Самучитель супружества

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)

          Знания, почерпнутые в нашей виртуальной книге "Самоучитель супружества" могут оказаться вам весьма кстати
          Глава Историческое развитие семьи поможет понять основные причины возникновения различных форм брака и обоснованность их существования в наши дни.
          Глава Влюблённость позволит читателю не путать такие понятия, как влюблённость и любовь, а также узнать их настоящий смысл.
          Глава Решение вступить в брак поможет читателю осознать необходимость супружества (конкретно для него) и даст понять, ради чего именно стоит пожертвовать личной свободой и беззаботностью – отсутствием ответственности за близких.
          Глава Первая брачная ночь подскажет, как правильно относиться к лишению девственности; здесь можно найти конкретные советы, в том числе и помогающие избавиться от страха перед этим переломным моментом; она поможет разобраться в перегибах оценки физиологической девственности.
          Глава Основание семьи поможет паре влюблённых не растерять свои чувства и успеть создать предпосылки для построения счастливой семьи.
          Глава В ожидании первенца поможет молодожёнам не терять время, отпущенное им природой для сближения, и подготовиться к появлению нового члена своей семьи.
          Глава Вместе с ребёнком поможет молодым папе и маме решать проблемы, связанные с пополнением в своей семье, без лишних ошибок.
          Глава Воспитание поможет родителям не только сознательно воспитать своих детей (и ещё до их рождения), но и разобраться с собственным воспитанием, что позволит супругам стать терпимей к воспитанию своей половины. А это поможет супругам сблизиться.
          Глава Половое воспитание содержит немало конкретных советов, причём не только по воспитанию своих детей, но и по нейтрализации собственного неправильного полового воспитания; супруги могут узнать об основных причинах возникновения различных психосексуальных отклонений.
          Глава Эротика и секс объясняет место эротики в жизни людей, а также её отличие от порнографии; она помогает уяснить не только место интимных отношений в браке, но и пользу от понимания супругами эротики и порнографии.
          Глава Гармония супружеских отношений поможет супругам задуматься как над смыслом своего брака, так и над смыслом жизни вообще; она даст возможность осознать ценность своих взаимоотношений, не терять любовь и становиться с годами ещё ближе и желанней друг для друга.
          Глава Интимная жизнь и долголетие поможет супругам без страха смотреть в будущее и понять, что у каждого возраста есть свои плюсы.
          Глава Конфликты и семейная экономика вскрывает и объясняет глубинные причины многих супружеских конфликтов; даются конкретные советы по нейтрализации экономических и сексуальных причин конфликтов.
          Глава Половые расстройства расскажет о наиболее распространённых причинах расстройств и о способах сообща (муж и жена) преодолеть некоторые из них.
          Глава Психосексуальные отклонения поможет супругам не только понять причины многих отклонений, но и научит, как превратить "разрушительную силу" отклонений в созидательную. А это обязательно поможет паре сплотиться.
          Глава Общество и сексуальность – обзор всевозможных крайностей у народов мира в вопросах сексуальности; она поможет супругам критично отнестись к различным традициям, касающимся интимной жизни. Такие знания позволят супругам противостоять давлению общества, нередко вмешивающегося во взаимоотношения супругов и этим "подтачивающего" их брак.
          Глава Из культурного наследия познакомит супругов с отношением к интимной жизни в древности: в Индии и в Китае.
          Глава Эротология наших дней содержит конкретные знания о сексе.
          Глава Интимная жизнь наших современников поможет супругам на примере наших современников избежать многих ошибок в решении интимных проблем; супруги узнают, как можно достичь душевной близости, становясь ближе физически.
          Глава Народная мудрость познакомит желающих с пословицами разных народов и с высказываниями мудрых людей насчёт семьи, воспитания и счастья.
          Словарь терминов поможет понять некоторые мало употребляемые, но необходимые для чтения самоучителя, слова.


          ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ
          На всём протяжении истории человечества семья постоянно видоизменялась, приспосабливаясь к экономическим условиям. Однако в современных условиях форма супружества уже зависит не только от них, но и от личностных интересов. Поэтому супругам желательно иметь представление о других формах супружества, чтобы лучше понять роли мужчины и женщины в современной семье.
          Многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у “братьев наших меньших”. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И гаремы эти время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.
          Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго “братского” рода: женщины первого – с мужчинами второго рода, мужчины первого – с женщинами второго и наоборот.
          К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его “парность” была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь “дополнительных” жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.
          На смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.
          Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, “старшему” и “старшей”. А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы.
          При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.
          В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение – прообраз брачного контракта.
          В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте “покупать” себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.
          Христианство – одна из религий, приспособленных к частнособственническим отношениям – не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья – Фома Аквийский, например – изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу – до равноправия было ещё очень далеко.
          В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения – пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.
          Все изменения формы семьи и внутрисемейных взаимоотношений, приводящие к частным трагедиям, были отражены в литературе: от древних эпосов и мифов до современной драматургии и кино. Семейной теме посвящено большинство литературных сюжетов, которые в развлекательной форме предостерегают людей от ошибок, помогая им найти истинные ценности в жизни, главная из которых – семья.
          Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей – это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье. А “усреднённая” забота государства о супругах и их детях, а также отсутствие здоровой конкуренции (борьбы за существование) частично погасили интерес супругов к семье и даже “размыли” смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.
          Впрочем, доступно счастье и в развитых капиталистических странах, где люди среднего достатка, к которым относятся мелкие собственники, служащие и рабочие, имеют возможность вступать в равноправный брак по любви, воспитывать детей и жить в согласии и гармонии. Правда, проблем и там хватает, ведь до сих пор мало кто осознаёт истинное место супружества в жизни экономически независимых людей. Да и либерализация современного общества и уменьшение давления общественной морали на семью подготовили почву для создания альтернативных семей, что уводит людей от поисков счастья в семье обычного типа. Однако мы не отрицаем уместности создания иных форм семьи, существующих в наше время. Кому-то нужны и такие семьи, но на них мы не будем останавливаться, так как наш самоучитель ориентирован лишь на одну форму семьи – моногамный, равноправный брак двоих разнополых супругов, основанный на взаимной любви, уважении, доверии и желании воспитать общих детей



          ВЛЮБЛЁННОСТЬ
          Не одно поколение людей искало ответа на вопрос: "Что такое любовь?" И о любви написано очень много и очень эмоционально. Поэтому и говорить на эту тему нелегко, ведь невозможно об этом чувстве сказать проникновенней и выразительней поэтов и писателей всех народов мира, воспевших любовь на протяжении многих веков.
          Но всё же постараемся разобраться. Начнём с уточнения терминологии. Для этого нужно, прежде всего "расслоить" это понятие, так как оно обозначает не одно определённое чувство, а несколько разных. Но нам достаточно рассмотреть лишь пару: влюблённость и любовь.
          Влюблённость – это вспышка инстинктивного (физиологического и психического) притяжения к другой личности (противоположного пола; гомосексуальные отношения мы не будем рассматривать). А вот любовь – это уже чувство, возникающее в результате слияния двух личностей, объединения двух индивидуальностей в пару. И если задуматься, то не так и трудно различать эти чувства, хотя порой слово влюблённость может "резать слух", если его употреблять вместо традиционного слова любовь.
          Влюблённость – если, конечно, она взаимная, медленно перерастает в любовь, и две личности объединяются в пару. Правда, это происходит лишь тогда, когда возлюбленные идут в правильном направлении – знают, к чему надо стремиться.
          И ещё: для того, чтобы влюбиться, особых усилий не нужно – это чувство приходит само. Это всем известно. А вот чтобы испытать настоящую любовь – чтобы сердца "стучали в унисон" – нужно приложить немало усилий. Но не всем этого хочется, ведь влюблённость очень похожа на любовь, к тому же гораздо менее "трудоёмка" – всё решают инстинкты. Жаль только, что влюблённость не долговечна.
