Демограф

Демограф (2 3 4)

          КОРЕШКИН Алексей Иванович (профессор, доктор медицинских наук)
          Работа посвящена актуальнейшеи проблеме России – поиску путей приостановки углубляющейся депопуляции. На протяжении нескольких лет численность населения РФ сокращается по миллиону человек в год, почти исключительно за счет русских; а среднее число детей в семьях меньше минимально необходимого для простого (без вымирания) воспроизводства – в два раза. Это уже предопределило сокращение (также примерно в два раза) численности грядущего репродуктивно активного молодого поколения 2007-2015 годов. Чтобы остановить депопуляцию хотя бы в конце первой – начале второй четверти XXI в., автор считает необходимым немедленно начать проведение ряда неотложных мер по демографической защите русского этноса.


          Предисловие
          В конце горбачевской "перестройки" московский публицист М. Бернштам опубликовал в США демографический прогноз для России, отрывок из которого был перепечатан в журнале "Москва". М. Бернштам на основе своего анализа предвещал быстрое вымирание русского населения на территории бывшего Советского Союза, начиная с первой половины XXI столетия. Отечественный демограф доктор наук А.И. Корешкин сначала не согласился с этим, но вот прошло несколько лет, и он пишет о том же. Демография – инерционный процесс, и те изменения, которые улавливают специфические коэффициенты и статистические данные, сказываются лишь через поколения, Увы, симптомы налицо, и диагноз специалистов неутешителен: русские вымирают, и если тяжелую болезнь не начать энергично лечить. летальный исход станет неизбежен. Трудно даже представить мучения тех последних русских, которые окажутся травимыми и гонимыми на своей бывшей территории. Во всяком случае, им будет много тяжелее, чем эмигрантам и беженцам, ибо бежать им будет уже некуда. Однако вымирание русских принесет бедствия не только последним русским и другим народам, живущим на территории России, которые будут засасываться в бездну, как в водоворот над омутом. Вымирание русских принесет бедствия всему человечеству. Русские сыграли выдающуюся роль в истории человечества. Прежде всего неоценим их вклад в мировую культуру. Известный западный деятель культуры как-то сказал, что в мировой истории было 3 взлета культуры: древняя Эллада, древний Рим и XIX век в России. С этим трудно не согласиться. Русские литература, музыка, живопись, наука и философия XIX столетия создали непреходящие ценности, которые будут питать живительным соком все человечество на протяжении веков, подобно тому, как достижения античной Греции, воскрешенные в эпоху Возрождения, вскармливали европейскую. культуру. И талантливо одаренный русский народ не
          мало мог бы еще создать при благоприятных условиях.
          Не менее важен для мировой цивилизации вклад русских в
          социальное творчество народов, в поиск целесообразных форм
          организации человеческого общества. В силу своего национального
          характера, заложенного в генофонде нации и оттачивавшегося веками,
          русские склонны к поиску социальной справедливости. По дошедшим
          до нас сведениям, древние славяне Восточной Европы не признавали
          рабства, процветавшего на окружающих территориях. Древнерусское
          вече, крестьянская община, казачий круг, советская власть– все это
          созданные русским народом общественные формы бытия, нацеленные
          на обеспечение социальной справедливости.
          Созданная русскими форма христианской религии – Православие –
          учит любви к ближнему.
          В отличие от русского альтруизма западноевропейским народам в
          значительной степени свойственен индивидуалистический эгоизм.
          Именно в странах Западной Европы на несколько веков раньше, чем в
          России, возникло закрепощение крестьян в форме крепостного права, а
          при образовании США в этом государстве широко использовалось
          рабство.
          Уникален в истории человечества опыт строительства Российской
          империи, самой крупной по территории и времени существования. Если
          другие империи (империи Кира, Александра Македонского, Чингисхана в древности,
          империи Испании, Португалии, Британии, Франции и др.– в
          новое время) создавались путем покорения, а часто и уничтожения
          других народов, то Российская империя создавалась в основном путем
          добровольного вхождения в ее состав окрестных народов. Находясь в
          составе России, многие народы при бескорыстной помощи русских
          обрели письменность, школу, вузы, науку, обрели современные
          учреждения культуры и государственной власти.
          Уникальный опыт строительства в СССР социализма будет изучаться
          и использоваться, пока существует человечество. Трудно представить,
          сколько еще могли бы дать миру русские в области поиска и реализации
          новых форм организации общества.
          И вот сейчас этот талантливейший народ в мире, создавший
          высочайшую культуру и новые формы организации человеческого
          общества, вымирает. Почему это происходит,
          4
          объяснено в тексте работы. Возможно ли еще предотвратить это
          вымирание – об этом тоже говорится в работе.
          Если этого не сделать, человечество сильно обеднеет и потеряет
          нечто незаменимо важное в своем существовании. Значительно более
          важное, чем те деньги и ресурсы, которые кое-кому удастся захватить в
          результате раздела русского наследства.
          Демография-это не политика, это коренная проблема нации, и все
          национальные политические течения и партии окажутся бессмысленными
          перед лицом вымирания нации: и коммунистам, и монархистам, и
          демократам уже не придется бороться за власть, когда не над кем будет
          властвовать.
          По нашему мнению, все политические и государственные деятели
          России (кроме тайных ненавистников России) должны ознакомиться с
          данной работой и крепко призадуматься над поднятыми в ней
          проблемами.
          Однако мало надежды на то, что современным политическим
          деятелям хватит мудрости для того, чтобы повернуть вспять вскрытые
          печальные демографические тенденции русского народа. Гораздо
          больше надежд на то, что великий русский народ соберет богатырские
          силы, чтобы навести порядок в своем доме и преодолеть тяжкий
          демографический кризис.
          Р. А. Нелепин,
          член президиума Северо-Западного отделения
          Международной славянской академии наук, образования,
          искусств и культуры
          ВВЕДЕНИЕ
          В конце XX в. человечество столкнулось с трудно разрешимыми
          проблемами в геополитической, экологической и демографической
          сферах его бытия. Неблагополучия последнего характера, проблемы
          воспроизводства людей в одних странах дают о себе знать
          взрывоподобным ростом численности населения (ЧН), в других, и
          прежде всего в нашей стране, напротив – ускоренным вымиранием,
          депопуляцией этносов.
          Народ России пережил три наиболее крупные демографические
          аномалии депопуляционного характера. Первое катастрофически быстрое
          сокращение ЧН зарегистрировано в начале XVII в., в годы великой
          Смуты [I]. Второе крупномасштабное демографическое бедствие имело
          место в годы Первой мировой и гражданской войн. Третье разразилось
          в ли-холетия фашистского нашествия. Отголоски его в виде второй
          негативной волны вносят свой вклад в и без того чрезвычайно
          неблагоприятную демографическую ситуацию (ДС), сложившуюся ныне
          в РФ.
          Описание создавшейся в стране ДС, изложение результатов
          предварительного ее анализа и прогноза, а также точки зрения автора о
          путях приостановки депопуляционного процесса составляют цель
          настоящей работы.
          Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 1.1.
          Депопуляция населения Российской Федерации
          Воспроизводство народонаселения СССР начало заметно
          ухудшаться с 70-х–80-х годов. Это видно из сравнения статистических
          данных за 1959, 1979 и 1987 гг. Численность населения СССР в
          указанные годы составляла, соответственно, 209, 262 и 281 млн.
          человек (среднегодовой темп роста в первом интервале 1,12%, во
          втором 0,87%); коэффициенты рождаемости (КР) – 24,5, 21,7 и 19,8
          промилле (пром.), коэффициенты смертности (КС) – 7,4, 9,0 и 9,9
          пром., а коэффициенты, показатели естественного прироста (ПЕП) –
          17,1, 12,7 и 9,9 пром. В РСФСР в 1987 г. ДС была, значительно хуже:
          КР здесь равнялся 17,7, КС– 10,5, а ПЕП–7,2 пром.
          Зарождение демографической, четвертой по счету аномалии можно
          отнести к середине 60-х-началу 70-х годов, когда наблюдавшееся на
          протяжении 20–30 лет неуклонное снижение КС, вдруг сменилось
          увеличением этого показателя, увеличением общей смертности
          населения СССР [2];
          ухудшилась и рождаемость, уменьшился КР. Но наиболее
          неблагоприятная, негативная ДС сложилась в самом конце 80-х годов.
          После 1987 г. вначале наблюдалась относительная и "скрытая"
          депопуляция (неуклонное снижение КР и положительного ПЕП,
          ущербная величина нетто-коэффициента воспроизводства поколений),
          завершившаяся годом "простого воспроизводства" населения РСФСР,
          РФ (в 1991 году ПЕП был близок. к нулю). В следующем, 1992 году
          начался процесс абсолютной депопуляции, вымирание народонаселения
          страны.
          За 3,5 года названного периода– 1992, 1993, 1994 и 6 месяцев 1995
          года – убыль населения РФ (по данным Госкомстата, без вычета, как
          выяснилось позднее, миграционного притока русских из стран СНГ)
          составила 2,4, а по некоторым данным–3,1 млн. человек. (2% от
          исходной численно-
          8
          сти населения), с распределением по годам: 207, 805, 905 и 450 тыс.
