постарше; вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна, тоже выше, чем у матерей нормального детородного возраста, и даже выше, чем у "пожилых первородящих" (после 40 лет); смертность новорожденных у матерей моложе 18 лет в два раза выше, чем в возрасте 25 – 29 лет.
          Конечно, к статистическим данным нельзя относиться, как к стопроцентной истине, но считаться с ними не мешает. Хотя как туда вписывается то, что в прошлые века рано рожали – не понятно. Впрочем, статистики тех времён нет.
          Обычно факт беременности осознаётся подростками с опозданием. Первая реакция девушки – потрясение, растерянность, страх или стыд. И если у неё не будет доверия ни к одному из близких взрослых, она, оставшись один на один со своей бедой, может решиться на трагический шаг. То же самое может произойти, если она от отчаяния послушается неграмотных советов своих подруг.
          Для родителей неожиданная беременность дочери-подростка – это всегда драма, в которой глубоко сплетены противоречивые чувства к дочери, чувство собственной вины, стыд перед знакомыми, предвидение материальных трудностей и даже осознание своей "старости" от неожиданной возможности стать бабушкой и дедушкой. И нередко семья пытается принудить "этого негодяя" к женитьбе, конечно, если закон не запрещает вступать в брак в таком раннем возрасте. Но лишь в редких случаях, когда у подростков настоящие чувства друг к другу, может получиться нормальная семья, если, конечно, их супружество не будет омрачено рождением неполноценного ребёнка. А в основном ранние и насильственные браки быстро распадаются, так как такой брак приносит много проблем и никакой радости. В принципе, вынужденный брак диктуется не столько желанием устроить жизнь дочери, сколько стремлением "смыть позор" со своей семьи. Но чаще всё-таки семья и юная беременная принимают решение прервать беременность, что ставит перед ними серьёзную проблему, сложность которой зависит от срока беременности, от физического и психического состояния девушки. Аборт может не только навсегда лишить её радости материнства, но и стать причиной серьёзной психической травмы. Впрочем, выйти из подобной ситуации "без потерь" довольно трудно, поэтому лучше в неё не попадать. Банальный, конечно, совет, но если знать, кто становится жертвой в первую очередь, и принять своевременные меры, можно снизить вероятность случайной и ранней беременности.
          Чаще всего беременеют девушки, попавшие в сексуальную ситуацию, будучи не подготовленными к такому повороту событий. Нередко это случается во время пьяных оргий со сверстниками. И бывает даже так, что после таких "вечеринок" они могут и не вспомнить об имевшем место половом акте, и о беременности узнают довольно поздно.
          Нередко девушки, лишённые в семье тепла, внимания и ласки, решаются вступить в интимную связь с мужчиной, желая компенсировать эмоциональную бедность жизни в семье. Причём, из-за сильной влюбчивости и доверчивости они особо не заботятся о предохранении.
          Большому риску подвержены девушки, сравнительно отдалённые от матери, но привязанные к отцу. На первый взгляд, ничего плохого в такой привязанности нет. Но девушка может при определённых обстоятельствах перенести доверие и нежность, испытываемые к отцу, на других мужчин. А это может стать причиной ранней половой жизни и беременности.
          Знания о контрацептивных средствах являются профилактикой ранней беременности и, несмотря на опасения многих родителей, такие знания не провоцируют ранние половые контакты подростков. Но сами родители, в основном, избегают подобных разговоров, а если они всё же решаются на такой разговор "под давлением обстоятельств", то рискуют обидеть свою дочь. Ведь она может воспринять подобные разговоры как недоверие и подозрение в половой связи с другом или возлюбленным, с которым у неё лишь романтические отношения. Что же можно посоветовать родителям в этой ситуации? Ничего. Дело в том, что к этому возрасту, они уже должны были воспитать в ребёнке самостоятельность и способность принимать ответственные решения. И пришло время "собирать плоды" своего воспитания.
          В настоящее время о предохранении и о вреде абортов информации хватает, но знать и пользоваться – разные вещи. И тут мешает не столько отсутствие опыта пользования, скажем, презервативом, сколько сомнение – насколько предохранение совместимо с любовью и спонтанностью чувств, с доверием и юношеской пылкостью, да и как к этому отнесётся партнёр? Поэтому беда чаще всего приходит к неопытным, скромным, доверчивым и романтичным девушкам, так как для них интимная ситуация возникает неожиданно. А девки, которые уже приобщились к "спортивному" сексу и знают правила "игры", предохраняются довольно профессионально, вплоть до использования современных достижений медицины. Однако эта "похвала" отнюдь не означает, что девушки должны с раннего возраста заниматься сексом. Наоборот – воздержание вместе с романтикой и знанием своей физиологии делает девушку по-настоящему женственной. Не сексуальной как проститутка, а именно женственной как будущая жена и мать, а это разные вещи, хотя пропаганда последних десятилетий упорно "ставит знак равенства" между женственностью и сексуальностью.
          Начало половой жизни девочек иногда бывает связано с насилием, которое исходит не столько от сумасшедших маньяков, как это принято считать, сколько от сверстников и знакомых взрослых мужчин. Впрочем, насилие и совращение совершаются не только по отношению к девочкам, но и к мальчикам. А в роли совратителей выступают как мужчины, так и женщины. Причём мальчиков совращают, в основном, мужчины, страдающие педофилией. Это те, которые по каким-то причинам боятся настоящего полового акта с женщиной и получают удовлетворение лишь от интимной связи с мальчиками. А насколько в совращении присутствует насилие – это уже результат общего воспитания человека, хотя насильника как-то неуместно называть человеком.
          По статистике почти в половине случаев совращение связано с членами семьи, родственниками, друзьями дома, любовниками матери и т.п. Кровосмесительные отношения с детьми возникают часто по причине низкого интеллекта, психопатии, алкоголизма и психических заболеваний родителей и близких родственников. Нередко такая связь остаётся скрытой от окружающих, но на психике ребёнка оставляет след на всю жизнь, нередко препятствуя созданию нормальной семьи.
