Демограф-2

Демограф (2 3 4)

          Часть 2

          только шовинистические, но и все иные агрессивные, недружественные
          отношения к другим народам. Это видно и из самого определения
          рассматриваемого понятия русскими мыслителями.
          Национализм-это "проявление уважения, любви и преданности до
          самопожертвования – в настоящем, почтения и преклонения перед
          прошлым и желания благоденствия, славы
          К
          ii успеха в будущем той нации, тому народу, к которому даиньш
          человек принадлежит" (П. И. Ковалевский, цит. по [92, с. 2бр.
          Ьполне к месту И. Ильин понятие и представление о "естественном"
          национализме обозначил как "христианский национализм". имея в виду,
          конечно, русское Православное, христианство. Сущность отношения
          человека к своему народу и Родине выдающийся русский философпатриот видел во в
          заимодействии инстинктивного национального
          чувства и духовности в образе Родины. Территория, язык, совместное
          проживание суть только "жилище" последней, "ее орудие, ее средство,
          ее материал, но не она сама. Родина есть духовная реальность * [33, с.
          49]. Христианский национализм, исповедуемый народом, и высокая
          духовность культуры это не противоречащие и не нейтральные, а
          взаимодополняющие идеи.
          б)Ьационалнигилизм– это один из важнейших факторов начавшейся
          катастрофы
          Зрелое национальное самосознание "учит не презирать другие
          народы, а чтить их духовные достижения и их национальные чувства...
          Беэнациональность есть духовная беспочвенность и бесплодность. Ибо
          создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, "то
          утвердился в творческом акте своего народа "[34].
          "Болезнь" отсутствия зрелого национального самосознания
          (космополитизм, – псевдоинтернационализм, "национал-нигилизм
          обездоленных" и пр.) ныне поразила очень многих русских людей.
          Среди образованных слоев, интеллигенции – по-видимому,
          большинство или значительную ее часть, включая некоторых лидеров
          левой оппозиции, что более чем прискорбно. Эта "болезнь" – один из
          главных факторов беззащитности русского этноса перед начавшейся
          демографической катастрофой, поддерживаемой странами Запада,
          большинство которых исповедуют не христианский, а шовинистический
          национализм.
          В противоположность русским коммунистам, китайские
          коммунисты приняли правильное решение, заявив, что главной целью
          последующих 15 лет является внедрение во всей нации общей идеи
          строительства социалистической духовной цивилизации с китайской
          спецификой [35]. Прав В. Турчен-ко, утверждая, что "националсоциализм – это сего
          дня реальность, присущая практически всем
          странам "золотого миллиарда во главе с США", а не только Израилю,
          воплотившему полный "букет * расистского, агрессивного,
          колонизаторского националистического режима [36].
          36
          У наших западников-чдемократов" и ряда представителей
          оппозиции-древняя "болезнь". Еще в 1856 г. К. С. Аксаков писал:
          "Славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право
          русского народа. Поборники западной Европы стоят за
          исключительную европейскую национальность, которой придают
          всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа
          его прямое право на общечеловеческое" [37].
          В русской патриотической прессе последних 1–2-х лет отмечается
          озабоченность националнигилистской ситуацией, сложившейся в
          российском "этническом поле". Пишут и о некотором
          этнопатриотическом оживлении среди великороссов, которое пока, как
          мне представляется, суть не более чем единичные эпизоды. В целом
          же – иная катрина: русский этнос ввергнут в быстро текущий процесс
          вымирания. При этом большинство русских не знают о начавшейся
          катастрофе– частично потому, что, будучи "убаюканными" СМИ не
          понимают механизма его фатального исхода. Или отрешенно отмахиваются: озабочен
          ным выживанием себя и своих детей в
          ближайшие месяцы, а то и дни "не до перспектив"...". Понять их
          можно, оправдать – нельзя. Они-то и могут быть отнесены к
          многомиллионной группе, условно обозначенной нами как
          "националнигилисты пассивные, обездоленные". Это, как правило,
          прекрасные во всех других отношениях наши соплеменники, однако,
          полностью лишенные национального самосознания; по тем или иным
          психологическим причинам у них заторможено и национальное
          чувство. Не вина, а беда представителей этой категории
          националнигилистов в том, что они лишены созданного природой
          одушевляющего социально-психологического механизма –
          этиопатрио-тизма.
          Христианский национализм, естественный русский этнопатрпотизм-это надиндивиду
          альный (межличностный) механизмили, лучше сказать, психологический феномен, о
          бусловленный
          известными психобиологическими механизмами (см. [44р, – который
          обладает большой творческой и объединяющей этнос силой. Однако в
          настоящее время он ослаблен или заторможен. И русские люди
          переживают свою принадлежность к единой нации только на основе
          инстинктивных национальных чувств. Национальное же самосознание-наиболее акти
          вный и действенный элемент этнической установки
          – у большинства великороссов отсутствует. Каковы же тому
          причины?
          36
          Есть основание полагать, они сводятся к трем факторам:
          а) русские более, чем другие этносы РФ, лишены волеизъявления и доступа к
          информации и СМИ (в том числе и к информации о ДС в стране), б) они
          дискриминированы в вопросе о праве на собственную этническую
          государственность, в) подавляющее большинство русских людей находится в
          крайне бедственном материальном положении – абсолютном и относительном
          (по сравнению с представителями других наций РФ).
          Предположение же о том, что во всем виноваты сами русские, якобы из-за
          отрицательных сторон их характера-нс имеет никаких оснований.
          в) Некоторые черты характера русских Стремление к высоко духовному идеалу,
          по мнению многих отечественных писателей, публицистов составляет характерную ч
          ерту русских. Она нередко имеет негативные проявления, однако не в
          столь утрированной форме (жанре фельетона), как описывает Л. П. Карсавин
          [38]: "Русский человек не может существовать без абсолютного идеала.
          Докажите ему отсутствие абсолютного... и он сразу утратит всякую охоту жить
          и действовать. При отсутствии веры в идеал, мы опускаемся до зверопадения,
          или впадаем в равнодушную лень. При недостатке энергии, вообще нам
          свойственной, возлагаем надежды на то, что "все образуется само собой", сами
          же пальцем не хотим двинуть, пренебрегая окружающей нас эмпирией, которой
          не стоит заниматься, раз предстоит абсолютное".
          Как можно говорить о "свойственному" русскому народу отсутствию
          энергии, предприимчивости, если он единственный, кто создал мощную державу
          на необъятных просторам Севера, где (в РФ, в среднем) лето на 1–2 месяца
          короче, стоимость строительства и эксплуатации коммунальных и
          производственных зданий в 2–3 раза дороже, протяженность транспортных
          магистралей в несколько раз длиннее, чем в странах Запада и США. Нам
          действительно не свойственна суета "эмпирий" по возведению комфортабельных
          отелей. Но мы сильны в ином. В разгроме мощных армий врагов России и
          Европы, в конструировании и запуске "абсолютно" идеальных космических ракет
          мы "пошевелили" не только "пальцами".
          Преувеличена до пародии и другая характерологическая особенность: "При
          избытке энергии-лихорадочно стремимся все переделать, предварительно
          выровняв почву. Отсюда
          40
          резкие наши колебания от невероятной законопослушности до самого
          необузданного, безграничного бунта всегда во имя чего-то...
          абсолютизированного" [38].
          Утрирование некоторых имеющих место негативных черт характера русских
          людей в отдельных публикациях Л. П. Карсавина, а также в уже цитированных
          ранее опусах ландскнехтов "рынка" [18 и др.] легко уяснить из произведений Ф.
          М – Достоевского, И. Ильина, П. Сорокина, В. Строгонова, В. Шульгина и
          других литераторов (Н. О. Лосский [39], Е. С. Троицкий [40] и др.). "Русский
          мир, – пишет И. Ильин, – жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел
          к просторной нестесненности. Природная темпераментность души влекла к
          прямодушию и открытости, превращала его страстность в исренность и
          возводила эту искренность к испо-ведчеству и мученичеству... Еще при первом
          вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться
          до последнего" [34, с. 140].
          Дс Сталь, посетившая Москву, Петербург незадолго до нашествия
          Наполеона, писала: "Русский народ отличается неслыханной настойчивостью в
          борьбе с природой и полчищами врагов. Необходимость делает русских
          терпеливыми и непобедимыми, но в обыденной жизни они очень непостоянны"
          [41], Аналогичное суждение о "непостоянстве" социального уклада жизни наших
          древних предков– "сколотов", "скифов-паханей", в частности, контрастные его
          изменения при окончании военных действий, можно найти еще в трудах Геродота
          (485–425 гг. до н. э.).
          В публикациях И. Ильина, В. Шульгина и других отечественных мыслителей
          отмечается, что психологии большинства русских людей присуще преобладание
          функций чувств и интуиции над абстрактным мышлением, что проявляется в
          особенностях веры, любви, "созерцательности". "Русский народ принял
          христианство не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и
          сердечным созерцанием... Его вера желает не власти над вселенною (под
          предлогом своего правоверия), а совершенного качества" [34, с. 137].