          человек. Для сравнения: за 3,5 года первой мировой войны
          безвозвратные потери Русской армии составили 1,4– 1,8 млн. человек,
          что равнялось примерно 1% от ЧН России в 1914 г. [З].
          За минувшие 5 лет после разрушения СССР (1992– 1996 гг.)
          "естественный" демографический урон по официальным, явно
          заниженным сведениям составил 3,7 млн. человек. Если принять
          ежегодное положительное сальдо миграции (приток вынужденных
          переселенцев и беженцев) равным 300–600 тыс. человек, то
          приведенная величина возрастет до 5–6 млн. человек (см. сообщения
          [4, 7р. В итоге оказалось, что потери пяти "мирных" постсоветских лет
          сопоставимы с второй, 8-летней демографической аномалией 1914-
          1922 годов, которая унесла около 7 млн. человеческих жизней, включая
          потери Русской армии (1,8 млн.). Красной армии (950 тыс.), гибель от
          голода, эпидемий, репрессий (примерно 2 млн.), а также эмиграцию
          (порядка 2 млн. человек) за рубеж [3, 8].
          1.2. Регионы с наиболее неблагоприятной ДС
          В 1995 и 1.996 гг. вымирание населения охватило 70 из всех 79
          регионов страны, где проживает 94% россиян. В 1994 и 1995 гг. число
          умерших превышало число родившихся в 1,7, а в 1996-м в 1,6 раза. На
          исконно русских территориях Северо-Западного, Центрального и
          Центрально-Черноземного районов с наиболее неблагоприятной ДС-
          Петербург, Ленинградская, Ивановская, Новгородская, Псковская,
          Тульская, Рязанская, Ярославская и некоторые другие области умерших зарегистри
          ровано в 2,1–2,8 раза больше, чем родившихся [4,
          5].
          В городе на Неве и Ленинградской области ухудшение ДС с полной
          отчетливостью наблюдалось в середине 80-х. В частности, в 1987 г.
          значение КР и КС для страны в целом было равно 17,1 и 10,5, а для
          Ленобласти– 14,7 и 12,9 пром., соответственно, и для Петербурга–
          14,6 и 11,7 пром. Естественный прирост населения здесь уже тогда был
          в 2,5–3,5 раза меньше, чем в среднем в РФ. Поэтому и депопуляция
          * По предварительным данным [66] в группу наиболее неблагонадежных в
          демографическом отношении регионов следует причислить и Московскую
          область, где число родившихся в несколько раз меньше числа умерших.
          9
          началась на два года раньше и протекает в более глубокой форме.
          ПЕП, показатель убыли народонаселения РФ в 1993 г. равнялся –5,5
          пром. (по другим данным –5,1 [9], а для Петербурга и Ленобласти –
          11,5 пром., т.е. в два раза больше [10J. В итоге за год ЧН
          рассматриваемого региона сократилась на 72 тыс. человек (не
          учитывая приток мигрантов), по 11 человек на каждую тысячу
          жителей. В 1994 и 1995 гг. процесс вымирания здесь протекал,
          приблизительно, в столь же быстром темпе. В 1995 г. отмечен рост
          смертности от болезней органов пищеварения на 18% в городе и на
          33% в области, от инфекционных болезней –на 15% и 9%, соответственно,
          от самоубийств –на 5% и 41% [11J. В 1996 году наметилась
          некоторая тенденция к улучшению.
          Коэффициент суммарной рождаемости (число рожденных детей на
          1 женщину 15–49-летнего возраста) в Ленинградской области
          снизился с 1,9 в 1987 году до 1,1 в 1993 и 1994 гг., а для жителей
          Петербурга с 1,8 до 0,9 и 1,0, соответственно (при "норме" –
          равенстве КР и КС или нулевом значении ПЕП–2,2–2,4). В итоге
          можно заключить, что демографический потенциал рассматриваемой
          популяции людей ниже, чем по стране на 15–40% и в 2–2,2 раза
          меньше того минимума, который требуется для приостановки
          депопуляции.
          Продолжительность жизни, точнее ожидаемая продолжительность
          жизни при рождении (ОПЖ) в Ленобласти у мужчин уменьшилась с
          63,9 лет в 1988 году до 54,7 лет в 1993-м (на 9,2 года), а у женщин с
          74,1 до 69,2 лет (на 4,9 года). ОПЖ петербуржцев-мужчин
          уменьшилась с 65,8 до 58,1 лет (на 7,7 года), а женщин-с 74,1 до 71,2
          лет (на 2,9 года). В Ленобласти продолжительность жизни мужчин
          оказалась меньше, чем в 11 областях РФ, пострадавших от Чернобыльской аварии;
          стандартизованные КС здесь больше, что тоже указывает
          на весьма неблагоприятную ДС [9, 10].
          Показатель продолжительности жизни для всего населения России
          за тот же период сократился с 65,4 до 59,3 лет (на 6,1 года) для мужчин
          и с 74,4 до 72,0 лет (на 2,4 года) для женщин [9]. Следовательно,
          статистические данные по всему населению РФ сами по себе
          безрадостны, но по отношению и к ним ДС Петербурга и
          Ленинградской области являет собой еще более кризисный, ущербный
          образ воспроизводства молодых поколений с явной тенденцией к
          устойчивому поддержанию, пролонгированию кризиса.
          На ситуации, сложившейся в Петербурге и Ленобласти пришлось
          подробно остановиться потому, что в реализацию
          такого же демографического сценария в недалёком будущем могут
          быть вовлечены все регионы РФ. Это в первую очередь касается
          индексов продолжительности жизни и "детности" семей или
          суммарного КР. Первый из названных показателей с 1987 по 1994 гг., за
          7 лет уменьшился на 12 лет. Как следует из сообщений [11, 12] в 1992,
          1993 и 1994 гг. ОПЖ мужского населения нашей страны равнялась,
          соответственно, 62, 59,3 и 55,7 летам, а женского–74, 72 и 71,1. В
          результате, по важнейшему демографическому и социометрическому
          показателю (вместе с КС ОПЖ является наиважнейшей объективной
          оценкой коллективного здоровья, а в конечном итоге
          жизнеустойчивости, "шансов" на историческое бытие этноса, нации,
          государства) Российской Федерации оказалась отброшенной на одно из
          последних мест. Например – позади Либерии [77]. "В настоящее время
          (конец 1994, начало 1995 гг., А. К.) –это наиболее низкие индексы...
          ожидаемой продолжительности жизни среди всех стран, направляющих
          данные в ВОЗ" [II].
          В 1996 г. продолжительность жизни мужчин РФ равнялась 57,4,
          женщин – 72,0 года, – то есть наметилась тенденция к улучшению, –
          но вместе с тем продолжает снижаться демографический потенциал:
          преобладание однодетных семей стало более выраженным; суммарный
          КР с 2,0 в 1987 году упал вначале до 1,4 в 1993-м и затем-до 1,3
          ребенка на женщину репродуктивного возраста в 1996 г. [9, 77].
          1.3. Вымирают почти исключительно только русские
          Согласно сообщениям зарубежных (!) средств массовой
          информации, за 1993, 1994 гг. в РФ "число русских сократилось
          больше чем на один процент –на 1,7 млн. человек" [12]. Есть
          основание утверждать, что все, начиная с 1992 г., демографические
          потери в РФ (по нашим подсчетам достигшие к 1997 году величины в
          3,7–6 млн. человек) надлежит полностью отнести за счет вымирания
          русского этноса. Убыль ряда других этнических общностей, в
          особенности малочисленных народов также имела место, но это
          гиперкомпенсировалось приростом других нерусских этносов.
          Подобной точки зрения придерживается и В. И. Козлов [7].
          Сокращение численности населения РФ в 1993 г., по мнению автора,
          является итогом суммирования естественного прироста нерусских
          национальностей (примерно 200 тыс. человек) с убылью русских
          числом около 1 млн."; отсюда

          сведения Госкомстата (убыль россиян – 805 тыс. человек) занижены
          по меньшей мере на 20%.
          В 1994 г. общее сокращение ЧН России достигло величины
          порядка 900 тыс. человек *при убыли русских примерно на 1,2
          миллиона" (см. [7, с. 72р, В итоге и в 1994-м официальные данные
          должны быть увеличены примерно на 30% (чтобы судить об уроне
          численности русского этноса). В пользу утверждения, что вымирают
          главным образом русские, причем со значительно большими темпами,
          чем по данным (об убыли россиян) Госкомстата, говорит явное противоречие между
          последними.
          Согласно опубликованным данным [77, 78] на январь 1997 г. ЧН РФ
          составила 147,5 млн. человек, а в начале разразившейся депопуляции, в
          январе 1992 г. равнялась 148,7 млн. человек. Отсюда 3,7 млн. (общий
          итог ежегодных публикаций сведений Госкомстата за 5 минувших лет),
          получаем убыль населения России всего в 1,2 млн. человек.
          Расхождение составляет 2,5 млн. Частично это следует отнести за счет
          прироста нерусских этнических общностей (примерно на 0,5– 1,0 млн.
