Социальный институт семьи

          1. Социальный институт семьи
          Что такое семья? Если бы на этот вопрос предложили ответить людям разных эпох, то ответы были бы самые разные: от "Мой дом – моя крепость" до "Семья – это исторический архаизм, она должна отмереть". В различные исторические периоды, в зависимости от сословного положения человека, отношения между членами семьи наполнялись разным содержанием. И тем не менее социальный институт семьи выдержал проверку временем. Возникали и исчезали государства, появлялись и изживали себя разнообразные формы организации общности людей, но семья – изначальная ячейка общественной организации – пережила века и сохранилась. Ей предрекали гибель, пророчили исчезновение потребности в семейных отношениях, расшатывали ее со всех сторон, пропагандируя преимущества свободных отношений, а она не умерла, устояла. Устояла потому, что отвечает потребностям человека, обеспечивает ему такие условия существования, которых не может предоставить никакая другая форма общественной организации.
          Так что же такое семья?

          Социологами и психологами определен состав качеств, свойственных высокой культуре супружеских отношений:
          – готовность принять на себя новую систему ответственности (функций и обязанностей) по отношению к другим членам семьи, в том числе ответственности за их поведение;
          – уважение прав и достоинств всех членов семейного союза, признание принципа равенства в отношениях;
          – подготовленность к межличностному общению, наличие специфических умений и навыков коммуникативного взаимодействия;
          – настроенность на сотрудничество, отказ от позиции доминирования в семейных отношениях, готовность к согласованию мнений, интересов и поступков;
          – чуткость к состоянию другого человека, понимание и уважение причин, обусловивших его поведение и отношения;
          – умение учесть в своих поступках привычки и индивидуальные особенности других людей.
          Недостаточное развитие или отсутствие у отдельных членов семьи любого из перечисленных качеств существенно видоизменяет и обедняет супружеские отношения.
          Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моралью – обычаями и традициями.
          Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества–родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
          О конструировании семьи как таковой в ее строгой форме позволяет говорить лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства. Наличие одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер. Эти фрагментарные, "осколочные" формы семьи некоторые авторы (А.И. Антонов, В.М. Медков) предлагают называть "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.
          Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов.
          Рассмотрение семьи в качестве социального института отражает специфически социологический подход, а подход, сосредоточенный на изучении малой группы, больше тяготеет к социальной психологии. В то время как теория институтов охватывает внешние связи семьи, ее макросоциальное взаимодействие, теория групп подразумевает внутренние связи семьи, ее микросоциальное взаимодействие.
          Из социальной психологии пришли к нам такие понятия, как групповая сплоченность, групповая динамика, ценностно-ориентированное единство группы, процесс коммуникации, групповая эмпатия, межличностное общение в группе, включенность индивида в группу, лидерство, групповая солидарность, "чувство – мы", стабильность группы, структура власти в группе, ролевое взаимодействие, ролевое ожидание и многие другие. Перенесенные в сферу семьи, они позволяют более глубоко познать эмоциональный климат семьи и эмоциональные отношения родителей с детьми, супругов друг с другом.
          Еще в начале ХХ века Чарльз Кули ввел в науку понятие "первичная группа", относящееся прежде всего к семье. Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:
          – ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию;
          – она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах;
          – семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит;
          – члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных;
          – семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу;
          – она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей (но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.
          В последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений (супружество-родительство-родство), чаще всего – к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами.
          Основным объектом, на котором социологи и психологи сегодня могут изучать групповые характеристики, выступает нуклеарная семья (мать, отец, дети). Чаще всего используются методы анкетного опроса и интервью.
          Основными переменными семьи как социальной группы являются:
          – характеристики среды расселения и ближайшего социального окружения;
          – состав и родственная структура семьи;
          – жилище и внутренняя обстановка;
          – индивидуальные характеристики членов семьи (демографические, психологические, физиологические);
          – происхождение, социальные перемещения и миграция;
          – ролевое поведение;
          – воспитание и образцы поведения в родительской семье;
          – предшествующий брачный опыт супругов;
          – объем и структура семейного взаимодействия;
          – ролевые установки и ожидания;
          – структура семейной власти, авторитета и лидерства;
          – характер и структура семейного общения;
          – структура родственных связей для нуклеарной семьи;
          – успешность брачно-семейных отношений;
          – модели поведения в до– и послеразводной ситуации.
          Таблица 10
          Типология семьи
          Критерии Название Определение
          Степень
          родства Консангвиальная Семья из кровных родственников, принадлежащих к разным поколениям
          Конъюгальная Семья из супругов не родственников и их детей
          Принадлеж– Семья происхождения Семья рождения, или родительская семья
          ность Прокреационная семья Семья вновь созданная взрослыми детьми
          Количество Расширенная Включает несколько поколений (прародители, родители и дети) – три и более
          поколений Нуклеарная Включает два поколения (родители и дети)
          Число Полная Имеет двух родителей
          родителей Неполная Имеет только одного родителя
          Число Бездетная Нет детей
          детей Однодетная Один ребенок
          Многодетная Трое и более детей
          Господство Патриархальная Экономическое господство мужчины
          Матриархальная Хозяйственное господство женщины
          Доминирование Патернальная Социально-ролевое доминирование мужчины
          (главенство, Матернальная Социально-ролевое доминирование женщины
          лидерство) Эквилитарная Равновесие социальных ролей мужчины и женщины
          К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа Э. Арутюнянц. По ее мнению существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
          В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально-организованную" общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном.
          В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка.
          Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка – к родителям). Существуют "симбиоз" ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
          Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – "горизонталь-ное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше(?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представ-лений о правах и обязанностях свободе и ответственности, развитие активности, самостоятель-ности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически – ко всем социальным институтам). Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет.
          Признаки гармоничной семьи
          Гармоничные семьи – это, по определению С.А. Кулакова, гибкие "экосистемы", которые адекватно реагируют на изменение внешних условий. В них имеют место ясные границы между всеми членами, возможно притяжение между родителями, супружеская и детская подсистемы имеют четкие границы. Родители не могут защищать и руководить без контроля. С.А. Кулаков приводит следующие признаки гармоничной семьи:
          Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи.