          г) Место веры в психическом складе русских
          I. Ф. М. Достоевский впервые указал на присущее всем людям невольное
          тяготение к таинственному, мистическому, религиозному. Лишь спустя
          несколько десятилетий это явление стало предметом изучения психологических
          наук [44]. Он же высказал мысль о том, что вера, любовь и познание
          41
          реальности у русского человека чудесным образом содруже-ствуют. В
          этой связи он говорил о "познающей любви" и "любящем познании".
          2. Религиозные всроявания были постоянными спутниками человека
          в древности. Можно даже сказать, что вера, труд и речь – это три кита,
          триединый комплекс факторов, позволивший питекантропу
          эволюционировать в Человека мыслящего, Поэтому не исключено, что
          в нейрональных структурах нашего мозга имеется что-то подобное
          психоло-логическому центру веры. Последний сформировался в
          процессе антропогенеза и этногенеза как регулятор (или "модулятор",
          корригирующий элемент) бессознательной части души, высшей
          психической сферы человека. Он-то и может быть основой проявления
          потребностей в вере, религиозности и других высоконравственных
          чувств, мотивов, представлений. Не исключено. что этнические
          особенности религиозного поведения восточных славян зародились в
          эпоху языческих верований.
          В аспекте сказанного представляет интерес описанное историками
          изменение христианской веры, которому она подверглась на Руси после
          ее принятия. Христианизация шла медленно, сливаясь со старой,
          языческой верой. Известно, что помимо ряда полностью языческих
          праздников (Масленица, Купала) столетиями сохранялись
          "объединенные" религиозные торжества. Например, одновременно с
          днем рождения Богородицы, 8 сентября, несколько веков торжественно
          отмечался языческий праздник Рода и рожениц [93, с. 20]. Академик Б.
          Д. Греков [88, с. 395] отмечает, что Православие в нашей стране в
          определенной степени слилось с языческими верованиями восточных
          славян. Православие средневековой Руси, как пишет он, – это
          "синкритическая (от греч. synkretismos – объединение, А. К.) вера,
          явившаяся результатом претворения христианства в русской народной
          среде, иначе – его обрусение". Основным фактором такого рода
          "претворения" автор считает воздействие развитой к тому времени
          русской этнокультуры. "Новая вера не могла вытеснить полностью
          того, что было частью самого народа. Быт не заимствуется, а
          слагается...". (Этот урок не мешало бы помнить "теоретикам" рыночных
          доктрин, вознамерившимся переделать – американизировать русскую
          цивилизацию и характер великороссов). Следует добавить, что
          определенную и существенную, на наш взгляд, роль могли сыграть и
          упомянутые психологические механизмы.
          *г
          3. Важной чертой психического склада русских людей ряд исследователей
          считает большую, чем у представителей других народов, зависимость
          поведенческой активности и ее ,. чорчески результатов от веры. Вера и любовь,
          по мнению I–1. Ильина, являет собой "основу духовно-творческих сил... Ум и
          воля русского человека приводится в духовно-творческое движение именно
          любовью и верой" [34, с. 138]. И наоборот, при потере веры в Бога или
          возвышенные одухотворяющие идеалы русский человек "или лениво прозябает,
          или склоняется к вседозволеиности" [34, с. 139]. На того же рода зависимость,
          как отмечалось, указывал и Л. Карсавин. Эти явления можно трактовать и как
          трудность, а порой и невозможность адаптации, о чем речь будет в одном из
          следующих
          разделов.
          4. Некоторые авторы склонны считать, что в психологии, менталитете
          большинства русских людей проявляется врожденная предрасположенность к
          "вероисповедательному" поведению или закрепившаяся в ходе этногенеза
          потребность в вере, Эта предрасположенность и потребность может реализовываться
          не только в форме православной церковной набожности, но и в ярких
          примерах проявления "инстинкта государственности" [34, с.140]: беззаветном
          служении Царю и Отечеству. Трудно не согласиться с точкой зрения В. В.
          Шульгина [92, с. 146] о том, что потребность русских людей в вере в годы
          советской власти не исчезла, а изменилась *. Она проявлялась в примерах
          массового героизма и глубокой убежденности в правоте пропагандируемых
          идеалов, граничащей с божественной верой. Но не более. Суждение же о том, что
          "русские народные массы восприняли материализм религиозно", по меньшей
          мере упрощает проблему. Послед-
          «-"» В. Шульгин в 195Й г. писал следующее: "Верить можно в разное... Ouuiec у всех
          религиозных людей-эти потребность верить. Вгрнть не рассуждая. Что же произошло
          в
          наши дни? Произошла перемена в отношении объектов веры. Пусть в толще своей ру
          сский
          народ перестал верить в Бога и Иисуса Христа,» сына Божия... Но потребность в вере
          в его
          душе осталась. Атеизм русского народа – это вера, чистейшей воды вера. И по этом
          этот
          атеизм носит в себе признаки: веры: нетерпимость к другим верам. Это порисходнт н
          а
          глубокого убеждения, что только она, вновь ооретен"ая вера истинна Поэтому хочетс
          я...
          если нужно умереть за нее.. Русские народные массы восприняли материализм религ
          иозно.
          И верят. Иначе быть не может Есть люди и целые народы, которым необходимо
          Bipiirb.
          Таковы русские. Как бы там ни было, крушение православия в России показало, что
          русский народ не может быть без веры. Вместо одной появляется другая" [92, с, 146].
          43
          нее, быть может, обусловлено тем. что потребность русских в вере
          обособляется, вычленяется из системы, склада характера,
          рассматривается изолированно.
          3.2. Национальные черты характера как система
          Особенности психологии русских людей можно условно свести к
          следующим взаимосвязанным свойствам. характера.
          1. Потребность в вере и стремление к "абсолютным" возвышенным идеалам справед
          ливости.
          2. Сильно выраженная, хотя порой не осознаваемая, любовь к
          Родине, своему народу; уверенность в его силе и будущем; оптимизм и
          выносливость.
          3. Традиционный коллективизм, готовность к взаимопомощи;
          искреннее уважение и доброжелательность к представителям других
          народов.
          4. Значительная, а у многих преобладающая, роль чувств и
          интуиции перед ролью и значением "холодного интеллекта" – в
          поведении, ценностных суждениях и пр.
          В русском народе очень широк разброс реально существующих
          характеров от героев и подвижников-созидателей до самых
          отрицательных, по несоблюдению этических норм. лиц. Доля
          представителей русского народа, распределенных по двум названным
          разнополюсным характерологическим когортам, по всей видимости
          различна в благие годы и пору лихолетий, смут.
          Параметры духовности и ценностных ориентации, содержащиеся в
          двух первых особенностях менталитета русских, в психологии
          характеров занимают ключевую позицию, потому что структура высоко
          духовных идеалов "ориентации и поклонения" [43] составляет основу
          характера, является си-стемообразующим фактором его склада.
          Потребность иметь определенную систему ценностных ориентации
          заложена природой человека. Вместе с тем, как считает Э. Фромм [43,
          с. 54] индивид волен выбирать тот или иной тип идеалов: высоко
          духовную и "плодотворную" или, напротив, низкой степени духовности,
          "неплодотворную" систему ориентации (рыночную, "стяжательскую",
          "эксплуататорскую"). Нам же представляется, что любой человек в
          начале своего жизненного пути от природы не волен в такого рода
          выборе. Существенные ограничения накладывает и внешняя среда,
          *дсмо-экология" того или иного исторического периода.
          В советский период воцерквленность русских резко упала,
          44
          но общество продолжало оставаться традиционным, хотя имелись
          периоды существенной его деформации. Став атеистами, попреимущественности, по
          верхностными, советские русские не могли не
          сохранить социально-психофизиологический "стержень" своего склада
          характера, включая упомянутый центр веры или естественный орган
          религиозности" (17J. Они продолжали воспринимать и переживать
          "священные для человека традиционного общества" ценности и символы Родины, Го
          сударства, Армий. И культ Сталина был скорее
          символом Державности [17, с. 228] или "государственности" [34]. Такая
          "характерологическая ситуация" поддерживалась с 30-х до середины
          50-х годов. Предпринятая в период "оттепели", после XX съезда
          десакрализация символов русской, российской советской культуры
          негативно повлияла на нее, но все же кардинальных "успехов" не имела.
          Так что модель "традиционного общества" (с его принципамивзаимопомощи, коллек
          тивизма, державности), а не общества западного
          типа – "современного" или "гражданского" (с принципами –
          индивидуализма, конкурентной борьбы) являлась одним из основных
          факторов, сформировавших характер большинства живущих яыне
          русских.