          человек), но главным образом-за счет притока русских беженцев из
          ближнего зарубежья. Этот слабо регистрируемый приток составляет
          минимум 1,5–2,0 млн. человек. В итоге и получаем: численность
          русского этноса сократилась не на 3,7, а на 5,2–5,7 млн. человек.
          Глава 2 ДЕМОЭКОЛОГИЧЕСКИИ КРИЗИС
          Демоэкология (экология народа) – это раздел или направление
          экологических наук, изучающее воздействие на жизнь и развитие
          народов, социоэтнических и этнических общностей всех, но в первую
          очередь социальных условий среды обитания. С позиции демоэкологии
          многообразные причины обрушившегося на Россию демографического
          бедствия, весь комплекс факторов, породивших вымирание русской
          нации может быть назван деноэкологической кризисной ситуацией
          (ДКС). В порядке анализа последней рассмотрим три аспекта ДКС: 1)
          кризис материальных условий жизни россиян,2) кризис духовной жизни
          общества, 3) кризис демографической политики.
          2.1. Кризис материальных условии
          Обнищание большей части россиян, в особенности русских
          семей, – неотъемлемая черта всех пяти горестных лет
          постперестроечных "реформ". Об этом красноречиво говорят данные
          статистики населения, связанные с динамикой розничной торговли [15].
          Уже в 1992 г. по сравнению с 1990 г. объем продажи товаров в
          государственной и кооперативной торговой сети снизился: для хлеба и
          картофеля на 17–30%, а для продуктов питания, содержащих животные
          белки, – мясо, рыба, животные масла, молоко и яйца, – на 40–62%.
          Покупка промышленных товаров также резко сократилась: для одежды
          и обуви на 60–80%, телевизоров, мебели, часов –на 44–62%.
          Бытовые услуги снизились на 70%. В 1993 году обнищание народных
          масс, выражающееся в дальнейшем уменьшении потребляемых благ и
          ухудшении питания, продолжалось. В частности сократилось, уже по
          отношению к 1992 году, потребление мяса на 21%, молока –на 34%,
          яиц –на 8%.
          В 1993 г. по сравнению с 1989 г. "реальные доходы населения (в
          пересчете на продуктовые эквиваленты типа хлеб и
          13
          сахар) уменьшились в 8 раз" [2, с. 10]. Пик обнищания, по-видимому,
          пришелся на 1992–1993 годы. Однако и в конце "победоносного
          шествия" архаического "коммерческого капитализма * [13J, а
          точнее-режима разрушения экономики, культуры и
          демографического потенциала страны, – обстановка улучшилась,
          возможно, только для "новых русских".
          По результатам исследования Центра изучения общественного
          мнения (ВЦИОМ) на март)996 г. 81% семей РФ имеют полутеней
          доход ниже прожиточного минимума (580 тыс. рублей), 62%-ниже
          физиологического уровня (300 тыс. руб.), т.е. хронически голодает.
          Значительно больше половины населения РФ находится в
          болезненном состоянии белковой или белковой и энергетической
          недостаточности (дистрофии), а отсюда и в состоянии апатии.
          Социологи из ЁЦИОМ, – опираясь на результаты зарубежных ученых,
          формулируют даже прямую математическую зависимость
          драматических последствий обнищания от степени снижения дохода:
          "Среднее падение личного дохода на 10% влечет среди затронутого
          населения рост общей смертности на 1,0% ()0 промилле) и рост числа
          самоубийств на 3,7%" (нит. по fl4р. "В обществе определились
          устойчивые группы бедных семей, – бесстрастно и умиротворенно
          повествует ВЦИОМ, – у которых шансов вырваться из бедности практически нет.
          Это состояние можно обозначить как застойная бедность".
          Только 10% беднейших русских теоретически могут повысить свой
          доход" [14].
          Демографическое поведение таких бедствующих семей т-иетается
          непосредственно. "Застойно бедные" супружеские пары под гнетом
          голода, "царя беспощадного", отказываются иметь или увеличивать
          число детей. Кроме того, переживание бесперспективной длительной
          нищеты вызывает стойкое понижение настроения с явлениями
          психической депрессии, что только отрицательно скрывается на
          иммунном статусе, соматическом здоровье индивида.
          Материальный кризис-это беспросветная "застойная бедность"
          госбюджета, а следовательно и всех государственных институтов,
          социально-защитных служб и ведомств от вооруженных сил до школ,
          больниц и жилищно-коммунального хозяйства. Архаический,
          допотопный "докапитализм", создаваемый в РФ, очень похож на
          режим нейтрализованного программирование-управляемого
          разрушения. Таковым он является не только потому, что служит
          давним геополитическим "конкурентам" России, ныне хищникам
          ВЛ1Ф и миро-
          14
          вого правительства с жандармско-террористическими силами НАТО. Он
          по своей социальной– *генетической" природе, однонаправленному
          эгоистическому поведению (приватизационные "реформы" распродажи
          общенародной собственности и пр.) может существовать только в
          условиях и за счет деиндустриализации и социальной анархии. Не
          случайно один из лидеров "демократов" откровенно заявил: "А кто
          сказал, что нашей стране нужна промышленность? А зачем она нам?" [13,
          с. 106].
          О том, какой вред здоровью и ДС наносят денационализация и
          разрушение промышленности (в том числе фармацевтической),
          бюджетное обнищание социально-защитных ведомств и созданный
          "демократами" архаический торгашский докапиталиэм написано много.
          Ограничусь одним примером.
          Как сообщило "Информ-ТВ" Петербурга (27.11.96), "за последние
          годы в Ленинградской области из 650 фельдшерских участков было
          ликвидировано 150. Многие десятки поселков и деревень теперь вполне
          могут вымирать только по этой причине". Журналист, комментатор
          справедливо негодует, что процесс сноса жизненно необходимых
          медпунктов и водворения на их месте коммерческих "офисов" никем не
          приостановлен, продолжается, вопреки запрету местных органов и
          возмущению населения.
          2.2. Кризис духовной жизни и культуры
          2.2.1. Высокая духовность – фундаментальный фактор благополучия.
          Это положение можно подтвердить тем, что рост преступности, частоты
          событий, относимых к так называемым социальным аномалиям, как правило,
          коррелирует со снижением показателей популяционного здоровья и
          ухудшением демографической ситуации; ростом обшей смертности и
          снижением рождаемости. В частности, обнаружено большое значение
          коэффициента корреляции (0,93) между уровнем преступности в минувшем
          году и уровнем смертности в текущем [2].
          Духовная жизнь, этно-социокультурные традиции общества с
          помощью мало исследованных социально-психологических механизмов
          оказывают самостоятельное воздействие на здоровье и ДС населения.
          Нередко наблюдается обратная, пародоксальная зависимость между
          уровнем преступности – снижением духовности и уровнем
          экономического развития общности.
          15
          И. А. Гундароа [2], на основании данных за 1989–1990гг сопоставляет
          показатели неблагополучия в духовной жизни:
          (по уровням преступности и др.) трех групп бывших республик СССР:
          1) менее развитые (Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения,
          Узбекистан; 2) средне развитые (Армения, Казахстан. Молдавия,
          Украина, Грузия); 3) экономически более развитые (Белоруссия,
          Литва, Латвия, РСФСР Эстония). Анализ показал, что число
          преступлений на 100(населения в 1, 2 и 3-й группах республик,
          соответственно равно 281, 426 и 794. В более "богатых" республиках
          частоте самоубийств – нарушений первой заповеди по Библии –
          была больше почти в 4 раза, чем в "бедных". Заболеваемость
          алкоголизмом и токсикоманией-нарушение второй заповеди ("Не
          сотвори себе кумира") – оказалась выше, соответственно, в 3 и 5
          раз. Выселение детьми родителей из собственного дома в обитель для
          престарелых – вопреки заповеди пятой ("Чти отца и мать своих") – в
          Прибалтике, РФ и на Украине было значительно чаще, чем в первой
          группе республик; в 5 раз чаше, при сравнении тех же групп, имели место случаи
          оставления родителями своих детей в домах ребенка. (На
          1995 год в РФ зарегистрировано 40 тысяч случаев проявления
          данного рода социальных аномалий [65].
          Число убийств – нарушение шестой заповеди ("Не убий") – в 3-й группе республи
          к оказалось больше в 2 раза, а абортов– в 4 раза
          больше, чем в 1-й. Частота краж – нарушение шестой заповеди – в
          общностях с более высоким уровнем экономического развития была в
          3 раза больше. В последних зарегистрировано более значительное
          число. изнасилований – нарушений седьмой заповеди ("Не прелюбодействуй" [2], с.
          62).
          По ходу усиления разрухи, углубления ДКС прогрессировал и
          кризис духовности по всем негативным проявлениям его. Так,
          например, "процент самоубийств (и попыток самоубийств) среди
          общего числа смертей в России" имел следующую динамику: 1985
          г.–3%, 1992 г.–19%, 1993 г. – 20%, 1994 г.–31%, 1995 г.–33%, 3
          месяца 1996 г. – 17% fl6]. За период 1985–1995 гг. увеличилось:
          число насильственных смертей в 10 раз, смертей от употребления
          наркотиков – 12 раз; детская смертность от наркотиков – в 40 раз.