          Угроза кровосмесительных отношений может исходить не только от отцов, но и от матерей. Механизм же начала порочной связи довольно прост. Часто такая связь начинается с невинных игр, и не всегда по воле взрослого. Зная это, родители (а также дяди, тёти и др.) должны анализировать свои поступки и стараться предвидеть последствия возникшей эротической ситуации. Ведь в подобных случаях включаются мощные инстинктивные силы, которые, если вовремя не остановиться, могут выйти из-под контроля человека, особенно, нетрезвого. К примеру, несдержанность отцовских ласк (поцелуи вульвы) или чувствительное, так называемое "сексуальное просвещение", могут привести девочку к приятным ощущениям или случайному оргазму, после чего она, не задумываясь о моральной стороне своей просьбы, будет домогаться повторения интимных ласк. Со временем, при слабохарактерности отца, это может вылиться в скрываемую от матери половую связь. И такая сексуальная связь опасна не столько для физиологии девочки (отцы, в свою очередь, могут стать жертвой кровной мести со стороны жены), сколько для её будущей семейной жизни. То есть, такая связь может привести к психосексуальным отклонениям, например, к геронтофилии, которая может стать серьёзной помехой для создания семьи.
          Риск совращения, однако, не одинаков для всех детей. Больше всего подвержены риску дети с легко внушаемой и неустойчивой психикой, те, которые растут в условиях дефицита родительского внимания, в том числе и любопытные, но необученные правильному поведению с чужими людьми.
          Профилактикой трагедий, связанных с внутрисемейным совращением, могут быть доверительные отношения в семье, при которых у ребёнка не может быть тайной сексуальной связи с одним из родителей. И ещё: родители должны задумываться о гипотетических последствиях ситуаций, когда их дети находятся с другими взрослыми, в том числе и с родственниками. Конечно, нельзя всех подозревать, особенно близких, но желательно постараться, чтобы ребёнок не попадал в неконтролируемые ситуации. Но если насилия или совращения не удалось избежать ребёнку, то доверие к родителям поможет ему легче перенести эту трагедию и не наделать глупостей (самоубийства, например). У детей же, которые вынуждены утаить случившийся акт совращения или попытку изнасилования, возникает смешанное чувство вины, страха и отвращения. Результатом же утаивания нередко становится псхическое напряжение, приводящее к неврозу и к сексуальной антипатии к противоположному полу. А это может обречь его на одиночество во взрослой жизни, обусловленного затруднённостью телесного контакта с другим человеком.
          Родители, узнавшие о сексуальном насилии или о попытке, потрясшей ребёнка, должны вести себя сдержанно и осторожно при общении с ним, особенно, когда дело дошло до изнасилования. Но помощь и поддержка не должны превратиться в постоянное напоминание и сверхопеку. Надо знать, что переживший насилие ребёнок находится в состоянии острого страха и нервного возбуждения. Состояние это, конечно, со временем постепенно проходит, особенно если ребёнка отвлекать чем-то интересным, но при малейшем напоминании может опять возобновиться. Поэтому в первые дни, когда страх ещё велик, обязательно рядом с ребёнком должен находится кто-нибудь из близких, умеющих поддержать, успокоить и отвлечь. В некоторых случаях бывает целесообразным даже сменить место жительства для того, чтобы избавить ребёнка от назойливого и тяжело переносимого вмешательства окружающих.
          Многие родители пытаются скрыть факт насилия, и их можно понять, но интересы общества требуют обращения в правоохранительные органы. Кроме того, врачебный осмотр и обследование необходимы для ребёнка – могут быть скрытые повреждения или заражение заболеваниями, передающимися половым путём. Необходима и помощь квалифицированного психолога для реабилитации ребёнка.
          Если дети могут стать объектом насилия невинно, то девочки-подростки, как уже говорилось, могут спровоцировать сексуальное насилие своим вызывающим поведением и сексуальной одеждой, причём, не обязательно маньяков, так как у последних иные критерии выбора объектов насилия, а обычных несдержанных пацанов и мужиков. К тому же не секрет, что от алкоголя и других наркотиков, ослабляющих самоконтроль, поведение девушек становится развязным и вызывающим. Да и "пьяная баба – она мягче". А такое поведение может быть истолковано окружающими как сексуальный призыв, особенно, если и они в нетрезвом состоянии. И девушка, вовремя не понявшая, что она своим поведением возбуждает окружающих и не переставшая себя так вести, рискует "нарваться". Ведь "заведённый" самец может и на её сопротивление реагировать как на возбуждающую игру.
          Тут можно добавить, что в некоторых случаях помогает отсутствие сопротивления или намёк на венерическую болезнь или СПИД. Но в состоянии паники не каждая девушка может сориентироваться в ситуации и вести себя обдуманно.
          И ещё девушка должна знать, что некоторым мужчинам, особенно в состоянии опьянения, остановиться бывает довольно трудно – включаются древние инстинкты, и теряется контроль над собой. При групповом же изнасиловании даёт о себе знать ещё и стадный инстинкт, который страшен тем, что если в одиночку многие из группы никогда бы не решились на насилие, то вместе они способны на ужасные вещи. Поэтому девушкам лучше избегать сугубо мужских компаний, хоть им, вероятно, и приятно быть в центре внимания. Тем более, нужно быть настороже, если есть подозрение, что вечеринка может окончиться оргией.
          Банальный, конечно, совет, но ведь множество трагедий происходит именно из-за обычного непонимания ситуации. К тому же согласно статистике, не больше двух случаев из десяти изнасилований девочек-подростков связано с агрессией со стороны незнакомых и случайных парней. В основном, насильниками оказываются члены их компании, знакомые, знакомые друзей или подруг.
          Но если девушкам можно посоветовать держаться подальше от мужских компаний, то юношам – труднее. А говорится это в связи с гомосексуальным совращением юношей и мальчиков-акселератов. Нежелательно, чтобы первый оргазм был связан с гомосексуальной связью, но и не выход поступать как некоторые "продвинутые" мамаши – находить для сына сексуальную партнёршу, чтобы первым партнёром была женщина. Юноша же, выросший в гармоничной семье, сам сможет выкрутиться из нежелательной ситуации.
          Сильное влияние на массовость ранних половых связей оказывает пропаганда "свободной любви". Считая, что подростков всё равно не уберечь от добрачного секса, массовое искусство и реклама фактически поощряют бездушный "спортивный" секс и оправдывают его. Мы уже упоминали, что такое отношение к сексу приводит к закреплению соответствующего стереотипа сексуального поведения – к привычке секса с "использованием" партнёра ради своего удовольствия, без любви, и что такая привычка мешает юношам и девушкам найти подходящую половину, чтобы создать крепкую семью. Конечно, привыкшие к "траханью" тоже влюбляются и женятся, но они со временем, неудовлетворённые интимной жизнью с одним партнёром, начинают искать всё новые сексуальные ощущения. Не спеша иметь детей, они "затаскивают" в супружескую постель третьего и четвёртого партнёра, меняют их по мере надоедания, но всё же, к настоящему семейному счастью их активные, но односторонние поиски не приводят. Счастье – это же не только секс и богатство, хотя именно это стремятся доказать порнопропаганда и массовое искусство. Правда, нельзя отрицать, что секс по своей эмоциональной силе способен временно заменить другие человеческие потребности и доставить удовлетворение, но ведь – ненадолго.
