Самучитель супружества 9

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)

          Часть 9

          льшинство потребностей ("хотений"), на их месте "вырастет" ещё больше, не принося ощутимого морального удовлетворения. Поэтому-то люди с потребительским отношением к жизни и к окружающим обречены на вечную неудовлетворённость. Правда, нельзя отрицать, что такая неудовлетворённость становится двигателем общественного прогресса.
          Но вернёмся от абстрактных потребителей к потребителям-супругам, тем, которые считают, что они облагодетельствовали свою половину и должны постоянно пользоваться её услугами. Таким супругам – будь то мужчина или женщина – кажется, что их половина должна им прислуживать в одностороннем порядке. А это, разумеется, к гармонии никак не приводит. В то время как при взаимных услугах, которые почти ничем не ограничены и приносят удовлетворение обоим, отношения супругов приближаются к гармоничным. Ведь у того, кто оказывает услуги, удовлетворение может быть не меньше, чем у того, кто получает. А потребительским отношением к своей половине супруги сами закрывают себе дорогу к счастью и обрекают на вечное недовольство. При таком отношении, из которого вытекает нежелание самому быть внимательным к потребностям своей половины, трудно довольствоваться имеющимся и радоваться супружеству и жизни в целом.
          Конечно, всё это банально и не стоило бы говорить о таких вещах, но ведь именно на этом "спотыкается" большинство пар. И разные мелочи, накладываясь на неудовлетворённость потребностей (материальных, духовных, сексуальных) порождают в супругах нервозность, неприязнь и даже грубость, что, разумеется, отдаляет их от гармонии. Кстати, индикатором, сигнализирующим о первой трещине в отношениях между молодожёнами, может служить именно грубость, являющаяся следствием потери уважения. Но грубость – относительное понятие, и если один из супругов даже самое невинное высказывание оценивает как грубость, а второй не хочет понять, что оскорбляет, значит, супруги "движутся в направлении" дисгармонии. Их помыслы и поступки не скоординированы – "Кто в лес, кто по дрова". А супругам не мешает знать, что у одних людей и не очень грубое слово (цензурное), сказанное на повышенных тонах, может восприниматься как оскорбление, а у других, оскорбляющихся разве что от побоев, грубые слова и ругательства могут восприниматься как естественное общение. Конечно, это зависит от уровня культуры супругов. Из-за этого и давать общие советы супружеским парам очень трудно. Но в принципе, если супругам самим известно, что их половина считает грубостью и сильно обижается, а что пропускает "мимо ушей", то им проще самим следить за этой гранью.
          Когда определены пределы допустимого (хотя они не окончательно установлены и могут расширяться), тогда проще не переходить грань тактичности, постоянно поддерживая и развивая взаимоуважение, нежность и эротичность. И не важно, в каких именно формах это будет выражаться, главное, чтобы они были приемлемыми для обоих. Ведь у одних нежность может выражаться во взглядах и прикосновениях ("телячьи нежности"), у других – в сальных комплиментах и шлепках "по заднице". И дело не в форме, а в содержании.
          Тут, может, стоит подчеркнуть, что проявлять свою нежность желательно не при посторонних, а наедине, чтобы никого не ставить этим в неловкое положение.
          В жизни супругов бывают моменты и ситуации, которые располагают к нежности и сентиментальности. И тогда одному из них хочется раскрыть душу перед своей половиной. Тогда может завязаться задушевный разговор. Такие разговоры, разумеется, очень нужны, так как ощутимо сближают супругов. Но очень важно в такие моменты не "плюнуть" в раскрытую душу своей половины нетактичностью, насмешками или обвинениями, да и потом, при случае нельзя упрекать словами, сказанными в момент откровения. Ведь издёвка, ирония, недоверие или какая-нибудь другая отрицательная реакция на откровение может ранить близкого человека больнее, чем побои. От нетактичности, проявленной в такие моменты, разоткровенничавшийся супруг может замкнуться в себе быстрее, чем от крупной ссоры. И в следующий раз ему будет трудно раскрыться. Ясно, что о гармонии при таких взаимоотношениях придётся забыть. Однако надо признать, что часто такое поведение супругов свидетельствует не об их презрении и ненависти к своей половине, а о непонимании своей нетактичности. Причём нетактичная половина может даже удивиться, что её простые слова ("Не ругались же, не оскорбляли друг друга?") так ранили близкого человека. Но, к сожалению, от непонимания и из-за невысокого культурного уровня такие "плевки" могут повторяться неоднократно, отдаляя друг от друга супругов.
          Можно привести ещё один пример непреднамеренной порчи отношений, когда женщина, особо не задумываясь над своим поведением, гасит нежность и ласки мужа, давая ему почувствовать стыд за свою нежность и сентиментальность: "Ты что, впал в детство?" А чувствительному мужчине достаточно несколько раз "нарваться" своей "раскрытой" душой на непонимание и удивление жены, чтобы замкнуться и прикасаться к жене лишь в постели, а может и там избегать поцелуев. Ясно, к чему это приведёт – к отсутствию эмоциональности и восторженности в супружеских взаимоотношениях. К тому же боязнь показаться нелепым и смешным своей нежностью и сентиментальностью достаточно быстро может погасить любовь мужчины и вызвать у него чувство разочарования и неудовлетворённости браком. Ведь именно взаимопонимание, доверительность (отсутствие боязни быть непонятым и осмеянным) и нежность (не без эротики) могут "поддержать" на многие годы "огонь" супружеской любви, не давая трудностям серых будней погасить её. Причём это касается не только женщин, ведь мужчины ещё чаще бывают нетактичными к своей половине. Но если откровенно, то нетактичность – болезнь не женщин и мужчин, а мужиков и баб.
          Потребность в выражении нежности есть у всех людей, даже у самых чёрствых. Но если нежность не проявляется во взаимоотношениях со своей половиной, то она переносится на детей, на домашних животных, на внебрачных партнёров, чужих детей и т.п. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы относиться по-человечески к окружающим, но нельзя этого делать за счёт своей половины, превращая супружеские отношения в сосуществование, и не догадываясь даже, сколько приятных часов могут подарить друг другу близкие мужчина и женщина. А дело в том, что романтика близких отношений между женщиной и мужчиной (не без подачи писателей и сценаристов) часто ассоциируется с холостяками и с любовниками. Но кто же мешает супругам доставлять друг другу нехитрые радости: объятия при луне, нежные слова, сопереживание, массаж, поцелуи на природе, наконец – секс? Ведь именно о таких мгновениях мечтают одинокие люди, согласные пожертвовать очень многим, чтобы у них был близкий человек, которого можно было бы любить и быть им любимым. А супруги, у которых уже есть такой близкий человек, не используют эту возможность, хотя они сами его выбрали, и у них есть возможность испытать все вышеперечисленные и многие другие радости и удовольствия. Наоборот – они завидуют другим картинно-романтичным кино-парам или знакомым, которые "обзавелись" любовниками или любовницами. И если бы такие внутрисемейные отношения не были достаточно распространены, то можно было бы постоянно удивляться тому, что супруги, вместо того, чтобы льнуть друг к другу, отталкивают и отторгают друг друга.
          Многие знают, что домашние животные, особенно – кошки, снимают стресс, если их гладить или играть с ними. Для одиноких и пожилых людей это, конечно, хороший способ проявления нежности и получения положительных эмоций. Но мало кто знает, что с тем же успехом можно снять стресс, поглаживая волосы на голове (и не только) любимого человека или самому подставиться под его нежные пальцы. Не говоря уже о том удовольствии и релаксации (психическом расслаблении), которые можно испытать при массаже тела, не обязательно – эротическом. Но вместо этого молодые пары заводят себе собак и тратят на них своё время и главное – нежность, фактически, отбирая эти приятные мгновения у своей половины. А о том, что породистая собака у некоторых молодожёнов заменяет ребёнка, и вовсе говорить не хочется.
          Отношение к нежности в семье зависит от культурного уровня супругов (не путать с уровнем образованности), и перегибы в этом свойственны как жёнам, так и мужьям. К примеру, некоторые мужья считают, что проявления нежности и сентиментальности могут подорвать авторитет отца семейства, что заставляет их вести себя в семье солидно, что держит его на расстоянии от остальных членов семьи. А у молодожёнов нежность нередко нейтрализуется сильной переоценкой собственной значимости. И это – последствие юношеского абсолютизма и самовлюблённости периода становления личности. В этом возрасте ведь не сразу учатся уважать другую личность – в юности уважение заменяют восторг, влюблённость, преклонение и т.п., то есть – весь комплекс "сотворения кумира". Но всем известно, с какой лёгкостью кумир "поселяется" в сердце юноши или девушки, с той же лёгкостью он "затаптывается в грязь" после разочарования им. Понимание же уважения к себе, а после этого и к другим, приходит лишь в сравнительно зрелые годы. Правда, зрелым (в этом смысле) можно стать и в 25 лет, и не стать даже в старости, что, кстати, характерно для мужиков и баб.