          По данным за 1988 г. уровень преступности в США по грабежам
          был больше, чем в СССР в 7,3 раза, по изнасилованиям– в 5,1 раза,
          умышленным убийствам –на 45% [2].
          16
          В 90-е годы мы, очевидно, по всем этим "параметрам" приблизились к
          "цивилизованному" Западу.
          Однако важна не только количественная, но и качественная картина
          духовно-нравственного кризиса, Миллионы людей оказались
          лишенными идеалов, ценностных ориентации или опираются на
          заведомо ущербные философские постулаты. Эта "картина" проявляет
          себя как цивилизационный надлом, причем – не столько произвольный,
          сколько результат идеалогизированных СЛШ и инициативных попыток
          определенных радикально и экстремистски настроенных слоев,
          функционеров– "теоретиков" трансформировать или хотя бы разрушить
          цивилизационную структуру русского народа.
          2.2.2. Духовный кризис как цивилизационный надлом. Всякий
          революционный переворот (переворот 1991–1993 гг. в СССР хотя и
          не революционный, но в высшей степени разрушительный) уничтожает
          значительную часть основ прежнего образа жизни народа. Он
          вынуждает отказаться от многих традиций и обычаев, по крайней мере,
          а переходный период "бури и натиска" – период хаоса, "время гибели
          богов" и низвержения символов. Так было на протяжении 10–15 лет
          после революций и во Франции, – после 1793 г..-ив России-после
          Февраля и Октября 1917 г.
          а) Русский философ Г. В. Флоренский в 1926 г. давал следующую
          характеристику либералам-западникам, "февралистам-демократам":
          "Духовное углубление и изощрение им кажется не только не
          практичным, но и чрезвычайно вредным. Разрешение русской
          проблемы они видят в том, чтобы превратить самих себя и весь
          русский народ в обывателей (подч. мной, А. К.). Они со странным
          спокойствием предсказывают и предрекают будущее понижение
          духовного уровня России... Даже радуются такому прекращению
          беспочвенного идеализма" (цит. по [17, с.220р,
          Г. В. Флоровский пророчески предсказал устремления
          "архитекторов" и "прорабов" перестройки и "реформ" на насильственный, поэтапно
          программируемый надлом не только экономики
          и государственности России, но и духовных основ русской цивилизации.
          Широко известна блестящая критика "криминальной революции",
          данная С. Говорухиным. Не менее яркой, всесторонней и
          обстоятельной является критика С. Кара-Мурзы [17]: "В культурном
          проекте демократов-отрицание почти всего, что мы много веков
          почитали за добро. В нем ненависть к тому, что нам кажется достойным
          и красивым... Демократ с ходу заявили, даже с надрывом, в пику нам, что их бог-
          Золотой Телец, что они поклоняются Мамоне". Тянут,
          "прихватизнруют", где только могут сами, Но кроме того, усиленно
          навязывают свои комплексы всем россиянам. Всю страну пытаются
          "заразить вирусом стяжательства", разрушить у всего народа, особенно
          у молодежи всякие светлые помыслы.
          б) Стереотипы поведения "демократической" интеллигенции, в
          особенности завсегдатаев телеэкранов, демонстрируют всему миру,
          что в РФ господствует культура Хама. Редакторы и ведущие ТВ в
          видеокадры с демонстраций, пикетов и митингов оппозиции с какой-то
          зоологической последовательностью помещают доведенные до.
          отчаяния образы стариков и старух и злорадствуют. Упиваясь
          политическим триумфом, смакуют выхваченные из толпы образы ими
          обворованных и немощных пожилых людей. Это – полное отсутствие
          хотя бы крупицы благородства и такта.
          Захватив власть и средства формирования общественного мнения,
          "демократы" стремятся ввести в качестве закона жизни принцип
          "человек человеку –волк", вытравить из нашего обихода доброту и
          сострадание, которые испокон веков составляют часть нашей
          культуры. Нарочитая "жестокость в отношениях к слабым и
          обездоленным была абсолютно немыслима в поведении русской
          интеллигенции" [17].
          в) Режим, захвативший власть, целенаправленно (не только из-за
          экономического спада) разрушает учреждения, общественные
          устройства культуры, даже государственные структуры, сохраняемые и
          поддерживаемые в любом цивилизованном обществе (вооруженные
          силы, наука, здравоохранение и др.). Поставлена на грань уничтожения
          русская наука, которую наша страна, с участием ученых Европы,
          создавала на протяжении нескольких столетий, Затраты на сохранение
          наших научных школ требовались столь малозначимые, что говорить
          об экономической выгоде этого деяния нет оснований.
          В системе образования парит атмосфера тихого замешательства
          после объяснения "творческой" вседозволенности. Создали массу
          "правильных" (для фонда Сороса) учебников, но издавать требуемое
          для 20 млн. школьников их количество не спешат. Не лучше и со
          специальным средним и высшим образованием. В школах, техникумах,
          лицеях, колледжах и вузах царит произвол с программами по истории,
          философии и всем другим гуманитарным предметам. Открыта зеленая
          улица для всякого рода шарлатанов и сектантов – "препо-
          18
          добного" Мука, "доцентов" черной магии, "педагогов" по половому
          обучению и др. Время же, отведенное для усвоения русской истории,
          русского языка, русской (не русскоязычной) литературы сокращается
          из года в год,
          Справедливо отмечено, что когда писатели –"демократы",
          громившие "тоталитарный режим", кричат о кризисе культуры, якобы
          из-за нехватки денег, – кривят душой. После минувшей войны театры,
          наука, система образования имели не больше денег, но работали
          успешно. Кризис культуры всегда связан с ущербностью философских
          оснований и духовно-нравственного кредо "генералов культуры".
          Последние явились не реформаторами, а губителями русской культуры
          [17].
          г) Под руководством лидеров "демократии" на протяжении
          нескольких лет ведется систематическая психологическая (и
          "бюджетная") война против патриотизма-традиционной доминанты
          русского народа и неотъемлемой компоненты его национального
          самосознания, – и обороноспособностного потенциала страны.
          Попытки вытравить патриотические чувства, стереть в памяти народа
          победоносное завершение Великой Отечественной войны, – досужие
          домыслы А. Яковлева, Волкогонова и прочих, антирусские
          антисоветские мифы и ТВ-подделки, – потерпели неудачу в год 50летия Победы.
          Тогда в бой ринулись наиболее "неподкупные"
          русофобы, воспользовавшись самими же "демократами"
          организованными провалами военных операции в Чечне.
          Одновременно комитет Госимущества с американскими
          "советниками" – сотрудниками спецслужб, "Совет обороны", разного
          рода комиссии, мафиозно-коммерческие и "альтернативные" службы
          уничтожают "до основания" ВПК, оборонную промышленность,
          "реформируют" (разлагают) армию и погранвойска. Как в
          ПОЛУКОЛОНИИ. Одного этого достаточно, чтобы русский человек впал
          в уныние и депрессию.
          Армия и Флот для русских всегда являли собой честь и совесть
          нации, самую жертвенную часть нашего народа! Составляли символ
          сбережения непрерывности нелегкого исторического пути нашей
          цивилизации. Они олицетворяли "нашу крепость и нашу вторую
          Церковь" – со времен наидревнейших. По-видимому с эпохи князей
          Словена [89] и Божа [88], Ильи Муромца и Добрыни Никитича! В
          сердцах, точнее в бессознательной компоненте психики русских людей
          таковы-». ни эти символы останутся в веках, как бы ни старались недруги
          России напяливать на русских офицеров "фуражки вермахта", другими
          способами поиздеваться.
          19
          Усилиями "реформаторов" и просто хапуг от "этнической
          семибоярщины" голодают не только дети многих русских семей, но
          кадровые воины, солдаты, семьи офицеров, прапорщиков и мичманов.
          Боевая техника не ремонтируется и не обновляется. Где уж там до
          модернизации и компьютеризации Самолеты и корабли лишены
          горючего – боеготовность минимальная. Ракетные комплексы и
          авианосцы США, НАТО стараниями тех же антирусских сил – как
          никогда приближены к границам и берегам РФ. И все это на фоне
          психологической войны СМИ против духовно-нравственных идеалов
          воина. В обстановке надругательств над тем, чему присягал и с
          гордостью служит кадровый военный, в принципе невозможно "сберечь
          свои нервы", душевное равновесие. Психическая депрессия, невроз в
          той или иной форме – неизбежны. Результат – вселенский позор для
          страны – массовые самоубийства в офицерском корпусе. В 1996 году,
          как сообщил министр обороны, покончили с собой 500 офицеров, что
          соответствует, примерно, троекратному превышению уровня самоубийств среди
          мужского населения РФ, который в 1995 г. достиг
          самой высокой в мире величины (71 случай на 100 тыс. россиян
          мужского пола [Пр.
          г) Разрушение обороноспособности, обнищание народа, атаки на
          Армию и Военно-морской флот-плоды трудов не невидимок, Делают
          все это на глазах "честного народа" хитрые дельцы с причмокиванием,
          прищуром и улыбочками. Они порой радуются – как ловко нас надули.