          Молодым людям нужно иметь в виду, что постель, опережающая душевную близость, не даёт созреть чувствам и расцвести любви. Конечно, не у многих после первой попытки начинается регулярная половая жизнь. Обычно, удовлетворив любопытство и разочаровавшись в сексе (ведь ожидали чего-то сверхъестественного), подростки – в основном, девушки – не повторяют попыток до более зрелого возраста. И если ранние половые контакты не кончаются драматично (в том числе и гомосексуальные), то особого вреда подросткам они не приносят. Хуже, когда в результате цепочки неудачных половых связей (в смысле несбывшихся надежд) появляется разочарование в настоящих чувствах, в жизни. Но если не дать закрепиться стереотипу "скоростного траханья" с понравившимся человеком, то рано или поздно любовь придёт, а с ней и супружеское счастье.
          У подростков, да и у взрослых, тяга к противоположному полу формируется не только под влиянием полового инстинкта, но и от перенимания родительских (и среды, разумеется) норм и идеалов. К сожалению, не все родители передают своим детям понятия о внутренней и бытовой красоте человека, о гармонии и красоте семейной пары. А так называемое массовое искусство насаждает совсем другие идеалы мужской и женской красоты, другие нормы мужского и женского сексуального поведения. И если обобщить образы современных литературных и кино-героев, перед нами предстанут независимые, вроде бы ищущие любви и счастливого брака, но всегда готовые на случайные половые связи, обеспеченные мужчины и женщины. И хотя в большинстве бытовых ситуаций дети подражают родителям, всё же дополнительным эталоном для подражания становятся фотомодели и "звёзды". А такое общественное воспитание затрудняет выбор молодых людей – не даёт юношам и девушкам полюбить подходящего сверстника, способного стать хорошим спутником жизни. И вместо симпатии к подходящему им человеку, они "вешаются" на тех, кто соответствует или подражает идеалам массовой культуры, часто оставаясь при этом внутренне пустым. Естественно, что чем больше времени и средств "подражатели" тратят на внешний вид, тем меньше остаётся на содержание, на внутренний мир. А без содержания нормальной жизни не будет, несмотря на народную мудрость, что дураком легче жить. Вообще-то, действительно – легче, но не счастливей. Впрочем, и те, на которых "вешаются", тоже становятся жертвами неверных идеалов. Кроме "выпендривания" их развращает и постоянное внимание к себе, переоценка собственной значимости и доступность партнёров – "синдром Бриджит Бардо".
          Тут хочется подчеркнуть силу родительского "внушающего" воспитания, которое проявляется при постоянно высказываемых оценках его поведения. Дело в том, что если ребёнку постоянно давать отрицательную оценку, он таким и станет. К примеру, если девушке постоянно твердить, что она станет шлюхой, то она станет, так как эта оценка уже сделает ей "ближе" такое поведение. И если ребёнку постоянно повторять, что он станет преступником, он подсознательно может пойти по этому пути. Но если подчёркивать хорошие, но находящиеся в зачаточном состоянии черты характера, ребёнок будет стремиться "подтянуться" до этого уровня.
          Чувство "семейной красоты" подростки могут перенять только у родителей. Не имеющий такого чувства, скажем, молодой человек, не сможет увидеть и оценить прелесть сверстницы в домашней одежде – в бытовых условиях, а будет считать привлекательными и красивыми лишь девушек в модной или вызывающей одежде. В браке же он нехотя будет сравнивать свою половину в будничных условиях со своим "вечерне-праздничным" идеалом и считать свой выбор неудачным ("До брака она не была такой"), а жизнь – серой и скучной по сравнению со своим рекламным идеалом.
          Но не только молодожёнам трудно понять, что у нормальной семьи не может быть такой роскошной и псевдодраматической жизни как у героев массового искусства (киносериалов, например). Низкий уровень культуры не даёт многим возможности критически оценить "массовые" идеалы и вызывает у них неудовлетворённость реальной (со всеми её радостями и горестями) семейной жизнью. И именно уровень создаёт у супругов своеобразный комплекс "серых будней", который толкает неудовле
творённых супругов на поиски своего идеала и развлечений вне семьи. Пытаясь скрасить самими же устроенное однообразие семейной жизни, супруги прибегают как к внебрачным половым контактам (публичные дома, любовники или любовницы), так и к наркотикам (алкоголь – самый популярный из них). И это помогает им хоть чем-то компенсировать дисгармонию своей семейной жизни, но такое суррогатное счастье не может их полностью удовлетворить.
          Обо всём этом, как и о понятии красоты, на которой мы остановимся ниже, можно было и не упоминать в этой главе, ведь такие стереотипы мышления и поведения не воспитываются сознательно, а передаются спонтанно родителями детям. Но хотя и нельзя избежать влияния этих факторов на половое воспитание, всё же тем, кто серьёзно относится к воспитанию своих детей, необходимо знать как можно о большем количестве факторов, влияющих на формирование личности их ребёнка. Отношение к красоте, например, влияет на сексуальное поведение людей. У одних – с эстетическим отношением – встреча с красотой (в широком смысле слова) вызывает радость и наслаждение, а у других – с потребительским отношением к красоте – зависть и острое желание обладать (красивой виллой, красивой машиной, красивой картиной или красивой женщиной).
          Понятно, что мужчина с потребительским отношением к красоте является потенциальным развратником. Ему ведь захочется обладать каждой понравившейся женщиной. И говорить с таким мужчиной о супружеской верности, наверное, бессмысленно, так как в его стереотип мышления это понятие не укладывается. Ведь женщины нужны ему не только для удовлетворения половой потребности, но и для обладания, для престижа ("С такой бы появиться у нас – все бы лопнули от зависти"). А мужчина с эстетическим отношением к красоте может не только спокойно (не без удовольствия) любоваться женщинами и девушками, но и останется верным супруге даже в "благоприятной" для измены обстановке. Причём не из-за страха попасться (такой страх даже возбуждает донжуанов), а из-за любви к своей половине. Половое же возбуждение, возникшее вместе с эротическим удовольствием от наблюдения за прелестными представительницами прекрасного пола, может лишь усилить его тягу к любимой супруге. В принципе, аналогичный эффект наблюдается и при чтении эротической литературы, и при просмотре эротического или порнофильма, но об этом мы поговорим в следующей главе. В конце же этой главы осталось лишь досказать о психологии мужчин-потребителей, впрочем, это касается и женщин, ведь воспитать в таком духе можно как мальчика, так и девочку. И отношение к людям и вещам у них будет соответствующим.