          После такого "расслоения" слова любовь, словосочетания: любовь с первого взгляда и неразделённая любовь теряют смысл. Ведь в обоих случаях речь идёт, конечно же, о влюблённости, потому что любовь – чувство сблизившихся, доверяющих друг другу и уважающих друг друга людей – не может возникнуть спонтанно, без душевного сближения. К тому же, любовь приносит покой душе, ощущение счастья и уверенности в себе и не может стать причиной душевных страданий. В то время как влюблённость – сильное подсознательное чувство, направленное, фактически, к незнакомому человеку – заставляет мучаться и страдать от непонятных эмоциональных всплесков, неосознанных поступков и сомнений. Иногда влюблённость сопровождается даже внутренним конфликтом между сознанием и подсознанием. Тогда человек осознаёт, что его влечёт не к тому, к кому надо, понимает, что ничего хорошего его влечение не сулит, но не может освободиться от неё, так как его мыслями и поступками руководит подсознание, зов пола.
          Если вдуматься в приведённое разделение понятий, то станет понятно, почему поэзия, драматургия и проза редко обращаются к теме любви, а чаще – к влюблённости. Ведь именно это чувство является источником ярких чувств и конфликтов, которыми как раз и "питается" литература. Любовь же – стабильное, умиротворяющее чувство – с большим трудом становится источником литературного вдохновения, так как жизнь любящих и счастливых супругов со стороны кажется совсем неинтересной, будничной, и не содержащей тех бешеных эмоций, сумасшедшей романтики и безрассудных поступков, которые так будоражат воображение читателей и зрителей. Так и получается, что по сравнению с бурей эмоций у влюблённых, умиротворённая жизнь любящих супругов кажется "пресной" и недостойной для подражания.
          Лев Толстой мудро заметил: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая – несчастна по-своему". Эта схожесть, вероятно, и лишает посторонних интереса к счастливым и любящим супругам, ведь о них даже неинтересно посплетничать, не то, чтобы восторгаться.
          К понятию любовь мы ещё вернёмся, теперь же попробуем разобраться в понятии влюблённость, вернее в том, что влияет на формирование этого сильного чувства.
          Основной "движущей силой" влюблённости является инстинктивное притяжение к противоположному полу – "Пора пришла – она влюбилась...", но выбор чаще всего зависит от имеющегося образа идеального человека, который формируется под влиянием идеалов среды и личных впечатлений.
          Идеал – довольно неоднозначное понятие. В каждом кругу, у каждой общественной прослойки свои идеалы, включающие в себя не только внешность, но и стиль жизни: классовую или партийную принадлежность, материальное положение и т.п. Но этот "комплект" нестабилен даже в рамках одного круга людей, не говоря уже о народах и расах.
          Самым простым примером переменчивости идеалов может служить идеал красоты. В Европе, например, считались в разное время красивыми то пышные, то худые женщины, то румяные и пышущие здоровьем, то бледные и болезненные (тогда девушки вынужденно портили себе желудки для того, чтобы соответствовать господствующему идеалу). В других же странах и на других континентах, где культура народов сильнее отличается друг от друга, идеалы – ещё противоречивей.
          Идеалом женской красоты в одном из племён Океании стала длинная шея. Чтобы соответствовать ему, девушки носят специальные обручи, удлиняющие шею до несуразных размеров. На острове же Пасхи, чтобы соответствовать идеалу красоты, мочки ушей у женщин и у мужчин оттягивались специальными серёжками. А во Вьетнаме, да и не только, покрывали зубы чёрным красителем, чтобы зубы не были белыми "как у собаки".
          Можно было бы посмеяться над подобными дикими идеалами, если бы в наше время женщины специально не заражались кишечными паразитами, чтобы иметь стройную фигуру. Не говоря уже о том, что татуировка и прокалывание всевозможных частей тела (вплоть до клитора) не так давно вошли в моду. Но это всё – внешние проявления образа (имидж), на формирование же "глубинного" идеала подростка влияет социальное положение и национальность его семьи. Правда, не только семья формирует идеал и цель в жизни. Круг сверстников в состоянии подменить родительские идеалы идеалами подросткового возраста. Правда, привитые семьёй идеалы не "выветриваются", а проявляются в зрелом возрасте, за счёт чего и передаются традиции.
          В молодости идеалы чаще всего строятся на отрицании идеалов старшего поколения. И это вполне естественно и необходимо, ведь такое отрицание способствует общественному прогрессу. Без отрицания, без "проверки на прочность" идеалов старшего поколения, общество "застаивается". И необходимо, чтобы каждое поколение пересматривало культурные ценности предыдущего поколения, прежде чем передать их следующему. Правда, проверка временем не всегда гарантирует истинность переданных культурных ценностей. К примеру, у народов мира сохранилось немало ненужных или даже варварских обрядов и традиций. Но не будем отвлекаться от основной темы – от влюблённости.
          Влюблённость начинается с притяжения к привлекательному образу – к внешности, в основном, так как внутренний мир сразу не разглядеть, да и инстинкту, "управляющему притяжением", это ни к чему. Привлекательность же образа – это схожесть с идеалом. И чем неопределённей идеал, тем больше оказывается вокруг привлекательных людей. Соответственно и разочарований у людей с поверхностными идеалами бывает больше, впрочем, как и у тех, кто соответствует "массовому" идеалу, на которых "виснут" поклонники или поклонницы. А эти "идеалы" вынуждены "подгонять" свой образ под роль кумира, что ещё больше "притягивает" к себе сердца окружающих. Но повышенное внимание балует людей, делает их циничными и мешает привязаться к кому-нибудь всей душой. От чего только "треск стоит от разбитых сердец" (влюблённость-то – истинная) и остаётся разочарование в любви, которой тут, впрочем, и "не пахло".
          Ненадолго остановимся на составных частях понятия привлекательность, вернее – внешняя привлекательность, так как личностная, внутренняя привлекательность сразу не привлекает, извините за тавтологию. Внешность же привлекательна следующим: красотой или симпатичностью лица, телосложением ("фигуристостью") и положением в обществе (происхождение, уровень материальной обеспеченности и т.п.) Но эти составляющие можно корректировать, скажем, макияжем, причёской, сексуальной одеждой, "примазыванием" к чужой известности, улучшением финансового положения, вернее – демонстрацией престижной собственности (в каждом кругу свои престижные вещи) и другими специфическими способами, татуировкой, например. И всё же, привлекательный образ формирует общество, круг. Поэтому конкретную личность такая привлекательность может привлечь не к тому, к кому нужно. Но думать об этом, когда уже "включилась" влюблённость – поздно, ведь у неё сила инстинктов, правда, не у всех одинаковая.
          Влюблённость бывает разной силы. Сильнее всего она проявляется у одиноких и замкнутых людей. А при неустойчивой психике сила влюблённости может дойти даже до навязчивого состояния (роковая любовь) и пагубно отразиться как на психическом, так и на физическом здоровье человека. Впрочем, так же, как и прочие навязчивые состояния.
          Так как притягательные образы "навязываются" обществом, а инстинкт "интересуется" лишь некоторыми физиологическими параметрами (запахом, например), то влюблённых обычно притягивают те черты характера и внешности, которые, как это ни парадоксально, мешают созданию пары и развитию любви. Но не одновременно вспыхнувшей взаимной влюблённости, а тому крепкому чувству, в которое должна перерасти влюблённость. И дело тут не всегда в ошибочности осознанного образа, а чаще – во "вмешательстве" подсознания, которое ищет человека, схожего с одним из родителей. И это – довольно сильный фактор, под влиянием которого юноши подсознательно стремятся к тому, чтобы избранница была похожа на их мать, девушек же притягивает схожесть с отцом. Причём, не внешняя схожесть, а целый комплекс незаметных и неосознаваемых черт. Со стороны же это стремление, этот неосознанный идеал неплохо виден. Нередко друзья и подруги неудачливых супругов удивляются: "Где ты откапываешь таких похожих партнёров (партнёрш), с которыми как по нотам повторяешь предыдущую драматическую связь (или брак)? Это какой-то злой рок!" Но оказывается, что это всего лишь подсознательная тяга к родительскому образу. Правда, не всегда эта тяга приводит к отрицательным результатам. Если родительская семья достойна подражания, то схожесть черт избранницы (-ка) с родителем того же пола может сделать крепче семью и помочь молодожёнам достичь гармонии.
