Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) 3

Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) (2 3 4 5)

          Часть 3

          ует успех, часто
          превышающий их собственные ожидания. В таких случаях ПТСМ может подвести
          человека к серьезным, конструктивным размышлениям и даже к развитию его
          личности в самом лучшем смысле этою слова. Тогда игра может обрести вид
          "Что хорошего я сделал, чтобы заслужить все это?"

          4. "Ну что, попался, негодяй!" (НУПН)
          *Тезис*. Эту ситуацию (НУПН) в ее классическом виде можно наблюдать во
          время игры в покер. Уайт получает самые лучшие карты, например четыре туза.
          В этом случае если он любит играть в НУПН, то его куда больше волнует то,
          что Блэк теперь всецело в его власти, чем предстоящая ему хорошая игра ичи
          крупный выигрыш.
          ...Уайту нужно было установить в своем доме водопроводное
          оборудование. Прежде чем дать водопроводчику "добро", он тщательно обсудил
          с ним стоимость всех работ и материалов. Они сговорились о цене, а также о
          том, что дополнения в счет вноситься больше не будут. Когда водопроводчик
          оформлял счет, то он включил в него несколько больше денег, так как ему
          пришлось заменить один лишний клапан: примерно четыре доллара при общей
          стоимости работ в четыреста долларов. Получив счет, Уайт пришел в ярость.
          Он позвонил водопроводчику и потребовал объяснений. Водопроводчик не
          собирался сдаваться. Тогда Уайт написал ему длинное письмо, в котором
          подвергал критике его честность, этические принципы и отказывался платить
          по счету, пока не будет снята надбавка. В конце концов водопроводчику
          пришлось уступить.
          Довольно скоро стало ясно, что и Уайт, и водопроводчик играли в какие-
          то игры. Во время переговоров они оценили, на что каждый из них способен.
          Водопроводчик, предъявляя счет, сделал провокационный ход. Поскольку он уже
          раньше связал себя словом, то правда была не на его стороне. А Уайт
          почувствовал себя вправе дать полную волю своей ярости. Вместо того, чтобы
          достойно, в соответствии со Взрослыми стандартами, которые он сам себе
          установил, обсудить всю ситуацию, высказав, может быть, искреннее
          недоумение, Уайт воспользовался этой возможностью для огульной критики всей
          жизненной позиции водопроводчика. Внешне их спор, казалось, происходил на
          уровне Взрослый – Взрослый: вполне законное деловое обсуждение заранее
          оговоренной суммы. Но на психологическом уровне это были взаимоотношения
          между Родителем и Ребенком: Уайт воспользовался тривиальным, хотя и
          социально приемлемым поводом, чтобы дать волю ярости, накопившейся за
          многие годы, и излить ее на своего оппонента, которого он считал
          мошенником, то есть Уайт поступил точно так же, как повела бы себя его мать
          в подобной ситуации. Он быстро распознал установку, лежащую в основе его
          собственных действий в предложенной игре (НУПН), и понял, что в глубине-то
          души он был в восторге от провокационного хода водопроводчика. Затем Уайт
          вспомнил, что с раннего детства он не оставлял без внимания подобные случаи
          несправедливости, всегда с восторгом, хватался за них и искал от этого
          максимальную выгоду. В случаях, которые остались у него в памяти, он мог
          забыть провокационный ход, но зато помнил во всех деталях все последующее
          "сражение". По всей видимости, водопроводчик в их ситуации играл в
          разновидность игры "Ну почему такое случается именно со мной?" (ПТСМ).
          Игра НУПН рассчитана на двух игроков, и ее следует отличать от игры
          "Подумайте, какой ужас!" (ПКУ), в которой Водящий стремится обнаружить
          несправедливость, чтобы пожаловаться третьему лицу; поэтому игра включает
          трех игроков: Агрессора, Жертву и Доверенное лицо. Девиз этой игры – "Беда
          никогда не приходит одна". Доверенное лицо обычно играет в ту же игру.
          Хотя ПТСМ и рассчитана также на трех игроков, но Водящий в ней
          пытается установить собственное превосходство по количеству обрушивающихся
          на него несчастий и с негодованием отвергает попытки других неудачников
          соперничать с ним.
          Игра НУПН имеет также профессиональный коммерческий вариант для трех
          игроков, а именно шантаж. В более-менее скрытой форме она существует и как
          супружеская игра только для двух участников.
          *Антитезис*. Наилучшим антитезисом будет корректное поведение. Если
          человек имеет дело с игроком в НУПН, то при первой же возможности ему
          следует подробнейшим образом оговорить все детали взаимоотношений и в
          дальнейшем строго их придерживаться. Например, во взаимоотношениях между
          врачом и пациентом с самого начала необходимо четко оговорить вопрос об
          оплате, например в случае пропуска или отмены консультации. И особенно надо
          быть аккуратным в финансовых вопросах. Если возникает непредвиденное
          осложнение, то антитезисное поведение в таких случаях помогает сдаться
          элегантно, без всякого спора, пока врач не будет готов заняться самой
          игрой. В обыденной жизни деловые взаимоотношения с игроками в НУПН всегда
          представляют собой известный риск. С женами таких людей следует обращаться
          вежливо и корректно, избегая малейшего флирта, ухаживания или знаков
          пренебрежения. Особенно это надо учитывать тогда, когда сам муж поощряет
          подобные действия.