          Склад характера-это целостная система процессов и свойств
          проявления психическойактивности индивида и деятельности,
          поведения, социальной адаптации. Основа, ядро характера индивида
          мало меняется. Поэтому нередко говорят, что характер определяет
          судьбу человека [43]. Эта консервативная, мало изменяющаяся
          компонента склада характера тесно взаимосвязана с темпераментом и
          другими врожденными структурами психики. Другая, пластичная компонента характ
          ера личности, может легко изменяться в ходе адаптации к
          сдвигам в социальной среде (это так называемая "персона" по К – Юнгу
          [44р.
          Приспособитсльное значение характера как единой и относительно
          консервативной системы состоит в облегчении и ускорении, а также
          некоторой гармонизации и стандартности реакций, активных
          поведенческих актов личности.
          Не меньшую приспособительную роль (для популяции, этноса)
          играет, детерминированное условиями обитания, изменение
          распределения типов характера (например, по параметру духовности,
          частоте встречаемости лиц с определенными идеалами, жизненными
          целями, предпочтениями и т, п.). Однако здесь надлежит иметь в виду
          следующую закономерность. Если изменение демоэкологической
          ситуации имеет
          46
          весьма глубокий характер (как сейчас в РФ), но сравнительно
          кратковременно (не более нескольких лет), то в рассматриваемом
          распределении могут возникнуть изменения только за счет пластичной
          компоненты склада характера личностей. "персон". Если же ДКС на
          территории проживания этноса просуществует на протяжении двух (50
          лет) и более демографических поколении, то, по-видимому, измевится
          распределение типов склада характера и по "консервативной компоненте". Проиллю
          стрируем роль пластической компоненты, проведя
          несложное "умозрительное наблюдение",
          Примем, что всех представителей определенной эгнообщ-ности
          обследовали с целью получения оценок духовности их поведения.
          Например, провели анкетирование по шкале– таблице 2. Полученные
          результаты, всю выборку оценок классифицировали, разделив
          обследованных на три группы:
          А – индивиды с низким уровнем духовности (социальные "аномалы",
          "субпассионарии" по терминологии Л. Н. Гумилева); Б-со средними
          оценками духовности (их-большинство, это-"тело" народа); В-лица
          с максимальными показателями духовности (выдающиеся личности,
          "пассиона-рии"). Если наблюдение проведено в следующие три периода– в годы во
          йны (I), благополучное мирное время (II) и годы смут и
          ДКС (III) – данные будут существенно различаться. В первом случае
          среднее значение оценки будет выше, а разброс меньше. В третьемпротивоположная
          картина. Кроме того, в варианте III будем иметь
          "трехвершинносу" распределение представителей этноса по параметру
          духовности их характера. Произойдет "расщепление" этнообщности на
          три когорты или группы главным образом за счет приспособления
          "персоны", пластической компоненты характера индивидов, Такова
          гипотетическая модель рассматриваемого процесса.
          3.3. Процессы приспособления к среде и их нарушения
          Адаптация "персоны" и конформизм. Ознакомление с некоторыми
          результатами социально-психологических исследований показывает, что
          статистическая интерпретация феномена "раскола" русского этноса
          перестает быть гипотетической. Вот результаты проведенного специалистами ВЦИО
          М социологического опроса. "Интеллектуалы"
          (опрошены 200 тыс. подписчиков "ЛГ": имеют высшее образование,
          немалая часть и научную степень) и "тело на-
          40
          рода" или основная его часть (опрошены десятки тысяч; образование
          среднее или неполное среднее, у 16% –высшее) – аналоги выделенных
          выше подобщностей или групп А и Б, соответственно. В 1989 г. были
          получены следующие результаты анкетного опроса.
          а) Отвечая на вопрос о чувствах, питаемых к родной стране, 74,5%
          из группы А заявили, что "СССР никому и ни я чем не может быть
          примером", а у представителей группы Б такой ответ был только в
          13,0%. Разрыв огромен – 5,7:1.
          б) Важнейшим событием 1988 года группа А назвала "отмену лимита
          на подписку" и реалибитацию Сахарова (последнее в 6 раз чаще, чем"
          группа Б). "Интеллектуалы" почти не упомянули о 1000-летии Крещения
          Руси, а у представителей "тела народа" это названо наиболее
          приоритетным событием, чем все другие. Полет корабля "Буран" группа
          А называла в 6 раз реже, чем группа Б.
          в) Расщепленной была и ориентация на иностранный опыт.
          Подавляющее большинство представителей "интеллек– |уалов" имели
          западную ориентацию с преобладанием приверженности к
          "гражданскому" обществу и индивидуализму. Опыт Японии
          ("традиционное" общество) привлек внимание только 4% из группы А,
          но 51,5% из группы Б.
          г) В мае 1995 г. (повторный опрос ВЦИОМ) приверженность
          подписчиков "ЛГ" западничеству резко ослабла: уже не подавляющее
          большинство, а только 48,2% не согласны с утверждением, что "было
          бы лучше, если бы все осталось так, как было в 1985 г." (в "теле
          народа" не согласилось только 15,6%); число сторонников плановой и
          рыночной экономики сравнялось в группе А (в группе Б их отношение
          4,5: 1); 55% в группе А и 59% в группе Б согласились, что "Запад
          стремится привести Россию к обнищанию, сделать колонией".
          Таким образом, налицо существенное различие между духовными
          ориентациями и идеалами подавляющего большинства народа и
          "культурного слоя", отщепившегося от него и готового образовать
          этноаномальную подобщность в русской нации. Подобщность "русских
          аномалов" – в социальном плане – это карьеристы, спекулянты,
          коррупционеры, воры, а в психологическом – конформисты (вольные
          и невольные приспособленцы) и "дизадаптанты" *.
          * Дилалаптант (от лат disadaptation-нарушенкая адаптация) – индивид в состоянии
          нарушенной адаптации, что сопровождается апатиям. "глре. – сией (см. ниже).
          47
          Нельзя признать обоснованным суждение С. Кара-Мурзы о том,
          что "раскол", отщепление "русских аномалов" суть проблема
          антропологическая. И совершенно ошибочно его мнение о том, что
          "русские ценности могут жить только у тех, кто не переделан высшим
          образованием", что..."пресекает наш корень" [17, с. 202].
          Наш "корень" действительно может сгинуть, но почти исключительно посредством д
          емографической деградации, вымирания.
          Резкое падение духовности подписчиков "ЛГ" на заре "реформ" и
          существенно меньшее по истечении 6 лет – социальнопсихологические сдвиги не гл
          убинного вида. В одних случаях-это
          вынужденная модификация внешних установок. социальная адаптация
          "персоны" с целью выживания (скрепя сердце, пойдя на сделку с
          совестью), а в других– "автоматическое" приспособленчество.
          Изменение психологии индивида по механизму поверхностной
          неустойчивой адаптации личности, проистекающее хотя и
          непроизвольно, но со "сделкой с совестью", конформизм– этичеси
          ущербны, греховны и усугубляют тяготы народа в условиях ДКС.
          Однако важно заметить, что в рассматриваемом феномене ядро склада
          характера "отщепенцев" не могло трансформироваться в
          антропологически новую психологЕТче-скую структуру. Например,
          деградировать до характера с "рыночной", "эксплуатационной" или
          "стяжательской" ориентацией [43]. Для этого требуется много больший
          срок, как уже упоминалось.
          Изменение "корня" этноса, трансформация ядра национального
          склада характера может явиться результатом лишь длительных
          приспособительных процессов двух типов: индивидуальной социальнопсихофизиоло
          гической и лопуляцион-ной социально-биологической
          адаптации.
          Социально-психофизиологический м с х а –низм приспособления
          человека к демоэкологической среде и изменениям ее может быть
          понят с позиций учения о доминанте А. А. Ухтомского [46] и теории о
          "коллективном бессознательном" и "внутренних образах" К. Юнга [44,
          45, 47. "З]. Под последними понимается "унаследованная организация
          психичесой энергии" (обусловленная деятельностью определенных
          доминирующих центров), которая создавалась на протяжении ряда
          тысячелетий (для восточных славян, например, в ходе нескольких
          тысячелетий их истории). Внутренний "исконный образ" этого
          унаследованного бессознательного психологического содержания
          оказывает регулирующее или
          модулирующее воздействие на психику человека, в том числе на формирование
          характера. Механизмы этого воздействия не ясны, Известно лишь, что
          воздействие это не носит императивного характера, предельно мягко, трудно
          поддается расшифровке сознанием. Есть данные в пользу того, что
          "коллективные" и "личностные" структуры бессознательного воздействуют на
          психику в форме символов и "предидей", " виде озарений, фантазий (в том числе
          сновиденческих), как во время сна, так и бодрствования. Воздействия эти в достаточн
          ой степени однонаправленны, создают определенные тенденции и
          психологические предрасположенности и предпочтительности – Однако важно,
          чтобы последние не противоречили комплексу сигналов из внешней среды, Если
          противоречия нет, тогда в результате действия слабого, но однонаправленного
          вектора "диспозиций", порождающих определенные потребности и мотивации, мы
          приспособляемся к среде и ее изменениям, или, как выражается К. Юнг,
          "реализуем гной жизненный опыт... вполне определенным образом". При этом
          подчеркивается, что неосознаваемый, внутренний "изначальный образ... всегда
          коллективен, т. е– он одинаково присущ по крайней мере целым народам" [44,
          45].