          Ловкости здесь нет. Люди многое видят и лишь стесняются разоблачать,
          или не знают, что делать с этими обманщиками. Да разве только в них
          причина бед?! Но у большинства при одном виде "архитекторов"
          приватизации и озападничивания становится "Бср-мудторно на сердце и
          бермутно на душе".
          д) Помимо практиков, внедряющих "реформы" западного образца
          имеются и "теоретики", целеустремленные интеллектуалы-вестернизаторы.
          Это дипломированные адвокаты, ландскнехты западного
          мира и убежденные недруги нашей культуры. Выступая в роли философски
          и антропологически подкованных знатоков общечеловеческих ценностей,
          они намереваются переделать укоренившийся уклад, этнические традиции,
          обычаи и символы ненавистной им русской цивилизации. "Частная
          собственность – материя и дух" настоящей, нерусской "цивилизации, –
          глаголет ведущий идеолог развала страны А. Яковлев, – в России никогда
          не было нормальной частной собственности"(?). Значит, необходимо
          внедрить
          20
          нормальный для запада образец хозяйства в самобытный организм
  &
        русской "неправильной" цивилизации. Не воспринимает из-за
          несовместимости? Неважно-будем внедрять быстрее и в самых
          устаревших, досредневековых формах.
          Негуманность своего "миссионерства" идеологи-"демо-краты", повидимому,
          понимают. Вот исповедь одного из них –философа, советника
          президента: "Было бы очень просто, если бы переход к этой цивилизации
          (американскому образу жизни, А. К.), этому рынку осуществлялся в
          чистом поле. Ведь переход от нецивилизованного общества к цивилизованному куда
          проще, чем смена цивилизаций. Последнее требует иного
          менталитета, иного права, иного поведения, требует замены деспотизма
          демократией, раба-свободным производителем и предпринимателем,
          биологического индивида – индивидом социальным и правовым, т. е.
          личностью. Подобные радикальные изменения невозможны без революции в самосознании, глубинной трансофмации в ядре культуры" (цит. по
          [17, с. 222].
          Логика околонаучная. Доисторические, "биологические индивиды *
          существовали 2–3 млн. лет тому назад. Ими были обезьяны,
          австралопитеки. Причем тогда "смена цивилизаций"? Но надо же и
          обозвать русских, такова "методология" теоретиков. Надо любым
          способом выполнить заказ – оправдать разрушение русской культуры – той культуры,
          которая воспитала русскоязычного автора. Это ли не
          "деспотизм" хозяев-нанимателей и не "рабство" исполнителей-наемников.
          Другие "теоретики" "рыночной" доктрины, апологеты западной модели
          жизнеустройства не сомневаются, что дело идет о "смене цивилизаций".
          Поэтому, не тратя время на ан-тропологичесие обоснования прямо
          предлагают ряд чрезвычайно "революционных" практических мер по
          "реконструкции" глубинной психики ("подсознания") русских! В частности, предлаг
          ается смелее реализовывать ряд "мягких" и "жестких" мер с
          целью "ограничения общинной тенденции]i подсознании-этой
          специфической черты российского социально-национального характера"
          [18, с. 133]. Во-первых, следует шире привлекать "иностранных
          специалистов... для перестройки подсознания народа" с целью
          приближения к западной цивилизации; во-вторых, "жестко противодействовать" кол
          лективистским мотивациям, найдя "экономические пути,
          подрывающие общинно-тоталитарные настроения и традиции. Этому
          должна способствовать и политическая ориентация властей". В-третьих –
          "широкая пропаганда рыноч-
          21
          1. ий экономики "с целью "реконструкции национального подсознания
          ... через сознание".
          "Процесс, несомненно, будет трудным и болезненным, –
          фарисействуют "теоретики" (не "болезненным", а почти смертельным
          для этноса, как показывает практика"А. К.), – но только он может
          обеспечить выживание россиян в качестве цивилизованных людей" [18,
          с. 132, 133J. В приведенной "концепции" наукой и не пахнет. Авторы это
          прекрасно понижают. Не просто лицемерят и блефуют, а делают это в
          циничной форме. Критика здесь бесполезна. Остановимся на научной
          стороне "смены цивилизаций".
          Вот одно из положений социальной психологии и антропологии,
          высказанное одним из крупнейших научных авторитетов, К». Лоренцем:
          "Радикальный отказ от отцовской культуры – даже, если он полностью
          оправдан – может повлечь за собой гибельное последствие, сделав
          презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных
          шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиций, обычно охотно
          прислушиваются к демогогам и воспринимают с полным доверием и.
          косметически украшенные доктринерские формулы" (цит. по [17,
          с.222р.
          Культура, цивилизация-это надиндивидуальная целостная система,
          самобытно развивавшаяся в ходе этногенеза и истории народа в целом.
          Этнокультура, "локальная" цивилизация имеет ограниченную
          устойчивость и приспособляемость. Она не способна адаптироваться к
          насильственному демонтажу, полому ее структуры, централизованному
          (через экономику, СМИ, правительственную печать) "ограничению
          общинных тенденций в подсознании", "глубинной трансформации"
          своего "ядра". Поэтому "эксперименты", проводимые в РФ по
          рецептам вестернизаторов, апологетов американо-западноевропейского
          жизнеустройства (под флагом "рыночных" реформ) имеют
          однозначный результат-деградацию культуры и народа ее носителя, т.
          е, русской цивилизации. Цивилизация наша погибнет, если народ не
          пресечет это антигуманное экспериментирование.
          Жизне! стойчивость этнокультуры непосредственно зависит от
          благополучия народа – конкретных людей, носителей данной
          культуры. Причем – в первую очередь от удовлетворения духовных
          потребностей (сохранение традиционной системы ориентации, идеалов,
          поклонении) и во вторую-от удовлетворения минимума материальных
          потребностей. Интегральное значение имеет обеспечение оптимума
          воспроизti.
          иодства поколений, о чем подробно пойдет речь в последующих
          разделах брошюры.
          2.2.3. Влияние духовности на воспроизводство населения. Вряд ли у
          читателя вызовет сомнение, что реализация не только экономических,
          но и "пропагандист-скил" рецептов идеологических ландскнехтов
          Запада, теоретиков вестернизации отрицательно отразится на ДС.
          Повиди-мому нет на Земле такого народа, насильственная "глубинная
          трансформация" культуры которого не привела бы с неизбежностью
          (особенно в обстановке материальных лишений) к понижению
          душевного, психо-эмоционального статуса если не всего, то
          подавляющей части этноса. Это непосредственно, через угнетение
          определенных психологических механизмов снижает рождаемость,
          ухудшая ДС. Кроме того, по той же причине возрастет заболеваемость,
          отсюда и уровень смертности среди населения. Печальный итог –
          депопуляция русских, описанная выше. Очевидно, это и составляет
          главную цель "теоретиков" модернизации этноса. Идея о "перестройке
          подсознания...", подобная получению психобиологического гибрида
          типа "янки-руссы * – всего лишь издевательский блеф прикрытия.
          Главное чего добиваются наши недруги, – подорвав духовные силы, –
          добиться демографической катастрофы русской нации, уничтожить
          Россию. Косвенным подтверждением высказанного суждения являются
          некоторые историко-демографические данные по нашей стране за несколько последн
          их десятилетий.
          Как видно из приведенных в таблице 1 данных, начиная с первых
          послевоенных лет (1945–1950 гг.) и на протяжении, примерно 25
          последующих (до 1970–1975 гг.) уровень общей смертности в
          СССР был самым низким в мире и постепенно снижался (с 9,7 до
          7,1 промилле; в США– с 9,6 до 9,4 промилле). Характерно, что и тот
          период материальный уровень наших людей был низок, а некоторые
          просто бедство-иали. Положительным же являлось то, что
          экономическое положение в стране улучшалось, но главное –
          настроение большинства жителей сел и городов, по крайней мере в первую половину
          рассматриваемого периода, характеризовалось не иначе,
          как душевное благополучие, оптимизм, трудовой подъем народапобедителя, восстана
          вливающего разрушенное врагом хозяйство.
          Духовная жизнь и деятельность русских, советских людей была на
          высоком уровне, вопреки "демократическим" критикам "казарменного
          социализма" и "тоталитаризма". Преступность минимум на порядок
          была ниже,
          23

          чем в "цивилизованных" странах Запада. Это. в сояок)пно_ сти
          и предопределило положительный демографический тенд, –
          статистически значимый сдвиг-улучшение Де в СССР на
          протяжении четверти столетия. Коэффициент смертности КС
          уменьшился в 2.5 раза, с 18 до 7,1 лром. Страна, вынесшая на
          своих плечах основную тяготу кровопролития и разрушений
          войны, много лет являлась лидером по одному из важнейших
          показателей социального благополучия на-
          "Йо вскоре после и, скорее всего, в результате хрущевской
          тоттепели", примерно с 1965 года (табл. 1). несмотря на про.
          должающееся улучшение материальных условии жизни (возрос подушевой ВНП, улу
          чшился жилищный статус и т. п.),
          КС стал возрастать, ухудшались из года в год """з"елнno.