          _Анализ_
          *Тезис*: "Ну что, попался, негодяй!"
          *Цель*: оправдание.
          *Роли*: Жертва, Агрессор.
          *Иллюстрации*: 1) "На этот раз я тебя поймал"; 2) ревнивый муж.
          *Социальная* *парадигма*: Взрослый – Взрослый; Взрослый: "Посмотрите,
          вы поступили неправильно"; Взрослый: "Сейчас, когда вы мне на это указали,
          я и сам это вижу".
          *Психологическая* *парадигма*: Родитель – Ребенок; Родитель: "Я следил
          за тобой в надежде, что ты оплошаешь"; Ребенок: "На этот раз ты меня
          поймал"; Родитель: "Да, и ты почувствуешь всю силу моей ярости".
          *Ходы*: 1) провокация – обвинение; 2) защита – обвинение; 3) защита –
          наказание.
          "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое – оправдание ярости;
          2) внешнее психологическое – помогает избежать осознания собственных
          недостатков; 3) внутреннее социальное – НУПН; 4) внешнее социальное – они
          всегда готовы воспользоваться твоей глупостью; 5) биологическое – обмен
          воинственными трансакциями, обычно между лицами одного пола; 6)
          экзистенциальное – никому нельзя доверять.

          5. "Посмотри, что я из-за тебя сделал" (ПЧЯТС)
          *Тезис*. В своей классической форме эпо супружеская игра, ей смело
          можно присудить первый приз по количеству разбитых браков. Однако в нее
          могут –также играть и родители с детьми и сотрудники на работе.
          1. _ПЧЯТС_ _первой_ _степени_. Уайт не желает ни с кем общаться,
          занимаясь какой-то работой, которая поглощает его целиком и изолирует от
          других людей. Возможно, что в этот момент он просто хочет, чтобы его
          оставили в покое. Однако его уединение вдруг нарушает жена или кто-нибудь
          из детей. Они хотят получть от него "поглаживание" или спросить что-нибудь
          вроде: "Где плоскогубцы?" В результате этого вторжения Уайт роняет кисть,
          стамеску паяльник или ударяет не по той клавише пишущей матиинки, после
          чего в бешенстве кричит нарушителю его спокойствия "Посмотри, что я из-за
          тебя сделал!" Поскольку такие ситуации повторяются из года в год, семья все
          больше привыкает к такой его реакции и знает: когда он поглощен каким-то
          делом, то его лучше не трогать. Разумеется, оплошность Уайта вызвана совсем
          не вторжением другого человека, а его собственным раздражением. Он только
          рад происшествию, потому что оно позволяет ему выгнать из своей комнаты
          незваного посетителя. К сожалению, маленькие дети очень легко перенимают
          эту игру, поэтому она с легкостью передается от поколения к поколению.
          Удовлетворение и "вознаграждение", которые эта игра приносит людям, бывают
          тем очевиднее, чем более провокационными методами ведется сама игра.
          2. _ПЧЯТС_ _второй_ _степени_. Когда игра ПЧЯТС является не просто
          защитным механизмом, используемым от случая к случаю, а образом жизни
          человека, тогда Уайт женится на женщине, которая играет в "Я всего лишь
          пытаюсь помочь тебе" или в какой-нибудь близкий вариант этой игры. Он с
          легкостью передоверяет жене решение всех проблем. Часто это происходит под
          маской тактичности или галантности. Муж может любезно дать право жене
          выбрать, куда пойти пообедать или какой фильм посмотреть. Если выбор
          окажется удачным, то он тоже получит удовольствие. В противном случае он
          может прямо или косвенно упрекнуть жену: "Ты меня в это втянула" (простой
          вариант ПЧЯТС). Или, например, супруг может полностью доверить жене вопросы
          воспитания детей, оставив себе роль простого исполнителя. Если же с детьми
          возникнут осложнения, то он прибегнет к игре ПЧЯТС в чистом виде. На основе
          этого фундамента, заложенною еще много лет назад, он сможет обвинть жену во
          всех неудачах их детей. В этом случае ПЧЯТС – не самоцель, а лишь ход,
          попутно приносящий мимолетное удовольствие, в таких играх, как "Ну, что я
          тебе говорил!" или "Посмотри, что ты наделала!".
          Профессиональный игрок, который пытается облегчить бремя
          психологических нагрузок с помощью ПЧЯТС, будет играть в нее и на работе. В
          этой ситуации слова обычно заменяются страдальческим, обиженным взглядом. А
          игрок, прикидываясь демократичным или просто разумным администратором,
          просит своих подчиненных вносить предложения. Для него это способ занять