          Нейропсихологические механизмы участия "коллективного
          бессознательного" в индивидуальном развитии, формировании склада характера,
          в адаптации индивида к изменениям среды обитания, в самых общих чертах,
          могут быть поняты с позиций учения о доминанте [46, 84]. Через "коллективное
          бессознательное" и нейрофизиологнческую структуру первичных и вторичных
          очагов доминанты опосредуется и влияние этнокультуры на становление
          личности – от ее зарождения до консолидации, придание формирующейся личности
          определенных национальных черт. Но все это при условии, что "модель"
          этнокультуры постоянно присутствует it семье (поведение родителей, язык и др.),
          в дошкольном учреждении, школе. Здесь завершается формирование наиболее
          консервативной, константной и "перманентной" части личности. Одновременно, в
          основном, заканчивается и общая адаптация индивида, к человеческому
          обществу, процесс социализации. Происходит он, что также важно, в условиях
          конкретной привычной и социальной (автохтонной для этноса) и природной
          (аборигенной) среды. Привычной– в ряду многих поколений.
          В научном плане не безинтсресен факт опережающего социальнопсихологического "
          созревания" по отношению к нсе-
          4 49
          рофиэиологическому. Имеется в виду результаты электроэнпефалографических иссл
          едований о завершении развития нейрональных
          систем коры головного мозга человека только к 30-летнему возрасту.
          И тем не менее, можно считать, что основная "работа" становления
          личности приходится на детство и отрочество. В эту пору происходит
          "сплав * (по выражению И. П. Павлова) унаследованных
          конституционных свойств и приобретенных при воспитании
          нравственных норм и стереотипов поведения.
          Дальнейшее индивидуальное развитие человека может
          рассматриваться как создание когнитивной надстройки над уже готовой
          основой психического склада личности. Но "надстройка" эта –
          немалый багаж: новые навыки действий и мышления,
          профессиональные умения и приобретенные знания, например, в
          процессе обучения в вузе. "Багаж" этог включается в пластичную
          компоненту психики, характера личности.
          Когнитивная надстройа увеличивает социальную значимость
          личности, расширяет возможности индивида объективизировать свое
          "Я". Она легко может модифицироваться, приспособляться к новым
          требованиям социума с помощью выработки необходимых внешних
          установок. Если новые требования не входят в противоречия с
          фундаментом личности– константной ее компонентой – равновесие
          во внутреннем мире, высших психических инстанциях, следовательно, и
          адаптированность индивида к среде не нарушаются. Иная картина-при
          длительных социальных коллизиях, подобных ДКС, сложившейся в
          нашей стране. ДКС с помощью психофизиологических механизмов
          нарушает и равновесие и адаптированность, так как новые требования и
          навязываемые интересы противоречат психологии, перманентному ядру
          характера большинства русских людей.
          3.4. Демо-экологическая несовместимость, ДЭН
          Три стадии диэадаптацни. Нарушения социальнопсихофизиологической приспособле
          нности людей в условиях ДКС
          может быть представлено в виде трех следующих состояний
          диэадаптации, обозначенных нами как стадии ДЭН: 1-я стадияумеренного психоэмоц
          ионального напряжения, компенсированного
          дефицита приспособленности ("практически здоровые"); 3-я стадиясостояние выраж
          енного стресса, частичной утраты адаптированности
          ("дизадал-
          тационная предлатология", стредболсзнь"); 3-я стадия–
          патологическое состояние, полная потеря адаптированности
          ("дизадалтадионные болезни", нейроисихического и соматического
          характера).
          Все три стадии и состояния-это проявления несовместимости или
          несоответствия статуса внутреннего мира и особенностей
          функционирования психики индивида, его "самости * (осознаваемых и
          бессознательных психологических содержаний и процессов) – статусу
          и динамическим моделям внешней среды. Причем первопричиной
          этого несоответствия является изменение объективной внешней среды,
          а не субъективного восприятия последней, не "субъективная среда
          индивида" [32].
          Если человек не может ни покинуть эту среду, ни возвратить ее в
          исходное привычное состояние и в то же время не волен, конечно,
          существенно изменить, переделать свою "самость", он роковым
          образом обречен переживать возникший дискомфорт или болезненное
          состояние, осознавая или не осознавая это.
          Первая стадия ДЭН-это состояние практически здорового
          человека, не лишенного трудоспособности, но с повышенным уровнем
          "фактора риска". Две других стадии являются не чем иным как
          начальными и далеко зашедшими формами болезней дсмоэкологической несовмести
          мости. Фактически, последние-это
          объединенная одинаковой этиологией полая группа болезней.
          Некоторые из них имеют специфическую симптоматику и склонность
          быстро прогрессировать (см. ниже "ДЭН переселенцев").
          По механизмам психосоматических заболеваний ДЭН в своем
          развитии приобретает клиническую картину известных нозологических
          форм нейропсихического (невроз, глубокая психическая депрессия и
          др.) и соматического характера, включая, повидимому,
          предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Схема
          этиопатогенсза такова:
          а) дизадаитационный стресс (срыв деадаптации-адаптации к ДКС); б)
          психическая депрессия; в) понижение устойчивости нейроэндокринных регуляций и
          иммунного статуса;
          г) соматические (сердечно-сосудистые и др.) и инфекционные
          заболевания. Может получить неблагоприятное течение психическая
          депрессия.
          Деадаптационно-адаптационный м с х а –низм. Проведенные
          исследования [48, 49] показали, что человеку нередко приходится
          подвергаться и переживать трс-
          4 SI
          бования двойственной направленности: постараться при резко
          изменившихся новых порядках выработать к ним новые
          психологические установки и в то же время расстаться с прежними,
          например, при смене места работы, профессии и т. л. Приспособление к
          ДКС также представляет собой "дуплексный", деадаптационноадаптаыионный проце
          сс. Сложившаяся в ходе радикальных "реформ"
          обстановка требует от русского человека отвыкнуть от значительной
          части"национальных обычаев, традиций, автохтонных (для "общинной"
          русской цивилизации) форм жизнеустройства и "общежитель-ства" [50]
          (подвергнуться деадаптации, приспособлению off-типа– *на
          выключение" фактора). Одновременно необходимо привыкнуть к
          новым, чужеземным и инокультурным порядкам ("подвергнуться"
          адаптации в собственном смысле, приспособлению оп-типа – "на
          включение" фактора), Дедап-тация всегда протекает с большим трудом
          и медленнее. По этому мы ее ставим на первое место.
          Примером психологической деадаптации (отвыкания) можно
          считать процесс медленного ослабления (но никогда полностью не
          покидающего нас) чувства горестной, невосполнимой утраты, – когда
          уходит из жизни близкий нам человек. Поначалу хлопоты, включающие
          ритуал захоронения несколько отвлекут (порой существенно, как в
          знаменитой повести В. Распутина "В ту же землю"). В дальнейшем же
          действует только переживание потери, к которой личность не всегда
          приспосабливается. Душевные силы могут с трудом преодолевать
          утрату. Падает общая сопротивляемость организма с неблагоприятным
          исходом...
          Установлено, что смертность среди вдов и вдовцов в течение
          первого года после потери одного из супругов в 10 раз превышает
          смертность лиц того же возраста, не переживших эти утраты.
          Болезнь ДЭН у переселенцев. К болезням демо-экологической
          несовместимости следует отнести ностальгию эмигрантов,
>          военнопленных и некоторых других вынужденных переселенцев (греч.
          nostos– возвращение, algos-страдание). Это явление представляет
          собой также состояние ди-задаптации. – одну из трех ее стадий.
          Болезнь ДЭН переселенцев возникает при полном или частичном
          разрыве с родиной, близкими людьми, установившимися межличными
          связями, трудовой деятельностью и пр. Ностальгическая форма ДЭН
          проявляется психическими расстройствами депрессии
          52
          ноги характера: падение работоспособности, стойкое и глубокое
          понижение настроения, апатия, тоска, заторможенность движений и
          мышления. На фоне депрессии может появиться ияжелая телесная
          патология: обострение хронических заболеваний внутренних органов
          (сердца, сосудов и др.), снижение иммунных сил – провоцирует
          подверженность инфекционным болезням.
          Возможно и генуиннос развитие (самой ностальгической болезни
          ДЭН, без вторичных недугов) психической депрессии с летальным
          исходом: чувство подавленности, апатии, тоски, отказа от общений
          переходит в состояние спутанности сознания; понижение аппетита – в
          полный отказ от пищи;
          смерть наступает от истощения.