          пуляционного здоровья, снижалась рождаемость (быстро
          снижался КР восточнославянских этносов, но КР "ароДов
          Средней Азии, Кавказа оставался высоким). При проведении
          социологических опросов увеличилось число респондентов,
          неудовлетворенных жизнью. Уровень преступности, социаль-
          "уГпеаТи"-КС, этот негативный демографический сдвиг
          продолжался до 1985 г. (табл;)), после чего сменился "–3-х
          летней небольшой позитивной "волной". Это, к сожа
          лению, непродолжительное улучшение ДT0"3 *"4"0"" туации лишь
          частично следует отнести за "ет благотворнь" последствий
          антиалкогольных мероприятии 168J. Равную же роль очевидно,
          сыграла оптимизация духовно-нравственной обстановки тех лет:
          начальная "перестроенная эйфория" Именно она, главным
          образом, способствовала Уущению ДС в нашей стране и странах
          Восточной Европы (табл. 1), адтя там "антиалкогольных
          мероприятий" не проводилось.
          Приведенные факты дают основание считать, что первопричиной создавшейся в 1965
          –1985 гг. неблагоприятного те_
          чения процессов воспроизводства народонаселения в Lt, L. f
          явились не экономические, не материальные факторы, а кризис
          духовности. Следовательно, и обвальная четвертая аномалия
          РФ, процесс вымирания русского населения, начавшийся в 1992
          г. и продолжающийся поныне, Дерминирован не только
          экономическими причинами – голодом, обниша ннем, но не в
          меньшей степени кризисом духовного бытия ин-
          "Кечал середины 60-х годов, отрицательно сказавшаяся на
          эдоровьи населения и ДС в стране, имеет в своей
          осеове экономические, идеологические и внутриполитические
          нововведения тех лет: а) необоснованный переход к оценкам
          (экономическим критериям) деятельности производственных
          предприятии не по конечному продукту, а по прибыли – заведомо
          вредоносному принципу для любого, в особенности планового
          хозяйства (породившему все приписки чужого труда, теневую
          экономику, взлет коррупции), б) грубые ошибки очернительства в ходе
          борьбы с культом личности, объявленная перманентной
          "десталинизация * (вкупе с условиями холодной войны –
          десоветизация) общества, в результате подготовили будущих
          волонтеров расчленения СССР;
          в) утопические установки и лозунги в партийной политике, атаки на
          "буржуазные пережитки" на селе и пр.
          2.3. Кризис демографической политики
          Демографической политикой обозначают материальные,
          здравоохранительные и идеологические мероприятия и установки
          правительства, имеющие целью оптимизировать воспроизводство своих
          сограждан. Первым экономико-правовым демографо-политическим
          актом советской власти явился Указ Верховного Совета СССР от 8
          июля 1944 г. (действо-павшим вплоть до расчленения последнего) об
          увеличении государственной помощи многодетным семьям,
          беременным женщинам, одиноким матерям; улучшении работы
          медицинских учреждений и других ведомств по охране материнства и
          детства. Ежемесячные пособия выплачивались, начиная только с 4-го
          ребен. ка, на протяжении 4 лет и в весьма скромных размерах: первая
          субсидия составляла 0,3 минимальных зарплаты. Далее, с 5-го по 11-е
          дитя выплата достигала максимума в полный минимальный оклад.
          Русских, украинских и белорусских семей с 4 и более детьми было
          очень мало. Так что этот указ стимулировал, в основном, рождаемость
          наций и народностей Средней Азии и Кавказа [22].
          Указ 1944 года способствовал усилению диспропорций в динамике
          демографических процессов в различных регионах и этносах. Например,
          за 20 лет (1959–1979 гг.) средний размер семьи Европейских
          республик сократился, в России и на Украине с 3,8–3,7 до 3,2–3,1
          человека (соответственно "детность" семей: 2,8–2,7 и 2,2–2,1
          ребенка на супружескую пару, что указывает на приближение
          депопуляции). За тот же период в Узбекистане и Таджикистане размеры
          семей увели-
          26
          чились с 4,8–5,1 до 6,2–6,1 человека. В 1979 г. число малолетных
          (1–2), среднедетных (3–4) и многодетных семей (5 it более детей) в
          РСФСР равнялось, соответственно, 62,0, 5,9 il 1,1%, а в Узбекистане-
          25,6, 24,2 и 26,6 процентам [22].
          Указ имел и положительное значение-прежде всего в "першльной
          поддержке осиротевших в войну детей. Было узаконено право матерей-одиночек "сдавать своего ребенка государству" с полным сохранением
          родительских прав, Этот "сталинский закон военной поры" в наше
          смутное время, к сожалению, вынужденно достается действующим"
          [24], что свидетельствует о кризисе демографической политики "демократов".
          В 1973 и 1974 гг. были приняты постановления, несколько
          увеличивающие пособия по беременности, родам, а также многодетным
          семьям. Если совокупный доход на одного человека не превышал 50
          рублей (в пересчете на современные цены-примерно 400 тыс. рублей),
          на каждого ребенка стали выплачивать по 12 рублей (современных
          примерно 100 тыс. рублей или 1.5 минимальных оклада). Это, к
          сожалению, также касалось только многодетных семей, следовательно,
          еще больше усугубляло межрегиональную демографическую
          диспропорцию.
          Постановлением от 22 января 1981 года была улучшена
          экономикоправовая база в части оплаты за отпуска по беременности,
          удлинению самого отпуска до 3 лет и др. И этот акт полностью
          игнорировал необходимость дифференцированного подхода к
          стимулированию процессов воспроизводства населения различных
          регионов-этносов, а также к особенностям демографического
          поведения малодетных семей. Рассмотренные постановления не
          способствовали психологическим установкам этих семей увеличить
          число детей.
          На обсуждаемые мероприятия, как и всю внутреннюю политику
          Советского Союза, – исключение, быть может, составляет период
          Великой Отечественной войны – начало 50-х годов, – наложил свой
          отпечаток псевдоинтернациона-листичсский подход. Принцип "все
          больших уступок нацменьшинствам" обогащал одни республики за
          счет других, в первую очередь за счет РСФСР, а также Украины, Белоруссии. Вот пр
          имеры.
          В 1937 г. колхозники на трудодень получали: в Узбекистане–28,
          Таджикистане–25, Киргизии – 20 рублей, а в Орловской области –
          84, в Оренбургской – 20 копеек. Годовые доходы на семью в
          среднем: в Грузии и Таджикистане соста-
          V
          вили 23 и 40 тыс. рублей, соответственно, а в одной из богатых
          областей РСФСР – 2 тыс. рублей.
          Аналогичная картина сложилась в "оттепель". В середине – конце
          50-х доходы колхозных дворов в Белоруссии составляла 0,9 тыс.
          рублей, РСФСР–1,0, УССР–2,1, а в Молдавии и Эстонии – 2,9,
          Армении, Грузии, Казахстане – 3,6–3,9, в Туркмении – 12,4 тыс.
          рублей в год [25].
          Ассигнований на строительство учреждений по охране здоровья
          матери и ребенка, выделенных в 1979 г. из союзного бюджета,
          Узбекистан получил, в среднем на одного ребенка 298, Украина–219, а
          РСФСР–182 рубля. Все это отрица, тельно влияло на уровень
          рождаемости среди русского населения и некоторых других народов
          республики (Бернштам [26J). Этот автор, американский демограф,
          отнюдь не испытывающий симпатии к русскому этносу, вынужден был
          отметить: "в Советском Союзе для всех народов кроме русских"
          существуют "всякого рода субсидии", а также "квоты, привилегии в
          получении образования и при продвижении по службе". Однако с начала
          90-х годов и поныне власть предержащие полностью устранились от
          забот по оптимизации ДС в стране.
          О демографической политике "демократов" можно говорить только
          в отрицательном смысле, используя кавычки, а если без них – это
          депопуляционная политика, политика ко-муфлированного
          гомицида. Она явилась результатом (как и кризис культуры) не столько
          материального обнищания, сколько каннибалистских философских
          "концепций" и их реализация в ряде ускоривших депопуляцию инициатив:
          обесценены пособия на детей, уничтожены сиротские льготы на жилье,
          ликвидировано удешевление цен на ряд детских товаров первой
          необходимости, взлетела оплата за пребывание ребенка в яслях и
          детсаде, за школьные учебнии, прекратили свое существование
          пионерлагеря и многое другое.
          Результаом ущербной демографической политики явился рост числа
          матерей, вынужденных отказаться от своих детей. Начавшее, было,
          снижение количества сирот в стране (1985– 1987 гг.) сменилось
          противоположной динамикой. "С января 1994-го по январь 1995-го их
          число возросло на 115 тыс. человек. Растет и число подкидышей" [24].
          На бумаге власти показывают, казалось бы, некоторую
          озабоченность демографическим неблагополучием, например, в
          следующих документах: 1) Указ президента № 1698 от 18.08.94 г.; 2)
          Закон "О государственных пособиях гражда-
          28
          нам, имеющим детей" от 19.05.9 5 г.; 3) Указ президента № 942 от
          14.09.95 г., утверждающий "Основные направления
          государственной социальной политики по улучшению здоровья
          детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах
          детей)".