          Так как в подсознании "крутятся" не по отдельности: родительский образ, идеал, сформированный внешней средой (обществом, кругом), инстинктивная тяга к здоровому и сексуально привлекательному партнёру, а их "смесь", то и направленность влечения оказывается очень неожиданным. Что и заставляет нередко влюблённых терять душевное равновесие, ведь их сознание вступает в противоречие с подсознанием. Но, даже осознавая, что возлюбленный ему не пара, что у них нет общего будущего, влюблённый человек не может воспротивиться подсознанию. Отсюда – метания, беспокойство, резкие перемены настроения и т.п. (известный всем синдром влюблённости). Правда, не у всех влюблённых бывает раздвоение сознания, многие отдаются во власть подсознания, не задумываясь о последствиях. А те, кто в моменты "прояснения" анализируют своё состояние и пытаются побороть противоречия, сталкиваются с раздвоением личности.
          Сила переживаний от раздвоения личности зависит от темперамента и характера. Рассудить самому, который выбор – сознательный или подсознательный – будет вернее, очень трудно, тем более что подсознательное влечение нелегко подавить. К тому же, помощь со стороны в таком состоянии тоже малоэффективна, и особенно тогда, когда это сильное чувство пришло впервые. Но какой-то выход всё же есть у влюблённого – помочь ему может осознание того, что правильный выбор спутника жизни не сопровождается бешеными сомнениями и переживаниями, ведь взаимная влюблённость – гармоничное состояние, хоть и психически возбуждает и меняет людей. Она – первый шаг к счастливому супружеству, и не должна приносить страданий. Правда, если "вмешиваются" другие факторы, к примеру, неравенство: социальное или материальное, а также национальные отличия, то взаимной влюблённости трудно будет перерасти в любовь.
          Влюблённость подстёгивает человека, требует от него идти на какие-то жертвы, иногда даже жертвовать жизнью. Это, конечно, очень романтично и по-своему красиво, но всё же, Ромео и Джульетта – не пример для подражания. И к счастью, в реальной жизни влюблённость редко приводит к серьёзным трагедиям, но всякое бывает. И тогда очень обидно, что такое "созидательное" чувство действует разрушительно на людей и затрудняет их дальнейшие поиски своей половины. Правда, чаще всего опыт неудачной первой любви (первой сильной влюблённости) заставляет задуматься и не даёт "распускать своё сердце" при каждом знакомстве, учитывая свой горький опыт. И это позволяет сделать в дальнейшем правильный выбор, вернее – влюбиться именно в свою половину.
          Тут нужно отметить, что понятие половины пары не такое абсолютное. Вначале возлюбленные и даже молодожёны ещё не являются единственными друг для друга. Настоящими половинами пары они становятся с годами. Так что неудачливым влюблённым, которым кажется, что они больше никого не смогут полюбить, можно посоветовать оставить эту мысль, приводящую в редких случаях даже к самоубийству, не говоря уже о других трагедиях, и набраться терпения и веры в будущее. Не всегда это, разумеется, просто, особенно тогда, когда это чувство откровенное и сильное, но не нужно забывать, что рано или поздно можно найти "подходящий объект" и взаимными усилиями стать половинами пары.
          Так как влюблённость не зависит от сознания человека, то главный рецепт от неудачной влюблённости – вовремя остановиться. Но чаще всего бывает слишком поздно, тем более – в первый раз. Однако помочь себе (и "объекту" влюблённости) всё-таки можно, если есть опыт. Речь идёт о создании продуманного образа будущего спутника жизни, чтобы не дать одинокому сердцу воспылать страстью к неподходящему человеку. Главное – понять, что образ должен обладать не абстрактно хорошими качествами, а должен быть подходящим для того, чтобы оба стали половинами пары. Ведь даже одежду думающие люди подбирают не самую модную, а самую подходящую, так как модная, красивая одежда может не подойти не только к внешности, но и к стилю жизни. Что же говорить о живом человеке с конкретным набором плюсов и минусов?
          Художественная литература, призванная воспитывать и ориентировать людей, зачастую оказывает им "медвежью услугу". Герои литературы и кино (даже рекламы) сильно дезориентируют молодёжь, насаждая неверные идеалы, отчего юноши и девушки, не имея собственного опыта, становятся жертвами "размытых" или ошибочных мнений о смысле жизни, о браке и о любви. Особенно же сильное влияние оказывает массовое искусство на романтичные натуры, ведь нереальные представления о любви и о супружестве часто становятся у них причиной эгоизма в любви и непомерных требований к возлюбленному. Отсюда – неудачный брак, разочарование в любви и, в конечном итоге, одиночество, ведь романтизм заставляет искать встречи с рекламным идеалом или подгонять живого человека под рекламный идеал. Но рекламный, показушный брак вряд ли кого-то может удовлетворить, а тем более – осчастливить. И хуже всего то, что из-за таких "красивых" браков остаются отвергнутыми конкретные, подходящие личности, с которыми можно было бы создать настоящую счастливую семью. Но, к сожалению, по-настоящему счастливые семьи никто не рекламирует, а людей, стремящихся к такой семье, "романтики" обвиняют в "приземлённости".
          Конечно, романтизм нужен молодым людям, но гораздо нужнее уметь видеть красоту реальной жизни. И стремиться к своему идеалу тоже нужно, ведь никто не говорит, что можно создать семью с первым встречным. Просто романтизм должен быть реалистичным, если можно так выразиться. Противоречиво, конечно, звучит. Но если это противоречие более-менее понятно, то другое – не так просто понять. О нём мы уже упоминали, говоря, что созданию реального образа спутника жизни мешает то, что черты, притягивающие влюблённых, часто мешают в браке. А ведь это такие бесспорные плюсы как красота, независимость, уверенность в себе, бескомпромиссность, увлечённость работой и др., справедливо притягивающие к себе влюблённые сердца. Но все они в той или иной мере являются помехой гармоничным супружеским отношениям. Правда, часто мешают не сами эти, фактически, положительные качества, а их степень.
          К примеру, привлекательная внешность не может помешать супружескому счастью, а вот общепризнанная (относительно, конечно) красота – может; увлечённость работой – хорошее качество, ведь без творчества человек не может быть полноценным, а вот жертвование интересами семьи ради работы – помеха гармоничным отношениям в семье; свободолюбие и стремление к независимости – необходимые любому человеку качества, а вот желание быть независимым от своей половины и свободным от "уз" брака – дисгармония. И так далее.
          Рассмотрим подробнее внешнюю привлекательность, скажем, красивого ребёнка, который уже с ранних лет привыкает к своему "превосходству" над окружающими, не задумываясь над этим. В подростковом возрасте оценка своей значимости уже закрепляется повышенным вниманием сверстников. Это автоматически приводит к тому, что юноши и девушки, выделяющиеся своей внешностью, предъявляют повышенные требования к своим знакомым. И не спроста, ведь их не покидает мысль, что они достойны большего, поэтому их и не удовлетворяют реальные партнёры. Усугубляет же их положение ещё и богатство выбора, которое развращает, ведь им кажется, что уже своей внешностью они способны облагодетельствовать избранника. И поэтому им трудно решить, кто же достоин такого "сокровища"? Но хотя их фантазии и полны романтики, мысли всё же сводятся к одному, хоть это и редко осознаётся: "Как бы подороже себя продать?" Конечно, с таким "богатством" можно сделать карьеру и капитал, но о семейном счастье придётся забыть, так как семейное счастье приходит лишь к равноправным партнёрам.