          Мужчины-потребители не вкладывают душу в интимные отношения, в том числе и с объектами своих сексуальных "побед". Свершившийся факт обладания предметом желаний довольно быстро гасит интерес потребителя к этой женщине. И если их отношения не связаны с престижем, он легко отделывается от неё. Его взор обращается уже к новой "игрушке", которым он ещё не обладает. Легко понять, что жена, которой потребитель уже "обладает на законных правах", постепенно теряет для него привлекательность. Эти мужчины не стремятся к семейной гармонии. Сама мысль, что можно быть счастливым с одной любимой женщиной, кажется им смешной.
          Конечно, секс в качестве хобби может заменить смысл жизни и стать образом жизни, но это только временное спасение для "одиноких душ". Нередко продолжительной основной связью (при случае вступая в связь с другими) партнёры создают иллюзию близости и любви, но сближаться дальше не хотят (или не умеют), из-за чего теряют время, которое можно было бы использовать для поисков подходящей половины. Хотя, скорее всего какие-то стереотипы, "заработанные" в юном возрасте, мешают им увидеть цель и идти к ней. Потому-то растянутая годами и превратившаяся в привычку половая связь двоих независимых партнёров не приводит к удачному браку. А для одиноких, независимых людей беспорядочная половая жизнь становится чем-то вроде наркотика от одиночества и является, как и другие наркотики, самообманом, бегством от реальной жизни.
          К сожалению, в связи с эмансипацией женщин, их экономической независимостью и тиражированием образов сверхмужественных женщин в массовой культуре, становится всё больше "потребителей" секса, как мужчин, так и женщин. И, как ни странно, воспитывают такое отношение к сексу и к женщинам сами эмансипированные женщины. Их мальчики, например, глядя на своих матерей, не могут относиться к женщинам как к хрупким и прелестным созданиям, которые нужно лелеять и защищать. Они приучены рассматривать женщин как равноправных партнёров. А такое равноправие не даёт развиться настоящим мужским чувствам: нежности к женщинам, желанию защищать и быть рыцарем. Плюс к этому, независимая, сильная и властная женщина сама претендует на главенствующую роль в семье, что приводит в семье к "борьбе за власть".
          Как же распределить роли мужа и жены в семье, где оба претендуют на роль отца семейства? Мы ранее уже говорили о равноправии, как об одном из основных элементов гармоничной семьи – оно, конечно, необходимо. И тут нет никакого противоречия. Просто с равноправием, как и с любой другой хорошей идеей, можно перегнуть не в ту сторону. А перегибы, как известно, ни к чему хорошему не приводят. Поэтому эмансипированным мамам нужно задуматься, к какой форме семьи они подготавливают своих детей. И сможет ли её сын или дочь создать семью под влиянием её личного примера? И может ли она вообще привить им желание иметь семью? А ведь навыки для создания собственной семьи – основная задача полового воспитания.



          ЭРОТИКА И СЕКС
          Сегодня мало осталось людей, которых надо убеждать, что сексуальность – не грех и играет большую роль в жизни людей и общества. Правда, не так давно на смену перегибам ханжеской морали пришли перегибы сексуальной революции, когда все сферы человеческой деятельности пытались свести к сексуальности. В настоящее же время, благодаря широкой распространённости информации об интимной жизни людей, подросткам и молодожёнам легче разобраться в вопросах секса, хотя и не всегда получаемая ими информация бывает достоверной. Но при желании можно найти ответы почти на все интересующие вопросы. Правда, к некоторым из них нужен индивидуальный подход, впрочем, как и к другим знаниям житейской мудрости, ведь многие ответы становятся понятными лишь тогда, когда они проходят через собственное сознание и "перекликаются" с личным опытом человека.
          Об эротике мы уже говорили в предыдущих главах, но не останавливались на этой достаточно важной теме. А ведь эротика – это часть культуры. А эротическое удовольствие – такое же эстетическое удовольствие (но с сексуальным уклоном, разумеется), которое обычно доставляется произведением какого-то искусства – поэзии, живописи, музыки, театра и т.п. Мало того, эротика присутствует в этих видах искусства как жанр. К примеру, эротический жанр в литературе, живописи, кино и т.п. Но хотя известно, что эстетическое удовольствие от конкретного вида искусства может получить лишь человек, который разбирается в нём, почему-то считается, что возможность получать эротическое удовольствие даётся людям от природы. Это не так. Половой инстинкт, конечно, может возбудить интерес к эротическим объектам, но без обучения (издревле этим занимались поэзия и живопись) человек будет не любоваться ими, а лишь желать обладать ими, коллекционировать, но это уже другое удовольствие, скорее – страсть. А вообще, каждый получает от искусства столько удовольствия, насколько он в нём разбирается. Например, простой человек в состоянии судить о живописи лишь по степени её реализма, так как из-за отсутствия опыта он может оценить в картине лишь сходство изображения с действительностью. И он может получить какое-то удовольствие лишь от некоторых произведений, в то время как перед знатоком живописи открывается вся сокровищница изобразительного искусства, которая может доставить ему массу удовольствия.
          С музыкой дело обстоит несколько иначе, ведь нельзя жить в обществе и быть отрезанным от музыкальной культуры. Опять же, простой человек судит о серьёзной музыке, сравнивая её со знакомой ему народной, массовой. И без определённых знаний он не в состоянии вникнуть глубже и получить удовольствие от всех существующих музыкальных направлений. Впрочем, это не означает, что массовая и народная музыка доставляют меньше удовольствия, чем другие направления, для понимания которых нужен опыт. Конечно, для понимания народной или поп-музыки тоже нужен опыт, но так как эта музыка окружает человека с колыбели, являясь частью национальной культуры, то и опыт приходит сам собой. А вот, к примеру, Маугли, который вырос не среди людей, нуждался бы в понимании и такой простой и естественной, как нам кажется, музыки, хотя дородовая и младенческая память могли бы ему помочь.