          За счет ностальгической болезни ряд авторов относит высокую
          смертность среди военнопленных, в частности американских солдат,
          попавших в плен в Корее, Да и опубликованные данные Генштаба
          Советской армии о немецких военнопленных можно считать
          подтверждением тому: из более 3 млн. солдат и офицеров вермахта,
          плененных нашей армией (до завершающих боев мая 1945 г. и
          капитуляции) 450 тыс. человек (около 14%) умерло или в лагерях
          НКВД (357 тыс.) или на пересыльных пунктах (остальные, примерно,
          100 тыс. человек) [8, с. 390]. Уровень смертности среди наших солдат
          и офицеров, находившихся в немецком плену, составлял примерно
          30%: из всех 4,06 млн. человек, попавших в плен, погибло (умерли,
          расстреляны) 1,2 млн. человек [8, с. 338].
          Две разновидности болезней ДЭН. Тяжесть ностальгической
          патологии мигрантов, как, по-видимому, и других болезней ДЭН,
          зависит от внутренних факторов – врожденных психологических
          свойств индивида: темперамента, типа нервной системы,
          психологического типа по К. Юнгу, личностных и коллективных
          бессознательных содержании. Вопрос этот не исследован. Мало
          исследована и зависимость рассматриваемых патологических реакций
          от индуцирующих их внешних условий.
          В поведенческой географии обсуждаются концепции о феноменах
          "глубокой привязанности человека к родным местам", тесной связи
          "чувства патриотизма" с этой привязанностью и "топофилией". о
          наследуемости некоторых "феноменов территориальности" и др. [32].
          Отсюда для этиологии и клиники болезней ДЭН не безразлично – на
          своей ли территории пребывал пациент, заболевший этим недугом и
          изменения каких (чьих) демоэкологических факторов нарушили
          53
          его адаптированность? Отвечая на поставленный вопрос MI.! получим
          две разновидности диэадаптационной болезни:
          а) ДЭН, обусловленная потерей родины и действием непривычных
          порядков в чужой стране (ностальгия переселенцев);
          б) ДЭН, обусловленная появлением чужих и исчезновением многих
          своих, привычных форм жизнеустройства у себя на родине (болезни
          ДЭН россиян).
          Различии очевидны: ц первом примере преобладает трудность
          деадаптации (отвыкания) от всего, что воплощает покинутая родина;
          чужие же порядки в чужой стране вряд лг вызывут психоэмоциональный стресс. Во в
          тором случае соотношения между
          трудностью деадаптадии (отвыкания) русских людей от исконных
          обычаев и форм русского жизнеустройства не на чужбине, а в своей
          стране, с одной стороны, и трудностями адаптации (привыания) к
          насильственным нововведениям западничества, с другой – или
          одинаковы, или преобладает неприятие "вколачиваемых" [17] либерал-
          "дс-мократами" новшеств. На тяжесть клинических проявлений
          оказывают влияние и психолого-типологические свойства личности.
          Снмптомокомплекс ДЭН как болезни колони э а ц и и. Болезни
          демо-экологической несовместимости представляют собой массовое
          страдание стран, подвергаемых колонизации – в прежней ли
          "классической? форме военного вторжения (Израиль на Ближнем
          Востоке, США в Панаме, Иране, Югославии) или с использованием
          только современных акций программируемой информационной и
          экономической экспансии, "холодной войны",
          Из истории колоний и полуколоний Азии (Китай, Индия), Америки
          (Пуэрто-Рико, в начале XX в.), Африки известно. что навязываемые
          колонизаторами режимы обрекают народные массы на нищенское
          полуголодное существование.
          Следует подчеркнуть, что хронический голод не является ни
          главным признаком, ни первопричиной, а фоном и дополнительным
          фактором, усиливающим ДЭН, "депрессивных состояний и апатии".
          Лишь при дистрофиях II и III стадий голод становится "царем
          беспощадным", повергающим люден в "биологическое рабство" [51].
          Болезни ДЭН, однако, поражают (как результат неоколониэации) и те
          слои населений, которые не голодают.
          Другим симптомом состояния ДЭН является психологический
          феномен из области этнических установок (см. начало главы 3) –
          своеобразное изменение социального поведения и
          54
          настроения индивида, которое проявляется как угнетенность
          национального самосознания, утрата этнического патриотизма пли
          "христианского национализма" и "инстинкта государственности" по
          выражению И. Ильина [34], державности.
          Впервые на этот симптом обратил внимание великий китайский
          революционер, первый президент Китая Сунь Ятсен (1924 г., цит. по
          [52р. К началу 1920-х годов, как известно, Китай был в положении
          "хуже, чем колония": потеряна национальная государственность (на
          престоле императоры-маньчжуры), часть территории оккупирована
          Японией (Лно-дунский полуостров, о. Тайвань и др.), большинство городов – морск
          их и речных портов – "свободные" экономические зоны,
          большинство провинций-"сферы интересов" США, Англии и ряда
          других государств Европы (со вседо-зволяющим правом
          экстерриториальности). Сырье за бесценок вывозится, отечественная
          экономика неконкурентноспособна, "туземные рабочие" нещадно
          эксплуатируются. Нищета, высокая заболеваемость и высокая
          смертность среди населения. Сложилась ситуация, аналогичная ДКС,
          переживаемой нашей страной, но более длительная.
          Положение было столь катастрофическим, что Китай, по расчетам
          Сунь Ятсена "мог быть полностью обескровлен", а великий китайский
          народ (400 млн. человек) "рассеяться" и демографически
          деградировать "всего за десять лет" [52]. У китайцев оказалось
          утраченным национальное самосознание, веками спасавший страну
          "национализм", вместе с этим и фактор общенародного сплочения. (Для
          Сунь Ятсена "национализм" – это "принцип единой государственной
          семьи (нации)", т.е. державный этнонатриотизм). Вместо этого возникло
          и стойко удерживалось "космополитическое чувство". Революционер,
          мыслитель – патриот своего великого, имеющего многотысячелетнюю
          культуру народа с горечью отмечает: Китай превратился в "кучу песка";
          хотя прочны се-мсено-родовые связи, но "нет соединения в
          государственную семью".
          Особое беспокойство вызывало полнейшее, до паталогич-ности,
          благодушие и нечувствительность к вопиющей несправедливости
          созданного иноземцами, режима, к лишениям, идущего к своей гибели,
          народа. В прошлом китайцы возмущались намного менее
          несправедливыми порядками, "налогами, установленными своими
          правителями". Теперь же равнодушны к значительно большим поборам,
          проводимым иностранцами.
          55
          Они стараются не замечать этих изъятий и не верят сообщениям о
          них и нависшей угрозе для этноса. В дополнение к этому-склояны к
          низкопоклонству, выражению "крайней благодарности"
          империалистическим державам за мизерную гуманитарную помощь,
          оказываемую при наводнениях.
          Итак, симптомокомплекс болезни демоэкологической несовместимости состоит из сл
          едующих признаков: 1) Психическая и
          психофизиологическая депрессия. 2) "Синдром Сунь Ятсена": утрата
          национального самосознания, невосприимчивость к фактам
          общенациональной угрозы, низкопоклонство. 3J Соматичесие болезни,
          как вторичная (вследствие депрессии, срыва адаптации) телесная
          патология дизадаптациониой обусловленности. 4) Алиментарная
          дистрофия.
          Лечение болезней ДЭН, остро социальных по происхождению,
          точнее, лечение общества, породившего их, великий гуманист
          предложил осуществить исходя из "Народных принципов". Первый из
          них-"Национализм", Два другие – "Народовластие" и "Благо народа".
          Первый "курс лечения" Сунь Ятсен и его последователи реализовали в
          20– 30-е годы. В иной геополитической обстановке современный Китай
          на основании, по сути, тех же принципов построили и совершенствуют
          "духовную цивилизацию с китайской специфичностью" [35]. Их опыт
          несомненно принесет пользу для излечения россиян от ДЭН, борьбы с
          депопуляцией.
          Глава 4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
          Вопрос о тенденции, динамике депопуляционного процесса, как
          прогнозировании демографической ситуации, нами проанализирован
          двумя способами: 1) посредством "качественного" анализа
          демографического потенциала населений, динамики показателей
          рождаемости и воспроизводства;
          2) с помощью математической модели,
          4.1. Динамика демографического потенциала
          Демографический потенциал (ДП) этноса, общности – это ее
          репродуктивные возможности. Он детерминируется:
          а) численностью репродуктивно активных представителен в составе
          общности и б) их детородной активностью (детность– число детей в
          семьях, суммарный КР и др.); причем показатели и "а" и "б" – в
          краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (через 1–2 поколения)
          перспективе.