          Но вернёмся к роли главы семейства. Многие считают, что муж должен быть строгим и жёстким в семье. В некоторых ситуациях это оправдано, но такое положение делает неуместным и проявление нежности к нему со стороны жены. А в результате такого искажённого понятия о месте нежности в семье, жена, получившая несколько раз "отпор" при проявлении нежности, вынуждена будет тоже загнать свою нежность "вглубь" и замкнуться в себе, то есть – "почерстветь" в отношениях с мужем. И это уже шаг к дисгармонии, хотя и никто, казалось бы, не виноват. Но независимо от этого строгость и сухость в отношениях супругов не останется без последствий – женщина вынуждена будет "тратить" свою нежность на других: на детей, на родственников, на домашних животных, на подруг, на любовников, наконец.
          В свою очередь на супружескую гармонию может повлиять строгое воспитание жены, полученное в девичестве. У таких жён, как правило, не развита чувственность и отсутствует сексуальная фантазия, а представления о браке у них связаны лишь со свадьбой, с семейным жильём и своими детьми. Роль же секса в браке у них сильно принижена. Вернее, они не могут понять роли жены в сексуальном плане. Некоторые даже вынужденно соглашаются на внебрачные связи своего мужа, продолжая любить его, так как считают мужчин патологически похотливыми животными, а себя – добропорядочными женщинами. "Свобода", разрешённая таким взглядом на супружество, может понравиться некоторым мужчинам, но играть такую двойную роль они будут лишь до тех пор, пока не появится постоянная любовница. А это может привести к разрыву. Но ещё сложнее может быть ситуация в том случае, когда – мы уже говорили об этом – жена устраивает мужа во всём, кроме секса. Супруги могут даже любить по-своему друг друга, а будут обречены на неопределённость и мучения. И обиднее всего в этой ситуации то, что супружеская дисгармония была "запрограммирована" родителями женщины ещё до брака молодожёнов.
          Но не надо думать, что всё так фатально. Молодые люди, доверяющие друг другу, вполне могут постепенно – быстро не получится – добиться гармоничных отношений. Поначалу достаточно лишь задуматься о смысле семьи и секса, о своих ожиданиях от семейной жизни. Тогда они заинтересуются необходимой литературой, одновременно пытаясь пересилить ложные стереотипы мышления и поведения. Правда, успех может быть достигнут лишь в том случае, когда муж ненавязчиво приобщает жену к радостям интимной жизни, а жена не сопротивляется этому упрямо. Тогда при обоюдной заинтересованности в результате, любящий и терпеливый муж может помочь супруге развить свою чувственность и шаг за шагом – не за один год даже – переломить её асексуальное воспитание. Правда, это по плечу лишь грамотному и не очень молодому супругу, так как чересчур юный, активный и невдумчивый, сделав несколько неудачных попыток, решит, что секс ему "светит" только "на стороне" и, как говорится, "оставит жену в покое".
          Пассивный же супруг будет терпеть, не зная, что же ему предпринять и в чём тут загвоздка, в то время как его более активная – но не в сексе – жена будет постоянно ограничивать его сексуальную активность, не интересуясь причинами половой неудовлетворённости супруга, его переживаниями и постоянной раздражительностью. Но не исключено, что при этом она будет его искренне любить, и будет довольна браком. А муж окажется перед трудным выбором, ведь уйти от любимой и любящей жены из-за своей "похотливости" (в отрицательности сексуальной активности его вполне может убедить любящая жена) не каждый решится. Но если всё же он будет ей изменять, это обречёт его на душевные страдания из-за того, что он обманывает любящую и откровенную с ним жену.
          Издавна мужья находили выход из этой ситуации, становясь клиентами публичных домов. И это стало, чуть ли не традицией, соблюдение которой приводило даже к тому, что сами матери отводили своих совершеннолетних мальчиков к проститутке на "обучение". Не важно даже, какой именно сексуальной технике их обучали, но стереотип сексуального удовлетворения с проституткой оставался на всю жизнь.
          Но вернёмся к супругам, которые не хотят потерять близость и любовь. В настоящее время они вполне могут выйти с победой из подобной ситуации, обратившись за помощью к существующим обучающим книгам и видеокассетам для супругов. Да и к сексологу можно сходить. Супругам нужны только желание и способность жить осмысленно. Они должны стать творцами своего счастья, а не идти по жизни с обречённостью скотины, как в стаде. Но, к сожалению, не всем дано с пониманием относиться к супружеству, впрочем, как и к жизни в целом. К примеру, супруги, отдающие себя целиком карьере, просто не могут тратить достаточно времени на семью. Нередко не хватает времени даже на размышления о семейных проблемах. Не умея переключаться на домашние проблемы, они, естественно, теряют контакт со своей половиной, теряют близость, необходимую для настоящих супругов, для настоящей любви. Правда, бывает, что это не совсем вина одного из супругов, а скорее – специфика выбранной им профессии. Но чаще всего получается так, что отсутствие интереса к душевной близости и интимной стороне супружеских взаимоотношений просто перенимается у родителей как результат унаследованного стереотипа, сводящего роль супруга к источнику материального обеспечения семьи, не больше. Кроме того, отдаляют супругов, не давая им достичь гармонии, и отсутствие настоящих семейных забот, и недостаток времени, проводимого в семье, и стабильное материальное положение.
          Но так как жить без тепла близкого человека нелегко, супруги из внешне благополучных семей вынуждены в одиночку искать удовлетворения своих потребностей (и не только сексуальных) на стороне. Опять же, нельзя сказать однозначно, что это их вина. Дело в том, что человеку, тратящему почти всё своё время на работу, нужен секс, который бы не отнимал много времени и мыслей. А ведь супруги для налаживания гармоничных взаимоотношений должны отдавать друг другу своё душевное тепло, сообща решать проблемы или просто сопереживать, и на всё это нужно время, а его как раз и не хватает деловым супругам, будь то мужчина или женщина. Вот и получается, что оптимальным вариантом удовлетворения половой потребности для таких людей является секс с проститутками, готовыми услужить в любой удобный для мужчины момент. Такое удовлетворение сексуальных потребностей не отнимает много времени и главное – не отвлекает от работы, позволяя уделять ей почти всё своё время и мозги. Вот поэтому-то проститутки в сексуальном отношении предпочтительнее своей половины для тех, кто все силы отдаёт карьере, бизнесу или творчеству. Да и лишних хлопот проститутки не доставляют – они не требуют к себе внимания.
          Кроме случайных проституток, эту же роль могут исполнять и сотрудницы (секретарши, к примеру), и любовницы "ждущего режима", иметь которую в кругу таких мужчин считается престижным и чем-то даже помогает карьере и общению с коллегами. К тому же гораздо комфортнее иметь вне семьи постоянную сексуальную партнёршу, чем тратить время на поиски. И хотя таких партнёрш обычно называют любовницами, это не совсем верно. Этих женщин чаще всего лишь используют для сексуального удовлетворения, хотя сами они могут и любить своего "спонсора". Для них покупают или арендуют квартиры, платят какие-то деньги, делают подарки и т.п. (Кстати, некоторые неудовлетворённые браком женщины завидуют доле таких содержанок, не понимая унизительности и бесперспективности такого положения.) И любовницам начинает казаться, что у них серьёзные взаимоотношения, но стоит им заикнуться о "легализации" своего положения, как отношения сразу же ухудшаются. Мужчины понимают, что в роли новой жены любовница может потерять свои достоинства (в смысле удобства "пользования"), так как будут требовать внимание к себе, может, и к детям. А таких "хлопот" хватает и с "основной" женой. Правда, некоторые деловые мужчины по этой причине и вовсе не женятся, так как с позиции экономии времени и умственной энергии, лучше сожительствовать без взаимных обязательств и детей. Но молодость уходит, а ей на смену приходят холостяцкие и "любовничьи" привычки, с которыми становится всё труднее создать гармоничную семью.