          В гармоничной семье разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами.
          Члены гармоничной семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
          В гармоничной семье каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
          В гармоничной семье учат уважать других людей, их различия во вкусах, уважают вкусы, выбор друзей, время провождение подростка.
          В гармоничной семье ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права.
          В гармоничной семье существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.
          В гармоничной семье коалиции между ее членами динамичны и изменчивы.
          В гармоничной семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
          В гармоничной семье уделяется внимание духовной жизни.
          В гармоничной семье уделяется время развлечениям.
          В гармоничной семье поощряется совместный прием пищи.
          В гармоничной семье поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
          В гармоничной семье ее члены создают условия для своего личностного роста.
          В гармоничной семье ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.
          Признаки дисгармоничной семьи
          С.А. Кулаков определяет дисгармоничные семьи как ригидные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системам вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого "слабого" члена семьи (чаще – ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится "носителем симптома", который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.
          Дисгармоничные семьи, в которых есть "носитель дезадаптивного поведения" могут проявляться несколькими способами:
          – они игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом;
          – закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, и тем самым блокируют рост и развитие самой семейной системы. Диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс "хронической беспомощности" у всех членов семьи;
          – блокирование негативных интеракций между членами семьи в дисгармоничных семьях соз-дает ситуацию перенапряжения, носитель симптома непроизвольно "оттягивает" энергию на себя.
          Нарушения поведения – верный маркер семейной дисфункции.
          Девиантное поведение помогает сохранять семейный гомеостаз ("позитивная трактовка симптома"), иногда служит способом примирить разводящихся родителей. Ребенок с нарушением поведения, особенно подросток, подкрепляет родительскую потребность в контроле. Нередко кризис, создаваемый ребенком – единственный способ испытать эмоции в семье.
          Типы семейных союзов
          По мнению польских специалистов (Я. Щепаньский и др.), можно выделить следующие пять типов семейных союзов:
          1.РОМАНТИКИ. Супруги в такой семье убеждены, что они всегда должны быть вместе и что конфликты – признак угасания любви. К сожалению, будущее таких супругов обычно не сулит ничего хорошего. Впереди их ждут либо бесконечные ссоры, либо развод.
          2.ДУБ И ПЛЮЩ. В этой семье один супруг выступает в роли дуба-опоры для другого и владыки над ним, а другой становится плющом, обвивающимся вокруг дуба и перекладывающим на его плечи всю тяжесть решения (между прочим, "дубом" может быть жена, а "плющом" муж). Такие семьи живут хорошо, если подобное распределение ролей произошло по обоюдному согласию, но чаще всего в них нет счастья. Его заменяет ответственность, но нет тепла, доброй взаимопомощи.
          3.БОРЦЫ. Стоит отшуметь свадьбе, как начинается яростная борьба за главенство, право диктовать другому свою волю. Все становится поводом для конфликтов, сопровождающихся попытками сопротивления другой стороны. В этой борьбе нет ни правил, ни элементарной заботы о сохранении чувств. Бывает, что такие семьи живут долго, но почти всегда несчастливо.
          4.НЕЗАВИСИМЫЕ. Каждый из супругов в такой паре бережет свое право на личную свободу. Порой они даже живут порознь, встречаясь время от времени, и каждый любит говорить о своей прогрессивности, отсутствии предрассудков и т.п. Однако это союз без истинной любви, которой либо просто не было, либо она моментально зачахла. Ссор и конфликтов в такой паре может и не быть, но брак этот обычно недолговечен.
          5.СОРАТНИКИ. Главное в такой семье – стремление помогать друг другу в развитии и совершенствовании личности. Супруги любят друг друга без претензий на монополию – и хотя, может быть, несколько спокойно, но долговечно. Ссоры в такой семье обычно бывают не источником обид, а двигателем прогресса семейных отношений.
          Разумеется, вышеперечисленные типы семей – это сухая теория, в отличие от которой вечно зеленеющее древо жизни куда богаче, и потому реальные семьи могут объединять в себе черты нескольких семейных союзов.
          Функции семьи
          Под функциями семьи в социальной психологии понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов.
          Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами ее жизнедеятельности:
          В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности и счастья каждого из супругов, эмоциональная поддержка престарелых родителей и, в случае необходимости, уход за ними, гармоническое воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии между родителями и детьми – таковы основные требования, предъявляемые обществом к семье. Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует, помимо прочего, удовлетворению общественных потребностей, в частности семья обеспечивает преемственность культуры, ее развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи и т.д. Нормы жизни семьи меняются во времени.
          Таблица 11
          Типичные нормы традиционной и современной семьи
          Сферы жизнедея-тельности семьи Типичные нормы традиционной семьи Типичные нормы современной семьи
          Репродуктивная Семья должна быть многодетной. Чем больше детей, тем лучше Рождаемость ограничивается в соответствии с пред-ставлениями супругов и планируемым образом жизни
          Воспитательная Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер воспитания определяет отец, а занимается им мать Воспитание детей осуществляется с учетом их интересов, мнений, преобладает воспитание, основанное на силе примеров и убеждений, а не на жесткой дисциплине; считается желательным, чтобы воспитанием занимались оба супруга в равной мере.
          Хозяйственно-
          бытовая Хозяйство обязана вести женщина; в семьях имущих классов мужчины практически осво-бождены от домашних обязанностей, в семьях неимущих классов – он выполняет тяжелую физическую работу Гибкое распределение обязанностей между мужем и женой с учетом их умений, навыков, степени занятости на работе и на основе договоренности.
          Производственная В семьях имущих классов и слоев замужняя женщина не должна работать. В семьях неимущих слоев она работает только в силу экономической необходимости Мужчине и женщине предоставляются равные права на работу, профессиональную карьеру, общественную деятельность
          Сфера
          Эмоциональных
          отношений Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидаются только со стороны женщин Супруги ждут эмоциональной поддержки друг от друга с учетом специфики мужского и женского характера
          Экономическая "Добытчиком", кормильцем семьи должен быть муж, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает Вклад в материальное благополучие семьи вносят в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка как мужчина, так и женщина.