          Общий коэффициент рождаемости, КР, суммарный КР, а также
          брутто– и нетто-коэффициенты воспроизводства населения в РФ с
          самого начала депопуляции-с середины 80-х годов – находятся ниже
          "красной черты", т.е. уровня, необходимого для простого
          воспроизводства (нулевое значение ПЕП) и неуклонно продолжают
          снижаться. Так, общий КР уменьшился с 17,1 в 1987-м до 9,6 в 1993-м
          и 9,5 пром. в 1995 году [9, 10].
          Суммарный коэффициент рождаемости, рассчитанный для всех
          территорий РФ, снизился с 2,3 в 1987-м до 1,4 в 1993-м и 1,3 в 1996
          г.-деторождении на одну женщину репродуктивного возраста [9, 10], а
          для районов с неблагополучной ДС с 2,0 до 1,0, т.е. до уровня более,
          чем в 2 раза сниженного по сравнению с критическим для приостановки
          депопуляции [10]. Брутто-коэффициент снизился с 1,1 до 0,69 по РФ и с
          0,95 до 0,47 (в "неблагополучных" районах) рождений девочек на одну
          женщину указанного возраста в 1987 г. и 1995 г. соответственно [9, 10,
          77]. Приведя эти данные
          57
          к значениям нетто-коэффидиента (использовались материалы [64р
          получаем его величину: для России 0,61 и для территорий, подобных
          Ленобласти, 0,41 в 1995. Это вместо и без –юго уже сниженных
          показателей в 1987 г.-соответственно, 0,93 и 0,82 девочки,
          рожденной одной женщиной (в среднем) 15–49-летнего возраста, и
          дожившей до возраста матери ("красная черта", значение этого
          показателя для остановки депопуляции составляет 1.00). Из
          изложенных данных можно сделать два вывода:
          а) Депопуляционный процесс, начавшийся в РФ с середины 80-х
          годов и характеризовавшийся средней детиостью семей по России–
          1,8, в регионах с неблагополучной ДС– 1,6 ребенка на супружескую
          пару, в дальнейшем углублялся. Это привело к доминированию семей с
          0,9 и 0,8 детей, соответственно, вместо требуемого минимума–2,1-
          2,5 детей на семью (вариации "красной черты" – для учета изменений
          смертности и демографических установок). Ориентировочный подсчет
          по этим данным показал, что ДП снизился: по сравнению с 1987 годом
          в 1,5 и 2,0 раза соответственно, а по сравнению с "красной чертой * в
          1,7–2,8 и в 2,6–3,1 раза.
          б) Численность когорты будущих матерей (матерями они станут
          начиная с 2010–2020 гг. и на протяжении последующих 20–30 лет)
          сократилась: по сравнению с серединой 80-х годов, по РФ в 1,5, а для
          регионов, подобных Петербургу и Ленобласти – в 2,0 раза; по
          отношению же к величинам, необходимым для остановки депопуляции
          ("красной черте") их абсолютная численность уменьшилась в 1,8 и 2,4
          раза, соответственно.
          4.2. Моделирование динамики депопуляции
          Малоутешительными оказались результаты математического
          прогнозирования, проведенного с помощью следующей модели
          т 4,=Sr, – e – "" Q"}"r,. –I,
          где So и –S "-исходная и через t лет численность населения;
          Q – истинный показатель естественной убыли (прироста) населения,
          ПЕП; Т – длина демографического поколения (здесь принята равной 26
          годам); /?"-нетто-коэффициент воспроизводства населения. Второе
          уравнение – постулирует неизменность, на протяжении времени Т
          демографической си-
          68
          туации (постулат и формула Лотке), т.е. постоянное значение уровня
          рождаемости, смертности и некоторых других характеристик.
          Были просчитаны три варианта депопуляции, отвечающие трем следующим
          значениям показатели естественного прироста (убыли) населения ПЕП, принятом
          за Q: – 5,5 пром. (темп снижения ЧН РФ в 1993 г.); – 11,5 пром. (то же дли
          Петербурга, Ленобласти и других регионов с неблагоприятной ДС); –27,1 пром.
          Последняя величина-обвальный среднегодовой темп (3% к исходной ЧН) убыли
          народонаселения, который может реализоваться, в связи с продолжающимся
          углублением кризиса, ДКС. Недостаток использованной математической модели
          (идеализация ДС, существенно нарушаемая при депопуляции) восполняет
          возможность параллельного "качественного * прогнозирования, исходя из
          детности семей, примерно равной суммарному КР. Дело в том, что приведенные
          значения ПЕП (–5,5, –11,5, –27,1 пром.), с помощью уравнения Лотке
          позволяют получить следующие средние значения количества детей в семьях
          россиян: 1,7, 1,5 и 1,0, соответственно.
          Подставив три избранных значения коэффициента Q в экспоненциальную
          модель, получаем следующие результаты. По истечении 25 лет, в 2020 г.
          численность населения РФ сократится, соответственно трем значениям ПЕП: на
          22 млн. (15%), 37 млн. (25%) или на 71 млн. человек (49%).
          Через 50 лет, к 2045 г. население страны, конкретнее, численность русского
          населения РФ уменьшится минимум на 39 млн. (27%) – это "оптимальный"
          вариант, – но вполне вероятно-на 65 млн. (45%), а при наиболее неблагоприятных
          условиях нация может понести трагическн невосполнимый урон в 108 млн.
          человек (сократится на 73% от численности в 1995 г. всех россиян, на 90% от
          численности русских), примерно в 3,5 раза, в полном соответствии с упомянутыми
          выше планами врагов России [28]. Над Россией, русским этносом не только
          нависла, а уже начала свое смертоносное шествие демографическая катастрофа,
          пока ничем не сдерживаемая (напротив, поддерживаемая министрами-
          "демократа-мн") обвальная депопуляция.
          4.3. Проблема проблем русских
          Результаты демографического прогноза-ожидаемое сокращение
          численности русского этноса через два поколения в два или более чем в два
          раза– в вопросах национальной
          69
          политики РФ на первое место выдвигает проблемы бытия и
          благополучия великороссов – экономические, идеологические,
          политические, демографические. Среди них ключевое место занимают
          последние.
          Проблема демографической защиты –спасения от вымирания,
          остановка депопуляции, а затем оптимизация репродуктивных процессов,
          воспроизводства молодых поколений русского народа – это главная
          проблема России на рубеже тысячелетий, на протяжении ряда первых
          десятилетий XXI века. Что произойдет, если не приостановим
          депопуляцию? Произойдет только одно – необратимая трансформация
          углубляющейся демографической аномалии в этно-историче-скую
          катастрофу: к середине грядущего столетия русские, как великий народ
          (он в Европе пока является самым многочисленным, но расчленен и
          вымирает по миллиону в год) и Россия как суверенное государство
          прекратят свое историческое бытие.
          Архиактуальной, трудной, но выполнимой задачей следует считать
          снижение темпов вымирания до ежегодной убыли не более, чем 0,5% от
          текущей ЧН. Добиться того, чтобы процесс протекал по первому, из
          трех просчитанных нами, "оптимальному" варианту динамики
          депопуляции. Это позволит сохранить численность россиян и русских,
          равной не менее 75% от ее значения на начало 1995 г. (не менее 110 и 85
          млн. человек, соответственно) на протяжении 25–50 лет. Это тот
          критический минимум, который абсолютно необходим, чтобы
          преодолеть кризис, ДКС и восстановить суверинитет государства.
          Трудности выполнения сформулированной задачи не только в том,
          что. как уже отмечалось, некоторые министры-": де-мократы" проводят
          демографическую политику в поддержку депопуляции. Трудности уже
          созданы, жестко запрограммированы самой демографической
          аномалией.
          Процесс депопуляции, как бескомпромиссный молох –
          "демографический императив", уже предопределил: в конце первого,
          начале второго десятилетия XXI века Россия, даже руководимая
          благонамеренным патриотическим правительством, с трудом преодолеет
          дефицит численности молодых русских. В подтверждение приведу
          высказывание И. Шафа-ревича: "Резко сократившееся население не
          будет в состоянии ни освоить, ни защитить наши громадные земли от
          дальнего Востока и Юга. Какая у нас будет армия через 20 лет,
          предопределено уже сейчас, здесь ничего, никакими мерами
          60
          изменить нельзя-эти мальчики уже родились. Оптимальная
          численность армии, необходимой для России–1,5 млн. человек и 500
          тыс. человек войск МВД, что, при двухгодичной глужбе по призыву,
          требует ежегодно призывать 700 тыс. человек. В 1993 и 1994 годах
          родилось по 600 тыс. русских мальчиков, число которых ко времени их
          призыва, из-за бытовых смертей сократится до 500–520 тысяч, а после
          медицинской выбраковки и вследствие уклонений от службы даст 100-
          150 тыс. русских призывников. Другие нации дадут не более 50 тыс.
          человек" [21].