          Дети, выросшие в семьях "деловых" родителей, воспитываются в духе лицемерия, цинизма и пренебрежительного отношения к противоположному полу, что в своё время затруднит и им создание собственной семьи из-за отсутствия навыков супружеской любви и гармонии – соответствующих стереотипов поведения.
          Мы в предыдущих главах уже упоминали о преемственности стереотипов поведения. Остановимся ещё раз, так как и при налаживании гармоничных супружеских отношений, правильные стереотипы играют очень важную роль.
          Ребёнок не может осознанно запомнить поведение родителей в той или иной конкретной семейной ситуации, но подсознательно это у него "записывается". Через двадцать – а может и больше – лет, когда он окажется в такой же ситуации, его память "выдаст" этот стереотип, который и определит поведение взрослого уже человека. Но если человек задумается и захочет изменить своё поведение – это в его силах, ведь он же не робот. Правда, те, которые живут не задумываясь, мало, чем отличаются от роботов, ведь они так же механически выполняют заложенную в них программу.
          Человек, осознающий нежелательность последствий и причины своих стереотипов поведения – своих привычек – может постараться изменить условия, при которых эти привычки "срабатывают" и главное – научиться контролировать своё поведение. Правда, самостоятельно проделать такое сложно. И обычно прибегают к помощи психоаналитика, но кое-что можно сделать и вдвоём со своей половиной, причём, чем раньше, тем лучше. Но, к сожалению, в первый год супружества, когда влюблённость облегчает выработку новых привычек и нейтрализацию старых, не все задумываются над этим, и упускают полученную от природы возможность. Через несколько лет тоже не всё ещё потеряно, и если есть обоюдное желание жить счастливо в семье, можно ещё всё наладить. Просто надо иметь в виду, что с годами всё труднее кардинально менять стереотипы поведения. Впрочем, кардинальные изменения не нужны, да и невозможны, так как изменения могут безболезненно протекать лишь где-то наполовину, к оставшимся же нежелательным стереотипам должна, как уже говорилось неоднократно, подлаживаться вторая половина. На таком вот компромиссе и расцветают гармоничные отношения, которым не помеха даже нестандартные стереотипы и физиологические особенности.
          Всё вышесказанное относилось к стереотипам поведения вообще, но для супругов особенно важно совместно преодолевать мешающие сексуальные стереотипы. И если на корректировку прочих стереотипов, так или иначе, действуют окружающие люди, то в таком интимном вопросе супруги должны помочь себе сами. Конечно, можно вдвоём пойти к сексологу или к психоаналитику, но полезнее, всё же, самим разобраться в причинах дисгармонии. Правда, для этого нужно уметь не только формулировать свои мысли и объяснять друг другу свои ощущения, но и уметь слушать и сопереживать. Кроме того, нужно иметь и терпение, чтобы дать выговориться. Тогда взаимные обиды не приведут к скандалу, оскорблениям и ненависти. И ещё супругам нужна тактичность, чтобы, указывая на недостатки, избегать "плевков в душу".
          Рецепт, как видите, стандартный, впрочем, как и основное правило межличностной гармонии – отсутствие всякого насилия. Вроде бы банальное правило, но ведь имеется в виду не насилие в основном понимании этого слова: изнасилование, побои, жёсткие моральные ограничения (хотя и такое встречается), а незаметное каждодневное насилие над собой и над своей половиной. Такое насилие почти незаметно и на него трудно адекватно реагировать, так как оно воспринимается всего лишь как мелкое неудобство, но, накапливаясь, оно в сумме уже воспринимается как давление, как гнёт. Хотя, конечно, на первый взгляд и в голову не придёт считать насилием упорное требование, скажем, пропылесосить или же принуждение самого себя сделать что-то подобное. Но всё же, это насилие – давление на личность, которое, правда, нельзя путать с чувством ответственности, тут есть нюанс: как только человеком осознаётся необходимость какой-то работы, и он находит время, "втягивается" и делает её с охотой, она перестаёт на него давить. Но если нет осознания сиюминутной необходимости, и работа делается с неохотой, тогда сразу же становится "неуютно". Появляется ощущение давления, принуждения, и хочется воспротивиться и найти источник давления. А так как источником чаще всего оказывается вторая половина, появляется обида и чувство ущемлённости.
          Как мы уже говорили, половая гармония необходима супругам не только для полного удовлетворения их половых (инстинктивных) потребностей, но и для их душевного равновесия, для ведения здорового образа жизни. Ведь налаживание половой гармонии делает ненужными поиски суррогатов удовлетворённости жизнью – власти, богатства, алкогольного или наркотического забытья, беспорядочного секса и т.п. Супружеская гармония (душевная близость в том числе) достаточна, чтобы ощущать себя счастливым человеком даже тогда, когда внесемейная составляющая счастья (признание общества) не удовлетворяет.
          Чтобы не искать специальных примеров, достаточно сказать, что многие супруги испытали на себе, хотя, может, и не придали этому особого значения, что после эмоционального секса, взамен скопившимся за последние дни стрессам, нервозности и пессимизму (из-за неудач на работе или в быту), они получали заряд нежности, любви и оптимизма. А такие заряды необходимы человеку не только во внутрисемейном общении, но и для общения вне семьи, для ощущения чувства уверенности в себе, в завтрашнем дне, для ощущения душевного комфорта, счастья. Именно поэтому половая гармония так важна для супругов.
          И ещё немного интересной информации. Мало кто знает, что супруги влияют не только на психическое самочувствие друг друга, но и на физиологические процессы. Например, постоянный физический контакт супругов способствует синхронизации некоторых физиологических процессов: температуры тела, частоты сердцебиений и гормональных циклов. Даже пик уровня тестостерона – гормона, способствующего половому возбуждению – в крови мужа наступает параллельно повышению его у жены в соответствующие дни менструального цикла. Вместе с тем, некоторые мужские субстанции, в частности, подмышечные выделения, активизируют и способствуют нормализации женского менструального цикла.
          В конце главы хочется ещё раз подчеркнуть, что для достижения супружеской гармонии – как бы это странно ни звучало – есть не так уж много помех. Теоретически большинство супружеских пар может жить гармонично и счастливо, приспособившись к внешним условиям, не давая внешним факторам вмешиваться в супружеские межличностные отношения. Для этого достаточно их обоюдного желания и соответствующих знаний. И даже физически ущербным людям не закрыта дорога к супружескому счастью, за редкими, конечно, исключениями. Просто супруги должны быть уверены, что все усилия, направленные на сближение и преодоление помех, не пропадут. А компромиссы, творческий подход к семейным проблемам и небольшие жертвы не оставят супругов без щедрого вознаграждения. А вознаграждение это – супружеское счастье!


          ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ И ДОЛГОЛЕТИЕ
          СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА>>
          Всем известно, что у супругов с возрастом меняются сексуальные потребности. Но это не означает, как принято считать, что сексуальность умирает при достижении пожилого возраста. Отнюдь нет, она просто переходит в другую фазу, правда, лишь у тех, кто не "сидел, сложа руки" в молодости и сумел гармонизировать свои отношения.
          Половое влечение и возможность получать удовольствие от половых актов сохраняется у мужчин до глубокой старости. В возрасте от 30 до 50 лет половые возможности мужчин сравнительно стабильны. А затем потенция постепенно снижается – уменьшается частота половых актов. Но возраст сам по себе ещё не означает снижения половой функции. Известно немало случаев, когда мужчины старше 70 лет были способны на несколько половых актов в неделю. И у многих мужчин до глубокой старости сохраняется не только эрекция, но и семенная жидкость остаётся полноценной. Это даётся природой. Однако человек нередко нейтрализует данные природой возможности. Дело в том, что неполноценное питание, нарушение разумного соотношения между работой и отдыхом, длительные перерывы в половой жизни, курение, злоупотребление алкоголем или более сильными наркотиками отрицательно сказываются на половых возможностях мужчины.
          Женщины в пожилом возрасте тоже не теряют сексуальную способность, хотя в этот период и происходит обратное развитие яичников (как производителей гормонов), а в последствии – внутренних и наружных половых органов. Всё это, впрочем, не имеет решающего значения для половой жизни. Правда, во время климакса временно может снизиться и интерес к половой жизни из-за нарушений вегетативно-физиологического характера, приливов крови, жалоб на сердце и т.п. Но ведь к этому приводят и другие физические и психические недомогания, так что сам по себе климакс не снижает сексуальности, а временно подавляет её, как, впрочем, и другие болезни.
          Разные народы по-разному реагируют на климактерический период у женщин. Если женщина расценивается в данном обществе как роженица и собственность мужа для полового удовлетворения, то у неё может возникнуть комплекс неполноценности и опасение, что она потеряла свою значимость. А это никак не способствует душевному спокойствию и нормализации сексуальной жизни. Женщины же, живущие в равноправном обществе, даже празднуют в кругу семьи наступление климакса и радуются, что в дальнейшем опасение нежелательной беременности не будет мешать их сексуальной жизни. И по этой причине женщины в гармоничной семье любящих супругов морально гораздо легче переносят климакс.
          У зрелости, как и у других отрезков человеческой жизни, есть свои преимущества, в том числе и в половой жизни. Спокойные и сдержанные ласки, умеренная половая активность и многолетний опыт совместной жизни способствуют возникновению обострённого чувства внимания и заботы друг о друге. Да и социальная жизнь в этом возрасте у большинства пар стабилизируется: спадает давление забот о детях и появляется возможность (как и до рождения первенца) всю заботу направить на свою половину. И если супруги не пренебрегают сексом и постоянно освежают свою сексуальную жизнь, умея при этом довольствоваться достигнутым и радоваться жизни, то они могут до конца своих дней сохранить не только любовь и нежность друг к другу, но и взаимное половое влечение.
          Если о периодическом восстановлении полового влечения супругов "заботится" природа, то задача супругов – направить влечение в нужное русло, заставить его "работать" на супружескую гармонию. И в принципе, при условии сравнительного физического и душевного здоровья супругов, у них не может быть объективных причин для внебрачных половых связей, нарушающих гармонию. Но если супружеская жизнь не укреплена взаимной любовью, то супругам придётся "довольствоваться" супружескими изменами – попытками найти удовлетворение вне брака. Хотя и такие попытки редко помогают избежать одиночества, тем более – с возрастом.
          Говорить однозначно об аморальности внебрачных половых связей мужчин – всё равно, с молодыми любовницами или проститутками – довольно трудно. Тем более что и женщины могут "купить" себе интимные удовольствия. Да и зачем им лишать себя удовольствий "на стороне", если в браке заведомо их не получить? Правда, это они в своё время не позаботились о будущем своих взаимоотношений в семье, что и привело их к отчуждённости. И мы, разумеется, не оправдываем "изменников", а просто в очередной раз подчёркиваем, что измена – это индикатор ошибок обоих супругов, а не только аморальности одного из них. Но как бы то ни было, с возрастом эти ошибки всё больнее бьют по супругам. Кому-то, может, удаётся и в таком возрасте найти своё счастье. Но надеяться на это...
          Мы уже говорили о том, что женщины в пожилом возрасте не теряют своих сексуальных способностей, если, конечно, не пренебрегают половой жизнью. Что же касается климакса, который наступает примерно в пятидесятилетнем возрасте и в зависимости от индивидуальных особенностей может продолжаться в течение двух-трёх лет, то от него половое влечение не только не ослабевает, а наоборот – обостряется. Причём, нередко, как во время климакса, так и после него, половое влечение становится даже сильнее, чем в молодости. Слабеет же оно лишь к 60-ти годам, а иногда и значительно позже. И из-за этого женщины, не имеющие представления о закономерности таких изменений, сильно смущаются от своей сексуальной потребности, сексуальной озабоченности. Они считают эти изменения патологией и стараются подавить свою сексуальность. Для одиноких и несчастливых в браке это, может, и уместно, но подавлять свою сексуальность при живом и здоровом муже – уже чересчур. Другое дело, что у мужа в этом возрасте уже не та потенция, и он отстаёт в сексуальном плане, но ведь любящим супругам ничего не стоит и в пожилом возрасте найти удовлетворяющий обоих выход.
          Многие женщины только в пожилом возрасте начинают понимать, какие ощущения были у молодого мужа, когда у них было слабое влечение. И если они в молодости "шли навстречу" своей половине в этом вопросе, то и мужья, памятуя об этом, с удовольствием помогут ей не чувствовать себя обделённой и "патологически развратной". Если же в молодости всё было иначе, то пожилой муж будет только злорадствовать, лишившись сочувствия. Конечно, это очень обидно для жены и крайне нетактично с его стороны, но что поделать, если в старости приходится "пожинать" то, что было "посеяно" в молодости. Поэтому молодые супруги должны учитывать, что гармоничность их брака в пожилом возрасте будет зависеть не только от взаимопонимания, уважения и нежности, которые они смогут своевременно ввести в свои взаимоотношения, но и от сексуальной активности. А активность можно надолго сохранить, если быть грамотными в интимных отношениях. Дело в том, что чем активней в сексе были супруги в молодости, тем дольше у них сохранится половая активность в пожилом возрасте, хоть этому и противоречит "экономическая" теория, бытовавшая одно время.
          Согласно этой теории, половые возможности мужчины довольно ограничены. Причём, приводились даже конкретные числа, сколько семяизвержений "отпущено" мужчине на всю его жизнь. (Числа эти рассчитывались, вероятно, по той же методике, по какой подсчитывалось количество дьяволов, помещающихся на острие иглы.) Соответственно мужчинам рекомендовалось экономить свою половую силу – ограничивать количество семяизвержений. Но ведь от экономии спермы, что для всех, кроме китайцев, означает сокращение частоты половых актов, потенция ещё больше снижается с возрастом. Поэтому и результаты у "экономистов" часто были гобсековскими – "Ни себе – ни людям".
          Всплеск женской сексуальности, который не всегда положительно отражается на супругах, с годами постепенно сглаживается: половое желание появляется реже, секреция влагалища скудеет, оргазм ощущается слабее или вовсе не наступает. Это уже признак старости, но интимные ласки могут продолжаться, ведь при необходимости можно и увлажнить половые органы, и воспользоваться разнообразными современными мазями для секса. А при нормальных отношениях между супругами всё это делается очень естественно, да и воспринимается с пониманием и нежностью.
          У многих, особенно у молодых, размышляющих о месте секса в пожилом возрасте, может возникнуть вопрос: "Стоит ли игра свеч?" Оказывается – стоит. Ведь важность интимной жизни для пожилых супругов заключается в том что, стимулируя эмоциональность жизни, секс поддерживает здоровье, и продлевает активные годы. Интимная жизнь не даёт угаснуть интересу к жизни в целом, без которого в пожилом возрасте приходится скучно доживать свои годы, уже не надеясь на радость и душевную близость, и нередко принося своей половине массу неудобств "на прощанье".
          У большинства мужчин критический возраст наступает между 45-ю и 55-ю годами, причём, тем раньше, чем больше они переживают ослабление эрекции полового члена – сказывается влияние постоянной сосредоточенности на половой слабости. А такие переживания только усугубляют положение и могут привести к заболеваниям, нередко даже с тяжёлыми психоневротическими последствиями. В таких случаях мужчине необходимо обратиться к врачу. Но таких осложнений может и не быть, если супруги будут знать, что глубина такого кризиса зависит от их взаимоотношений, от того, насколько они способны сопереживать и помогать друг другу. Да и серьёзных причин для волнений нет, ведь, к примеру, на детородной функции ослабление половой потенции не отражается, хотя вряд ли она нужна подавляющему большинству мужчин в этом возрасте. Просто мужчинам трудно преодолеть несоответствие между желаниями и возможностями. И особенно тем, которые до этого возраста даже не задумывались о такой возможности. И на них сильнее давит то, что при сохранившемся высоком уровне полового влечения, у них уже не те возможности, в то время как у партнёрши в этом возрасте возможности остаются на прежнем уровне, а влечение – ещё и усиливается. Такая ситуация не может не сказаться на мужском самолюбии, правда, его самочувствие в эти трудные годы во многом зависит от понимания супруги, от её участия.
          Как мы уже говорили, у сексуально-грамотных супругов не должно возникать конфликтов на почве половой неудовлетворённости, так как они понимают, что с ними происходит, и при трудностях, связанных с физиологией, приходят на помощь друг другу, и сообща ищут выход из создавшегося положения, обходясь без взаимных упрёков. И так они поступают не только в молодые годы, но и тогда, когда с возрастом сексуальные проблемы приобретают несколько иные формы, вернее, когда осложнения в половой жизни супругов часто связаны со снижением половых возможностей мужчины.