          Никто не будет спорить с утверждением, что получить удовольствие от джазовой импровизации может лишь тот, кто разбирается в джазе, а получить удовольствие от талантливого шахматного хода может только тот, кто увлекается шахматами. Это относится и к талантливому инженерному решению, и к остроумному анекдоту, и ко многим сферам творчества. А примеры эти мы привели лишь для того, чтобы подвести к пониманию того, что для получения эротического удовольствия тоже нужен опыт. Причём, не сексуальный, а общеобразовательный, культурный, ведь эротика есть и в живописи, и в кино, и в балете, и в литературе, и в быту. Просто её нужно понять и полюбить, и не без помощи инстинкта размножения. Поэтому нежелательно отделять эротику от других видов искусства. Эротика без эстетики, присущей настоящему искусству, теряет свою привлекательность и красоту. И тогда, загнанная в "подполье", она может превратиться в неэстетичную и вульгарную порнографию.
          У порнографии тоже есть право на существование в жизни людей. И если её назвать забавой для взрослых и грамотно подойти, она тоже может стать искусством. Однако граница между эротикой и порнографией останется. А сейчас она где-то субъективна и расплывчата, поэтому эротику нередко подменяют порнографией, которая сильнее действует на людей, так как обращена непосредственно к подсознанию, к инстинктам. Но у эротики и порнографии разные цели – если эротика доставляет "пассивное" эстетическое удовольствие, то порнография сексуально возбуждает и активизирует человека, что тоже нужно в определённых случаях.
          Для нахождения разницы между эротикой и порнографией есть простой, но, к сожалению, субъективный критерий оценки: эротикой можно любоваться в присутствии других людей, даже детей, а вот порнографию можно смотреть лишь в одиночку или наедине с партнёром. Смотреть порнографию в присутствии других воспитанному человеку крайне неловко и ассоциируется с сексуальным предложением. Хотя неподготовленному человеку и обнажённая натура в искусстве может показаться неприличной и "расковывающей" его инстинкты.
          В принципе, там, где начинается секс, кончается эротика. Вернее, кончается приличная для группы людей (к примеру, родители и дети) эротика. В одиночку или с сексуальным партнёром можно получать удовольствие от таких сцен, но не связанные интимной жизнью зрители подсознательно чувствуют себя при таких сценах сексуальными партнёрами, и им становится неловко от этого.
          В вопросе отделения эротики и порнографии нередко выявляются парадоксы цензуры. К примеру, показ обнажённых фигур на диком пляже одно время считалось неприличным (порнографией), а вот натуралистическая сцена изнасилования или совокупления со стонами и вздохами в фильме, рассчитанном на широкую аудиторию, считалось приличной или эротичной. И это потому, что цензура обычно находится в чьих-то руках и выражает мнение и интересы определённого круга, так что ей не всегда можно доверять. Для понимания же отличий и целей эротики и порнографии нужен определённый уровень культуры и воспитания. Но, в принципе, взрослым порнография не может повредить. А потребность в ней очевидна. И в этом, кстати, неплохо разбирались практичные китайцы. Они вешали у себя дома картины с "двойным дном". Обычно это были картины с нейтральным сюжетом, но при необходимости они помогали супругам создать интимную обстановку. Ведь картины легко превращались в "порнографические" и уже изображали сексуальные сцены, способные возбудить, а где-то и обучить. И никого это не касалось, и не было в этом ничего зазорного, ведь это было личным делом супругов! И была культура пользования порнографией (искусством для взрослых), в отличие от некоторых современников, которые во время видеомагнитофонного "бума" устраивали групповые просмотры порнографии для гостей, даже для пожилых родителей и родственников.
          Нельзя сказать, что сейчас люди тупее, чем восточные народы прошлых веков, просто порнография – клондайк для бизнесменов, связанных с её производством. В этом бизнесе крутятся огромные капиталы, что и позволяет их владельцам "заказывать музыку" в этой области. Каждый раз при очередном "отодвигании" цензурной границы в сторону эротики, прибыли резко подскакивают из-за получения возможности открыто рекламировать и реализовать свой товар.
          Говорить о секс-индустрии не входит в наши планы, но нехотя пришлось упомянуть о ней, так как она грубо вмешивается в вопросы культуры и влияет на общественную мораль.
          Во все времена общество пыталось отделить пристойное от непристойного. Сначала это были языческие табу и религиозные запреты, затем – жёсткая цензура государства. В настоящее время этим занимаются, в основном, общественные движения, имеющие какое-то влияние на законодательные органы. И из-за щекотливости вопроса дело нередко доходит до комичного. В Италии, например, некоторое время существовало разрешение ходить на пляже с обнажённой грудью только женщинам, вид грудей которых "не оскорблял бы окружающих". А за выполнением этого постановления должны были следить полицейские, в обязанность которых входило выявлять и выводить с пляжа "хулиганок", оскорбляющих отдыхающих видом своих грудей.
          Обычно пристойным считается то, что допустимо в обществе. Но ведь каждое общество разделено на прослойки, в которых царит своя мораль, так что основным критерием становится официальная оценка. Но всё же человеку приходится самому ориентироваться, в каком кругу какое поведение считается пристойным, чтобы не попасть впросак как, к примеру, разгуливающий в купальнике на нудистском пляже, где все голые. Вопрос же о пристойности эротики и порнографии осложнён "размытостью" границ между этими понятиями. В принципе, порнография и секс-продукция являются забавой для взрослых, и если ими пользуются в узком супружеском (партнёрском) кругу, то никто не имеет права давать этому моральную оценку, а тем более – обвинять взрослых потребителей в неприличном или некультурном поведении. Тем более что вреда от легальной секс-индустрии никакого, наоборот – развлечения и удовольствие для одних, и дополнительные рабочие места для других. А вот всевозможные табу и ханжеская мораль, запрещающая порнографию и секс-игрушки, вредят не только тем, что "загоняют" производство и торговлю в криминальный мир, но и тем, что заставляют "пользователей" мучиться угрызениями совести, чувствуя противозаконность и "порочность" своих желаний и поступков. А почему, собственно, поступок считается незаконным, если он никому не вредит? Другое дело – влияние эротики и порнографии на детей. И если эротика полезна детям (приучает их к красоте человеческого тела и к уважению к нему), то порнография может привить неверные стереотипы сексуального мышления и поведения. И сильнее всего это влияние тогда, когда порнография (псевдоэротика) официально разрешена.
          Понимающие родители стараются оградить детей от нежелательного влияния порнографии. Они не разбрасывают по дому, а прячут от детей товары секс-индустрии. Но, к сожалению, они не могут спрятать телевизор, из которого постоянно "прёт" насилие и беззаботное траханье. А это наносит детям больший вред своей обыденностью и массовостью, чем случайно увиденная порнография. Ведь дети, как, впрочем, и взрослые, особо не задумываясь, считают нормой то, что распространено и кажется обыденным.
          Возвращаясь к месту эротики в жизни общества, стоит подчеркнуть, что без понимания эротики, без умения получать эротическое удовольствие, отношения между полами грубеют, теряется уважительность друг к другу, что можно наблюдать буквально на каждом шагу. И тут большая ответственность лежит на мужчинах, хотя, учитывая, что мужчин воспитывают женщины, виновных не найти. И всё же, если мужчина с ранних лет не будет уважать женщин, а с подросткового – восхищаться женским телом и чувствовать его "аромат", если в юности у него не будет нежных эротических фантазий, то он не станет мужчиной. Это значит, что женщины в его жизни будут лишь "человеческими самками", используемыми для удовлетворения половой потребности и продолжения рода. И только понимание эротики делает представительницу противоположного пола женщиной в глазах мужчины, ну и общее воспитание тоже. А это значит, что у женщины, почувствовавшей внимание к себе, понявшей свою ценность, появится уважение к себе. А уважающий себя человек и к другим (к мужчинам, в данном случае) относится уважительно.
          Взаимное уважение не позволяет мужчинам и женщинам относиться к представителям другого пола грубо и неуважительно. И такое отношение – результат воспитания, культуры, причём не одного поколения. Поэтому-то в среде баб и мужиков, не привыкших к уважению (прежде всего к себе) взаимоотношения грубые и неуважительные. Поэтому-то они и обречены быть несчастливыми в браке, так как между ними не может быть настоящей любви. Да и откуда? Для любви нужен определённый уровень культуры, воспитания, необходимо понимание уважительности, нежности и эротики, а также желание воспитывать общих детей, испытывая радость оттого, что дети похожи на любимую половину. А природа, к сожалению, этого всего не даёт. Это – человеческие качества. Природа может дать лишь влюблённость, первоначально притягивающую мужчин и женщин друг к другу, да ещё тягу к сексу, обеспечивающую продолжение рода. Но для настоящей любви нужны настоящие человеческие чувства: взаимоуважение, взаимодоверие, душевная близость и эротическая нежность – восхищение телом своей половины. А они передаются лишь общим воспитанием.
          Но вернёмся к влиянию порнографии, которая, противопоставляясь эротике, вытесняет её из общества так же, как и дешёвые низкосортные товары вытесняют с рынка качественные и дорогостоящие. Сравнение это, может, и не совсем подходящее, просто хочется подчеркнуть, что для возбуждения от порно и стриптиза не нужна никакая подготовка. В то время как получение удовольствия от эротики требует понимания, определённых навыков и поэтому доступно не всем. А так как прививание таких навыков не приносит больших барышей, в отличие от порно-бизнеса, из-за этого и вытесняется эротика из культуры многих народов. Доступность порно, особенно благодаря видеомагнитофонам и интернету, невмешательство цензуры и самоокупаемость культуры, – всё это не оставляет места для эротического просвещения. А молодёжь и люди среднего возраста не разбираются, в большинстве своём, в пристойности видеопродукции. Вот и получается, что половым, эротическим и социальным воспитанием занимаются кино– и порно-бизнесмены.
          Порнография – изображение проституток, в переводе с греческого (правда термин этот, вероятно, устарел) – тоже может стать источником супружеских конфликтов. И об этом уже говорилось в другой главе. Однако современные литературные, фото и видео произведения на сексуальную тему, если их рассматривать как искусство для взрослых и как забаву, могут принести и пользу. Порнография может помочь супругам не только перенять сексуальный опыт, но и раскрепоститься, а через это – и сблизиться. Следовательно, она может стать профилактикой множества конфликтов на сексуальной почве.
          Мы уже говорили о роли массового искусства в воспитании людей. Несмотря на то, что многие молодые люди считают, что они уже взрослые и их никто не воспитывает, их сознание, независимо от их желания, всё равно находится под влиянием массового искусства. Оно как раз и формирует их вкусы, заставляет их подражать внешности и поведению героев, пропагандирует определённый образ жизни и т.п.
          Влияние кино на поведение человека изучалось в разных странах и его наличие не вызывает сомнений. Это можно проиллюстрировать экспериментом, проведённым со студентами.
          Группу студентов привели на просмотр фильма, изобилующего сценами насилия. После же просмотра студенты стали "случайными" свидетелями уличной трагедии. И оказалось, что желание помочь пострадавшим, у них было выражено слабо, так как у них появилось какое-то привыкание к виду крови и страданий. А вот студенты из контрольной группы, не смотревшие этот фильм, сразу же проявили понимание, помогли, чем смогли и вызвали скорую помощь. То есть, они повели себя нормально.
          При желании, каждый может проследить у себя временное изменение мышления и поведения после просмотра эмоционально насыщенного фильма. И нетрудно догадаться, что когда такое внешнее влияние на психику происходит часто и имеет определённую направленность, то у зрителя могут воспитаться соответствующие стереотипы мышления и поведения. Как изменятся взгляды зрителей после просмотра порнофильмов, особо гадать не приходится. Ведь если после боевика зритель чувствует себя ловким и сильным, то после порнофильма появляется ощущение, что все вокруг могут стать для него сексуальными партнёрами, причём, с большой охотой. И не только это накладывает отпечаток на сознание зрителей, но нередко и несоответствие увиденного и своего опыта. В порнофильмах ведь все гиперсексуальны, да и сюжет малореальный и надуманный, а выглядит всё так правдоподобно, что кажется обыденным и реальным. А на самом деле у обычных мужчин и женщин, тем более, у семейных, не может быть таких похождений и таких реакций. Но зрителям кажется, что и они так могут. А это нередко приводит к разногласиям со своей половиной. И главное, что нужно понять молодым супругам при "потреблении" порнопродукции, это то, что к ней нельзя относиться как к отражению реальной жизни. И нельзя забывать, что подавляющее большинство порносюжетов – плоды воображения авторов, сценаристов. А, как известно, воображение может увести художника и в мир фантастики, и в мир сюрреализма, и даже в негативные и деструктивные миры. Поэтому принимать "за чистую монету" похождения героев порнолитературы и порнофильмов так же неразумно, как и верить всем похождениям суперменов и ковбоев.