          Досуговая Общение с гостями, развлечения, любитель-ские занятия либо осуществляются супруга-ми совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию. Муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга
          Сфера первичного социального контроля Семья осуществляет жесткий контроль над поведением женщины: к мужчине это относится значительно в меньшей степени Семья в равной мере осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм (пьянство, грубость) в поведении мужчин и женщин.
          Отношения с друзьями, родственниками Обязательное общение с широким кругом родственников приятельские отношения с соседями, личные друзья только у мужчин. Ориентация на дружеские связи и общение по интересам, необязательность поддержания контактов с родными и общения с соседями
          Сфера власти
          и лидерства Муж – глава семьи: он принимает решения по основным вопросам. Супруги принимают основные решения после совместного обсуждения. Возможно разделение лидерства по сферам.
          Сфера духовного общения Общение между супругами посвящено в основном семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками и др. Общение носит товарищеский характер и охватывает: семейные проблемы, все сферы жизнедеятельности, производственных дел, любительских увлечений мужа и жены
          Социально-
          статусная сфера Заключение брака внутри узкого, социально однородного круга. Стремление к повыше-нию социального статуса посредством брака. Социальная гетерогенность брачных союзов, значимость личностных, а не статусных характеристик брачного партнера
          Сексуально-
          эротическая сфера Сексуальные отношения имеют подчиненное значение: часто они являются лишь необхо-димым условием деторождения: не допуска-ются добрачные связи у женщин, у мужчин они не осуждаются; в имущих слоях широко практикуются внебрачные связи, с точки зре-ния морали допустимые только для мужчин Все большее отделение сексуальных отношений от репродуктивных функций: возрастание сексуальной активности женщин, их требований к половой жизни; допущение добрачных половых связей, если в их основе лежит любовь; сексуальные внебрачные связи состоящих в браке мужчин и женщин одинаково осуждаются
          Таблица 12
          Функции современной семьи
          Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
          Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
          Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддер-жание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребностей в родительстве, кон-тактах с детьми, их воспитании
          Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними чле-нами семьи от других членов семьи, уход за детьми
          Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолет-них и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
          Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельно-сти, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, разными поколениями Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за не должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
          Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
          Социально– статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
          Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
          Эмоциональная (психотерапевти-ческая) Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
          Сексуально-
          эротическая Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
          Психологический климат семьи
          Фраза из известного кинофильма: “Счастье – это когда тебя понимают” стала уже банальной. Но вот беда – нередко люди, вроде бы понимая других, стремятся все сделать по-своему. В супружеской жизни невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны; третьего не дано.
          Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтвер-ждать представления друг друга о семейных ролях – вот составляющие психологического климата.
          Психологический климат семьи выражается и в том, какие отношения и настроения преобладают в ней: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
          Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр семьи всегда показывал хорошую погоду, супругам необходимо старательно овладевать следующими умениями:
          1. “Держать улыбку” (потому что именно лицо – визитная карточка любого человека).
          2. Обращать внимание на других (от знания каждым своих домашних зависит счастье семьи).
          3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
          4. Говорить “нет”, не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
          5. Не вступать в конфликты (лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).
          6. Ободрять других (оптимистам легче жить).
          7. Делать комплименты (известно, что женщины любят ухом, но даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).
          Принципы и правила бесконфликтных отношений в семье
          Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапев-тическую функцию – быть средством разрядки и успокоения. Достоинство одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого. Муж и жена не должны быть друг для друга “закрытыми системами”, “тайной за семью печатями”. Супругам надо стараться избегать неряшли-вого “рассекречивания”, поскольку не все наши черты, мысли и поступки достойны уважения.
          “Рассекречиваться” супруги должны в лучшем. Им необходимо больше говорить друг с другом, общаться не только по семейно-бытовым вопросам, ограничиваясь ролями семейных функционеров.
          Супругам необходимо овладевать умениями быть корректными, не пренебрегать приятными манерами, учиться чувству эмпатии (т.е. направленности на другого), чаще совершая шаги навстречу друг другу, не допуская отчужденности.
          Всем очень вредит излишняя навязчивость, сверхтребовательность (неумение оставить супруга одного, предоставление глотка свободы, не отстраняясь от него).
          В семье должен царить дух взаимопомощи, сочувствия и сотрудничества во всех повседневных делах.
          Принципы бесконфликтных отношений в семье:
          Отсутствие ворчливости. Сварливость убивает сначала любовь, потом брак.
          Недопущение желания перевоспитать своего супруга (своей супруги).
          Неприемлемость критики супруга (супруги) и не только на людях.
          Искреннее восхищение его (ее) достоинствами.
          Уделение постоянного внимания друг другу.
          Постоянная вежливость в обращении друг с другом.
          Чтение литературы по вопросам брака и семьи.
          Но бесконфликтных семей практически не бывает, просто есть семьи, которые умеют управлять неизбежными конфликтами. Управлять ими можно:
          – во-первых, за счет четкого контроля над собственными эмоциями, которые мешают правильно оценивать происходящее;
          – во-вторых, за счет анализа подлинных причин конфликта;
          – в-третьих, с помощью ограничения зоны конфликта, преодолевая желание “перейти в наступление по всему фронту”;
          – в-четвертых, за счет отказа от излишней концентрации на защите;
          – в-пятых, за счет перестройки доводов “противника”;
          – в-шестых, за счет достаточной активности, ибо, даже отступая, можно держать в руках тон разговора (Спокойствие, только спокойствие), тему разговора (Вернемся к...), языковый стиль (Давай без грубости и пошлости).
          Конфликты не страшны для супружества, если в них не попирается достоинство, если супруги способны проявить добрую волю к примирению, взглянуть на себя со стороны, вовремя остановиться, быть снисходительными, терпимыми и самокритичными, способными к проявлению чувства юмора.