  &n
bsp;       Пожилые мужчины медленно реагируют эрекцией на половое раздражение. У многих мужчин после 60-и лет полная эрекция наступает лишь непосредственно перед семяизвержением, поэтому им нужна более сильная стимуляция. Это значит, что жена должна взять на себя инициативу, понимая, что эрекция у пожилого мужчины быстро проходит. К тому же, зная о важности роли эмоциональности в интимной жизни, пожилые супруги для компенсации снижения внешней сексуальной привлекательности могут прибегнуть к другим возбуждающим приёмам. К каким именно? В таком возрасте они сами должны знать. И тут, может в последний раз в жизни, снова на первый план выйдут взаимодоверие и взаимоуважение, без которых невозможны согласованные действия супругов.
          Уже говорилось, что пожилым супругам не рекомендуется пренебрегать половой жизнью, так как она продлевает не только биологическую, но и социальную активность человека. Хочется лишь добавить, что супруги должны знать некоторые особенности секса в этом возрасте. К примеру, согласно учению известного даосского врача Сунь Сю Ли, мужчинам совсем не обязательна эякуляция при каждом половом акте. Мужчинам же пожилого возраста и вовсе рекомендуется кончать половой акт вообще без эякуляции. Правда, если мужчина 60-и лет "исключительно крепок и здоров, он может иметь одно спускание в месяц". И это не противоречит тому, что было сказано выше об "экономической" теории, в которой экономить сперму советовали молодым.
          В последнее время начали появляться публикации о супружеских парах типа "май – сентябрь", то есть – с большой разницей в возрасте. Конечно, можно согласиться, что при такой разнице тоже не трудно достигнуть половой гармонии, но семья в таких случаях будет иметь специфический вид. Хотя в отдельных случаях и такая пара может достичь гармонии, но тут нужно учитывать множество конкретных факторов. Поэтому мы не будем останавливаться на проблемах подобных семей, как не рассматривали до этого гомосексуальные и полигамные браки, хотя и в них может быть достигнута определённая гармония. Да и честно говоря, довольно трудно представить себе, о каком браке идёт речь, когда, скажем, в древней китайской книге "Су Нюй цзин" читаем: "У мужчины 80-и лет могут быть дети от девушки 18-и, а лучше – 15-и летнего возраста, и эти дети будут жить долго".
          Непонятно, на какую продолжительность рассчитан такой брак, как жил до брака супруг, и как жить потом молодой вдове с ребёнком? Скорее всего, такие браки отражали социальную специфику древнего общества. Современным же пожилым женатым мужчинам думать нужно в другом направлении. Правда, вывод из древнекитайских советов можно сделать вполне определённый: сексуальная гармония доступна любой паре. Однако, для современных супружеских взаимоотношений нужна как душевная, так и социальная общность, так что современным парам типа "май – сентябрь" придётся думать не только о своих сексуальных переживаниях, но и о будущем своих отношений, и о детях. Впрочем, думать в минуты долгожданного счастья как раз и не хочется, тем более что именно ограниченность времени, наряду с горечью от бесполезно прожитых лет, усиливает страсть этих людей, заставляет их "выложиться" полностью и жить "как в последний раз", радуясь каждому дню. Но кто вправе осуждать влюблённых, нашедших своё, пусть даже нестандартное счастье? Осуждение таких браков – это пережиток, оставшийся с тех времён, когда общество активно вмешивалось в интимную жизнь супругов. Но то, что мы не осуждаем браки между партнёрами с большой разницей в возрасте, отнюдь не означает, что мы рекомендуем именно такие браки. Лучше всего – вовремя найти свою половину, тогда и самим можно долгие годы радоваться супружескому счастью, и детей можно успеть воспитать в том же духе. Не это ли лучшее удовлетворение под конец жизненного пути?

         


          КОНФЛИКТЫ И СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
          СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА>>
          Конфликты – это составная часть человеческих взаимоотношений (и не только в семье). Причин для конфликтов существует огромное количество, но основой всех причин является банальное несовпадение интересов – разногласие. Впрочем, разногласие по какому-то вопросу отнюдь не означает противостояния, непримиримости и тупика. В основном, разногласие – конфликтная ситуация – это просто столкновение разных, нередко взаимоисключающих мнений и стереотипов. И из подобной ситуации вполне можно выйти без конфронтации, если разрешить её, учитывая интересы обоих сторон, как, к примеру, решить арифметическую задачу с дробями. Все знают, что такие задачи можно решить лишь после нахождения общего знаменателя. А ведь это и есть универсальный способ разрешения конфликтов: сначала нужно найти "точку соприкосновения" – что-то ценное для обеих сторон, что-то, объединяющее супругов (общий знаменатель) – затем на его основе привести в соответствие свои интересы. Правда, для этого нужна душевная близость, взаимопонимание, без чего трудно прийти к компромиссу. И это относится почти ко всем видам конфликтов.
          Чтобы конфликт или пустяковое разногласие не переросли в скандал, в неприязнь и ненависть, нужны всего лишь привычки мирного разрешения конфликтов – соответствующие стереотипы мышления и поведения – и отсутствие эгоизма, который всегда мешает нахождению "общего знаменателя".
          В этой главе конфликты объединены с экономикой, потому что причиной большого количества конфликтов становятся финансовые и имущественные разногласия. Правда, хотя и в названии главы не отражена вторая основная причина – разногласия на сексуальной почве, – её мы рассмотрим более подробно, так как об этих конфликтах не так много говорится из-за специфичности темы. Но это не означает, что экономические причины менее важны. Просто о них достаточно говорится в литературе и в кино.
          Стереотипы разрешения супружеских конфликтов перенимаются у родителей. Если родители обоих молодожёнов разрешали свои супружеские конфликты по одинаковой "схеме", то молодым супругам не остаётся ничего другого, как скопировать эту схему вне зависимости от того, хороша она или нет. В принципе, пока жизнь не заставит человека усомниться в правильности собственных стереотипов поведения, он и не будет сомневаться в них, и автоматически будет вести себя согласно "записанным" в памяти стереотипам. Но чаще всего стереотипы молодожёнов не совпадают и оказываются диаметрально противоположными. Причём не сами интересы, которые у них, в основном, общие, а именно привычки и рефлекторные (условно-рефлекторные) реакции на ту или иную ситуацию.
          Совместная жизнь вынуждает молодожёнов пересмотреть свои привычки. Тут им на помощь, как уже говорилось ранее, приходят влюблённость и новизна условий жизни (взаимоотношений, обстановки). И наряду с вырабатыванием новых для себя, семейных стереотипов поведения, молодожёны должны успеть выработать и стереотипы разрешения конфликтов.
          Эти утверждения, конечно, звучат слишком абстрактно и сухо, особенно словосочетание "выработка стереотипов поведения", поэтому стоит проиллюстрировать их жизненными ситуациями.
          К примеру, молодожёны дошли до развилки на дороге и один из них предлагает пойти направо, другой – налево. Причём они просто гуляют и никуда не спешат. Со стороны может показаться, что у них нет никакой причины конфликтовать. Однако в зависимости от старых привычек и от пропорции между уступчивостью и самолюбием, поведение различных пар будет резко отличаться.
          Обычно влюблённые, как и любящие супруги, передают инициативу своей половине: "Пойдём туда, куда ты захочешь". Вторая же половина из любви и уважения может возразить: "Нет, лучше пойдём туда, куда ты предлагаешь". И они без обид выберут один из путей, даже больше – у них останется чувство гордости от самопожертвования ради любимого человека.
          Вы, конечно же, сразу узнали в этом диалоге "воркование" влюблённых или душевно близких супругов, которые умеют ценить друг друга и не соперничают во всём. Но в той же ситуации может возникнуть и такой диалог:
          – Пойдём в эту сторону, я знаю, что там лучше.
          – А я хочу в ту сторону, и я уже уступал (а) тебе в прошлый раз.
          – Ну и что? Я ведь тоже тебе несколько раз уступал (а), а теперь хочу, чтобы было по-моему.
          – Ты хочешь, ты и иди в свою сторону, а я пойду в свою!