          Справедливости ради необходимо отметить, что в художественном воображении авторов концентрируются мечты и фантазии многих людей. Взять хотя бы всемирно известного Джеймса Бонда. Он ведь стал популярен благодаря тому, что вёл себя так, как представляли себя в мечтах многие мужчины – был сильным, ловким и мужественным, спасал мир, не пропускал ни одной юбки, легко убивал и т.п. Но не всегда авторы выражают потайные желания большинства, нередко они навязывают своим читателям и зрителям нереальные желания. И в большей степени это относится к сексуальным фантазиям – самым глубоко скрываемым и личным. Но, к сожалению, личная мечта, получившая подтверждение в сюжете произведения, нередко воспринимается зрителями как эталон для подражания.
          Если поначалу выбирать для супружеского просмотра "мягкий" порнофильм и не стараться копировать всё подряд, то порнография вполне может принести пользу супругам на их совместном пути к сексуальной гармонии. Во-первых, порно раскрепощает, позволяет на многое смотреть другими глазами, а во-вторых – заставляет работать фантазию и искать новые взаимоприемлемые сексуальные приёмы. Но может получиться и так, что несоответствие книжного или экранного сексуального поведения с личным опытом и возможностями может вызвать комплекс неполноценности либо разочарование в сексуальном партнёре. Правда, такие ситуации могут возникнуть лишь у неблизких душевно супругов. К примеру, в странах, где порнография уже давно имеет массовое распространение, отмечено немало случаев развода супругов в связи с неудачными попытками повторить описанные или увиденные на экране варианты сексуальных игр.
          Несколько отвлекаясь, хочется сказать о фантазиях любителей виртуального секса через интернет. Это словосочетание на самом деле означает самомастурбацию при компьютерном диалоге на сексуальную тему. Диалог распечатывается на экране монитора и возбуждает. Это, конечно, выход для сексуальности – разрядка, но ведь привычка к таким "машинным" интимным отношениям может помешать возникновению реальных чувств к реальным людям, в отличие от самомастурбации с человеческими фантазиями. Конечно, виртуальные фантазии, может, и не смогут помешать возникновению влюблённости, но настоящей, семейной любви они не дадут развиться. И особенно компьютерным фанатам, которым не только пол партнёра (собеседника) не играет роли, но они могут сексуально возбудиться и при представлении каких-то абстрактных не гуманоидных виртуальных форм жизни. Ясно, что при таком подходе к эротике представители противоположного пола отходят на задний план, что и мешает сблизиться и создать семью. О семье, правда, такие молодые люди и не думают. А о продолжении рода размышляют разве что как о клонировании.
          Порнография может нанести существенный вред подросткам, но не самими сексуальными сценами, а "вбивая" им в голову то, что обезличенный секс не только вполне допустим, но и является нормой. Впрочем, подобный вред наносит, как уже говорилось, и массовое искусство, заставляющее поверить, что сексуальная распущенность и беззаботность являются эталоном поведения. И то, что в обычных фильмах не показывают половых органов, отнюдь не означает, что ситуации там не порнографические. В некоторых из них косвенно демонстрируют как оральный секс и мастурбацию, так и насильников, проституток, лесбиянок, геев, педофилов и некрофилов. Раньше это всё не пропускалось цензурой, и подпадало под понятие порнографии. Сейчас же эти темы легализовали, поэтому современная порнография вынуждена пойти ещё дальше, правда, нередко копируя тенденции в обществе, где безличный, "спортивный" секс не ограничивается обычным – пусть даже разнообразным – половым сношением. Ведь отсутствие любви должно как-то компенсироваться другими острыми ощущениями. Поэтому порнография демонстрирует широкий ассортимент сексуальных забав людей с психосексуальными и физиологическими отклонениями: гермафродитов, садомазохистов, бисексуалов, педофилов и т.п., иногда смешивая всё это в групповые оргии. Кое-что из этого определяется как "жёсткое" порно и распространяется подпольно, остальное – как "мягкое", разрешённое и распространяется по специальным каналам, одинаково отрицательно влияя на обывателей.
          Одно время цензура преподносила некоторые виды порнографии как "крутую" эротику. Такая "уступка" цензуры раздражала разбирающихся в эротике зрителей, так как на деле такие эротические фильмы оказывалась порнофильмами, из которых просто вырезаны кадры, изображающие возбуждённые половые органы, считающиеся атрибутом порнографии. Смысл и содержание этих фильмов порнографический, но эту "кастрированную" порнографию выдавали за эротику. Сюжеты, если они вообще есть, построены на сексе. Обязательно участвуют бисексуалки, есть групповой секс, оральный и т.п. Встречаются даже фильмы в стиле боевиков с восточными единоборствами – спарринг порнозвёзд различной сексуальной и весовой категории. А ведь для коллективного просмотра такие "крутоэротические" фильмы не годятся, так как зрители чувствует себя неловко перед другими. При интимном же, домашнем просмотре их преследует мысль, что взрослых людей считают несовершеннолетними или просто издеваются над ними. Ведь показывают секс во всевозможных позах и сочетаниях, с вздохами и стонами, с разговорами о сперме и половых органах, но в тот момент, когда в камеру должны попасть половые органы, её переключают, показывая более нейтральный ракурс. Это оставляет неприятный осадок. И эти фильмы были предназначены для широкой аудитории и кое-где транслировались по телевидению, так как официально это – эротика.
          Надо подчеркнуть, что не на всех порнография действует одинаково. Некоторые люди оказываются предрасположенными к потреблению определённого вида порнографии. Впрочем, это касается и всех видов искусства: каждый слушает соответствующую его пониманию музыку и смотрит подходящие его уровню фильмы. Соответственно и каждый подросток, а тем более – взрослый, воспринимает увиденное по-своему, а копирует далеко не каждый. Но когда информация попадает на "благодатную почву", тогда она воспринимается как норма и пример для подражания. Поэтому, говорить однозначно о вреде порнографии не совсем правильно. И даже самое вредное для юных умов – то, что порнография приучает воспринимать окружающих людей однобоко, как потенциальные сексуальные объекты: бёдра, задницы, пенисы и вульвы, "сталкиваясь" с хорошим воспитанием, не сможет сильно навредить. Может произойти, конечно, временная дезориентация, заставляющая свернуть с правильного пути, но верные стереотипы мышления помогут вернуться на этот путь.