          Психотерапевтическая функция семьи
          Для нормального психологического состояния человека очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным, не метался между своими эмоциональными побуждениями и противоречивыми требованиями, исходящими от окружающих. Создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, снятия необходимости в психологической защите, обеспечения открытого самовыражения, взаимного сопереживания является важнейшей функцией семьи – психотерапевтической.
          В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение, – получить от партнера по общению "поглаживание", т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми "поглаживаний" в день.
          Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в рациональной оценке успеш-ности или неуспешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. "Поглаживания" могут затрагивать положительную оценку поведе-ния, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т.д. Человек (а особенно подросток, юноша) обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее понижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
          Дефекты общения, низкая культура взаимодействия, неумение общаться ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы. Однако общение может не иметь явных внешних дефектов, но это не значит, что оно полноценно выполняет свою психолого-педагогическую функцию. Существуют более скрытые дефекты, выявить которые зачастую достаточно трудно, их называют типичными ошибками общения. В этих случаях внешне процесс общения идет вроде бы нормально, однако осложняется неожиданными конфликтами, эмоциональной неудовлетворенностью общающихся сторон.
          Основные ФОРМЫ нарушения оптимального общения, допускаемые во внутрисемейных отношениях:
          – установка на негативную оценку и наказание;
          – прогрессия отрицательных обобщений;
          – манипуляция и манипулирование (под манипуляциями понимается насильственное, явное или скрытое, ограничение общения с целью получения определенной, реальной или психологической, выгоды);
          – самоутверждение за счет других;
          – ограничение способа включения в жизнь семьи.



          Искусство супружеской жизни
          Искусство супружеской жизни – это большая наука, которая вмещает в себя массу теоретических знаний, практических советов и технологий, начиная с представлениями о функциях семьи и кончая кулинарными сведениями. Именно поэтому познакомить с искусством супружеской жизни в двух словах еще никому не удавалось. Однако искушение выразить суть супружеских отношений в виде нескольких девизов, которые можно выучить наизусть и повторять как вдохновляющую молитву, столь велико, что многие пытаются это сделать. Вот один из таких вариантов, приведенный Р.В. Овчаровой и разделяемый автором:
          1. Любовь и гармония живут только там, где супруги уважают достоинство друг друга, заботятся о нем.
          2. Достоинство одного супруга должно не унижать, а предполагать и поддерживать достоинство другого.
          3. Супруги не должны быть друг для друга “закрытыми системами”, но и не должны до конца “рассекречиваться”.
          4. В семье надо общаться и культивировать общение, не замыкаясь друг на друге, оставляя семью открытой для внешнего влияния.
          5. Супругам надо общаться как личностям, а не только как исполнителям семейных ролей и функций.
          6. Никогда не следует пренебрегать приятными манерами и вежливостью.
          7. Следует культивировать в себе умение понимать других, внимательнее к ним относится и учитывать их интересы, желания, привычки.
          8. Не надо допускать появления в супружеских отношениях отчужденности, дистанции.
          9. Не следует быть навязчивым и сверхтребовательным во взаимоотношениях.
          10. Нужно быть всегда готовым к эмоциональному отклику на неблагополучие другого, действенному сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи в повседневных делах.
          Психологическая совместимость супругов
          Существуют два подхода к пониманию совместимости:
          Первый. Совместимость – это два набора качеств, которые соответствуют друг другу, подобно тому как конфигурация ключа соответствует прорези
и замка. Например, дружная семья, в которой стремление лидировать у одного из супругов подкрепляется желанием подчиняться у другого. Другой случай: общность интересов или схожесть характеров, например спокойствие и рассудительность у обоих супругов, могут приводить к полному взаимопониманию.
          Второй. Совместимость возникает не на основе сходных или дополняющих друг друга качеств, а благодаря стремлению супругов к уступкам, взаимопониманию, благодаря активному поиску гармоничных отношений.
          Можно сказать, что в первом случае совместимость – это потенциальная возможность счастливых семейных отношений. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.
          Супружеские отношения, как слоеный пирог, имеют несколько уровней. Попробуем с ними разобраться.
          Первый уровень – интимные отношения.
          Это область сексуальных отношений, которые изучают не только сексологи, но и психологи. Ведь дисгармония в других сферах супружеских отношений сразу же сказывается на сексуальной стороне брака. Верно и обратное: сексуальная гармония – немаловажный фактор семейного благополучия. Часто бывает так: муж рассматривает близость как необходимость, привычку, а жена – как праздник, который должны создавать оба. Это порождает немало проблем, и не только в данной сфере.
          Второй уровень – характерологический.
          К нему относятся привычки и характеры супругов. Казалось бы, какая мелочь: где оставлять тапочки, во сколько идти спать, долго или быстро собираться – однако эти пустяки могут иметь огромное влияние на отношения. Бывают разводы, начавшиеся со спора, во сколько включать телевизор. Следование привычкам и проявление характера с трудом поддаются самоконтролю, но именно они создают фон отношений. Если привычки одного не устраивают другого, то постепенно накапливается раздражение. Скажем, жена, приходя вечером, включает яркий свет, музыку, а муж любит тишину и покой, он сетует: “Ты делаешь это мне назло”. Ошибка! Просто жене очень сложно контролировать себя по мелочам.
          Третий уровень – область ролевого поведения.
          Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется под влиянием примера родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.
          Несовпадение взаимных ожиданий супругов – наиболее распространенная причина конфликтов, неудовлетворенности друг другом.
          Скажем, супруг мыслит “домостроевскими” категориями: жена – “хозяйка”, муж – “кормилец”. А супруга придерживается современных взглядов: и муж и жена – “кормильцы”, поэтому и хозяйство должны вести вместе.
          У каждой семьи на протяжении жизни наблюдаются периоды корректировки и согласования семейных ролей. Часто они проходят весьма бурно и сложно. Это естественно, хотя многие ошибочно воспринимают их как разрыв отношений.
          Четвертый уровень – личностный.