          Примерно так же обстоят дела и с чрезмерной независимостью, и с бескомпромиссностью, и с излишней уверенностью в себе (самоуверенностью), и с гордостью за своё социальное или материальное положение. Эти черты, справедливо нравящиеся в возлюбленных, у супругов могут стать причиной какого-то превосходства и неравноправия. А это обычно препятствует налаживанию гармоничных отношений между супругами – супружескому счастью.
          Увлечённость работой и карьерой, несмотря на свои плюсы, тоже может отдалить супругов. И хотя забота о карьере и профессиональная увлечённость сопровождаются повышением материального уровня семьи, это редко способствует сближению супругов, так как время на дополнительную работу (можно быть дома физически, но мыслями быть на работе) выкраивается из общего семейного времени. А такая ограниченность общения отрицательно сказывается не только на детях, но и приводит к отдалённости между супругами, что вкупе с широкими возможностями обычно приводит к супружеским изменам, вызванным дефицитом близости. Причём, не обязательно интимной близости, но и нехваткой участия, душевного единения и нежности.
          Справедливости ради нужно сделать оговорку, что думающим и стремящимся к семейному счастью супругам все эти трудности не помеха. Но, к сожалению, многие супруги чрезмерно увлекаются внешностью, карьерой, творчеством, деньгами, хобби и показухой, не задумываясь над своей ролью в семье и считая, что всё само собой наладится – были бы деньги.
          Романтичность и жажда приключений, так нравящиеся юным сердцам, нередко тоже препятствуют созданию прочных семейных отношений, ведь довольно трудно наладить гармоничные отношения с человеком, интересы которого находятся вне семьи. А ведь у "романтиков" семейный уют часто отождествляется, чуть ли не с болотом и с кандалами, из которых они постоянно рвутся на волю. Просто они не в состоянии оценить романтику и реальные приключения семейной жизни. Они не понимают их и не могут получить удовлетворения от жизни с любимым человеком и своими детьми. Конечно, супружеские радости и заботы, по сравнению с приключениями книжных героев, выглядят не так привлекательно, "престижно" и "по рекламному" ярко. Однако только гармоничная жизнь в семье может дать по-настоящему почувствовать человеческое счастье. К тому же, для достижения гармонии нужно приложить усилия и иметь терпение, а его у абстрактных романтиков как раз и не хватает. Поэтому-то жажда приключений часто склоняет их к мыслям о "скоростных" удовольствиях, о сексуальной свободе, например. И не только будничную, но и интимную жизнь супругов они воспринимают как тюрьму, мечтая о жизни принцев и принцесс, не догадываясь, что романтика, оторванная от реальной жизни, зачастую приводит лишь к одиночеству, не давая романтическим натурам – девушкам, в основном – раскрыть своё сердце подходящим, реальным сверстникам.
          Но вернёмся к влюблённости. Все знают, какое это сильное чувство – на уровне инстинктов. Однако механизм его не совсем ясен. Попробуем разобраться в нём.
          Человек является саморегулирующейся системой с неповторимым сочетанием рефлексов (условных и безусловных) и стереотипов (поведения и мышления). А для налаженной работы этой системы – как, впрочем, и других – нужна определённая её замкнутость, которая не даст потерять индивидуальность и раствориться в массе таких же. Замкнутость же системы призван защищать иммунитет, который препятствует полному сближению людей. Конечно, совместная жизнь до определённой степени сближает людей – у них вырабатываются общие стереотипы поведения и мышления. Но это, во-первых, довольно долгий процесс, а во-вторых – иммунитет всё равно не даёт паре полностью слиться. А природе этого и не нужно. Но зато для продолжения рода, когда необходимо быстрое сближение чужих (до этого времени) людей, природа может на время нейтрализовать иммунитет. Эту функцию как раз и выполняет влюблённость, давая возможность быстро сблизиться двоим чужим людям – стать даже ближе, чем мать с ребёнком. Без нейтрализации же иммунитета просто невозможно относиться к чужому человеку, как к жизненно необходимому, желанному и самому дорогому существу на планете.
          Однако временное разрушение иммунитета – довольно болезненный процесс, и неустойчивость психики, потеря сна, аппетита, учащение сердцебиения и прочие "симптомы" влюблённости являются как раз его следствием. А дело в том, что при подавлении иммунитета временно нарушается целостность личности – идёт подготовка к "слиянию" с другой личностью. Но чтобы этого не происходило постоянно, влюблённость "включается" избирательно, иначе постоянно шло бы разрушение иммунитета. Одну сторону этой избирательности – на уровне инстинк
тов – заметил ещё Чарльз Дарвин, наблюдая за самцами оленногонных собак, которые отдавали предпочтение самкам из другой стаи. Он сделал вывод, что у близких, повседневно общающихся родственников (и не только) возникает взаимное половое отвращение.
          Конечно, неприятно звучит упоминание о собаках, когда речь идёт о прекрасном человеческом чувстве, но ведь и мы – дети природы. А примеры можно привести и из жизни людей. К примеру, при дуально-родовой экзогамии (первая историческая форма общественного регулирования отношений между полами) партнёры брались из другого клана или племени. И это имеет физиологическое обоснование – чем дальше по происхождению родители (до определённых пределов, разумеется), тем здоровее и приспосабливаемей потомство (эффект гетерозиса). Вряд ли об этом знали дворяне, но что-то же заставляло их время от времени брать в жёны девушек из простолюдинок, чтобы "освежить кровь". А вот фараоны в Древнем Египте не учитывали этого и выродились из-за постоянных браков между кровными родственниками.
          Но это всё – физиология, что же касается избирательности влюблённости – есть тоже факты. Например, в коммунах, где дети воспитываются группами, хотя они и не являются, в основном, кровными братьями и сёстрами, браков между ними почти не бывает. А коммуны и в наши дни можно встретить в Израиле, в Японии и в скандинавских странах.
          Ещё немного отвлечёмся, чтобы отметить, что речь не идёт о детских сексуальных играх, которые не имеют ничего общего с зовом пола – основой влюблённости, а являются лишь этапом познания окружающего мира.
          Влюблённость – если смотреть с точки зрения современных супругов – это подарок молодожёнам от природы. Но подарок этот имеет свой "срок годности", так что молодожёны, не использовавшие его вовремя, лишаются возможности испытать счастье любви, даже если у них сильная взаимная влюблённость. А дело в том, что нейтрализация иммунитета недолговечна, и молодым людям нужно успеть сблизиться настолько, чтобы после его восстановления не стать снова чужими людьми. А об этом будет свидетельствовать эмоциональный спад влюблённости; в народе говорят: "любовь прошла".
          О том, что нужно сделать, чтобы влюблённость переросла в любовь, мы поговорим в другой главе. А здесь остановимся на половых контактах, часто сопровождающих влюблённость. Моральную сторону этого мы рассматривать не будем, ведь если возлюбленные достаточно взрослые люди и имеют представление о предохранении от нежелательной беременности – это их личное дело, независимо от причин. А вот на причинах и последствиях ранних половых актов стоит остановиться.
          Конкретного возраста, с которого можно заниматься сексом, не существует. Это, прежде всего, потому, что половое созревание подростков разных национальностей происходит с разницей в несколько лет: у южан – раньше, у северян – позже (может это связано не только с климатом, но и с традициями, и с открытостью носимой одежды). Однако причиной первого полового акта становится не половое созревание. Исследования показали, что сексуальные интересы подростков больше зависят от влияния среды, чем от полового созревания. Ведь если в кругу сверстников распространены сексуальные контакты, то воздерживающийся от секса подросток может ощущать себя белой вороной, а такое и взрослые не всегда выдерживают. Для противостояния же давлению среды нужна сильная воля и осознание своей правоты, а этому может помочь половое воспитание.