          неприступную позицию, с которой он может терроризировать своих подчиненных.
          Любая его ошибка может быть приписана им и тем самым обращена против них.
          Если же эта стратегия применяется по отношению к вышестоящим работникам (то
          есть ошибки приписываются им), то она становится саморазрушительной и может
          привести к неприятностям, вплоть до увольнения. В этом случае для обидчивых
          людей это только часть игры "Ну почему такое случается именно со мной?", а
          для людей, склонных к депрессии, – это часть игры "Опять я за старое" (обе
          входят в категорию "Бейте меня").
          3. _ПЧЯТС_ _третьей_ _степени_. В эту игру всерьез играют в основном
          параноики, вовлекая в нее достаточно неосторожных людей, которые станут
          давать им советы ("Я только стараюсь помочь вам"). В этих случаях игра
          может принимать опасный оборот и даже оказаться фатальной. Игры "Посмотри,
          что я из-за тебя сделал!" (ПЧЯТС) и "Это ты меня втянула" (ЭТМВ) прекрасно
          дополняют друг друга, так что их сочетание образует классическую основу для
          скрытого игрового контракта во многих семьях. Проиллюстрируем этот контракт
          следующим примером.
          ...Миссис Уайт по обоюдному согласию с мужем вела семейный бюджет и
          платила по счетам из их совместного счета в банке, так как мистер Уайт был
          "не в ладах с цифрами". Раз в несколько месяцев банк уведомлял их о
          перерасходе, и мистеру Уайту приходилось улаживать этот вопрос. Пытаясь
          выяснить причину перерасхода, он часто обнаруживал, что миссис Уайт
          совершила дорогую покупку, не поставив его в известность. Узнав об этом,
          мистер Уайт в бешенстве разыгрывал ЭТМВ, а его жена в слезах признавала
          справедливость его упреков и обещала, что больше подобное не повторится.
          Некоторое время все шло гладко, а затем вдруг появлялся представитель
          кредитора, чтобы потребовать уплаты по давно просроченному счету.
          Мистер Уайт, ничего не зная об этом счете, спрашивал у жены, что все
          это значит. Тогда она начинала свой раунд ПЧЯТС, утверждая: это он во всем
          виноват. Поскольку муж запретил ей делать перерасходы, то она могла свести
          концы с концами, только не заплатив по этому большому счету и скрыв от мужа
          напоминания кредитора.
          Игры между супругами продолжались около десяти лет, причем каждый
          подобный инцидент завершался заверениями, что он будет последним и отныне
          все пойдет по-другому. И в самом деле, все шло по другому... несколько
          месяцев. Во время психотерапевтического сеанса мистер Уайт без всякой
          помощи со стороны консультанта очень разумно проанализировал свою игру и
          сам разработал эффективное лечение. Он и жена по взаимной договоренности
          перевели счет в банке на его имя. Миссис Уайт продолжала вести их семейную
          бухгалтерию и выписывать чеки, но мистер Уайт первым просматривал счета и
          контролировал предстоящие платежи. Таким образом ни перерасходы, ни
          напоминания от кредиторов не могли пройти мимо него и оба супруга принимали
          участие в решении семейных финансовых проблем. Лишившись удовлетворения и
          "вознаграждений" от игр ПЧЯТС – ЭТВМ, Уайты сначала были в растерянности,
          но затем им пришлось найти более конструктивные и честные способы
          доставлять друг другу удовольствие при общении.
          *Антитезис*. Антитезис в ПЧЯТС первой степени – оставить игрока в
          покое, а в ПЧЯТС второй степени – заставить Уайта самого принимать решение.
          Игрок первой степени может в результате почувствовать себя всеми покинутым,
          но вряд ли рассердится; игрок второй степени, если его заставят взять
          инициативу на себя, может помрачнеть и надуться, так что систематическое
          применение антитезиса может иметь неприятные последствия. Антитезис в игре
          ПЧЯТС третьей степени следует доверять только квалифицированному
          профессионалу.
          *Частичный* *анализ*. Цель этой игры – оправдание своего поведения.
          Игра легко перенимается детьми. Бросается в глаза внешнее психологическое
          "вознаграждение" (уход от ответственности); угроза неизбежной близости
          часто ускоряет ход игры, поскольку "справедливый" гнев представляет собой
          хороший повод избежать интимных взаимоотношений. Жизненная позиция: "Я ни в
          чем не виноват".

          СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ
          В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое
          разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например "Если бы не ты",
          в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как
          "Фригидная женщина", могут долго существовать только в условиях юридически
          зафиксированного брака. Конечно, супружеские игры можно отделить от
          сексуальных (которые мы рассматриваем отдельно) чисто условно. В число
          наиболее распространенных игр, достигающих максимального расцвета в
          супружеской жизни, входят "Тупик", "Судебное разбирательство", "Фригидная
          женщина", "Загнанная домохозяйка", "Если бы не ты", "Видишь, как я
          старался", "Дорогая".

          1. "Тупик"
          *Тезис*. Эта игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает
          манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости.
          Как это ни парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру,
          предложенную другим супругом.
          1. Миссис Уайт предлагает мужу сходить в кино. Мистер Уайт
          соглашается.
          2. _Первый_ _вариант_. Миссис Уайт, собираясь в кино, "ненамеренно"
          допускает промах. В разговоре она совершенно естественно упоминает, что дом
          давно пора заново покрасить. Это недешево, а мистер Уайт совсем недавно
          говорил ей, что с деньгами у них сейчас туго. Он просил ее не приставать к
          нему с непредвиденными расходами по крайней мере до начала следующего
          месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома был выбран явно
          неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.
          _Второй_ _вариант_. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор в таком
          тоне, что миссис Уайт становится трудно удержаться от соблазна, чтобы не
          сказать о необходимости покрасить дом. Как и в предыдущем случае, Уайт
          грубо отвечает жене.
          3. Миссис Уайт обижена; она говорит мужу о том, что у него очередной
          приступ дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет: пусть лучше
          идет один. Он заявляет, что так и сделает.
          4. Уайт идет в кино (или гулять с детьми), оставив миссис Уайт дома
          лелеять свои оскорбленные чувства.
          Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:
          А. Миссис Уайт прекрасно знает из прошлого, что досаду мужа не следует
          принимать всерьез. По-настоящему он хочет, чтобы жена показала, как она
          ценит его тяжкий труд на благо семьи. И тогда они, вполне счастливые,
          смогут вместе пойти в кино. Но жена отказывается подыгрывать ему, и он
          чувствует, что его предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а она
          остается дома с оскорбленным видом, но втайне чувствуя себя
          победительницей.
          Б. Уайт прекрасно знает из прошлого опыта, что обиду жены не следует
          принимать всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал ее и
          попросил не обижаться. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти
          в кино. Но он отказывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступает
          нечестно. Он знает: она хочет, чтобы ее ласково уговаривали, но
          притворяется, что не понимает этого. Он уходит из дому охотно, с чувством
          облегчения, но при этом выглядит оскорбленным. Жена остается дома, полная
          обиды и разочарования.
          С точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победителя в каждом
          случае безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В случае
          Б, когда Уайт принимает отказ жены идти с ним в кино за чистую монету, это
          особенно очевидно. Они оба знают, что это неправда, но, как только жена
          произнесла эти слова, она сразу оказалась в тупике.
          Наиболее очевидное "вознаграждение" – внешнее психологическое. Для
          обоих супругов кино может быть источником сексуальной стимуляции. Они оба
          ждут после возвращения из кино интимных отношений. Поэтому тот из супругов,
          кто стремится избежать сексуальной близости, начинает ходом из первого или
          второго варианта игры. Это один из наиболее невыносимых вариантов игры
          "Скандал".
          Конечно, "оскорбленная" сторона, находясь в состоянии справедливого
          гнева, вполне оправданно не хочет заниматься любовью, и загнанный в тупик
          супруг (супруга) окажется в сложном положении.
          *Антитезис*. Для миссис Уайт он весьма прост. Все, что от нее
          требуется, – это передумать, взять мужа под руку и, улыбаясь, отправиться
          вместе с ним (переход из состояния Я Ребенка в состояние Я Взрослого). У
          мистера Уайта теперь положение более затруднительное, так как инициатива
          перешла к жене. Но, оценив всю ситуацию целиком, он, возможно, будет в
          состоянии уговорить жену пойти вместе с ним в кино, либо он сумеет
          успокоить ее, как надувшегося Ребенка, либо, что еще лучше, как Взрослого.
          В несколько ином виде "Тупик" является семейной игрой, в которой
          участвуют и дети. В этой игре в тупик загоняют ребенка: что бы он ни
          сделал, все оказывается плохо. Г. Бейтсон [Г. Бейтсон – известный
          современный американский психолог и психиатр.] и его школа полагают, что
          это состояние может стать важным этиологическим фактором возникновения
          шизофрении. В терминах нашей теории шизофрения может быть тем антитезисом,
          который ребенок противопоставляет игре "Тупик". Опыт лечения взрослых
          шизофреников с помощью анализа игр подтверждает это предположение. Когда
          соответственно подготовленному пациенту помогают анализировать семейную
          форму игры "Тупик" и показывают, что к шизофреническому поведению он
          прибегает с целью противостоять игре, то у больного наступает частичная или
          полная ремиссия.
          Наиболее обычная формы игры "Тупик", в которую играют всей семьей и
          которая наверняка оказывает влияние на формирование характера детей, чаще
          всего встречается тогда, когда отец или мать принадлежит к типу Родителей,
          всюду сующих свой нос. Возможна ситуация "двойного нажима": мальчика или
          девочку просят как можно больше помогать по дому, но, когда ребенок
          действительно начинает принимать активное участие в домашних делах,
          родители постоянно находят недостатки в его работе.
          Иногда "Тупик" становится этиологическим фактором астмы.
          Маленькая девочка: "Мамочка, ты меня любишь?"
          Мать: "А что значит "любишь"?"
          Такой ответ не оставляет для ребенка выхода. Девочка хочет поговорить
          со своей матерью, а мать переводит разговор в сферу философии: маленькой
          девочке с этой темой не справиться. Она начинает тяжело дышать, мать
          раздражается, следует приступ астмы, мать извиняется, а "Игра в астму" идет
          своим чередом. Такой "астматический" вариант "Тупика" нуждается в
          дальнейшем изучении.
          В психотерапевтических группах можно иногда встретить весьма
          элегантный вариант "Тупика".
          _Блэк_: "Ну, как бы то ни было, пока мы молчим, никто в игры не
          играет".
          _Уайт_: "Молчание само по себе может быть игрой".
          _Ред_: "Сегодня никто ни в какие игры не играл".
          _Уайт_: "Но отказ от игр тоже может быть игрой".
          Терапевтический антитезис в этом случае не менее элегантен: логические
          парадоксы запрещаются. Лишенный возможности прибегнуть к своему обычному
          маневру, Уайт быстро обнаруживает тревожность, лежащую в основе его
          поведения.
          Тесно связана с игрой "Тупик" еще одна игра – "Пакет с завтраком".
          Муж, имеющий прекрасную возможность позволить себе в обеденный перерыв
          сходить в хороший ресторан, тем не менее каждое утро готовит несколько
          бутербродов и берет их с собой на работу в бумажном пакете. При этом он
          использует остатки вчерашнего обеда, черствый хлеб, который приберегает для
          него жена. Таким образом он может полностью контролировать семейный бюджет,
          потому что какая же жена осмелится купить себе норковый палантин, видя
          такое самопожертвование. Муж, кроме того, получает и многие другие
          "вознаграждения", например, привилегию обедать в одиночестве и возможность
          подогнать работу во время обеденного перерыва. Эта игра во многих
          отношениях конструктивна, и ее одобрил бы сам Бенджамин Франклин [Франклин,
          Бенджамин (1706-1790) – американский просветитель, государственный деятель,
          ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции
          США (1787).], так как она поощряет такие добродетели, как бережливость,
          добросовестная работа и пунктуальность.

          2. "Судебное разбирательство"
          *Тезис*. По описанию эта игра относится к классу игр, получающих свое
          лучшее воплощение в юриспруденции. Сюда относятся "Калека" (обвиняемый
          оправдывает себя душевной болезнью) и "Должник" (гражданский иск). В
          клинической практике эта игра чаще всего встречается при консультировании
          супружеских пар и в психотерапевтических группах, занимающихся супружескими
          проблемами. При этом игра "Судебное разбирательство" бывает единственной
          игрой, в которую играют участники группы. Если игра "Судебное
          разбирательство" никак не помогает разрешить ситуацию, поскольку
          продолжается бесконечно, то в таких случаях становится совершенно ясно, что
          консультант сам оказался вовлеченным в игру, причем совсем не подозревая об
          этом.
          Игра может включать любое число участников, но в основном она
          предусматривает участие трех игроков: Истца, Ответчика и Судьи. Роли
          распределяются соответственно между мужем, женой и врачом. Если игра
          происходит в психотерапевтической группе, по радио или в телевизионной
          передаче, то остальная аудитория играет роль Присяжных. Муж начинает
          излагать жалобу: "Хотите послушать, что (имя жены) вчера сделала? Она
          взяла..." и т.д. Жена защищается: "На самом деле случилось вот что... и
          потом как раз перед этим он... и, во всяком случае, мы оба тогда..." и т.д.
          Муж благородно добавляет: "Я рад, что вы смогли выслушать обе стороны, я
          ведь хочу, чтобы все было честно". В этот момент консультант
          глубокомысленно замечает: "Мне кажется, если мы примем во внимание..." и
          т.д. Если при этом присутствуют зрители, консультант может им "перебросить
          мяч" со словами: "Давайте послушаем, что об этом скажут другие". Если же
          участники группы уже достаточно обучены, они могут взять на себя роль
          Присяжных и без подсказки со стороны психотерапевта.
          *Антитезис*. Психотерапевт говорит мужу: "Вы совершенно правы". Если
          муж облегченно или торжествующе расслабляется, врач спрашивает: "Как вы
          относитесь к моим словам?" Муж отвечает: "Прекрасно". Тогда психотерапевт
          замечает: "Сказать честно, я думаю, что вы не правы". Если муж искренен сам
          с собой, он ответит: "Я это все время знал". Если же он нечестен, из его
          реакции станет понятно, что игра продолжается. В этом случае можно
          анализировать ситуацию дальше. Основной элемент игры состоит в следующем:
          истец громогласно требует признать его правым, хотя в глубине души он
          понимает, что не прав.
          После того как собран материал, достаточный для того, чтобы прояснить
          характер игры, она может быть прекращена одним из самых элегантных маневров
          в искусстве антитезиса. Психотерапевт оглашает правило, запрещающее
          использование в разговоре третьего лица (в грамматическом смысле). Таким
          образом, члены группы могут либо обращаться друг к другу прямо на "ты" или
          на "вы" или говорить о себе "я", но не могут сказать: "Хотите послушать что
          он (она)..." После этого супружеская пара либо совсем перестает играть в
          игры в группе, либо переключается на игру "Дорогая" (это уже несколько
          лучше, чем "Судебное разбирательство") или "Более того" (что ничуть не
          лучше). Игра "Дорогая" описана в настоящей книге отдельно. В игре "Более
          того, истец выдвигает одно обвинение за другим, на каждое из которых
          ответчик замечает "Я могу все объяснить". Истец не обращает на объяснения
          никакого внимания, но, воспользовавшись паузой ответчика, бросает ему
          очередное обвинение, сопровождающееся словами "более того"; за ним следует
          еще одно объяснение и т.д. – типичный обмен репликами по типу Родитель –
          Ребенок.
          Наиболее интенсивно в игру "Более того" играют ответчики
          параноидального типа. Они склонны все понимать буквально, поэтому им
          особенно легко вывести из равновесия обвинителей, выражающих свои мысли
          юмористически или метафорически. Вообще говоря, метафоры – это самые
          распространенные ловушки в этой игре, и их следует избегать.
          Обыденный вариант игры "Судебное разбирательство", предполагающий
          участие трех игроков, часто происходит между детьми – братьями, сестрами –
          и их родителями "Мама, она взяла мою конфету". – "А он взял мою куклу, а
          еще перед тем меня стукнул, и вообще мы договорились поделить конфету".

          _Анализ_
          *Тезис*: "Они должны признать, что я прав".
          *Цель*: самоутверждение.
          *Роли*: Истец, Ответчик, Судья (или Присяжные).
          *Иллюстрации*: 1) дети ссорятся, родители вмешиваются; 2) супруги
          просят "помощи".
          *Социальная* *парадигма*: Взрослый – Взрослый; Взрослый: "Вот что она
          мне устроила", Взрослый: "Истинные факты таковы".
          *Психологическая* *парадигма*: Ребенок – Родитель; Ребенок: "Скажи,
          что я прав"; Родитель "Вот кто прав" или: "Вы оба правы".
          *Ходы*: 1) оглашается жалоба – оглашается оправдание; 2) истец
          выдвигает опровержение, идет на уступки или делает шаг, демонстрирующий его
          доброжелательное отношение; 3) решение Судьи или инструкции Присяжным; 4)
          оглашается окончательное решение.
          "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое – проекция чувства
          вины; 2) внешнее психологическое – освобождение от чувства вины; 3)
          внутреннее социальное – "Дорогая", "Более того", "Скандал" и другие игры;
          4) внешнее социальное – "Судебное разбирательство"; 5) биологическое –
          "поглаживание" от судьи и присяжных; 6) экзистенциальное – депрессивная
          позиция: "Я всегда не прав".

          3. "Фригидная женщина"
          *Тезис*. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не
          встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы
          мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.
          ...Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она
          его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: "Все
          мужчины – скоты". А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько
          не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает,
          после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он
          совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных
          намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и
          более рассеянной и менее церемонной. То она, полуодетая, проходит через
          спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж
          вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может
          даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддается на ее
          провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим
          начинается игра "Скандал", во время которой идут в ход различные упреки,
          вспоминаются недавние происшествия, приводятся примеры из жизни других
          супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи, все кончается
          хлопаньем дверью. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он
          обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад
          неглиже, ни на маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются –
          она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится.
          Затем однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не
          реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое,
          особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз
          он добился своего. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится
          смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит
          ему: "Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины – скоты! Мне была нужна твоя
          нежность, а ты думаешь только о сексе!" Во вспыхнувшем скандале супруги
          могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к
          финансовым проблемам.
          Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые
          мужчины также боятся сексуальной близости, поэтому стараются выбирать себе
          таких партнерш, возможности которых соответствовали бы их потенции. А в
          приведенном примере муж теперь может во всем обвинять жену.
          В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины
          разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное
          прозвище. В этих случаях игра часто сливается с другой, под названием
          "Динамо", в которой Водящие также разыгрывают негодование.
          *Антитезис*. Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис опасен в
          той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условия
          стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попытаться
          начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно.
          С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как
          оружие в игре "Ну что, попался, негодяй!". Исход порой невозможно
          предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации у
          психотерапевта, а жена – нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то
          игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским
          отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может
          привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно,
          ситуация это позволяет, было бы их участие в трансакционных группах для
          супружеских пар, занятия в которых выявили бы "вознаграждения", получаемые
          в игре, и сексопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом
          супруги могли бы заинтересоваться индивидуальной психотерапией, в
          результате которой они как бы заключили новый брак, на иной психологической
          основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно
          приспособиться к существующей ситуации.
          *Родственные* *игры*. Обратная игра, "Фригидный мужчина",
          распространена меньше, но она проходит практически по той же схеме, с
          некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев
          игроков.
          Критическим моментом в игре "Фригидная женщина" является
          заключительная фаза "Скандала". После нее ни о какой сексуальной близости
          речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое извращенное
          удовлетворение от игры "Скандал" и больше не стремятся получить друг от
          друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом
          в антитезисе "Фригидной женщины" будет избегание "Скандала". В таком случае
          жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состояние может быть
          столь острым, что она станет более покладистой. Именно функция "Скандала"
          отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой
          "Скандал" выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во
          "Фригидной женщине" "Скандал" заменяет половой акт. Таким образом, в игре
          "Побей меня, папочка" "Скандал" создает условие для интимных отношений и
          является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во "Фригидной
          женщине" после окончания "Скандала", по существу, исчерпывается и весь
          эпизод.
          В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют
          некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших
          ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать
          ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные
          руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.

          _Анализ_
          *Тезис*: "Ну что, попался, негодяй!"
          *Цель*: оправдание.
          *Роли*: Хорошая жена, Нечуткий муж.
          *Иллюстрации*: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный";
          2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.
          *Социальная* *парадигма*: Родитель – Ребенок; Родитель: "Я тебе
          разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень
          этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".
          *Психологическая* *парадигма*: Ребенок – Родитель; Ребенок:
          "Посмо
отрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать,
          если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".
          *Ходы*: 1) обольщение – реакция на него; 2) отталкивание – смирение;
          3) провокация – реакция на нее; 4) отталкивание – скандал.
          "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое – освобождение от
          чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое – избегает
          пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное – "Скандал";
          4) внешнее социальное – "Как поступать с нечистоплотными мальчиками
          (мужьями)?"; 5) биологическое – подавленные сексуальные взаимоотношения и
          обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное – "Я чиста".