          К нему относится область духовных отношений супругов. Именно на этом уровне встает проблема общности мировоззрений, систем ценностей, вкусов, которая не означает их полного совпадения. Нужно видеть в другом не собственное отражение, а единомышленника со своей позицией. Различие точек зрения обеспечивает интерес друг к другу. При этом длительные супружеские отношения, как правило, приводят к сближению взглядов и убеждений, этим и отличается счастливая семья.
          Если супружеская пара достигла гармонии только в одной из перечисленных сфер, она находится в “зоне риска”. Если благополучие наблюдается в двух сферах, то семья пребывает в состоянии неустойчивого равновесия. Гармония в трех и тем более четырех областях – залог счастливого брака.
          Колебания в супружеских отношениях
          Видимое ухудшение семейных отношений связано с законом ритма: периодичностью колебаний позитивных и негативных эмоций. Наблюдаемое охлаждение и следующее за ним нарушение отношений в чем-то даже естественны.
          Ученые выделили пять таких стадий изменения отношений:
          – для первой характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой (супруг) безраздельно занимает если не все, то по крайней мере достаточно большую часть внимания партнера, а его образ, само воспоминание о нем вызывает положительные эмоции (просто приятно вспоминать, что он есть);
          – вторая стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в памяти и не всегда вызывает хорошие чувства, хотя его появление воочию поднимает настроение;
          – на третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом другого – необходимо с его стороны какое-то внимание. Наступает привыкание, постоянное общение вызывает видимость однообразия. Не так просто уничтожить эту видимость подарками и ласками, к ним ведь тоже привыкают. Правильнее всего на этой стадии снизить интенсивность общения, по максимуму – куда-то уехать. Или попытаться изменить что-нибудь в своих отношениях: стиль, характер, разумеется, в лучшую сторону. Попробовать чуть-чуть измениться самому, раскрыть семью во внешний мир. Если этого не сделать, то быстро наступит четвертая стадия;
          – на этой стадии присутствие другого вызывает неосознанное раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже не через призму достоинств. Выискиваются недостатки. Возникает и формируется отрицательная установка: появляются придирки и критические замечания, любой поступок рассматривается как проступок, а в нынешнем и прошлом поведении ищется (и находится) злой умысел;
          – а затем приходит пятая стадия, на которой отрицательная установка почти полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но каков этот образ! Сплошное отрицание. Дьявол во плоти! Забыты все достоинства. Тянет и уйти, и наоборот – прибежать к нему, чтобы высказать все, что накипело, да еще побольше. Словом, сущность этой стадии обычно выражается фразами: “И где были мои глаза, когда я выходила за тебя замуж?” Здесь уж действительно необходима разлука, не развод, а интенсивный отдых друг от друга. И главное – сдержанность, чтобы не совершить непоправимое.
          Принципы оптимального общения
          Оптимальное общение обеспечивается соблюдением правил (принципов), которые нельзя нарушать в процессе взаимодействия, кто бы ни был твоим партнером – взрослый или ребенок.
          Принципы оптимального общения условно разделены на три блока. Их можно для себя описать так:
          1. "Ловушки каждодневного общения" – данный принцип отражает те разногласия, которые ситуативно возникают между партнерами по общению, родителями и детьми и предлагает способы восстановления отношений:
          – выражать недовольство поведением или поступками другого человека нельзя через "пиление" его:
          а) "пилят" обычно людей беззащитных, чьим мнением и психическим состоянием не очень-то интересуются;
          б) "пиление" – это выражение собственной слабости;
          – ни в коем случае нельзя выяснять отношения или тем более критиковать других членов семьи в присутствии посторонних;
          – нельзя обсуждать недостатки членов собственной семьи "за глаза";
          – в своих отношениях с другими нельзя быть жестоким, нельзя стараться из мести причинить боль; необходимо проявлять душевную щедрость;
          – не показывать характер, не играть на нервах и вообще ничего не делать только ради принципа;
          – в своих бедах никогда не винить окружающих, не убедившись, что сам не спровоцировал их реакцию;
          – контролировать собственную эмоциональность, не позволять эмоциям властвовать над разумом;
          2. "И мы, и они" – этот принцип обеспечивает гуманизацию отношений в семье, устанавливает такой баланс отношений, когда развитие каждого становится условием развития всех, а основами взаимодействия являются взаимная чуткость, уважение, забота, бережное отношение, предписывая, в первую очередь, родителям:
          – быть мягче и терпимее к близким, не пытаться их перевоспитывать, уважать их индивидуальность, принимая их такими, какие они есть (если, конечно, их привычки не вредны для окружающих), помогать им самим захотеть стать лучше;
          – относиться к своему ребенку всерьез, стараться проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущение, а не навязывать свою – взрослую – логику как единственно верную.
          Во взаимодействии с ребенком взрослый должен:
          а) понимать ограниченность имеющихся у ребенка средств познания индивидуального мира другого человека, пытаться постоянно расширять их, выходить за рамки привычных стереотипов;
          б) с уважением относиться к внутреннему миру ребенка независимо от его возраста;
          в) понимать, что возникновение нежелательных явлений в поведении ребенка либо издержки возрастного развития, либо результат неправильных педагогических воздействий;
          – постоянно искать в других членах семьи качества, за которые их нужно ценить, и помогать им понять и оценить вас:
          а) стараться лучшее, что у вас есть, не прятать от семьи;
          б) создавать для других условия для проявления лучших качеств, фиксировать и подкреплять их успехи;
          – всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставаться вежливым со своими близкими, давая им доказательства того, что они любимы;
          – в отношениях с ребенком стараться избегать поведения, включающего механизм "подтверждения наихудших ожиданий";
          – не удовлетворяться поспешными выводами, зная, что за "странным" поведением ребенка всегда кроются серьезные причины, и искать их;
          – не позволять жалости управлять собственными поступками;
          – помогать другому стать сильнее;
          3. "Приемы оптимизации взаимодействия" – ими обеспечивается реализация организационных аспектов, которые позволяют сделать общение в семье более приятным и результативным:
          – организовывать и поддерживать в рамках семьи множественное ролевое взаимодействие;
          – не забывать устраивать в жизни семьи праздники;
          – больше разговаривать с детьми, близкими, не прятаться дома в броню молчания;
          – "сигнализировать" близким о своем эмоциональном состоянии;
          – учиться искать и находить в других людях хорошее;
          – учиться сравнивать, не абсолютизируя пример других;
          – стремиться к тому, чтобы общение всегда было диалогичным.