          Автор отметил, что еще в 80-с годы ПЕП у русских в 4 раза был
          ниже, чем у других народов РФ. Резкое увеличение численности
          нерусских этносов усилит сепаратизм. ": А если не русские, то кто может
          удержать Россию от распада?" Возникнут проблемы и с нехваткой
          кадров в экономике.
          Если исключить не свойственное психологии русских *не
          конституционное" поведение – уклонение от службы, то прогнозируемый И. Р. Ша
          фаневичем и В. И. Козловым [6] 70-процентный
          недокомплект армии-основы всякой государственности – очевидно
          следует ожидать лишь к середине XXI в. Это при условии, что будет
          организована демографическая защита ("оптимальный" вариант течения
          депопуляции). В противном случае демографическая аномалия неизбежно будет углу
          бляться, потому что ей присуща способность к
          самоподдержке.
          4.4. Основная причина начавшегося вымирания русских
          В брошюре указано несколько причин начавшегося вымирания
          русских. Однако следует четко понимать, что начавшееся вымирание
          русских как этноса происходит не как следствие какой-то усталости,
          какого-то старения русской нации. Учение Л. Н. Гумилева о
          неизбежности гибели этносов по прошествии определенного
          исторического отрезка времени опровергается фактами истории. Греки,
          китайцы и другие народы, развивая свою культуру, живут на планете несколько тыся
          ч лет. Еще многие тысячи лет могли бы жить и русские.
          Начавшееся вымирание русской нации является результатом действия
          русофобских сил, ведущих свою подтачивающую работу на протяжении
          столетий и особенно активно – в конце XX века. В чем же причина
          этого, кому помешали русские? Дело в том, что Россия
          61
          исторически владеет прекрасной территорией с плодородной землей,
          чистыми водами, богатыми лесами и богатейшими недрами. На эти-то
          богатства России и зарятся чужеземцы. Нашествия хана Батыя,
          Наполеона и Гитлера с их полчищами не смогли покорить русских.
          Тогда в XX веке в США были ггридуманы атомная бомба"
          баллистические ракеты и провозглашена как официальная военная
          доктрина стратегия превентивного ядерного удара по СССР. Однако и
          это не принесло успеха русофобам, т. к, над Советским Союзом был
          создан ответный оборонительный ракетно-ядерньте шит. Тогда враги
          русского народа изменили стратегию и тактику. Они начали проводить
          политику на уничтожение СССР как государства с помощью его
          разваливания изнутри, опираясь на диссидентов и "агентов влияния" из
          числа нерусских, пробравшихся в СССР в эшелоны власти, идеологии,
          политики, в средства массовой информации. Эта политика принесла русофобам успе
          х: они добились разрушения СССР. Для этого
          предварительно, этап за этапом, были осуществлены: ликвидация
          мирового коммунистического движения, ликвидация Варшавского
          договора, ликвидация КПСС, т.е. всех главных внешних и внутренних
          опор советского государства. После развала СССР были ввергнуты и
          кризис и хаос его финансы, промышленность, сельское хозяйство,
          началось массовое разграбление природных ресурсов России, ее
          народной собственности, была организована "утечка мозгов" из России
          па Запад. Вот здесь-то и возникли условия для наблюдающегося сейчас
          геноцида русских.
          Следует иметь в виду, что разрушение СССР не было самоцелью
          русофобов. Важнейшая их цель-разрушение России, передача С.-
          Петербурга с прилегающими землями под протекторат Швеции,
          Дальнего Востока –под протекторат Японии, Дона, Кубани и
          Ставрополья-под протекторат Турции и т. д., а всей территории России
          -под опеку ООН го звездно-полосатым флагом. Но и расчленение
          России-еще не самая главная цель русофобов. Оно. расчленение, им
          необходимо для организации окончательного вымирания русских и
          полного овладения их территорией и ресурсами. ": Этого не будет", –
          скажут русские, прочитав эти слова. Хорошо, что так скажут, но еще
          лучше, если смогут сделать так. чтобы этого не было. Что же делать?
          На этот вопрос следует ответить политикам. Демография-это не
          политика, она равно затрагивает всех. Ведь если вымрут русские, то
          никаким политикам уже не придется бороться за звание "русских
          патриотов".
          62
          Глава 5. МЕХАНИЗМЫ УГЛУБЛЕНИЯ ДЕПОПУЛЯЦИИ
          5.1. "Инерционность" демографических аномалий
          Трудность организации демографической защиты – спасения
          русского этноса обусловлена как субъективными, так и объективными
          причинами. Субъективный барьер, неадекватные психологические
          установки лишь частично связаны с "инерционностью"
          демографических процессов, трудностью восприятия их трендов в
          масштабах ряда поколений. В основном же-инертностью мышления
          многих русских, в особенности власть имуши, х "интеллектуалов",
          отнюдь не страдающих болезнью ДЭН. Например, таких, как
          упомянутый "академик", который "авторитетно" изрек: "депопуляция"
          россиян – "явление позитивное" (да простит меня читатель за
          повторение дремучей глупости и бесчеловечности *). Это– не просто
          невежество, а цинизм чиновничьего низкопоклонства перед националсоциалистским
          "мировым правительст-по"л", апологетика
          неомальтузианства.
          "Инерционность" процессов воспроизводства населения имеет
          место как при взрывоподобном увеличении, так и ускоряющем
          снижении, убыли темпов этого процесса. Здесь, очевидно, не только
          проявляются тривиальные дефекты потери устойчивости
          саморазвивающейся системы. Дают о себе чнать и специфические
          механизмы самоподдержки, углубления депопуляции, три из которых
          мы кратко рассмотрим.
          " У российских неомальгу"ианцев – "демократов" – (помимо горе-угного и
          его напарника министра) – имеются предшественники. Тае, еще и 194в г. V. Vo"l
          ирндывал: "С точки зрения всего человечества в Китае г;"."од. пожалуй, не только
          желателен, го " необходим" {цит. по [511). Пол "всем человечеством "мировой
          общественностью" идеологи-неом a."i»..–1л сканцы понимают только ". чолотой
          чнллинрд" этносов 3 я пяла. Все ос-гяльное население Земли они считают
          стихийным бедствием, с коим на-"лежнт бороться, почти как с саранчой.
          63
          5.2. Механизм непосредственной поддержки депопуляции
          При неизменном уровне общей смертности негативные для
          оптимального воспроизводства поколении материальные и в целом
          кризисные социальные условия сами по себе имеют тенденцию (. хотя и
          не всегда, см. [51р, снижая уровень рождаемости, пролонгировать
          дспопуляционный процесс с помощью механизма, который выглядит
          как circulus vitiosus– "заколдованный круг". В нем действует
          непосредственная, прямая связь: снижение материального уровня,
          подушевого дохода членов семьи – усиление отклонения
          репродуктивного поведения супругов от оптимума. Начинают
          доминировать установки на малодетную и бездетную семью. если
          демографически активная часть общности испытывает существенное
          материальное затруднение и тяготы эти заметно возрастают при
          увеличении числа детей в семье, то у населения будут доминировать
          установки на одно-двух-дет-ную семью. Если подушевой доход в
          стране увеличивается медленнее чем затраты на воспитание детей, тогда
          малодетные репродуктивные настроения будут преобладать в ряду
          смежных поколений – в семьях родителей, детей, внуков. Это, в свою
          очередь, неизбежно ведет к постарению населения, возрастанию
          "нагрузки" на трудоспособную часть общности, еще большему
          ухудшению материального положепнп не малодетных семей. Круг
          замыкается. Разорвать его может только эффективная демографическая
          политика, подобная той, что была введена правительством До Голя [22]
          и ныне, пот уже на протяжении нескольких десятков лет проводится во
          Франции, а вслед за ней в ряде других стран Европы,
          5.3. Механизм отсроченных депопуляционных волн
          Механизм отсроченной "поддержки" депопуляции может быть
          интерпретирован как обратная положительная связь. Он представляет
          собой реактивное снижение уровня воспроизводства населения,
          наступающее, примерно, через 2о лет после первопричины. После того
          или иного деструктивного для воспроизводства населения воздействия
          {война, голод, ДСК-на протяжении ряда лет), повлекшего за собой резкое уменьшени
          е абсолютного количества родившихся младенцев.
          Демографический потенциал общности резко понижается и с
          физической (физико-биологической) неизбежностью "программирует"
          следующую ситуацию. По истечении названного
          64
          64
          отрезка времени, равного длине демографического поколения (плюсминус несколько
          лет, т. к. возраст вступления в брак колеблется),
          возмужают и начнут давать потомство юные супружеские пары,
          абсолютное число которых будет много меньшим по сравнению с
          числом родительских семей, как неизбежное следствие аномальной ДС.