          Из приведенных документов следует: а) ежемесячное пособие на
          каждого ребенка – 38500 рублей, нищенская милостыня, "тапочки
          стоят дороже" [27] (в четыре раза меньше, чем по постановлениям 70-х
          гг.); б) беременным женщинам, принявшим решение родить ребенка,
          дается символическое вознаграждение в 27500 рублей-"на покупку 10
          батонов";
          в) после рождения ребенка – разовая субсидия в 550000 рублей
          (коляска дороже). Эти мизерные выплаты не стимулируют рождаемость
          и их к тому же, как и пособия матерям-одиночкам (1,5 минимальных
          оклада) задерживают на более длительные сроки, чем пенсии и зарплаты.
          На январь 1997 г. задолженность бюджета детям составила 8 триллионов рублей.
          В итоге, процесс вымирания углубляется, растет армия
          беспризорников, сирот, что не рационально ни в экономическом
          (ежегодные расходы на одну сироту государству обходятся в 15–20
          млн. рублей [24р, ни в воспитательном отношении.
          Что же касается "теоретических" обоснований депопуля-ционной
          демографической политики, то "демократы" не церемонятся. Лишь бы
          оправдать запросы "золотого миллиарда". Доказательством тому-три
          ниже представленных их лицемерных околонаучных концепции.
          1. "Гипотеза" об универсальных западных стандартах плотности
          населения. Ссылаясь на эти "стандарты" и следуя девизу своего лидера
          – "Что ж, погибнет тот, кто достоин смерти." (цит. по [13р
          "реформаторы" РФ вымирание се населения считают благим делом.
          Судите, мол, сами: по ряду климато-географических параметров
          (температурный режим, удаленность от морских путей сообщения)
          Россия аналогична Канаде. Территория последней всего в 1,7 раза
          меньше, а ЧН меньше в 5,5 раза, чем в нашей стране. Плотность
          населения:
          в Канаде–2,6, в России–8,5 человека на кв. км. Вывод– "Если
          считать по западным стандартам, Россия перенаселена. Ее население
          должно сократиться примерно втрое. И этот процесс уже начался" [28].
          Идет "за счет сокращения воспроизводства. Если же нас в мировой
          рынок будут тянуть на аркане", а мы вздумаем сопротивляться
          насильственной
          29
          вестерниэации-американизации, то ускорению депопуляции помогут...
          военные столкновения. "Теоретик" прекрасно понимает" что
          сокращение численности населения даже не в 3,3 раза (стрижка под-
          Канаду), а на 40–50% достаточно, чтобы погибло наше государство и
          деградировала русская культура. Так что "гипотеза" сия-один из
          сценариев воплощения мечты Даллеса и Бжезинского: "Россиялишняя страна".
          2. "Постулат" об экологической пользе вымирания людей. –Это
          лицемерно-наукообразное и откровенно антигуманное суждение
          высказал в августе 1995 г. во время теледебатоэ председатель одной из
          комиссий Совета безопасности РФ. академик. В "развернутом" виде эта
          идея формулировалась так: вымирание населения России есть "явление
          позитивное, ибо уменьшает нагрузку на окружающую среду" [29]. Да
          академик ли автор? Он не может не знать, что плотность населения,
          например, в Китае, примерно в 20 раз выше, чем и России. КНР
          процветает. Согласно прогнозам компетентных специалистов, в первые
          десятилетня XXI в. он оставит позади хваленую Америку. Уже сейчас
          условия жизни там более благоприятны. К примеру, такой социально
          высокоин-формативньж показатель, как уровень смертности, составляет
          6,7 пром., что на 25% ниже, чем в США, где он р. чвен S,7 пром. [21.
          Выступающий вслед за горе-академиком министр экологии
          высказал не менее ошеломляющее суждение: "Уменьзгю-иие
          численности населения может быть инструментом борьбы за
          оздоровление экологической обстановки", если та-кого рода политика
          "проводится государством продуманно и гуманно" |29J. Ну и ну, – что
          называется-приехали! Такое откровение государственного мужа,
          "демократаа-распоридитсля – не просто цинично, а цинично "во всех
          отношениях:?» Депопу-ляционная демографическая политика не может
          быть "гуманной" для жертв-миллиона вымирающих каждый год россиян, для тысяч
          голодающих матерей, вынужденных отвсстг ребена в
          детдом, спасая от смертоносной дистрофии. Политика эта выгодна для
          эабугорных хозяев наших министрои-"демократов", финансовых
          заправил, лидеров "золотого миллиарда", которые о гуманности давно
          говорят лишь с насмешкой.
          3. "Концепциям раннего полового воспитания детей. В ней
          содержится и "теория" и практика дспопуляционной демографической
          политики. Она проводится в РФ с помощью секты-ассоциации
          "Планирование семьи" – филиала американ-
          30
          ской ("международной") организации того же наименования,
          хотя в начале 1920-х годов, функционировавшей под названием
          "Американской лиги по контролю над рождаемостью".
          (Насильственная демографическая стагнация, задержка естественного
          прироста населения в зависимых и развивающихся странах –
          перманентная цель не только общественных, но и правительственных
          организаций США, Госдепартамента и др. [21р. За 5 лет существования
          ассоциация создала [i РФ 50 филиалов, при усиленной поддержке
          министров-"де-мократов" подготовила и апробирует в 16 школах
          проект "Половое воспитание российских школьников" – во всех
          классах, по одному часу в неделю. Ни добровольность, ни согласие
          родителей не предусмотрено. Это, а также агрессивность в отношении к
          духовно-нравственным нормам (заповедь "Не прелюбодействуй" и
          Др.), богатое, не меньшее, чем у Муна, субсидирование из зарубежных
          и компрадорски":
          фондов, наличие внутренней неформальной оргструктуры – асе это
          суть признаки тоталитарной секты.
          Паразитируя на защите сексуальной "свободы", якобы, от препонов
          "тоталитаризма" и ханжества (в Госдуму представлен проект закона "О
          репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления") сектаассоциация "
          Планирование семьи" сконцентрировала свои усилия на
          разрушении и этно-культурных традиций, и демографического статуса
          русского народа.
          Отрицательное влияние раннего полового воспитания на ДС,
          которое проявится неизбежно, но лишь через 20–30 лет, состоит в
          следующем. Во-первых, нарушается естественное онтогенетическое,
          физиологическое и психологическое созревание и развитие
          репродуктивной функции. Резко увеличивается частота импотенции у
          подростков и юношей, как результат принудительного сосредоточения
          внимания на вопросах секса. Вследствие недоразвития определенных
          нейро-гормональных механизмов навязанные извне репродуктивные
          сюжеты вместо стимулирования могут затормозить эту функцию,
          вызвать невроз. "Опасным с точки зрения профилактики сексуальных
          неврозов, – пишет психиатр В. Франкл, – является принуждение к
          сексуальному потреблению, исходящее от индустрии просвещения.
          Сексуальность нарушается по мере того, как усиливается сознательная
          направленность и внимание к ней" (цит. по [30р. "Подростковая
          импотенция" – проблема английских педиатров: став жертвами сексуального просве
          щения-начав половую жизнь с 9 лет-
          31
          подростки весьма нередко становятся импотентами к 12 годам. У
          девушек "индустрия просвещения" повлекла за собой более частые
          искусственные аборты с известными негативными последствиями для
          детородной функции, Установлено также, что у женщин, регулярно
          пользующихся контрацептивами в форме таблеток, "увеличивается на
          70% риск" заболеть раком [30J.
          . Во-вторых, расширяя границы дозволенного, принудительные
          сексуально-просветительские акции существенно ухудшают
          психологическую атмосферу для оптимального демографического
          поведения и предрепродуктивных решений:
          снимаются религионзые и этические запреты в отношениях полов,
          развенчиваются романтизм, таинства, жизневозвыша-ющая мощь
          платонической любви, заключении брачных союзов, венчаний и свадеб,
          ослабляются семейные узы, Это не только удар по культуре, но и
          хорошо продуманная коварная агрессия против воспроизводства юных
          поколений русского народа, против повышения демографического
          потенциала, рождаемости.
          Квалифицированное преподавание знании о репродуктивных
          функциях человека в школах необходимо, но только и старших классах,
          русскими, по духовному складу, учителями, под контролем государства.
          Иностранных же "специалистов", секту-ассоциацию и подготовленных
          ею "40 подростков-инструкторов по сексуальному образованию"
          [3(1], нельзя допускать к школам.
          Итак, демографическая политика правительства "демократов"
          нацелена на депопуляцию, вымирание народа. Она, политика эта, служит
          врагам России, которые, опираясь на известные неомальтузианские
          концепции и колонизаторскую идеологию, под предлогом
          "общечеловеческих задач" стремятся реализовать программу
          сокращения ЧН РФ. Наши же министры-демократы", вместо того,
          чтобы бороться с депопуляцией, выполняют эту программу. В том
          числе всеми средствами поддерживают секту-ассоциацию полового
          воспитания. Бюджетные ассигнования последней на 1997 г. – более 200
          млрд. рублей, что больше, чем по строке "Дети-сироты" [30].