          Тоже, наверно, узнали. Причём конфликт, как вы догадались, абсолютно беспочвенный. Но если паре в таком непринципиальном вопросе трудно прийти к согласию, как же эти двое будут решать серьёзные вопросы? Конечно – насилием. Один из них будет "давить", а другой будет вынужден, обижаясь, согласиться. А ведь от механизма разрешения конфликтов зависит будущее супругов. Поэтому молодожёнам обязательно нужно научиться обосновывать свои желания и доказывать правильность своей точки зрения, а в не очень судьбоносных вопросах они могут даже согласиться с заведомо ошибочным мнением своей половины. Не надо забывать, что каждый человек имеет право и на ошибки. Пусть лучше неправая сторона сама осознает свою ошибку, чем вынуждена будет согласиться с непроверенной, но навязанной истиной. И не надо забывать, что уступчивость диктуется культурой общения и мудростью, а не слабохарактерностью, как многим кажется. Ведь не секрет, что привычки зависят от культурного уровня человека, и культурный уровень во многом определяет поведение супругов. Причём не только поведение в обществе и в быту, но даже – сексуальное. А так как многие люди определяют понятие личностной культуры по-своему и часто путают его с образованностью и интеллигентностью, то не мешает остановиться на смысле и этих понятий.
          Образованным считается человек, имеющий высшее образование, какие-то научные и философские знания. Это всем известно, но мало кто задумывается, что образование не является достаточным условием для того, чтобы человек считался культурным. Такое мнение – если можно так выразиться – анахронизм. Просто в прошлые века серьёзное образование могли получить лишь хорошо обеспеченные люди, то есть, люди из высшего света – аристократия, дворяне, которые как раз и олицетворяли цвет нации, её культуру. Но так как с развитием капитализма образование стало доступно и разбогатевшим простолюдинам, и их детям, то понятия образованности и культурности отделились. И это стало даже литературной темой – о попытках быстрого поднятия своего уровня написано много сатирического, а этих людей называли и мещанами, и нуворишами, и новыми (русскими) и т.п. Над ними потешались, но несмотря на это, их внуки и правнуки становились цветом нации, так как деньги, вложенные в течение нескольких поколений в образование и культуру своих потомков, приносят хорошие результаты. Но результатов приходится долго ждать, ведь если разбогатеть и получить образование можно в течение одного поколения, то для того, чтобы стать культурным человеком, нужно, как минимум, три поколения.
          Что же такое культура и почему её так трудно приобрести? Если не вдумываться, то с культурой вроде бы всё понятно. Правда, часто возникает путаница из-за того, что понятие это не однозначное. Ведь оно включает в себя как соответствие нормам поведения в обществе (со всей спецификой, присущей каждому конкретному обществу), так и культуру творить и получать удовольствие от творчества других (литература, музыка, изобразительное искусство и т.п.) Кроме того, можно иметь сравнительно высокую культуру поведения, не имея высшего образования, а можно быть и начитанным, и разбираться в искусстве, но не иметь культуры поведения в обществе – быть хамом. А причина такого несоответствия – в длительности процесса "окультуривания". И основная трудность состоит в том, что получить образование, научиться творить и более-менее разбираться в искусстве можно в течение одной жизни, а вот существенно повысить свой культурный уровень во взаимоотношениях с окружающими и в бытовых мелочах за столь "короткий" срок почти невозможно. Правда, если затратить много усилий, то можно выглядеть культурным, но это даётся ценой насилия над собой, ведь старые привычки и стереотипы постоянно "просятся наружу" и "выпирают", стоит лишь чуть ослабить внимание. Да и постоянно "загонять вглубь" старые стереотипы – трудная и давящая на психику задача.
          Что же имеют в виду, говоря о культуре внутрисемейных взаимоотношений? Культура эта, скорее всего, – семейные традиции – комплекс стереотипов поведения и мышления, которые прививаются с детства и формируются средой. Традиции эти, передающиеся из поколения в поколение, включают в себя расовые, национальные, социальные, бытовые и другие стереотипы. А особенность стереотипов такова, что с возрастом всё труднее их прививать, да и времени на это нужно гораздо больше. Ведь информация, "записанная на чистом листе" детского мозга закрепляется "намертво", в то время как полученная позже, даже в молодости, она легко "стирается" и не воспринимается как что-то родное, безусловное.
          В культуре очень много "наносных" стереотипов – бытовых мелочей и условностей, передающихся из поколения в поколение. Но по-настоящему культурные люди умеют отличать бескультурье от незнания специфических особенностей и неумения вести себя в специфических условиях. И они не кичатся своими специфическими знаниями ("Он же не умеет кушать устриц!"). Но обычно именно эти мелочи и условности, считая аристократизмом или национальными особенностями, почему-то путают с внутренней культурой.
          Небольшой пример поможет чётче представить себе разницу.
          Европейца, обладающего своей культурой, нельзя обвинить в отсутствии культуры из-за того, что он не знает тонкостей восточных обычаев и не умеет, скажем, пользоваться палочками во время еды. В свою очередь, и культурного человека с Востока нельзя считать некультурным, если он не ориентируется в большом разнообразии европейских столовых приборов. И только некультурный человек может почувствовать своё превосходство оттого, что представитель другой культуры не знает специфических особенностей его среды.
          Как видим, даже будучи в своей среде высококультурным, человек может выглядеть некультурным в другой, если уровень его культуры оценивать по специфическим знаниям. А кто оценивает так? Культурный человек легко может оценить уровень другого человека по основным критериям. А если кто-то считает другого некультурным человеком из-за незнания специфических стереотипов какого-то народа или круга, значит, у него самого не хватает культуры.
          Культурный человек не может кичиться своим происхождением и культурой своего народа, не говоря уже о специфических знаниях, ведь этим он унизит собеседника, гордясь "не заработанными" им достоинствами. Кроме того, культурные люди легко "поднимаются" над условностями и национальными особенностями. Они умеют ценить истинную культуру в других и уважать людей вне зависимости от национальности и положения.
          Вроде бы всё сказанное довольно банально и не касается нашей темы, на самом же деле, в семьях рождается множество конфликтов именно из-за разницы в культурных уровнях, поэтому супругам желательно посмотреть на трудности в своих взаимоотношениях и с этой позиции.
          Важнейшим из показателей культуры является уважение к людям и к природе. Но уважение – не абстрактное понятие, оно постоянно проявляется в стремлении не доставлять неудобства окружающим, в том числе и природе. Если к этому добавляется образованность и умение анализировать, то тут уже появляется новое понятие – интеллигентность. Интеллигент – это всесторонне развитая гармоничная личность. Но это идеал, хотя немало людей более или менее близко подходят к нему. Но так как некому дать объективную оценку конкретному человеку, то люди сами в своём кругу оценивают друг друга. Из-за этого "планка" в разных кругах находится, где выше, где ниже. И в этом нет ничего плохого, так как всё в жизни людей оценивается, так или иначе, самими людьми – нет высших оценщиков. Даже верующие сами устанавливают нормы, и сами следят друг за другом – как бы кто-то их не нарушил. К примеру, в своё время рьяно следили за посещением церкви, устанавливая частоту, реже которой количество посещений считалось аморальным. То же и в миру – люди сами придумывают нормы и сами следят за соответствием им. Но невозможно установить постоянный эталон, типа линейки из платиноиридиевого сплава, чтобы с его помощью можно было оценить поведение и уровень всех людей. Да этого и не нужно. Каждый человек живёт в определённом кругу, и оценка этого круга для него важнее.
          Семья – это тоже круг. К тому же, довольно узкий, а чем уже круг, тем проще найти общий язык, привести свои культурные уровни в соответствие. И если в любом обществе на его членов давит уровень большинства, то в равноправной семье можно избежать давления – супругам проще пойти на компромисс, ведь в их маленьком содружестве общие цели и задачи. К тому же они сами могут оценивать друг друга. Следовательно, внутри семьи они могут игнорировать давящие "снаружи" общественные нормы. Это их сблизит и освободит от множества мелких комплексов неполноценности, навязанных обществом. К примеру, фигура одного из супругов может доставлять ему неудобство в обществе, если общество оценивает её как не подходящую стандартам, но дома, зная, что фигура нормально воспринимается второй половиной, даже нравится, супруг будет чувствовать себя комфортно.
          Но вернёмся к стереотипам. У молодожёнов есть реальная возможность ненамного отойти от родительских стереотипов семейного поведения. Это им нужно для того, чтобы выработать свои стереотипы, семейные. Правда, сделать это можно лишь в том случае, когда они живут отдельно. Присутствие родителей сильно затрудняет выработку компромиссных стереотипов поведения в молодой семье. И сильнее всего отрицательное влияние этого присутствия проявляется в конфликтных ситуациях, когда постороннее влияние не даёт паре прийти к общему мнению. А кроме того, к внутренним конфликтам молодожёнов, живущих с родителями, добавляются ещё и конфликты одного из них с родственниками другого: зятя с тёщей, невестки со свекровью и т.п. И тогда понадобятся железные нервы и терпение, а их при современном стремлении к личностной независимости и при активной городской жизни просто негде взять, тем более – в молодости. Но даже при большой терпимости и идеальных личных качествах молодожёнам трудно будет выработать нужные стереотипы поведения, если один из них окажется не в равноправном положении. А с равноправием обычно туго в двойной семье.
          Как же избежать конфликтов в обычной семье? Прежде всего, в целях профилактики противостояния в семье молодожёнам с первых месяцев нужно учиться мирно разрешать конфликты. Ведь если они оставят это дело на самотёк, то у них выработается привычка доводить конфликт до скандала. Правда, нельзя сказать, что такой способ разрешения конфликтов нежизненный, ведь многие пары именно так и поступают, но скандал – скандалу рознь. В одних семьях он может стать способом разрядки общей нервозности и дойти даже до побоев (причём, не без равноправия), но супруги после скандала могут быстро помириться и жить "лучше прежнего". Просто у них уже выработался такой стереотип разрешения конфликтной ситуации. Правда, сыграл тут свою роль уровень их культуры. Но хорошо, что хоть результат – межличностная близость – положительный.
          В других семьях скандал приводит к ненависти, исключающей примирение, ведь не все люди могут легко "проглотить" обиду и не перейти грань, после которой "открывается пропасть" между двумя личностями. А всем известно, что пропасть начинается с небольшой, вовремя не заделанной трещины, которая будет только расширяться со временем, приводя к полному отчуждению. Поэтому-то и нежелательно брать на вооружение "скандальный" способ разрешения конфликтов, ведь придётся постоянно балансировать на "острие ножа". Гораздо легче сделать над собой усилие и постараться мирно разрешить конфликт. Правда, удаётся это лишь тем, кто серьёзно задумывается над семейными проблемами и не живёт механически, кто умеет ценить близость и супружеские отношения, а не думает при первой же трудности, что лучше было бы с другим связать свою судьбу, чтобы не возникало подобных ситуаций.
          Не секрет, что в нервном состоянии, а в современном обществе такое – почти каждый день, трудно сдержаться от срыва. Но нужно постараться в такие трудные минуты не попасть в "эмоциональный резонанс", не "подлить масла в огонь". Если нервозность "охватила" одного, то второму нужно попробовать сгладить нервное напряжение любимого человека, а не "детонировать" от его "запала". Это не так и трудно, если в этот момент вспомнить, что это – вторая половина пары – самый близкий и любимый человек. Так стоят ли всякие мелочи (а по сравнению с любовью и близостью все конфликты можно считать мелочами) того, чтобы хоть на несколько часов потерять близость со своей половиной, стать отчуждённой половиной пары?
          Всем понятно, что скандалы отдаляют супругов, а размышления и усилия, направленные на сглаживания конфликта, сближают. Но об этом стоит основательно подумать, не жалея усилий. Ведь супруги, научившиеся "не разряжаться" друг на друге, получат на всю жизнь близкого, любимого и преданного человека. А ценнее этого вряд ли что-то ещё можно получить в реальной жизни!
          Чтобы предотвращать скандалы, нужно уметь не только гасить всплески нервозности, как у себя, так и у своей половины, и сглаживать их, но и уметь нейтрализовать их в зародыше. А начинать надо с того, чтобы свыкнуться с мыслью, что супруги – это не соперники и не враги, поэтому нет никакого смысла с ожесточением кидаться друг на друга и вымещать злобу, накопленную, в основном, "на стороне". При этом не надо забывать и ценность того, что рядом находится близкий человек – тот, перед кем можно раскрыть душу, тот, с кем можно поделиться сокровенным и кому можно "поплакаться в жилетку". Ведь супруги, когда были одинокими или тайно влюблёнными, наверняка мечтали именно о такой вот родственной душе. И, конечно же, представляли себе половину, с которой объединяли бы не только общие проблемы, общие дети и интимная жизнь, но и дружеская близость, и поддержка в трудную минуту. А ведь именно между супругами и может быть такая полноценная и всесторонняя близость. Это надо ценить. Ведь разве есть для человека что-нибудь ценнее такой близости и общности, ради которой стоило бы пожертвовать такими необходимыми для счастья составляющими, как любовь, дружба и секс?
          Если задавать себе подобные вопросы и время от времени задумываться над тем, что именно нужно человеку от жизни, то появится и терпение, и желание своевременно выяснять и устранять причины взаимных обид. А если супруги к тому же добились доверия и могут раскрыть душу друг другу, то большое количество обид, порождённых всяческими подозрениями и недоговорённостью, "засохнут на корню", не вызвав лавину взаимных обвинений и упрёков. Доверяющие друг другу супруги могут спокойно обсудить любую проблему и сообща найти выход, не ущемляющий интересы одного из них. Но, как известно многим из личного опыта, не всегда легко решиться раскрыть душу, особенно перед человеком, который в неё уже неоднократно "плевал".
          Грубо, конечно, сказано, но смысл нетактичности именно такой, даже если она допущена была не из желания оскорбить, а "по простоте душевной". Ведь достаточно несколько раз проявить нежелание уделить время на нужный разговор, подтрунить в общем разговоре над какими-то заветными мыслями своей половины, высказанными в минуты близости или обсудить с посторонними людьми очень личные вопросы, чтобы вторая половина "замкнулась", потеряла доверие и больше никогда бы не раскрывала душу.
          Ещё хуже, когда один из супругов, не сдержавшись во время ссоры, "швырнёт в лицо" своей половины слова или мысли, высказанные в момент душевного откровения. Этим он нанесёт очень горькую и непростительную обиду. К примеру, если супруга рассказала в интимной обстановке о каких-то своих сексуальных фантазиях, во время ссоры нетактичный муж (хам) может обозвать её извращенкой. И если бы это было абстрактным ругательством, то со временем такое оскорбление можно было бы "проглотить", учитывая состояние обоих. Но если это намёк на откровение, то сблизиться супругам после такого будет почти невозможно.
          Для того чтобы почувствовать свои ошибки и не переступать допустимую черту, супругам нужна культура – уважение к другой личности, привитое с детства. Хорошо, конечно, если у обоих примерно одинаковое воспитание и одинаковое представление об унижении и обидах. В противном случае, у них постоянно будут возникать обиды. Конечно, отсутствие культуры не оправдывает "обидчика", но он может рассчитывать на снисхождение, если нанесение обиды было непреднамеренным. Правда, прощать имеет смысл только тогда, когда "обидчик" в состоянии осознать свои ошибки. И если он сам не догадывается, надо постараться ему объяснить нежелательность его поведения, тактично разъяснить смысл обиды и указать на допустимую грань, если у второй половины нет соответствующих понятий. Это, можно сказать, обязанность "потерпевшей стороны" – она не должна обижаться без объяснений.
          Хотя супруги сами устанавливают и меняют экспериментальным путём пределы допустимого между собой, всё же остаются какие-то причины обид, которые не перестают и через многие годы вызывать обиду. Их любящие супруги должны учитывать, даже если не понимают смысла, и сами никогда бы не обиделись на что-то такое.
          Если нет взаимопонимания и уважения между супругами, то оскорблённому не остаётся ничего (если не считать скандала и "мордобоя"), кроме как замкнуться, ожидая, что обидчик сам поймёт и попросит прощения. Обидчик же (или псевдообидчик, так как обида могла быть и надуманной – не так были поняты или расценены слова или поступки), заметив замкнутость и настороженность, может и сам замкнуться. Тогда супругов разделит "стена" отчуждения, которую легко возвести, но трудно снести. Об этом никогда нельзя забывать, если есть боязнь потерять близкого человека и умение ценить его. А если это так, то натянутость отношений и обида должны восприниматься очень остро и болезненно. Значит, супругам нужно постараться вдвоём нейтрализовать эту натянутость, омрачающую сознание ощущением дисгармонии и потери близости. Причём, делать это надо с расторопностью и усердием врачей "Скорой помощи".
          Действенным способом нейтрализации супружеских обид являются ночные разговоры. Особенно важны такие разговоры для молодожёнов, так как помогают находить компромиссные решения проблем, более того – закрепляют у них стереотип разрешения супружеских конфликтов. Со временем, супруги могут с тем же успехом обсуждать свои проблемы в любое время суток, но в первое время, когда ещё идёт притирка, лучшей обстановки, чем общая кровать ночью, им не найти. Правда, трудно сказать, насколько действенен этот способ для супругов со стажем, которые уже привыкли доводить разногласия до скандала, но и им попробовать не мешает.