          Стили семейных отношений
          В современной психолого-педагогической литературе много внимания уделяется такой важнейшей характеристике семьи, как стиль семейных отношений.
          Различают три основных стиля: авторитарный, либеральный и демократический.
          АВТОРИТАРИЗМ проявляется как жесткое одностороннее декларирование родителями требо-ваний, охватывающих всю жизнь детей. Безапелляционность суждений, бесцеремонное вмешатель-ство в чужие дела, игнорирование реальных потребностей членов семьи, силовое давление, жесткость, агрессия, диктат, черствость и холодность – основные характеристики данного стиля.
          ЛИБЕРАЛИЗМ в семье – это часто полное безразличие членов семьи друг к другу, всеобщее попустительство. Жизнь семьи пущена на самотек: каждый живет своими делами, мыслями, чувствами. Зачастую родители-либералы прикрываются лозунгом полезности свободного воспитания, говорят о необходимости формирования у детей самостоятельности, а фактически вообще отстраняются от их воспитания. В семье господствуют обособленность и отчужденность, а дети оказываются беспризорными в полной, но в данном случае явно неполноценной семье.
          ДЕМОКРАТИЗМ базируется на глубокой взаимной заинтересованности, взаимопомощи и поддержке. Этот стиль обеспечивает условия, при которых максимально полно могут быть удовлетворены потребности формирующейся личности. Если при авторитаризме потребности детей подавляются, а при либерализме игнорируются, то в демократической семье развитие ребенка находится под постоянным, но ненавязчивым контролем, а формы отношений меняются с учетом развития каждого члена семьи. Характер отношений в демократической семье таков, что все ее члены осознают необходимость разумного самоограничения, неизбежного при любом достаточно продолжительном взаимодействии, как норму человеческих отношений, не испытывают при этом ни дискомфорта, ни нервных срывов.
          Атмосфера внутрисемейных отношений
          В результате постоянного, каждодневного, состоящего из множества разных событий взаимодействия складывается вся атмосфера внутрисемейных отношений. Различают следующие виды отношений:
          СОТРУДНИЧЕСТВО – взаимодействие, которое основывается на взаимопонимании и поддержке. Это именно тот случай, когда удовлетворяются основные потребности всех членов семьи, а каждый независимо от возраста ощущает свою значимость, получает помощь и поддержку от всех. Атмосфера отношений теплая, дружелюбная, наполненная положительными эмоциями.
          ПАРИТЕТ – ровные, "союзнические" отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи снижается, отношения становятся более сухими, чем при сотрудничестве, взаимные эмоциональные связи несколько слабеют, а во внутрисемейных отношениях на первый план выдвигаются поиски рациональной целесообразности любого события.
          СОРЕВНОВАНИЕ – внутрисемейная состязательность, стремление каждого добиться первенства, достигнуть (быстрее, чем другие) собственных целей, что привносит в семейную жизнь нервозность, неустойчивость.
          КОНКУРЕНЦИЯ – в конкурентных семейных отношениях в отличие от соревнования, где борьба за достижение своих целей не отражается на достижении целей другими, преобладает стремление главенствовать над другими, ощущать и демонстрировать свое превосходство, подавлять. Эмоциональное благополучие одних достигается за счет дискомфорта других.
          АНТАГОНИЗМ – резкое противопоставление членов семьи, когда противоборствующие стороны не согласны на компромисс. Антагонистические отношения могут возникать также между родителями и детьми.
          Барьеры взаимодействия
          Причины, вызывающие разобщение взаимодействующих сторон и обусловливающих их неспособность понять друг друга, называют барьерами общения. Подобных барьеров много, и большинство из них взаимосвязаны – поэтому выделение их перечня сопряжено с определенными трудностями. Однако описание, выделяемых психологами барьеров общения, полезно для практического работника, так как вооружает знанием возможных источников непонимания, конфликтов, трудностей во взаимодействии.
          1. ФИЗИЧЕСКИЙ барьер – неправильное использование родителями пространства при взаимодействии.
          При близком контакте ребенок обычно более послушен.
          Психологами установлено, что существует строгая закономерность: чем приятнее партнер по общению – тем короче дистанция общения, чем менее приятен – тем дистанция больше. И минимальная и максимальная дистанции – сугубо индивидуальны. Одни люди просто не могут сосредоточиться, если их собеседники "нависают" над ними, как бы приятны они ни были, инстинктивно старясь отдалиться от них. Другие же, наоборот, не переносят отдаления и тяготеют к взаимодействию с близкого расстояния. Этот момент очень важно учитывать при организации внутрисемейного взаимодействия, так как неудачно выбранное пространственное размещение общающихся может существенно затруднить взаимодействие.
          2. СОЦИАЛЬНЫЙ барьер. Ориентация общающихся не на личность собеседника, а на него как носителя определенной социальной роли. В этом случае взаимодействие может направляться не реальной оценкой ситуации, а теми значениями, которые вкладываются в содержание ролей.
          3. БИОЛОГИЧЕСКИЙ барьер. Неактуальность потребностей, вызванных состоянием организ-ма одного человека, для его партнера, как говорится в пословице "Сытый голодного не разумеет".
          4. ВОЗРАСТНОЙ барьер. Стабильные различия в способах жизненной реализации взрослых и детей, порождаемые психофизиологическими особенностями ребенка на разных этапах его индивидуального развития.
          5. Барьеры, обусловленные ПОЛОВЫМИ различиями. Нарушение в семье процесса половой идентификации детей: неточная адресация родительских требований к девочкам и мальчикам.
          6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ барьеры. Перенесение, часто неосознанное, приемов, полезных в определенной профессиональной деятельности, на семейные отношения.