          Что касается физиологических противопоказаний для ранних половых актов, то их нет. Другое дело – ранняя беременность, которая нежелательна по многим причинам и связана с большими неприятностями, как для самой беременной, так и для её родителей. И всё же, на психике ранние половые акты отражаются существенно, особенно, если это не разовый контакт – выработавшийся стереотип сексуального поведения может повлиять на судьбу.
          Надо заметить, что подростковая влюблённость вполне может обойтись без половых актов, так как она является своеобразной репетицией чувств и взаимоотношений. Ранняя же половая связь деформирует принципы дальнейших взаимоотношений с противоположным полом. Она придаёт им некоторую однобокость – сводит их лишь к сексу.
          Обычно подростковая влюблённость проходит сравнительно легко и не оставляет нехороших воспоминаний. К тому же, не так часто, как принято считать, она становится побудительной причиной сексуальной связи подростков. В действительности причины ранних половых связей совсем другие: у мальчиков это – любопытство и самоутверждение, а у девушек – уступка напористому ухажёру (часто из боязни потерять его) и тоже любопытство. Есть, правда, и другие причины потери невинности, но, во-первых, они сравнительно редки, а во-вторых – не имеют ничего общего с нашей темой.
          Когда влюблённость достигает своего апогея, возникает желание объединить судьбы, и тогда делается Предложение. В идеальном варианте – при взаимной влюблённости – Предложение принимается естественно и без сомнений, тем более что девушки, в основном, предчувствуют. И такой идеальный вариант не редкость в наши дни, но чаще бывает по-другому, так как к этому судьбоносному разговору симпатизирующие друг другу люди приходят с разной "степенью" влюблённости. И степень эта бывает, как правило, выше у юноши, чем у девушки. Это объясняется тем, что именно он делает Предложение. А ведь чтобы решиться на этот важный шаг, нужно испытывать сильное чувство, хотя это может быть и отчаянным шагом "одинокого сердца".
          Что же касается девушки, то она на этот момент может испытывать всего лишь симпатию. А чем слабее у неё чувства, тем, разумеется, больше колебаний, и тем труднее решить возникшую проблему: согласиться или отказать. А это очень сложная задача – быстро разобраться в своих чувствах (часто без какого-либо опыта) и конкретизировать свои мечты и планы на будущее. Жаль только, что эта трудная работа не приводит к хорошим результатам. Дело в том, что сомнения свидетельствуют о недостаточной степени влюблённости или об отсутствии, и положительный ответ девушки, не чувствующей сильного притяжения, может принести лишь несчастье обоим. К тому же, не имея опыта, трудно понять: сильно ты влюблён или нет. Правда, о силе влюблённости можно судить по тому, чем конкретным готов человек пожертвовать ради того, чтобы на всю жизнь связать судьбу со своим любимым. Но принимать в расчёт нужно не абстрактную и романтичную готовность, к примеру, пожертвовать жизнью, а реальные серьёзные жертвы: переехать в другой город, поменять профессию, жить в сравнительно худших условиях и т.п.
          Нередко девушки, соглашаясь выйти замуж, надеются на то, что им достаточно уважения и симпатии, а эти чувства постепенно перерастут в любовь. И не только неопытные девушки, но и женщины часто уговаривают себя: "Ничего страшного, можно жить с мужем и без любви, стерпится – слюбится, и т.п." Но в большинстве случаев это – самообман. Без влюблённости любовь не придёт. Без неё и симпатия, и уважение, и даже жалость, очень скоро могут превратиться в ненависть, и не только к любящему мужу, но и ко всему миру. Правда, редкие исключения бывают, когда взаимная влюблённость возникает после вступления в брак, но вероятность этого крайне мала.
          Говоря о влюблённости, нельзя не упомянуть об уважении к чувствам влюблённых. Нужно знать, что отсутствие иммунитета делает их незащищёнными и ранимыми, поэтому в отношениях с влюблёнными нужна чуткость. И это касается не столько окружающих, сколько тех, на кого направлено это чувство. Желательно, чтобы не испытывающий ответных чувств поставил себя на место поклонника, хотя тому, кто не влюблялся ни разу, трудно войти в положение влюблённого, но пусть поверит на слово, что быть отвергнутым – очень больно. Поэтому нужно постараться вести себя как можно тактичней. Но это не значит, что нужно внушать напрасные надежды, заигрывать от нечего делать, держать "про запас" и т.п. Чем раньше будет получен однозначный ответ и объяснения, что у них нет общего будущего, что они разные люди, и что просто нет ответного чувства, тем менее болезненным будет для влюблённого окончательный отказ. Тянуть с окончательным отказом из чувства жалости нельзя, так как это лишь продлит мучения, а при нестойкой психике может привести и к нежелательным, даже трагическим последствиям. И ещё нужно иметь в виду, что отказ – это нанесение незаслуженной обиды, поэтому нужно постараться быстро и тактично выйти из этого щекотливого положения.
          Влюблённым без взаимности, в свою очередь, тоже можно посоветовать войти в положение милого сердцу человека и не быть чересчур настойчивым. Разумеется, что это можно сделать лишь тогда, когда временно прекращаются "приступы слепой страсти", и есть возможность трезво оценить ситуацию. Не стоит завоёвывать любовь обманом, угрозами или "брать измором". Это может удовлетворить лишь слепую страсть и самолюбие. Цели добиться этими способами, конечно, можно, но счастья этим не добиться. Поэтому стоит задуматься, а надо ли упорно добиваться брака, если он не принесёт никому счастья?
          Говоря о влюблённых, обычно подразумевают юношей и девушек, да и слово молодожёны трудно связать с другим возрастом, несмотря на то, что "любви все возрасты покорны". Но если к "ненормальному" поведению молодых влюблённых окружающие относятся с пониманием, то зрелых влюблённых знакомые и родственники пытаются "отрезвить", и даже пристыдить: "Взрослый человек, а ведёшь себя как мальчишка (девчонка)!" А ведь влюблённые ведут себя вполне естественно, просто сказывается привычка окружающих видеть лишь в молодых такую чистоту чувств, резкие перемены настроения, романтичность и пренебрежение общественным мнением. Конечно, безрассудность поведения степенных людей, к которым пришла любовь, выглядит несколько комично, но у любви (влюблённости) свои законы, и относиться к ним надо с уважением.



          РЕШЕНИЕ ВСТУПИТЬ В БРАК
          Влюблённые, почувствовав взаимность, стремятся соединить свои судьбы. Если они достаточно зрелы и чувства у них не абстрактно-романтические, то решение вступить в брак приходит само собой, как логическое следствие взаимной влюблённости. Но зрелость влюблённых, вступающих в брак, не однозначно зависит от возраста. Физиологическая способность стать отцом или матерью обычно опережает социальную готовность к супружеству, то есть и в 30 лет может не быть желания стать половиной пары и взять на себя ответственность за детей. Поэтому даже возраст, с которого официально регистрируют брак, не всегда достаточен, тем более что не во всех странах он одинаков. А для счастливого брака молодожёны должны быть молодыми настолько, чтобы их холостяцкие привычки (в том числе и сексуальные) ещё не успели окончательно закрепиться. Одновременно они должны быть настолько зрелыми, чтобы успеть почувствовать тяжесть одиночества и научиться ценить не абстрактную романтику, карьеру, деньги и сексуальные приключения, а семью с любимым человеком и детьми.