          "Продуманная", прикрытая лицемерием политика наших властей по
          "уменьшению численности населения" – увеличению смертности и
          снижению рождаемости граждан своей страны-есть один из видов
          геноцида-гомицид или "доле
          32
          гомицид"». Здесь слово юристам. Они должны определить– подсудны ли заранее
          запланированные и реализованные дея[ия по углублению депопуляции, подрыву
          демографического ютенциала», увеличению смертности и снижению рождаемости
          народонаселения России.
          Гомицид – это базирующееся на обмане преступление (па оснвое, юманного догово
          ра и
          пр.). влекущее за собой гибель или страдания мчо||х люден (от лат. doliis-обман, хитро
          сть,
          homo – человек; caedo– «""1четви). Такого рода приговор, обвинение в "доло гомнци
          де"
          было вы-лесно 17осгояаным три&уна, юм народов (октябрь 1994 г.. Мадрид" межм, в
          редному валютному фонду. За заранее спланированные, кипи но
          – табнлизации" г. "структурной перестройке" во многих етранач. вклютая Россию,
          которые привели к подрывам национальных экономик в интересах
          -ША |31|.
          3" 33
          Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕПОПУЛЯЦИИ
          3.1. Духовность и национальные черты характера
          Слова и словосочетания "духовность", "духовная деятельность"
          обозначают понятия, используемые не только в Богословии, церковной
          жизни, науке [2], но, в последнее время, – и в повседневном обиходе.
          Поэтому уточним. Здесь этим термином обозначается определенная
          психологическая функция и ее результат, а именно.
          Духовность индивида – это деятельность его и с и х и к и: по
          осознанию – целей жизни, высших предназначений человека, по
          выбору – идеалов ориентации-поклонения, критериев добра и зла, а
          также по применению их (высших идеалов, критериев) в собственном
          поведении и оценивании событий, людей, себя.
          В приведенной формулировке – акцент на психологической
          счороне понятия, При других подходах, например, в плане эгических
          норм, социальных детерминации ("бытие определяет сознание" и т. п.),
          данная категория потребует рассмотрения с позиций философии,
          социологии, антропологии. Мы же ограничимся психологическим
          аспектом (включая со-циально-психологичесий и социальнопсихофизиологический и
          ли психобиологический).
          Духовность многомерна по психическому содержанию,
          проявлениям и частным психологическим функциям, лежащим в основе
          этих проявлений. Различают осознаваемые и бессознательные
          содержания психики и четырех "психологических функции" [44]:
          мышление, ощущение, чувства, интуиции. Из сказанного понятно, что
          по количеству различных индивидуальных образов проявления
          духовность бесконечна. Вместе с тем, принято считать, что имеется
          некий интегральный, обобщающий показатель, "характерологический
          вектор" или степень духовности. Этот показатель может иметь
          34
          меньшее или большее, но не отрицательное и не нулевое
          ("бездуховный") значение и выводится по оценкам целого ряда,
          например, десяти, черт характера (табл. 2).
          Таблица 2 Вариант шкалы духовности
          , ХГ" пары
          ралиопо-
          ;;ЮСНЬ]Х
          черт
          Малая духовность
          Большая духовность
          1.
          2.
          i.
          4. 5
          li
          т
          1.
          М.
          9.
          Л
          Безрачлшп!? к своей стране, зависть к
          другим странам Цели жизни ке ясны
          Безверии Эгоизм
          Конкуренция
          Индивидуализм
          Деньги как цель
          Пассивность
          Пессимизм Уныние
          Любовь к своей стране, гордость за нее
          Цели жнзни ясны, возвышен ны Вера в
          идеалы Альтруизм Взаимопомощь
          Коллективизм Дсшэгц как cpi"/ifTHo
          Энтузиазм Оптими III Надежда
          Рассматриваемое понятие полностью приложимо, однако, с
          некоторыми существенными дополнениями, к этно-социаль-libiM
          системам: племени, надии, народу и т. п. Требуются дополнительные
          методические (учет статистических закономерностей) и
          методологические интерпретации. Духовность культуры, духовный
          уровень цивилизации, общества ошибочно сводить к простои сумме
          показателен духовности индивидов. Язык, традиционные формы
          организации этноса, семейного быта, развитие науки, здравоохранения и
          др. могут рассматриваться только на системном уровне.
          а) Национализм как естественная психологическая установка,
          способствующая высокой духовности
          Высокая духовность, любовь к родному народу и Родине а психике
          человека связаны между собой механизмами, сформировавшимися в
          ходе биологической эволюции и истории. Процесс зарождения и
          развития этого симбиоза мало изучен. Поэтому можно высказать лишь
          гипотетические суждения.
          Вполне возможно, что корни взаимосвязи между рассматриваемыми социально-псих
          ологическими явлениями уходят в эпоху
          раннего палеолита, отстоящую от современности на сотни тысячмиллион лет. Эпоху,
          когда стадные инстинкты
          У 35
          и элементы понятийного мышления (присущие и ныне живущим
          обезьянам), преобразовались в зачаточные формы социальной
          организации племен палеоантропов (питекантропов, предков Homo
          sapiens). Столь древним может быть, по крайней мере, чувство
          инстинктивной привязанности к родине (включая "феномен
          территориальности" [32р. а также бессознательное тяготение людей
          одной этнообщности друг к другу.
          Психологические механизмы периода зарождения рассматриваемые
          чувств не могли не оставить существенного следа: эволюция не
          расстается с полезными адаптациями, а напротив, защищает
          благоприобретенные приспособления (в соответствии с принципом
          "стабилизирующего отбора" [91р. В отношении же социальной
          полезности этих поведенческих актов сомнений не должно быть. Под
          "существенным следом" понимается тот факт, что в основе тех же
          национальных (националистических, этнопатриотических) чувств,
          присущих ныне живущим народам "от дикарей до высококультурных"
          [90], так же лежат инстинкты и "коллективно-бессознательные"
          механизмы [44] нашей психики.
          При иных суждениях трудно бы было объяснить причину того, что
          чем больше собственная культура отличается от иноземных
          этнокультур, тем более глубока привязанность |4{] к "родным
          пенатам". Так же и на вопрос-почему "дым отечества нам сладок и
          приятен" – трудно дать рацио-налистский ответ, потому что любовь эта
          бессознательна или "интуитивна".
          Другой элемент этнической психологической установки –
          национальное самосознание, эволюционно мог зародиться значительно
          позднее, возможно, в конце палеолита – в нсо-олите (15–5 тьгс, лет
          тому назад). Именно тогда, как полагают, психический слад древнего
          человека, по ряду причин, в значительной степени избавился от
          примитивных ар-хитипальных черт: арефлективность или неспособность
          к самоосознанию, недифференцированное отражение – тенденция к
          слитности, неразличению объективных и субъективных образов
          восприятия или participation mistique, и др. Религиозные верования
          приобрели более прогрессивные формы, приближающиеся к
          монотеизму. Появились первые произведения искусства – наскальная
          живопись и др. Изобретение лука и стрелы, приручение собаки, в
          дополнение к приобретенному опыту коллективной охоты,
          способствовали быстрому прогрессу в экономике и социальной
          организации племен.
          Следовательно, только в эту эпоху у части этнических групп Человека
          мыслящего (но, очевидно, не среди популяций неандертальцев) могло
          зародиться этническое самосознание. В полной же мере оно, повидимому, сформиро
          валось, когда появились –межплеменные, затем
          государственные объедине–1ШЯ (4–2 тыс. лет до н. э.).
          Русский антрополог и патриот В. Строгонов следующим образом
          описывает этническую психологическую установку "естественного"
          или "христианского" типа русский национализм: "Национальное чувство
          является объединяющим началом нации. Но есть еще один
          объединяющий элемент, более высокого порядка, это национальное
          самосознание, которое выражается в осознании самого себя как части
          своей нации.
          Я осознаю в себе не только свою личность, но и русского человека.
          Я сознаю в своем типе, в складе своего характера многие общерусские
          черты. Русская, культура, историческая судьба России, несомненно,
          наложили на меня известный отпечаток. Чувствуя в себе такую
          сильную связь с моим народом, который я люблю, во мне горит
          горячее желание принести ему посильную помощь. Бго величие
          возбуждает во мне гордость, его унижение – оскорбляет меня" [90, с.
          25].
          Национализм, при всей естественности, кажущейся тривиальности
          зарождения и развития составляющих его элементов, представляет
          собой один из наиболее могучих факторов интеграции и развития
          этносов и государств. Правда, если действие его остается в рамках
          христианской этики.
          "Национализм, – пишет В. В. Шульгин [92, с. 141], – имеет перед
          человеком великие заслуги. Огромные дела, подвиги
          самопожертвования, открытия науки, творения искусства, грандиозные
          предприятия совершались и еще совершаются во имя нации. Но все же
          с начал. а этого века национализм является силой более
          разрушительной, чем созидательной". Последнее обобщение автора,
          применительно к той роли, которую играл русский национализм в ходе
          оборонительных воин России, по меньшей мере мало обосновано. Для
          этно-патриотизма или национализма русских людей не присущи не

Демограф (2 3 4)



[Комментировать]