          7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ барьер. Устойчиво повторяющиеся затруднения в общении, вызванные сложившимися чертами характера, социальными установками, сформировавшимися убеждениями, привычками, предрассудками конкретных людей.
          8. ЛИЧНОСТНЫЙ барьер. Проявление личностного неприятия кого-то из членов семьи (утрата авторитета родителем, неприятие отчима или мачехи), полностью отвергающего право этого человека претендовать на значимую роль в семейных отношениях.
          9. СИТУАЦИОННЫЕ барьеры. Несовпадение интересов, потребностей, видов занятий в данный момент времени. Часто возникают в семьях, где родители не уважают интересы и увлечения своих детей.
          10. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ барьеры. Обусловленные различиями в эмоциональности взаимодействующих сторон сиюминутные расхождения в настроениях в момент взаимодействия.
          11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ барьеры. Недостаточная терпимость к вкусам и предпочтениям друг друга как у отдельных лиц, так и между поколениями.
          12. ЭТИЧЕСКИЕ барьеры. Невнимательное обращение с этическими ценностями партнеров по взаимодействию, особенно представителей другого поколения.
          13. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ барьеры. Вкладывание ребенком в привычный, не вызывающий сомнения у взрослых смысл отдельных слов совершенно другого значения.
          14. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ барьеры. Непонимание, вызываемое отсутствием или недостатком опыта и знаний и несформированностью абстрактного мышления у детей.
          15. НАЦИОНАЛЬНЫЕ барьеры (при смешанных браках). Неправильная интерпретация партнерами по общению особенностей национальных традиций, привычек, норм поведения, черт характера.
          16. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ разногласия. Отличающиеся друг от друга взгляды на общественное устройство и способы проведения реформ.
          Этнопсихология семейных отношений
          В нашем многонациональном государстве межнациональные браки – распространенное явление и знать, а затем и правильно осмысливать национально-психологические особенности людей, их составляющих, – важнейшая задача практических психологов и социальных педагогов.
          Опыт специальных исследований и практическая реальность свидетельствуют, что именно в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни многих людей. Более того, именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит с рождения. А поскольку в данном случае мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.
          Характер межличностных отношений в семьях представителей различных этнических общностей имеет свою специфику. Познание ее, разработка рекомендаций по учету правил и особенностей взаимодействий с ними и тем самым внесение вклада в дело, позволяющее не обижать людей, не вторгаться в сферу их очень интимных и чрезвычайно значимых связей, также важно для практических работников в сегодняшних условиях интенсивной миграции представителей различных национальностей. Более того, именно практические психологи и социальные педагоги должны быть на страже этих отношений, давать людям максимально большое количество информации о их своеобразии, предотвращать конфликты, часто возникающие на этой почве.
          Предметом изучения этнопсихологии семейных отношений являются три реальности. Во-первых, влияние национально-психологических особенностей на: характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного взаимодействия и общения, выработки принципиально важных общих решений; специфику воспитательных и иных воздействий и т.д. Во-вторых, национальное отличие, всегда реально присутствующее в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в моно– и разноэтничных семьях с характерными для них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием. В-третьих, социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтничными членами семьи.

          Этнопсихологические особенности процесса формирования семейных отношений
          Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отношений, определенных обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Совершенно очевидно, что все эти характеристики имеют свое национальное выражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими они должны быть, и стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа.
          Этот процесс – достаточно сложный. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих: первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней; формирование взглядов на свою собственную семью; реализацию собственных представлений о семье в личном браке; накопление опыта семейной жизни в рамках моно– или гетероэтнической среды; дальнейшее совершенствование индивидуальных представлений в вопросе жизнедеятельности семьи. При этом первостепенное значение получает динамика развития супружеских отношений и ее национальная специфика.
          На первом этапе формирования супружеских отношений обычно осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройство быта и организации досуга. Если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко, на их пути встречается достаточно большое количество трудностей, которые нужно преодолеть не затронув национальное достоинство каждого. Это – самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, опыт специальных исследований показывает, что существует достаточно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супружеских отношений – любовь, которая скрашивает все обиды и сметает препятствия на своем пути.
          На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, приводящая к изменениям в ролевой структуре, появлению родительских обязательств, перераспределению материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще построенных на общем единстве интересов, не сложилось полного взаимопонимания между супругами и существует достаточно много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национальных, размолвок, закладываются предпосылки для моноэтнического, интернационального отношения супругов к себе и другим людям. Самое главное, что они вынуждены серьезно задумываться над этническими принципами воспитания у себя в семье, относящимися не только к рождению ребенка, но и перспективам его будущей культурной и национальной адаптации в окружающем поликультурном мире.
          Третий этап характеризуется наметившейся тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Определяются социальные роли, которые перестают быть источником разногласий. Окончательно проявляется ответственный лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникавшие ранее на этой основе. Однако этот период сложен из-за проблем по воспитанию детей. Причем он имеет свою национальную специфику. У представителей некоторых этнических общностей он усложняется наличием известного дефицита общения отцов с детьми, у других – наоборот, упрощается в силу проявления национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей.
          Четвертый этап отличается в большей мере устойчивостью и стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни семьи. Подрастающие дети корректируют не только обязанности супругов, но и их поведение. Для них возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий. Это период появления большего времени у супругов для самих себя и принятия ими более эффективных мер по повышению своего культурного, интеллектуального уровня, налаживанию интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, если он, конечно, является представителем другой национальной общности.
          Пятый этап связан со стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем, взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение, что проявляется и в решении различных внутрисемейных проблем. В этот период практически никогда не наблюдаются конфликты на межнациональной почве, присутствует полная адаптация супругов к национальным традициям друг друга.
          Этнопсихологическая характеристика конфликтов в семейных отношениях
          Изучение национальной специфики супружеских взаимоотношений затруднено тем, что эти отношения, во-первых, значительно отличаются от тех, которые присутствуют в собственных семьях исследователя. Их надо предварительно очень хорошо изучить и учитывать, чтобы добиться хотя бы минимальных результатов. Во-вторых, исследователь испытывает значительный дефицит информации о том, что происходит в семейных отношениях представителей конкретной этнической общности, гораздо больший потому, что они вдвое – втрое более замкнуты.
          Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние, столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотношениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разных потребностей. Частичное или полное удовлетворение лишь некоторых из них ведет к ссорам, а затем и хроническим конфликтам, разрушающим семью.
          Есть в этом и национальная специфика, опыт изучения которой свидетельствует, что конфликты в семейных отношениях представителей той или иной этнической общности могут быть: более или менее сильными, в зависимости от традиций, в которых они воспитаны, своеобразными, поскольку на них накладывают отпечаток специфические формы взаимоотношений и поведения, принятые в их среде; более или менее легко регулируемыми, т.к. каждая нация вырабатывает и накапливает опыт решения подобных проблем; совершенно особыми, когда речь идет о семье, в которой объединились разноэтнические супруги.
          В современной социальной психологии используются различные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др. Конфликты в семейных отношениях на национальной почве предпочтительнее классифицировать по потребностям супругов:
          1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности и ценности своего "Я", нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Особенно сильны они в семьях с разноэтническими супругами, когда последние долгое время не могут адаптироваться к разным, а порой и несовместимым национальным традициям друг друга.
          2. Конфликты, размолвки, психологическая напряженность, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов, ибо исследования свидетельствуют о существовании достаточно большой национальной специфики сексуальных отношений, которая разноэтнических супругов не всегда может удовлетворять.
          3. Психологическая неудовлетворенность, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, юмора, подарков). Здесь также прослеживается достаточно сильная национальная специфика.
          4. Конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.
          5. Финансовые разногласия, возникающие на основе не согласующихся по разным причинам потребностей супругов в распределении бюджета на содержание семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение совместной жизни.
          6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага. В принципе разноэтнические супруги заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей, но тем не менее они присутствуют и к ним необходимо адаптироваться.
          7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
          8. Конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве различия потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби.
          Считается, что категории "устойчивость" или "нестабильность" брака, семьи являются зависимыми от удовлетворения потребностей супругов. Исследования этнопсихологов показывают, что очень часто здесь присутствует сильное национальное своеобразие. Есть этнические общности, традиции которых просто не допускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обеих сторон, и конфликты у них по этому поводу или малочисленны или регулируются национальными нормами взаимоотношений. Есть этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если уж они имеют место, то на этой почве возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками.
          Все семейные пары по степени их подверженности конфликтным отношениям этнопсихологами разделяются на определенные типы:
          Благополучная семья – это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтнических отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.
          Конфликтная семья, в которой между супругами или одним из них и детьми (членами семьи) имеются постоянные сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности приводят к столкновениям, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может длительно сохраняться, благодаря другим факторам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.
          Кризисная семья – это брачный союз, в котором противостояние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов. В подобных случаях супруги занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Как правило, они или сразу распадаются, или находятся на грани распада.
          Для проблемных семей характерно появление особо трудных ситуаций(не адаптированные разнонациональные традиции супругов), способных нанести ощутимый удар по стабильности брака.
          Невротическая семья отличается присутствием особо неблагоприятных предпосылок для раз-ногласий и длительно протекающих ссор между супругами. Часто причиной их является непрекра-щающееся противостояние родственников одного из супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями другой этнической общности.
          Таким образом, анализ типов и функций семьи позволяет говорить о ней как о социально-психологическом явлении.
          Семья как объект социально-психологических исследований
          Среди традиционных направлений изучения семьи на этапе добрачного ухаживания выделяется исследование факторов, влияющих на стабильность будущего брака (так называемых "факторов риска"). Не ускользают от взгляда исследователей и факторы, влияющие на стабильность брака. Результаты как отечественных, так и зарубежных исследований можно представить в виде следующих таблиц:
          Таблица 13
          Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака
          Ф А К Т О Р Ы
          ПРЯМО ОБРАТНО
          коррелирующие со стабильность брака
          1.Высшее образование мужа 1.Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин
          2.Социальное положение семьи в целом 2.Поздний возраст вступления в брак
          3.Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей 3.Превышение возраста жены над возрастом мужа
          4.Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания 4.Высшее образование жены
          5.Взаимное положительное первое, впечатление друг о друге 5.Более высокое образование жены чем мужа
          6.Знакомство в ситуации работы/ учебы 6.Гетерогенность социального положения супругов
          7.Период ухаживания – 1-1,5 г. 7.Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское – у мужа
          8.Инициатива о заключении брака со стороны мужчины 8.Воспитание в неполной семье
          9.Принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2-х недель) обдумывания 9.Отсутствие братьев/сестер у будущих супругов
          10.Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами 10.Неустойчивость отношений в период знакомства
          11.Наличие добрачной беременности
          12.Отрицательное отношение родителей к браку
          13.Национальная гетерогенность супругов



          Таблица 14
          Брачные факторы, влияющие на стабильность брака
          Ф А К Т О Р Ы
          ПРЯМО ОБРАТНО
          коррелирующие со стабильностью брака
          1.Высокие репродуктивные установки женщин 1.Употребление алкоголя супругом
          2.Наличие в семье главы 2.Расхождение репродуктивных установок мужа и жены
          3.Совместное принятие основных семейных решений 3.Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены
          4.Равноправное распределение хозяйственно – бытовых обязанностей по уходу за детьми 4.Расхождение установок супругов на характер главенства в семье
          5.Совместное проведение супругами свободного времени 5.Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей
          6.Сходство семейных ценностей 6.Расхождение установок супругов на совместимость/ раздельность, домашнее/ внедомашнее проведение досуга
          7.Высокая ролевая адекватность 7.Негативная оценка друзьями/ подругами другого супруга
          8.Низкая конфликтность в разных сферах жизни 8.Ограниченность общения, увлечений, интересов
          9.Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга 9.Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов
          10.Высокая адекватность восприятия супругами друг друга 10.Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения
          11.Неудовлетворенность сексуальными отношениями
          12.Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга
          13.Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей