Глава 10 ВООБРАЖЕНИЕ

Предисловие (Глава 1 Глава 2 (2-2) Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10)

          1. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

          Воображение – это создание нового в форме представпений или идей.
          Оно рождается погребносгими человека.

          Как бы ни были необычны и фантастичны вновь создаваемые образы
          и идеи, они всегда состоят из элементов воспринятого и усвоенного
          человеком ранее. Воображение – это мозаика, составленная из кусочков
          нашего прошлого опыта. Рисунок ее может быть разрушен, создан вновь,
          заменен в отдельных деталях, дополнен и переработан.

          Воображение в подавляющем большинстве случаев – это созидатель-
          ный процесс. Поэтому, как и при любом созидании, в воображении
          обязательно принимают участие все психические процессы: память,
          интеллект, внимание, мышление и др. Каждый элемент, этап, образ
          воображения осознается человеком. Если подавляющее большинство
          психических функций вовлекается в процесс воображения, то и оно в
          свою очередь <вмешивается> в течение того или иного психического акта,
          как бы пронизывая его и придавая черты известной своеобразности.

          Участие отдельных психических функций в акте воображения мож-
          но представить себе следующим образом. В зависимости or конкретной
          обстановки, заинтересованности человека у него возникает побуждение,
          стремление к работе воображения в определенном направлении. За этим
          следуют другие этапы волевого акта, наконец начинается сам процесс
          воображения. Для этого человек должен прежде всего обраплься к
          запасам своей памяти, вызывать необходимые представления, отвечаю-
          щие целям построения воображаемого образа. Богатство кладовых памя-
          ти, навыков, опыта индивидуума, степень легкости, с которой извлека-
          ются запасы, – все это отражается прежде всего на качественной стороне
          создаваемого образа. Чрезвычайно важна концентрация внимания чело-
          века на этой работе, без сомнения, требующей значительного напряже-
          ния.

          Вся эта, условно названная подготовительной, деятельность протекает
          при активном участии мышления. Особенно важна его роль в тот период,
          когда все части для будущей <мозаики> налицо. Далее следуют аналити-
          ко-сиктетическая деятельность, сравнение, обобщение, абстракция и др.

          219

          Наиболее характерными для воображения считаются такие приемы, как
          комбинирование представлений, преуменьшение их или преувеличение.
          Часто некоторые представления акцентируются, нередко с оттенком
          карикатуры, гротеска и др. Наконец, когда процесс воображения закан-
          чивается, фантазия человека дает ему вновь созданный ею образ.

          Чувства принимают в воображении участие как в самом начале (инте-
          рес; настроение, располагающее к фашазщюванию), так и на всем протя-
          жении процесса воображения – как бы сопровождая появление нового
          образа. Может случиться, что чувства, окружающие вновь созданный
          воображением образ, окажутся более сильными, чем в тот момент, когда
          этот образ или воображаемое событие будут иметь место в действитель-
          ности. Зависеть это может как от качества самих представлений, прини-
          мающих участие в воображении, так и от разнообразных их комбина-
          ций, в которые они будут поставлены причудливой фантазией человека.
          Большое значение имеют и особенности человеческих типов нервной
          системы: худохестеенного, среднего или мыслительного (по И.П. Пав-
          лову).

          Приведенные выше последовательные этапы развертывания вообра-
          жения условны. Процесс воображения един, и выявленные отдельные его
          этапы могут <перекрывать> друг друга, а нередко и выпадать.

          Выделяют три вида воображения: творческое, мечта и воссоздающее.
          При творческом воображении создаются образы, не существующие в
          данное время (Кювье по одной кости выстраивал образ несуществующего
          в данное время животного). Происходит вычленение элементов и свойств,
          комбинирование их в целостный образ, причем мохут соединяться части,
          присущие разным объектам (русалка, кентавр и т.п.). Таким способом
          могут создаваться религиозно-мистические, сказочные и научно-фантас-
          тические образы. Значительную роль занимает фантазия в детских шрах. ,

          Мечта – особая форма воображения, как и идеал – образ желаемого
          будущего – должны быть связаны с жизнью. Несбыточные мечты (грезы)
          порождают пассивность.

          Воображение может и не иметь характера волевого акта. Тогда оно
          лишено целенаправленности, логичности, не контролируется нашим
          сознанием, приобретая крайне причудливые и необыкновенные формы.
          Сюда относятся сновидения (<грезы во сне>), грезы наяву; такое вообра-
          жение называется пассивным. В прогивоположноть ему активное вообра-
          жение предполагает участие волевых качеств, определенные этапы
          волевого процесса, тесное участие эмоций человека, периодическое кри-
          тическое осмысление образа воображения, его отдельных элементов.

          Необходимость активных волевых усилий личности особенно четко
          выступает в творческом воображении. Оно присуще художникам, поэтам
          и писателям, музыкантам, инженерам, ученым разных специальностей и
          другим людям созицатсльного труда. Лишь благодаря чрезвычайно раз-
          витому воображению были созданы такие впечатляющие художественные

          220

          произведения, как Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чай-
          ковского, <Бурлаки> И.Е. Репина и др.

          Другим видом фантазии является воссоздающее (репродуцирующее)
          воображение. Если при творческом воображении имеется в виду создание
          нового, доселе неведомого, то репродуцирующее воображение – это
          процесс образования целостного образа на основании соответствующего
          описания, как имевшего место в прошлом, так и при непосредственном
          восприятии содержания этого описания (чтение книги, объяснение).

          И если творческое воображение чаще имеет в своей основе ту или иную
          одаренность, воспитанную и развитую в течение жизни и деятельности, то
          воссоздающее воображение связано преимущественно со знаниями челове-
          ка, его опытом и навыками. Именно к запасам знаний апеллирует описание,
          в соответствии с которым требуется создать определенный образ. Чем шире
          и богаче знания человека, чем значительнее со стороны прошлого опыта
          будет <поддержка>, тем легче образуется соответствующая конструкция и
          тем она окажется более точной. Поэтому опытные педагоги, освещая
          какой-нибудь сложный вопрос, разбирая трудную тему, теорию, стараются
          создать более или менее красочный образ, проиллюстрировать излагаемое.
 
p;         Делается это для того, чтобы образовать у слушателей яркие представления,
          которые при необходимости будут ими легко воссозданы и примут участие
          в процессе репродуцирующего воображения, явятся поддержкой, которая
          облегчит создание нужного образа.

          По силе, яркости, легкости, с которой могут быть вызваны представ-
          ления, и некоторым другим их качествам люди в значительной степени
          отличаются друг от друга. При этом имеют значение, как уже сказано,
          врожденные задатки, одаренность, систематичность, их развитие в даль-
          нейшем, условия воспитания, характер трудовой деятельности и возраст
          человека. Известно, например, свойство детской психики запечатлевать
          зрительные образы, особенно если зрительное восприятие сопровожда-
          лось действиями с соответствующими предметами.

          Развитие воображения должно идти от непроизвольного к произволь-
          ному, от воссоздающего к творческому. Воображение способствует разви-
          тию чуткости, тактичности, эмпатии – свойств личности, так необходимых
          в медицинской деятельности. Особое место в клинике занимает воображе-
          ние бального, которое мало изучено.

          2. НАРУШЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

          Знание основных особенностей и видов воображения необходимо буду-
          щему психологу и педагогу, а также врачу в силу самых различных обстоя-
          тельств и прежде всего для того, чтобы принести пациенту наибольшую
          пользу. Всесторонне изучив личность больного человека, особенности его
          нервной системы, реакций, своеобразие взаимоотношений сигнальных сис-
          тем, коры (сознательного) и подкорки (неосознаваемого), медицинский

          221

          психолог (врач) может предположить, что предстоящее, например, опе-
          ративное вмешательство весьма волнует пациета, хотя внешне это как
          будто бы ни в чем не проявляется. Воображение больного рисует ему и
          картину патологии того или иного органа, и обстановку, и ход операции,
          и возможные последствия и т.п., причем все это нередко в весьма
          искаженном, неправильном виде. Тем не менее (скорее, даже тем более!)
          воображаемые образы, идеи рождают соответствующие чувства – опасе-
          ния, страха, сомнения и пр. В этом случае врач (и медицинский психолог)
          обязаны тактично <проникнуть> в мысли пациента, сделать так, чтобы он
          откровенно поведал о своих представлениях и переживаниях, которые
          занимают его воображение. Сообразуясь с интеллектуальным уровнем па-
          циента, пользуясь методами разъяснения, убеждения и внушения, необхо-
          димо настраивать пациента на определенный лад, направлять его
          воображение по иному пути, вселять уверенность в благополучном исходе
          заболевания, возможных оперативных вмешательств и т.д.

          Но воображение может принимать и патологические формы, причем
          больной будет верить в созданные им фантастические идеи и образы. В этом
          одна из причин возникновения детской лживости и лживости психопати-
          ческих личностей. У последних отдельные конфабуляции – воображаемые
          факты, субъективно переживаемые как истины, часто переходят в псевдоло-
          гич. Сверхценные, навязчивые и бредовые идеи, являющиеся патологией
          мышления, тесно связаны и с патологией воображения.

          У психопатических личностей описаны (Бирнбаум, Маньян и др.)
          бредоподобные фантазии – нестойкие и изменчивые, похожие на бред
          представления, нередко с фантастическим содержанием, не складываю-
          щиеся в определенную бредовую систему. Эти фантазии возникают остро,
          в ответ на неблагоприятную для личности ситуацию, и должны правильно
          оцениваться, особенно в случаях судебных экспертиз.

          П.Б. Ганнушкиным (1933) у психопатических личностей описаны
          также трудно отличимые в практической деятельности от бредоподобных
          фантазий грезы наяву. По мнению В.М. Блейхера, И.Я. Завилянского,
          И.В. Крук и Л.И. Завилянской (1989), эти два психопатологических
          проявления имеют единую основу и представляют собой, по сути, раз-
          личную степень выраженности одной и той же симптоматики. Основным
          критерием их разграничения является отношение больного к своим
          переживаниям: при грезах наяву возможно корригировать переживания
          больного, а при бредоподобных фантазиях такие коррегирующие вмеша-
          тельства не имеют должного результата.

          Вместе с тем вне патологических отклонений фантазия имеет огром-
          ное значение в деятельности человека. Фантазия – качество величайшей
          ценности. Поэтому будущие психологи, педагоги, врачи должны посто-
          янно развивать в себе способность к воображению, умение свободно
          манипулировать своими представлениями, оживлять их при необходи-
          мости и использовать в практической деятельности.

          222

          3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

          В области исследования воображения до настоящего времени нет
          достаточного количества направленных и апробированных эксперимен-
          тальных работ.

          Качественные особенности воображения исследуют при помощи ме-
          тодики Роршаха (Rorschach, 1920) – одной из наиболее объективных и
          сложных методик психодиагностики.

          Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых
          на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат
          пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы – пятна
          красного и серого цвета, три таблицы – многоцветные пятна.

          Испытуемого просят сообщить,что он видит на таблице в разгляды-
          ваемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии.

          Анализ ответов при использовании методики Роршаха в психодиаг-
          ностике личности стандартизирован и очень сложен. Однако для экспе-
          риментального изучения лишь способности к воображению можно
          пользоваться следующей формой протокола и получаемые ответы оцени-
          вать качественно: 1. Порядковый номер таблицы. 2. Словесные реакции
          испытуемого, сопровождающие исследование. 3. Количество ответов.
          4. Время ответов. 5. Характер ответов (а – геометрические фигуры, б –
          животные, в – растения, г – неживые предметы, д – действия, е –
          прочее, ж – отсутствие образов воображения). 6. Примечания. При
          фиксации характера ответов подробно записывают все их детали.

          С помощью теста Роршаха можно наглядно различить воображение
          здоровых и больных людей; для последнего характерно наличие множе-
          ственных необычных образов, отражающих особенности нарушенной
          эмоциональности – привидения, демоны, образы смерти и т.п.

          С известными допущениями для исследования особенностей вообра-
          жения могут быть использованы Тематический апперцептивный тест
          (ТАТ), методика заполнения пропущенных мест в тексте (соответственно
          возрасту и уровню образования испытуемого), методика пунктирных
          изображений с недостающими деталями и т.д.

          В изучении воображения (особенно творческого) важное место зани-
          мает метод естественного эксперимента – игры, рисование, литератур-
          ное и иное творчество и т.п.

Предисловие (Глава 1 Глава 2 (2-2) Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10)