          Если последняя имеет фиксированные даты начала и конца, как это было,
          например, в годы войны, эффект отсроченной "поддержки" депопуляции
          носит характер "седловины" или негативной волны на кривой
          естественного движения населения. Если же строго было зафиксировано
          только начало демографического неблагополучия и оно продолжает
          сохраняться – как в нашем случае – тогда через 25 (плюс-минут 5–7)
          лет с той же неизбежностью наступит одноступенчатый тренд, спад на
          нашей кривой. С этого момента произойдет заметное увеличение
          наклона, негативный сдвиг кривой естественной динамики населения. 5.4.
          Взаимодействие демографических "сдвигов"
          Как следует из публикации [65] и наших приблизительных подсчетов,
          количество детородных семей в РФ с 40 млн– в 1995 году может
          уменьшиться минимум до 27 млн. семей в 2010–2020 гг., т.е. более,
          чем на 30%. С другой стороны, к тому времени большинство россиян,
          очевидно, будут иметь, если не такой нищенский доход как сейчас, то по
          меньшей мере бедняцкий для 2–3-детных семей. Тогда, два рассмотренных механиз
          ма "поддержки" депопуляции взаимно усилят друг друга
          и темпы вымирания ускорятся. Ниже на этом "взаимоусилснии" мы
          остановимся особо. Здесь ограничимся важным, на наш взгляд,
          утверждением: для замедления депопуляции, помимо забот о снижении
          общей смертности, главное внимание следует сосредоточить на
          увеличении количества детей в семьях, увеличении суммарного
          коэффициента рождаемости. Именно здесь следует найти и
          мобилизовать резерв демографической защиты, реанимировать
          внутренние силы спасения этноса.
          Не следует забывать о невостребованных глубинных возможностях
          русской цивилизации по поддержанию оптималь-
          * После Великой Отечественной войны первая демографическая волна проявила себя
          в
          19G7–1971 гг. в снижении, примерно, на 5 нром– естественного прироста населения.
          Через
          25+2 года от середины военного лихолетья число нояорождсшшх уменЕ. шчлось при
          мерно
          на] млн человек no сравнению с 1ЭпП– 1965 гг. Вторая, на ппрядок более слабая волн
          а,
          пришлась на 1992–199fi гг., вноси милозначимый вклад в разразившуюся депопуляц
          ию
          россиян.
          5 65
          65
          ного воспроизводства поколений. Несмотря на несопоставимо более
          суровые климатические условия, чем условия жизни любой другой
          крупной державы, несмотря на частые боевые потери в оборонительных
          (по преимуществу) войнах, русский народ столетиями поддерживал
          достаточно высокую численность своих рядов. Значит, в его
          социально-психологическом статусе есть соответствующие
          механизмы. Возможно для него, как для представителя этно-культуры
          традиционного, общинного типа дети являют собой не только
          страхующую опору в старости. Возможно для большинства русских
          матерей и отцов отношение к детям-это не только трепетная и
          жертвенная любовь к своим потомкам, но также и сознанием не
          воспринимаемый, но чувственно переживаемый долг перед предками?
          Быть может, в роковые для этноса времена начинают функционировать
          ранее дремавшие доминанты, бессознательные мотивации видеть в
          детях и внуках не просто "продолжение рода", а продолжение
          индивидуального вклада в будущее своего народа.
          Необходимо оживить и поддержать эти высоконравственные
          надличностные, хранящиеся в бессознательной психике доминанты
          молодых пап и мам. Пропагандой и другими путями способствовать
          тому, чтобы они превратились в осознанные мотивации. Тогда удастся
          не только приостановить депопуляцию русского народа, но и
          обеспечить оптимальный уровень расширенного воспроизводства его
          молодых поколений.
          66
          Глава 6. ИТОГИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
          6.1. Факторы демо-экологического кризиса
          В третье тысячелетие Россия вступает, переживая состояние глубокой
          демо-экологической кризисной ситуации, которая проявляется в кризисе трех
          типов.
          6.1.1. Длительный м атериальный к р и з и с:
          а) редчайший экономический спад, вызвавший нищету и хроническое голодание
          60–80% населения; б) деиндустриализа-п, ня – уничтожение промышленного
          потенциала и насильственное разрушение сельского хозяйства – деаграризацин
          страны: в) ликвидация материального обеспечения и структур поддерживания на
          современном уровне науки и технического прогресса.
          6.1.2. Кризис духовности: а) кризис идеологии– ориентацию на торгашеские
          ценности Запада большинство народа отвергло, однако, более чем когда-либо
          нациоггальнос самосознание русских подавлено и с большим трудом оживляется;
          б) в упадке традиционная культура, власти же поддерживают и навязывают шоу
          эрзац-культупы, образцы "безнациональной, безнравственной раэвлекаловки",
          сексуальных сюжетов, устрашающих фантасмагорий; в) упал духовнонравственный
          уровень руководящей "элиты", случаи причастности которых к
          преступлениям не расследуются;
          т *) всплеск коррупции, воровства, бандитизма: д) русская литература и кинотелепро
          дукция вытесняется безнациональной русскоязычной.
          6.1.3. Русский народ переживает цивилиза-ц ионный надлом: а) кризис
          государственности-подорваны или разрушены основные се ИНСТИТУТЫ: армия,
          органы госбезопасности, правоохранения, представительной власти, управления
          СМИ: в кризисе ведомства здравоохранения и образования, б) В высши органах
          власти "окопалась" бесконтрольная марионеточная группа "демократов" и
          хапуг-банкиров, оригнтировангых па интересы не России, а Запада.
          5 * G7
          G7
          в) Насильственно внедряются чужеземные этно-социокуль-турные
          модели жизнеустройства, несовместимые с укоронив-шимися на
          протяжении тысячелетии обычаями, традиционным образом жизни и
          доминирующим складом характера русских людей (точнее восточных
          славян). Это является главным источником стрессогенности
          сложившейся ДКС, дезадаптационных болезней типа дсмоэкологической несовмести
          мости, г) Кризис национальной политики:
          русский народ лишен своей национальной государственности фактически (судя по эв
          олюции этнического представительства в органах
          власти) и юридически (до сих пор в Конституции нет статьи о том, что
          Россия – это русское государство); на территории РФ создано 23
          "моно-на-циональных", "уверенных" государства, в большинстве из
          которых ущемляются права русских, даже там, где они в большинстве;
          властвующий режим поддерживает антирусские интересы во всех
          конфликтных ситуациях: в Чечне, Туве. Приднестровьи, в Крыму,
          Северном Казахстане, Прибалтике, д) Кризис геополитического статуса:
          РФ, потеряв положение великой державы, эволюционирует к статусу
          "хуже колонии"; до астрономических размеров возрос внешний долг и
          продолжает расти; грабительски низкие цены на выкачиваемые из нашей
          страны сырьевые богатства назначает "мировое правительство"; ВМФ
          ультимативно требует дальнейшего развала экономики под видом
          "структурной перестройки"; с феноменальной уступчивостью режим
          идет на продвижение НАТО к границам РФ, подписав издевательские
          для русских документы о всеподданическом согласии на эту акцию
          экспансионистской политики "мирового правительства".
          6.1.4. Резко ухудшилось здоровье народа. Не только и не столько
          хронический голод и нищета, а весь комплекс трудно переносимой
          демо-экологической кризисной ситуации с попыткой насильственной
          ломки – "гибридиза" ции" всей русской цивилизации не мог не вызвать
          взлет массовых заболеваний, главным образом, дизадаптационной
          этиологии. Нарушается адаптированность личности к социальной среде,
          появляется психическая депрессия, понижается иммунитет, развивается
          вторичная патология (болезни внутренних органов, инфекционные и др.).
          Все эти страдания вместе мы называем болезнями демоэкологической
          несовместимости, неприятия русскими существенно чуждой культуры.
          Такого рода "гибридизация" рано или поздно окончится гибелью одной
          из "скрещиваемых" цивилизаций.
          68
          Итог всему – катастрофическое ухудшение демографической
          ситуации: превышение в разы уровня смертности над уровнем
          рождаемости и другие признаки обвальной депопуляции, что
          рассмотрим подробнее,
          6.2. Признаки начала демографической катастрофы
          Русская нация переживает кризис процесса воспроизводства
          молодых поколений такой глубины, с которым она в своей истории не
          встречалась.
          а) Численность населения РФ к началу 1997 г. уменьшилась по
          официальным данным на 3,7 млн. человек, а согласно отдельным
          публикациям [6, 7, и др.] – почти в два раза больше, на 5–6 млн.
          человек. Это расхождение можно отнести за счет большого притока
          русских беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья (300–600
          тыс. человек в год), "ошибочно * причисленных к постоянно
          проживающим, исходной численности горожан или сельчан, а также за
          счет ежегодного увеличения россиян нерусской национальности (примерно по 100–
          200 тыс. человек в год).
          б) Депопуляция в 1996 г. охватила территории, где проживает 94%
          всего населения РФ.
          в) Почти исключительно за счет русских сокращается ЧН РФ
          примерно на 1 млн. человек в год. Доля русс

Демограф (2 3 4)