          Эффективность ночного откровенного разговора в том, что темнота уже сама по себе способствует откровенности, ведь в темноте можно говорить о мучающих обидах не глядя в глаза, но и не пряча их, что не так отчуждает супругов, вынужденных высказывать и выслушивать обиды. А обстановка супружеской постели (эротичность ситуации) помогает понять, что все житейские проблемы – мелочь, по сравнению с потерей любимого и близкого человека, находящегося рядом. К тому же, в постели легче прощать. Но делать для себя выводы нужно обязательно, может, и не той же ночью, а на следующий день, анализируя наедине с самим собой не только обиды и промахи, но и вспоминая нежные объятия. А при таком комплексе впечатлений проще что-то изменить в себе.
          Откровенные ночные разговоры желательно начинать в тот же день, пока обиды ещё не укоренились в сознании и не обросли домыслами, а обидчик ещё в состоянии вспомнить о своём промахе. Правда, если один из супругов пьян, придётся отложить разговор, хотя в этом случае от алкоголя многое может стереться из его памяти, и разговор следующей ночью не получится. Но в принципе, пьяный же человек ведёт себя естественней, чем трезвый, следовательно, если супруг оскорбляет в пьяном состоянии, то в нём это "сидит" и в трезвом состоянии, но его сдерживают "тормоза" самоконтроля. Просто алкоголь действует как эликсир откровенности.
          С другой стороны, пьянство уже само по себе может стать причиной конфликтов. Следовательно, супругам нужно сначала выяснить причину привлекательности бутылки. Часто это не причина, а следствие безысходности, обиды или отчуждённости, но это уже другая тема.
          Готовность к откровенному разговору должна быть обоюдной. Если один из супругов видит, что другой находится в нервном состоянии, то ему не стоит настаивать на разговоре. Иначе нервное возбуждение "срезонирует" – передастся другому, потом, усилившись, вернётся обратно и так по кругу, разжигая ссору. Из-за этого у супругов не получится спокойного и полезного разговора. Поэтому нельзя затевать откровенный разговор в состоянии, когда "внутри всё кипит" – пользы от него не будет. Но отказ от разговора и сам может стать причиной обиды. Поэтому он должен быть мотивированным и уважительным. Отговорки типа: "Нам не о чем говорить" и "Давай отложим разговор, всё равно ничего хорошего не получится", – могут лишь усилить отчуждение. А вообще, стоит соглашаться на откровенный разговор в любом случае. И даже физическая усталость (если, конечно, человек не валится с ног, засыпая на ходу) не может быть серьёзной причиной для отказа от ночного откровенного разговора. Ведь чем дольше будет продолжаться натянутость отношений, тем труднее будет объясниться и понять друг друга, труднее будет "снять груз с души". И не надо бояться недосыпания – объяснившись, супруги могут уснуть друг у друга в объятиях, от чего проснутся отдохнувшими, и следующий день у них начнётся с окрепшей взаимной любви и с радости бытия. Уснувшие же в одиночестве, и со своими обидами, супруги проснутся не отдохнувшими – с "грузом" неразрешённых проблем.
          Народная мудрость учит, что утро вечера мудренее, но это справедливо, скорее, для каких-то серьёзных решений. Что же касается эмоциональных конфликтов, то ночной разговор может принести больше пользы (особенно, современным супругам, которые утром спешат на работу), чем мрачные думы в течение дня. Да и вряд ли народная мудрость имела в виду супругов.
          Тон откровенного разговора должен быть мягким, даже, несмотря на обиду. Ведь в случае, когда выяснится, что обида была ложной, а повод – ничтожным, от грубого или ироничного тона обидится уже другая половина, что не даст восстановиться близким взаимоотношениям, доверию. Поэтому, даже в обиде и в гневе нельзя забывать, что рядом находится близкий и любимый человек, с которым даже за ошибки и провинности нельзя говорить грубо и нетактично, как с врагом. А тем более, ни в коем случае нельзя оскорблять близкого человека, ведь оскорбления свидетельствуют об отсутствии уважения, а без уважения ни любовь, ни нежность долго не продержатся. К тому же, оскорбление не так легко "вытравить" из души – в трудные минуты оно может "всплыть" в памяти и повлиять на поступки и через неделю, и через месяцы.
          Тут стоит напомнить, что оскорбления и нецензурные выражения – это не совсем одно и то же. Мы уже говорили о разнице в оценке грубости. Всё зависит от воспитания и уровня культуры. Поэтому в некоторых семьях могут встречаться в обиходе самые нецензурные выражения, отнюдь не означающие, что супруги, использующие их, оскорбляют друг друга. В других же семьях супруги могут легко оскорбить друг друга приличными словами или нейтральными выражениями, сказанными в оскорбительном тоне: с издёвкой, с жёсткостью в голосе или с обвинительными интонациями.
          Опыт откровенных ночных разговоров особенно важен при налаживании половой гармонии, при разрешении сексуальных конфликтов, ведь днём не так легко – особенно молодожёнам – делиться своими интимными переживаниями и желаниями. Ночью – проще, можно даже продемонстрировать что-то, и обстановка подходящая, да и стыдливость ночью притупляется, особенно – в спальне. К тому же, как говорилось, полумрак располагает к откровенности.
          Мы не раз подчёркивали роль равноправия супругов в семье. Но это понятие воспринимается людьми настолько по-разному, что к нему приходится возвращаться снова и снова. А касательно нашей темы стоит сказать, что равноправие является гарантией лёгкого разрешения семейных конфликтов. Правда, есть тут один нюанс – когда супруги хотят установить равноправие в своей семье, где оба "борются" за личностную независимость, это приводит не к нормальным супружеским взаимоотношениям, а к постоянным стычкам, типа "два козлика на узком мостике". А дело в том, что стремление к равноправию и независимости оборачивается в браке эгоизмом, приводящим супругов к противостоянию, а не к общности и цельности их союза. И это такой же перегиб, как и господство одного из супругов над другим. Разница лишь в том, что в первом случае причиной отсутствия истинной близости супругов была, в основном, патриархальная подчинённость жены мужу, а в современных семьях причиной "душевной изоляции" супругов часто становится неверно истолкованное равноправие.
          В большинстве семей супружеское противостояние провоцируют женщины, "перегибающие" с эмансипацией и не желающие понять, что ценность супругов не в том, что они независимы друг от друга, а, наоборот – во взаимозависимости. Ведь именно душевная, сексуальная и бытовая привязанность любящих супругов объединяет их в одно целое – в пару. Это привязанность заставляет их остро переживать разлуку, не говоря уже о потере родного человека. Но именно привязанностью и жертвуют "борцы" за личную независимость в семье. Они упорно не желают понимать, что такая независимость – не что иное, как одиночество. А ведь если логически продолжить их "свободолюбивые" мысли, то получится, что им незачем и скучать или переживать из-за утраты своей половины, ведь независимая личность легко может обойтись и без половины или же найти другого независимого партнёра. Если же пойти ещё дальше и признать, что независимые партнёры "взаимозаменяемы", то получится, что в случае потери они смогут повстречать партнёра, даже лучшего, чем прежний. Но именно партнёра, а не половину. А ведь партнёры никогда не смогут создать настоящую семью – у них может получиться, разве что "товарищество с ограниченной ответственностью", занимающееся ведением общего хозяйства и "выращиванием" детей. О воспитании, которое могут дать такие родители, как-то и говорить не хочется. Впрочем, такие отношения не редкость – миллионы независимых половинок соединяются и разъединяются в различных сочетаниях, но, как говорится в басне: "Как друзья вы не садитесь, а в музыканты не годитесь".
          Мы бы не упоминали о таких супругах, если бы, к сожалению, не было тенденции к увеличению их количества. И диктуется это увеличение современной жизнью, требованиями общества к своим гражданам и, как это ни неожиданно звучит, повышением интенсивности труда и большей отдачей в работе (на первом плане карьера, на втором – семья). Поэтому-то и распространились брачные контракты, в которых нет даже места чувствам, вернее, само их содержание исключает чувства. Это – экономическое соглашение двух независимых личностей, где и капиталы могут быть раздельными, и могут быть обговорены все детали имущественного раздела при его расторжении. А некоторые пары ум

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)