          Если к влюблённым решение вступить в брак приходит само, то вступающим в брак по иным мотивам, это решение даётся с трудом, а жить им будет ещё труднее, ведь брак без любви и взаимопонимания – это мука. Правда, взаимная влюблённость тоже не даёт гарантии счастливого супружества, но тут уже всё (или почти всё) находится в руках молодожёнов – им под силу обратить взаимное притяжение в настоящую любовь. Но для этого нужно представлять себе цель и немало потрудиться. Если же молодожёны не будут стремиться объединиться в пару и раскрыться друг другу, то довольно скоро они дойдут до отчуждения, будут мучить друг друга эгоизмом, недоверием, неуважением, ревностью и бескомпромиссностью. Но это в будущем. А на первых порах супруги, упустившие время, когда иммунитет был нейтрализован влюблённостью, почувствуют, что "любовь уходит". С опозданием они попытаются возродить чувства или попробуют хотя бы свыкнуться с человеком, уже ставшим чужим, может, попытаются побороть вызванное восстановившимся иммунитетом отвращение к чужому телу, к запаху и манерам. Но безрезультатно! Парой они уже стать не смогли, так что придётся мирно сосуществовать, а это не так уж и легко. Ведь если человек нормально (даже с восторгом) воспринимает запах любимой половины, его привычки и прочие индивидуальные особенности, то в не любимом – его всё раздражает и может привести к ненависти. Сердце же, оставшееся одиноким в браке, будет продолжать поиски близкого человека вне семьи. Это значит, что в любой момент в одиноком сердце может вспыхнуть влюблённость вне семьи, ведь человек всегда стремится к счастью.
          Если в прежние времена супруги могли вполне сносно жить без любви, то в наше просвещённое время эмоционально бедное сосуществование мало кого может удовлетворить (речь идёт о положительных эмоциях, отрицательных – хватает). Поэтому брак без любви обречён. Это не должны забывать молодые, решившие стать семейными. И если появились сомнения в откровенности и взаимности чувств, то лучше не рисковать. Влюблённость же отметает все сомнения (к сожалению, и оправданные). Но если приходится убеждать себя, что любовь придёт потом, что достаточно уважать и ценить супруга, достаточно, что он сам сильно любит и может материально обеспечить семью и т.п., – лучше не рисковать.
          Некоторые молодые женщины (реже – мужчины) считают, что рождение ребёнка сблизит не любящих друг друга супругов. Это большое заблуждение. Конечно, ненадолго может появиться близость от забот и от общности интересов, но очень скоро отсутствие любви даст о себе знать – и им станет всё труднее и труднее жить вместе, и особенно после того, как не оправдается их последняя надежда на сближение. А с ребёнком и разводиться сложнее, ведь придётся принимать во внимание интересы общего ребёнка, да и его – живого человека – делить будет трудно.
          Свой неудачный брак не все переживают одинаково. Одни могут свыкнуться с такой жизнью, как с неизбежным злом; другим придётся искать "забвенья в вине"; а третьим – искать родственную душу (и тело) вне семьи. Каждый находит выход по характеру, но больше всего страдают в таких случаях тактичные и сентиментальные натуры. Им могут принести уйму страданий ситуации, почти не замеченные хладнокровными эгоистами. (Это не пропаганда эгоизма, а констатация.) Но и "толстокожим" не сладко приходится в неудачном браке.
          Всё реже в наше время вступают в брак из-за "неожиданной" беременности. Теперь сексуальных знаний у подростков хватает ("залетали" обычно сексуально неграмотные), да и презервативы сейчас под флагом борьбы со СПИДом активно рекламируют как предмет первой необходимости. Но причина сокращения вынужденных браков не столько в относительной грамотности, сколько в том, что женщины уже не стремятся замуж любой ценой. Не говоря уже о том, что многие девушки вообще не хотят выходить замуж, разочаровавшись браком родителей и знакомых. Но природа требует своё, и некоторые женщины предпочитают в одиночку воспитывать ребёнка. В принципе, это не хуже, чем жить с нелюбимым человеком. Но остаётся ещё и надежда выйти удачно замуж. Правда, на воспитании детей это сказывается не лучшим образом, но, как говорится – из двух зол...
          Бывают случаи, когда брак заключается между возлюбленными, которые просто не задумываются о последствиях, в общем-то, естественной для них, половой связи. Но такой "вынужденный" брак отличается от браков по принуждению и вполне может стать гармоничным, если это подходящая пара и объединяет их не только секс.
          Отсутствие стереотипов семейного поведения часто отрицательно влияет на решение вступить в брак. Это наблюдается у девушек, выросших без отца, вернее – в семье матери-одиночки. В семье вдовы или разведённой женщины несколько иное отношение к браку и к мужчинам, но и там хватает трудностей формирования у девушек семейных стереотипов. А дело в том, что девушки, выросшие без отца, смутно представляют себе роль мужа в семье, не знают, как нужно вести себя с ним, какие взаимоотношения должны быть между супругами. Поэтому они и копируют семью матери-одиночки, так как в ней им всё понятно, все роли "расписаны", но нет места для мужа. А в мечтах они рисуют себе нереального спутника жизни, поэтому знакомство с реальным мужчиной у них кончается разочарованием. А если в результате взаимной влюблённости они и решатся выйти замуж, то стереотип матери-одиночки не даст им сохранить брак. Ведь зачастую первое, что им приходит в голову в конфликтной ситуации: "Обойдусь и без мужа". Поэтому-то брак у таких женщин обычно не бывает продолжительным, а естественная тяга к мужчинам не связывается у них с супружеством. Обидно, но в таких случаях оба супруга страдают не по своей вине. Правда, если такая девушка серьёзно задумается над смыслом семейной жизни и над возникшими проблемами, а не будет "плыть по течению, то она вполне сможет заработать своё семейное счастье.
          Современной молодёжи часто мешает решиться вступить в брак стереотип "свободной любви", так как легкодоступное удовлетворение сексуального влечения, являющегося составляющей частью влюблённости, не даёт сердцу истосковаться и помечтать. А ведь отсутствие душевной тоски по близкому человеку, вызванное случайными сексуальными контактами, "размывает" смысл супружества и любви. "К чему любить, к чему страдать, ведь все пути ведут в кровать". Привыкнув же к "свободной любви", молодые люди не могут понять, зачем им нужно связывать себя заботами о семье, когда можно и без этого удовлетворить свою половую потребность? О душевной близости, настоящей любви и о родительских радостях у них из-за неопытности не возникает, как правило, вопросов.
          Увлечение "спортивным сексом" в молодости препятствует не только решению заключить брак, но и после принятия решения оно мешает налаживанию супружеской гармонии. Ведь такому стилю жизни соответствует стереотип знакомства, при котором "постель" опережает романтику влюблённости и духовную близость. А такой стереотип "перекрывает дорогу" к настоящим взаимоотношениям между возлюбленными и к гармоничному браку.
          Кстати, многие не только путают влюблённость с любовью, но и считают скоростное сексуальное взаимное притяжение влюблённостью, а сравнительно продолжительную сексуальную связь – любовью. Это заблуждение уводит от настоящих чувств и супружеского счастья. Поэтому ещё с подросткового возраста стоит задуматься о будущей семье. Тогда будет польза и от литературы, и от кино. Иначе слепое подражание модным независимым героям и героиням, меняющим партнёров "как перчатки" может превратить жизнь в подобие кинодрамы.
          На влюблённость и решение вступить в брак отрицательно влияют психосексуальные отклонения, "заработанные" в детском и подростковом возрасте. Например, сексуальные переживания девочки, спровоцированные пожилым мужчиной, могут вызвать у неё геронтофилию – влечение к половому партнёру, намного старше себя. Такое психосексуальное отклонение может стать препятствием для создания семьи с ровесником. А вот жестокое наказание за детские сексуальные игры может условно-рефлекторно закрепить страх запрета на всё, связанное с половыми органами. Это не столько помешает вступить в брак, сколько затруднит или вовсе сведёт на нет интимную близость в браке, что в конечном итоге разрушит семью.
          На решение вступить в брак влияет как социальное положение возлюбленных, так и их финансовое положение (положение родителей). Это настолько всесторонне освещено в мировой художественной литературе, что и добавить нечего.