          4. "Загнанная домохозяйка"
          *Тезис*. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние
          хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти – двенадцати
          направлениях, иными словами, должны умело играть десять – двенадцать самых
          различных ролей. Время от времени в воскресных приложениях появляются
          шутливые списки этих ролей: Любовница, Мать, Нянька, Горничная и т. д.
          Поскольку эти роли очень утомительны и часто конфликтуют друг с другом,
          исполнение их в течение многих лет приводит в конце концов к состоянию,
          которое мы символически назовем "Колени домохозяйки" (потому что на коленях
          укачивают ребенка, скребут пол, колени помогают поднимать тяжести, вести
          машину и т. д.). Его симптомы можно выразить короткой фразой: "Я устала".
          Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы,
          если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее
          многолетняя домашняя служба будет ей не только не в тягость, а даже в
          удовольствие. И когда она наконец отправит в колледж своего самого младшего
          ребенка, то может почувствовать себя одинокой.
          Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее
          собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно
          требующий с нее отчета, а с другой – ей не удается найти достаточного
          удовлетворения в любви к своей семье. В такой ситуации она может
          чувствовать себя все более и более несчастной. Вначале женщина может
          попытаться утешить себя с помощью "вознаграждений", получаемых в играх
          "Если бы не ты" и "Изъян" (в тяжелой ситуации к ним может прибегнуть любая
          домохозяйка). Однако очень скоро и эти игры не смогут поддерживать ее
          самоощущение на должном уровне. Тогда ей приходится искать другой выход, и
          она находит ею в игре "Загнанная домохозяйка".
          Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все дела, которые
          попадаются под руку, и даже сама как бы напрашивается на новые занятия. Она
          соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей.
          Если ей нужно устроить званый обед, то она чувствует необходимость сыграть
          роль не только Безупречной собеседницы, но и столь же Образцовой экономки и
          Распорядительницы, а также роли Художника по интерьеру, Шеф-повара,
          Обольстительной элегантной женщины и обязательно Дипломата. Более того,
          утром она решит испечь пирог и сводить детей к зубному врачу. В результате
          она не знает, за что хвататься, но все равно старается сделать свои день
          еще более сумасшедшим, поэтому к середине дня у нее есть достаточно
          оснований, чтобы выйти из строя и бросить все дела на произвол судьбы.
          Женщина в результате ставит в неловкое положение гостей, подводит мужа
          и детей, добавляя ко всем своим несчастьям еще и угрызения совести. После
          двух-трех таких происшествий ее брак подвергается серьезной угрозе, дети
          неухожены, она худеет, перестает причесываться, лицо у нее становится
          изможденным, а туфли всегда не чищены. Тогда-то она и появляемся в кабине
          психотерапевта, вполне готовая к тому, чтобы лечь в больницу.
          *Антитезис*. Логический антитезис прост: миссис Уайт может в течение
          недели играть все свои роли одну за другой, но она должна отказываться
          играть две и больше ролей одновременно. Например, если она устраивает
          званый вечер, то должна играть роль либо Шеф-повара, либо Прислуги, но не
          обе сразу. Если все ее проблемы сводятся к комплексу "Колени домохозяйки",
          такой подход поможет ей ограничить себя. Если же она играет в Игру
          "Загнанная домохозяйка", то ей будет очень трудно придерживаться этого
          принципа. В таком случае женщина тщательно выбирает себе соответствующего
          мужа. Во всех вопросах он как будто бы вполне разумный человек, но
          постоянно критикует жену, если ему кажется, что она не такая расторопная
          хозяйка, какой, по его представлению, была его мать. На самом деле она
          выходит замуж за человека, у которого навсегда запечатлен образ его матери
          в его же Родителе, и этот образ очень похож на ее собственную мать или
          бабушку. Найдя подходящего партнера, Ребенок этой женщины может теперь
          выбрать роль Измотанного существа, котируя необходима ей для поддержания
          своего психического равновесия и от которой в дальнейшем она так просто не
          откажется. Чем больше ее муж будет занят на работе, тем чаще и проще они
          будут находить Взрослые причины для нездоровых аспектов в своих
          взаимоотношениях.
          Когда ситуация становится невыносимой (чаще всего в связи с
          официальным вмешательством школы, озабоченной состоянием заброшенных
          детей), на помощь призывают психотерапевта, который вступает в игру на
          правах третьего партнера. Он нужен либо мужу, который хочет, чтобы его жену
          привели в полный порядок, либо жене в качестве союзника против мужа.
          Дальнейший ход событий во многом зависит от профессионального умения и
          бдительности психотерапевта. Первый этап – частичное снятие депрессии жены,
          – как правило, проходит гладко. Решающим является следующий этап, на
          котором жена должна отказаться от игры "Загнанная домохозяйка" и заменить
          ее игрой "Психиатрия". Обычно это вызывает противодействие со стороны обоих
          супругов. Чаще всего оно тщательно запрятано, но может внезапно, хотя и не
          неожиданно, привести к взрыву. Если эту стадию удастся пережить, то можно
          продолжить работу по анализу игры.
          Необходимо отдавать отчет в том, что истинный виновник напряженности –
          Родитель жены, ее мать или бабушка, а муж в какой-то степени лишь любитель,
          выбранный на роль в этой игре. Психотерапевту приходится бороться не только
          с этим Родителем и с мужем, которому очень выгодно играть свою роль, но
          также и с социальным окружением, поощряющим уступчивость жены.
          В воскресных газетах обычно печатают статьи о том, как много ролей
          приходится играть домохозяйке. Через неделю в следующем выпуске может
          появиться тест "Как я справляюсь". Чаще всего он состоит из десяти пунктов,
          определяющих: "Хорошая ли вы Хозяйка (жена, мать, экономка, финансист)".
          Для женщины, играющей в игру "Загнанная домохозяйка", этот тест – все
          равно, что инструкция-вкладыш к детской игре с перечислением ее правил.
          Этот тест способен ускорить развитие игры, которая, если ее не остановить,
          может закончиться игрой "Сумасшедший дом" ("Меньше всего мне хотелось бы
          попасть в сумасшедший дом").
          Практическая трудность работы с такими супружескими парами состоит в
          том, что муж стремится избегать личного участия в лечении, ограничиваясь
          игрой "Видишь, как я стараюсь", потому что обычно его душевное равновесие
          нарушено в большей степени, чем он сам готов в этом признаться. Вместо
          помощи он посылает психотерапевту каким-нибудь косвенным образом информацию
          в виде, например, вспышек плохого настроения при общении с женой, при этом
          зная, что все будет пересказано ею психотерапевту.
          Таким образом игра "Загнанная домохозяйка" легко достигает третьей
          степени и выходит на уровень борьбы "не на жизнь, а на смерть", часто
          приводящей к разводу. Причем на стороне жены сражается один психотерапевт с
          небольшой помощью загнанного Взрослого пациентки, которая вовлечена в
          беспощадную битву (вполне возможно, со смертельным исходом) со всеми тремя
          состояниями ее мужа. Кроме того, на стороне мужа сражаются и ее собственные
          Родитель и Ребенок. Эта драматическая борьба двух против пятерых требует от
          психотерапевта максимального профессионального умения и максимальной
          свободы от игр. Если он дрогнет, то у него всегда есть легкий выход:
          принести пациентку на алтарь бракоразводного процесса, что эквивалентно
          признанию: "Я сдаюсь. А ну-ка, подеритесь".