          Искусство – очень сильный воспитатель. И нередко родителям – основным воспитателям – приходится противопоставляться массовому искусству. Немало труда им стоит сформировать уважительное отношение ребёнка к противоположному полу и серьёзное отношение к браку, когда любимые подростковые кино-герои и героини меняют партнёров "как перчатки" и легко обходятся без семьи. Да и подросткам немало труда стоит придерживаться нормальной ориентации, когда гомосексуалисты (особенно бисексуальные женщины) настолько часто стали мелькать на современных экранах, что девушки, не испытывающие гомосексуального влечения, могут почувствовать себя неполноценными.
          Мы постоянно возвращаемся к влиянию искусства кино (в том числе и порно) на людей потому, что неверные стереотипы поведения навязываются и супругам, мешая им достичь супружеской гармонии. Например, из-за искажённой информации у многих замужних женщин сексуальность ассоциируется с поведением проституток. И если супруг даёт понять, что хочет видеть их интимную жизнь более активной, супруга чувствует себя оскорблённой и обиженной. Ей кажется, что муж требует, чтобы она вела себя как проститутка, а это для замужней женщины сильное оскорбление. Да и насчёт сексуально активного мужа у неё появляются какие-то подозрения. А ещё больше проблем возникает, когда более сексуальной оказывается жена, ведь ей гораздо труднее избежать подозрений.
          Искусство кино, имеющие сильное влияние на сознание людей, может помочь супругам, особо не занимающимся самовоспитанием. И хотя в последнее время оно даёт гораздо больше информации о сексуальном поведении супругов, чем раньше, к сожалению, в основном, эта информация о сексе однобокая – уделяется много внимания любовникам и проституткам.
          Хотя сексуальность и естественна, сексуальные ассоциации и некоторые, сексуально возбуждающие причины зависят от местных традиций. Например, обнажённый женский живот не воспринимается в Индии очень уж эротично, в то время как от неглубокого декольте там мужчины "тают". А в Европе, например, эротический эффект этих частей женского тела совершенно противоположен. Да и эротическое бельё тоже по-разному воспринимается. Например, в странах, где уже не одно поколение посещает стриптиз, проституток и порнокинотеатры, на мужчин более возбуждающе действуют атрибуты стриптизёрш: чёрные или красные чулки с поясами, вызывающее нижнее бельё и т.п., а также вульгарность в поведении и в выражениях. А там, где стриптиз и порнография были под запретом, чулки с подтяжками действуют на мужчин не так эротично, как "бытовая" эротика: женщины в незапахнутых домашних халатах, простое нижнее бельё, скромная (когда не заглядывают в глаза) и случайная обнажённость. А специальное раздевание с вызывающим "приглашающим" взглядом может восприниматься отталкивающе. И хотя образ стриптизёрши и "выкристаллизовался" из тайных желаний определённого типа мужчин-плейбоев, в дальнейшем сексиндустрия превратила этот образ в стереотип, который сейчас навязывается всем мужчинам.
          Если порнография может отрицательно сказаться на мировоззрении подростков, то неприязненное отношение к порнографии может отрицательно сказаться на взаимоотношениях супругов, особенно супругов со стажем. Дело в том, что из-за отсутствия сексуальной грамотности порнография, эротика и секс "сваливаются" в одну "грязную кучу". Особенно к этому склонны женщины: как "успешно" подавившие свою сексуальность, так и стесняющиеся своей сексуальности, боящиеся показаться мужу развратными. Они отвергают не только порнографическую литературу и фильмы, но с таким же пренебрежением относятся и к сексуально познавательной, обучающей литературе, не говоря уже о видеоуроках. Понятно, что при таком отношении невозможно расширить диапазон приемлемых ласк и эмоционально окрасить свои отношения. А хорошим супругам порнография может, как уже говорилось, принести пользу.
          Мужчины, хотя они и более активны и заинтересованы в вопросах секса, после неоднократных безуспешных попыток заинтересовать супругу богатым миром супружеской интимной жизни, отчаявшись, замыкаются в себе, пытаясь подавить свою "чрезмерную" сексуальность. И им приходится либо довольствоваться "жалкими порциями" секса, "выделяемого" супругой, либо искать другие способы удовлетворения своей сексуальной потребности. А ведь супружеский просмотр порнографии в интимной обстановке поможет супругам не только раскрепоститься и сильно возбудиться, но и позволит им решиться на более смелые ласки в поисках новых форм взаимного удовлетворения. Это, в свою очередь, будет поддерживать эмоциональность их отношений, свежесть чувств, и будет постоянно "подпитывать" их взаимную любовь, обеспечивая супружеское счастье.
          Супруги в "несексуальных" семьях находят себе иные интересы и увлечения, которые более-менее компенсировали бы отсутствие связывающей супругов эротичности. Но чаще всего увлечения эти не способствуют сближению, а наоборот – каждый замыкается на своих интересах. Женщины, к примеру, начинают так усердно следить за чистотой и порядком в доме, будто уверены, что от этого зависит семейное счастье. Но если этот интерес и усиливает эмоциональность, то, скорее в виде раздражительности, чем в виде радости и удовлетворённости жизнью.
          Как мы уже говорили, порнография может помочь близким и доверяющим друг другу супругам. А вот у стеснительных супругов может быть и наоборот, если мужчина втайне увлекается порнографией и мастурбирует, так как его не удовлетворяет частота половых актов. Рано или поздно он может быть "застукан" своей половиной. А это – завязка конфликта, ведь сразу возникают подозрения в извращённости, в отсутствии любви и даже в предательстве. Понятно, что ближе от этого супруги не станут. Но если жена, обнаружившая такую "извращённость", сможет спокойно разобраться в ситуации, конфликт этот может пойти им даже на пользу – сблизить супругов. Но это лишь в том случае, если она серьёзно задумается о месте сексуальности в супружеских отношениях, и они вдвоём будут не только искать компромиссы, а смогут увлечься интимной жизнью на радость обоим.
          Корни порнографии довольно глубоки. Порнография показывает оргии, которые были известны людям много веков назад. Карнавалы, дни свободной любви и другие традиции, дошедшие до наших дней – это отражение древних оргий, в которых люди реализовали свои запретные сексуальные желания и фантазии. Причём участие в таких "официальных" оргиях не считалось супружеской изменой. К тому же, люди могли удовлетворить свои потребности и в переодевании в одежду противоположного пола, и в гомосексуальных актах, и в групповом сексе и т.п

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)