          Юноши и девушки, которые не испытали всей силы влюблённости, но размышляют о замужестве, часто задаются вопросом: "Брак по любви или по расчёту?" Конечно, они имеют в виду влюблённость, о которой уже было сказано, но, несмотря на это можно резюмировать: счастливый брак без любви (на первых порах – без взаимной влюблённости) невозможен. Что же касается расчёта, то тут – сложнее: влюблённым уже не до расчёта, а многим он и не нужен, если они влюбились в своём кругу, и имеют возможность создать здоровую и счастливую семью. А вот у влюблённых "по собственному желанию" (наперекор подсознательному выбору) расчёт может оказаться верным. Но надо заметить, что расчёт этот не должен быть финансовым, имущественным, престижным и т.п. Просто зрелый, истосковавшийся по любви и близости человек начинает понимать, что его постоянно тянет к неподходящим ему кандидатам. Он осознаёт, что сближение с теми, кого "подсовывает" ему инстинкт, никакого счастливого будущего не будет. Это понимание, конечно, приходит с опытом. Вот тут-то и можно найти по расчёту подходящего кандидата и душевно сблизиться с ним (разговоры, прогулки, откровения, ухаживания), а за сердцем дело не станет – влюблённость придёт. Причём чувства у возлюбленных будут крепче (но не страстней, есть разница), чем у слепо влюблённых. И это потому, что обычно влюблённые по такому расчёту не избалованы повышенным вниманием и более отзывчивы на чувства, чем баловни судьбы, постоянно ощущающие влечение окружающих.
          В последнее время появилась ещё одна помеха для основания семьи – унисекс – молодёжный стиль бесполой жизни: лысые девушки, бесполая одежда и т.п. Правда, приверженцы этого стиля от секса не отказываются, даже больше – они легко становятся бисексуалами. В глубине этого явления –нежелание вырасти и какой-то страх перед серьёзными взаимоотношениями между полами, перед заботой о семье, детях и т.п.
          В рассуждениях о будущем браке часто опасаются сексуальной несовместимости. Это – результат "расплывчатых" знаний об анатомии и сексологии. А на самом деле вероятность сексуальной несовместимости достаточно мала, так что опасаться её не стоит. Правда, в браке могут проявиться психосексуальные отклонения, о наличии которых молодожёны могли бы не знать. Причём не только у любимого человека, но даже у себя. Но если отклонения всё-таки дали о себе знать, то нельзя сгоряча порывать с любимым человеком. Надо разобраться в этой проблеме, желательно – вдвоём. А для этого нужно иметь представление о всевозможных отклонениях, чтобы понять, станет ли конкретное отклонение серьёзной помехой или можно легко ужиться с ним и даже больше – использовать его в сексуальных играх на радость обоим. По неграмотности же даже желание поцелуев половых органов может расцениваться одним из супругов как извращение, что приведёт к отчуждению перспективных супругов. Но об этом речь пойдёт в другой главе. Поэтому вернёмся к вопросу о сексуальной несовместимости.
          Тела мужчин и женщин устроены так "удачно", что почти в любой комбинации подстраиваются для совместного физиологического акта, то есть для полового сношения. Не говоря уже о том, что доставить друг другу половое удовлетворение можно и другими способами. И даже большая разница в возрасте, росте или весе не помеха для секса. Но так как супружеские отношения нельзя свести лишь к половому акту, то на первый план выходит не сексуальная, а личностная совместимость: психологическая, культурная, социальная и т.п. Вот на этом-то и нужно заострять внимание желающим вступить в брак. В сексуальном же узнавании понравившегося человека нет особой надобности. К тому же, "оценочный" секс может привести к разочарованию не только в партнёре, но и в любви вообще, так как могут разрушиться романтические иллюзии.
          Чтобы решение вступить в брак было удачным, то есть, чтобы влюблённость вспыхнула между подходящими друг другу молодыми людьми, вести себя при первоначальном знакомстве необходимо естественней – быть самим собой, а не играть роль идеального героя, стараясь казаться лучше, чем есть на самом деле. Тогда и вероятность того, что влюблённость вспыхнет не к реальному человеку, а к искусственному образу, будет меньше. И это спасёт от сильных переживаний, разочарований и неразделённой любви. Конечно, у тех, которые разыгрывают положительную роль, красуются, ведут себя геройски в нестандартных ситуациях, больше шансов понравиться, но для брака нужны реальные качества. Поэтому те, которые пускают пыль в глаза и очаровывают показной романтичностью и галантностью своих возлюбленных, обманывают, прежде всего, себя. Но с другой стороны, у ведущего себя естественно будет больше отказов и разочарований в себе, больше сомнений, что он не достоин любви. Однако если его полюбят, то надолго, а ради этого стоит помучиться от отказов непонимающих и неподходящих кандидатов.
          Если влюблённость вспыхивает между неподходящими друг другу и "выделывающимися" друг перед другом людьми, подходящий кандидат может оказаться в стороне или же появиться после заключения обречённого брака и "разрушить" эту семью. О подобных семейных драмах все мы наслышаны, но почти всегда обвинения бывают не по адресу. Общественное мнение всегда осуждает внебрачную любовь, пренебрежительно называя возлюбленных любовниками, не желая понять, что в крепкую семью, где есть любовь, никто не может "вклиниться" и разрушить её. А семья, построенная на ложных порывах и не скреплённая взаимопониманием и любовью, может развалиться от любой случайности, не говоря уже о такой силе, как влюблённость. Но не всё так однозначно, и связь вне семьи может быть лишь развлечением.
          Понравившимся молодым людям лучше всего узнавать друг друга в естественной обстановке, в быту, чтобы увидеть обычное поведение своей симпатии. На вечеринках, гулянках и в общественных местах люди ведут себя иначе, держат себя в руках, играют роль положительного человека, часто далёкую от своей истинной сущности. В каждодневном же интерьере они расслабляются и ведут себя естественно, то есть так, как будут вести себя в браке: со всеми минусами и плюсами. И если чувства вспыхнут после такого знакомства, значит, в браке супруги смогут свыкнуться с минусами друг друга. А рассчитывать на перевоспитание нельзя, возможен только компромисс. Поэтому тем, кто знакомится с серьёзными намерениями, нужно спросить себя: "Смогу ли я всю жизнь не обращать внимания на эти минусы?" Но сделать это нужно до того, как влюблённость овладела сознанием, так как она заставит закрыть глаза на всё.
          Влюблённые, упорно добивающиеся брака с понравившимся им человеком, рискуют, как уже говорилось, не найти с ним счастья. А ведь не каждый может выдержать "осаду". Тут многое зависит от характера обоих: упорный – рано или поздно добьётся своей цели, а мягкий – в конце концов, согласится "подписать обоим приговор". В дальнейшем, позволившие себя уговорить, возможно, будут мстить, мол, "получай, что хотел". Месть может быть в виде измен и издевательств, или даже в виде абортов, если это женщина: "Не хочу иметь детей от этого козла!" Так что, есть над чем подумать тем, кто хочет добиться своей возлюбленной любой ценой.
          Иногда решение вступить в брак растягивается на несколько лет – партнёры чувствуют, что они не пара, но живут половой жизнью и не спешат вступать в брак. Их притягивает друг к другу не взаимная влюблённость, а одиночество и привычка. Вернее, половой инстинкт и стремление к душевной близости притягивают их друг к другу, но добиться близости им не удаётся. Поэтому-то они и не стремятся стать парой, но "проголодавшись", тянутся друг к другу, а "насытившись", они возвращаются к своей повседневной холостяцкой жизни. О детях, естественно, речь у них не идёт, что и к лучшему, так как всё равно им суждено разойтись. Поэтому желательно не вступать в продолжительные отношения, так как такое сексуальное поведение превратится в привычку и помешает поискам настоящего спутника жизни. А иногда бывает, что один из таких партнёров находит себе пару, тогда другому приходится довольно трудно. Это может кончиться трагедией. И такие трагические ситуации могут возникнуть и у гомосексуальных сожителей, когда один из них ведёт бисексуальную жизнь от одиночества, но потом влюбляется в человека противоположного пола, и хочет иметь нормальную семью.



          ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ
          Первая брачная ночь, как часть свадебного обряда, потеряла, в основном, свой первоначальный смысл. Может, оно и к лучшему, ведь веками она наводила страх на девушек, да и на юношей тоже. И не без основания, так как молодожёны были чужими, малознакомыми людьми, которых “спаривали” родители. Нередко первая брачная ночь превращалось в узаконенное изнасилование. Женщины, прошедшие через это, делились своими впечатлениями с неопытными подружками и сёстрами. В результате этого страх перед первой брачной ночью передавался из поколения в поколение.
          Молодым и неопытным женихам тоже несладко приходилось, но, разумеется, не в такой степени, как девушкам.
          В наши дни под первой брачной ночью подразумевают первый половой акт, лишающий девственности. В идеале это происходит после обоюдного решения связать свои судьбы. И так как теперь нет строгих запретов, пылкие возлюбленные не видят смысла ждать “официального разрешения” на половой акт. Если оба уже созрели, и нет внешних помех (переезд, служба в армии, резкие различия в социальном или в финансовом положении), такое выражение чувств допустимо и может стать началом счастливого брака. Если же нет настоящих чувств, и первый для девушки половой акт происходит под влиянием момента, то он может окончиться разочарованием в сексе и в партнёре. Девушка может замкнуться и держаться некоторое время на расстоянии от парней.
          Независимо от чувств, самых доверчивых и неопытных девушек первый половой акт может привести к незапланированной беременности, аборту или к рождению ненужного ребёнка. Но чаще всего первый половой акт в раннем возрасте приводит к беспорядочной и бездушной половой жизни, включая подростковый групповой секс. Но это – другая тема.
          Целомудренным возлюбленным, решившим связать свои судьбы, необходимо знать, что первая брачная ночь может не принести сексуального наслаждения, ведь это – начало познания друг друга, когда неопытность и болезненные ощущения компенсируются нежностью и доверием, а влюблённость помогает справиться со стыдливостью и брезгливостью. И совсем не обязательно, чтобы с первого же раза произошло половое сношение. Ничего страшного, если не получится. Правда, для тех, кто впервые попробовал заняться сексом без чувств, первая неудачная попытка и сопровождающие её подтрунивание, боль и брезгливость могут отрицательно сказаться на психике и повлиять на дальнейшую половую жизнь. Молодожёнам же не стоит расстраиваться, ведь опыт нужен во всём. Можно повторить попытку на следующий день. Не надо переживать даже тогда, когда неудача постигла действительно в ночь свадьбы, в наше время ведь нет нужды демонстрировать окровавленную простыню и что-то доказывать окружающим.
          Так как нередко зачатие первенца происходит после свадьбы, не мешает напомнить о вреде алкоголя. Современные молодожёны игнорируют во время свадьбы древний запрет на алкоголь для жениха и невесты. А ведь есть риск родить неполноценного ребёнка.
          В первую брачную ночь инициатива должна исходить от жениха. Если он неопытен, за что его, конечно, нельзя осуждать, от волнения у него может пропасть эрекция или же при введении полового члена может сразу произойти семяизвержение. Тут теоретические знания могут не помочь. И невесте желательно воздержаться от удивлённых высказываний, а тем более – от недовольства, ведь чувство вины и нервозность только ухудшат положение. Просто нужно больше нежности и спокойствия, а природа сама подскажет.
          Трудно приходится молодожёнам с пуританским воспитанием, ведь поцелуи и ласки тела – это распущенность в их понимании. А такая оценка поведения своей половины может стать причиной скованности в интимной жизни и подозрительности к прошлому своей половины, что может внести раскол в ещё не наладившиеся супружеские отношения. На этой почве, кстати, немало жён стали фригидными и ревнивыми, а мужья – клиентами публичных домов и пьяницами, но об этом речь пойдёт в другой главе.
          Большинство современных молодожёнов уже знает, что на теле человека нет неприличных мест, тем более, на теле возлюбленного, но всё же диапазон приемлемости интимных ласк во время первой брачной ночи у пар может быть достаточно разным: от стыдливости перед обнажённым телом до желания орально-генитальных ласк. Отсюда и оценка сексуального поведения партнёра – одни и те же действия могут быть восприняты и как извращённость, и как нераскрепощённость. А дело в том, что чужое поведение оценивается в сравнении со своим. Поэтому, чтобы не шокировать свою половину, не стоит сразу “раскрывать карты”, не это главное на первом этапе. В дальнейшем любящие супруги обязательно придут к общему уровню сексуальной раскрепощённости, а пока не надо забывать, что хотя нормы сексуального поведения и находятся в компетенции лишь двоих возлюбленных, всё же, не может быть свободы поведения без тактичности и уважения чувств своей половины. А расширение диапазона приемлемости сексуальных ласк, нахождение компромиссов, выбор подходящих обоим телам поз – всё это дело будущего, в первый же раз нужно просто расслабиться и довериться инстинкту.
          В первую брачную ночь женщины редко достигают оргазма, да и у обоих могут быть неприятные ощущения: у неопытных мужчин – болезненные ощущения в половых органах, а у женщин – кровотечение и боль разной силы. И всё это – индивидуально. Кровотечение, например, может варьировать от нескольких капелек до сравнительно продолжительного неинтенсивного выделения. А боль может быть как сильной, так и вообще отсутствовать. Но заранее узнать об этом невозможно. А ведь страх перед болью при разрыве девственной плевы может серьёзно помешать половому акту, не дать расслабиться и возбудиться, а без возбуждения и последующего выделения влагалищной смазки могут появиться дополнительные болевые ощущения от сухого трения полового члена во влагалище. Но если девушка доверяет своему возлюбленному, не заостряет внимания на ожидании боли, а предаётся радости телесного единения с любимым человеком, боль при дефлорации будет вполне терпимой. Девушка может успокоить себя и тем, что до неё миллиарды женщин лишались девственности, значит, невыносимой боли быть не может.
          Что касается разрыва девственной плевы, то дефлорация может быть у одних девушек неполной и сопровождаться незначительным кровотечением с лёгкой болью, а у других – девственная плева может растянуться без разрыва. В обоих случаях у молодой женщины будут болевые ощущения не только во время первого, но и во время последующих половых актов. И если вовремя не обратиться к врачу для полной дефлорации, то повторяющиеся болевые ощущения могут привести к страху перед половым актом, который может стать причиной вагинизма – непроизвольного судорожного сокращения мышц влагалища и тазового дна. Иногда при этом могут судорожно сокращаться также мышцы бёдер и брюшной стенки. Но это не единственная причина вагинизма. Вообще же, больше всех склонны к вагинизму легковозбудимые (психически) женщины, боящиеся боли и вида крови, а также женщины с тревожно-мнительной психикой.
          Вагинизм, делающий невозможным половой акт, часто скрывается молодожёнами от близких, которые даже не подозревают, что супруги годами живут без полового сношения. А ведь длительный вагинизм может привести к ослаблению потенции супруга, в связи с развитием у него невроза ожидания и возникновением застойных явлений в предстательной железе. Правда, современные пары, живущие из-за вагинизма без полового акта, прибегают к петтингу и достигают оргазма. Конечно, это тоже выход, но если бы они знали, что излечиться от вагинизма можно за пару недель, они бы вовремя обратились к сексопатологу и избежали бы лишних трудностей.
          Вагинизм может возникнуть и по другим причинам. К примеру, от нежелания (осознанного или неосознанного) жить половой жизнью с конкретным человеком. К вагинизму может привести и подавляющее сексуальное воспитание, то есть, страх, связанный с наказанием за какую-то сексуальную “провинность” в детстве, мог закрепиться в сознании как условный рефлекс, срабатывающий у женщины при прикосновении к её вульве.
          Другой причиной условно-рефлекторной связи полового акта со страхом может стать боль из-за недостаточного увлажнения влагалища. Такая боль чаще всего наблюдается у стыдливых, не умеющих возбуждать друг друга супругов, которы

Самучитель супружества (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16)