          5. "Если бы не ты" (ЕНТ)
          *Тезис*. Мы уже подробно проанализировали эту игру. В нашей практике
          она была второй по счету, которую мы обнаружили после игры "А почему бы вам
          не ... – Да, но", которая до той поры рассматривалась лишь как
          примечательный феномен. Когда же мы обнаружили существование игры ЕНТ, нам
          стало ясно, что должна существовать целая группа социальных действий,
          основанных на скрытых трансакциях. Это привело к более активному поиску
          подобных коммуникаций, и в качестве одного из результатов мы теперь
          располагаем представленной здесь коллекцией.
          Игра вкратце сводится к следующему: женщина выходит замуж за
          авторитарного человека, который будет ограничивать ее активность и тем
          самым оберегать ее от ситуаций, которых она боится. Если бы это была
          простая операция, жена могла бы поблагодарить его за услугу. Но в игре ЕНТ
          реакция женщины чаще всего противоположная: она пользуется ситуацией, чтобы
          пожаловаться на ограничения со стороны мужа, в связи с чем последний
          чувствует себя неловко и вынужден различными способами "вознаграждать" ее
          Выигрыш в этой игре в основном относится к группе внутренних социальных
          "вознаграждений". Внешнее социальное "вознаграждение" состоит во
          времяпрепровождении, родственном игре "Если бы не он" которому жена
          предается с близкими подругами, разделяющими ее точку зрения.

          6. "Видишь, как я старался"
          Тезис. Обычная форма этой игры предполагает трех участников: двух
          супругов и психотерапевта. Как правило муж стремится к разводу, хотя вслух
          заявляет обратное, а жена искренне не хочет разрушать брак. Он идет к
          консультанту против своей воли и общается с ним только для того, чтобы
          показать жене, что он готов идти навстречу. Обычно он играет в несерьезный
          вариант "Психиатрии" или "Судебного разбирательствам". Мало того, он
          начинает либо враждебно спорить с психотерапевтом, либо идти на некоторые
          уступки, не скрывая при этом своего возмущения. Дома он вначале
          обнаруживает большее понимание и выдержку, но в конце концов начинает вести
          себя все хуже и хуже. После одного, пяти или десяти визитов (что зависит от
          искусства психотерапевта) он отказывается от следующих сеансов и вместо них
          отправляется на охоту или на рыбалку. Это вынуждает жену подать на развод.
          Теперь мужа не в чем упрекнуть: ведь инициатива исходила от жены, а он
          продемонстрировал лояльность, согласившись на психотерапевтическое лечение.
          Он может смело сказать любому адвокату, судье, другу или родственнику:
          "Видите, как я старался".
          *Антитезис*. Психотерапевту советуем принять обоих супругов вместе.
          Если кто-то из них, например муж, явно играет в эту игру, то с другим
          супругом надо начать индивидуальные сеансы, а первого отослать назад под
          вполне достоверным предлогом: он меньше подготовлен к лечению. Это,
          разумеется, не помешает мужу подать на развод, но только он уже не сможет
          утверждать, что старался его не допустить. Если есть необходимость,
          бракоразводный процесс может начать жена, но ее позиция будет усилена тем,
          что она действительно старалась не допустить развода. Благоприятный исход,
          на который чаще всего мы надеемся, состоит в том, что муж, после того как
          его игру разрушили, почувствует отчаяние и начнет искать способ сохранить
          брак, но в этом случае его мотивация будет искренней.
          Наиболее часто встречающаяся форма игры "Видишь как я старался"
          предполагает участие двух игроков ребенка и одного из родителей. При этом
          Водящий занимает одну из двух позиций "Я беспомощный" или "Я ни в чем не
          виноват". Например, ребенок принимается за какое-то дело, но делает его
          очень неумело, оно ему никак не удается. Если ребенок играет в игру
          "Беспомощный", то родителю приходится сделать это дело за него. Если же он
          "Ни в чем не виноват", то у родителя как будто бы нет никаких разумных
          причин, чтобы его наказывать. Однако это один из вариантов игры. Родители
          должны выяснить, во-первых, кто из них научил ребенка этой игре и, во-
          вторых, что они делают, чтобы упрочить ее, вместо того, чтобы ее избегать.
          Игра "Видишь, как я старался" иногда принимает зловещий вид.
          Проиллюстрируем это на примере заваленного работой человека, страдающего
          язвой желудка. Многие люди, страдающие прогрессирующими заболеваниями,
          делают все от них зависящее, чтобы справиться с ситуацией, но при этом они
          вполне законным способом берут в союзники своих членов семьи. Однако
          тяжелая болезнь может использоваться и с другими, скрытыми целями.
          _Первая_ _степень_. Человек объявляет жене и друзьям, что у него язва.
          Он также сообщает им, что не намерен бросать работу. Это вызывает
          восхищение. Человек, постоянно испытывающий сильные боли, имеет право
          немного похвастаться своим мужеством, чтобы получить хоть какую-то
          компенсацию за свои страдания. Он, конечно, достоин уважения за то, что не
          играет в "Калеку", и за то, что не собирается отказываться от своих
          обязательств. В этом случае вежливой реакцией на игру "Видишь, как я
          стараюсь" будет "О да, мы восхищены вашей стойкостью и чувством долга".
          _Вторая_ _степень_. Человеку сообщают, что у него язва. Он держит это
          в секрете от жены и друзей. Он продолжает работать и постоянно нервничать,
          до тех пор пока однажды на работе ему не становится совсем плохо. Когда об
          этом уведомляют его жену, она в тот же миг понимает, что подобным
          поведением он будто говорит ей: "Видишь, как я старался". Она наконец-то
          должна оценить его по достоинству и пожалеть обо всех неприятностях,
          которые ему доставляла. Теперь уже муж надеется, что жена действительно
          будет любить его; все предшествующие способы добиться ее расположения
          оказались безуспешными. К несчастью для мужа, на этом этапе знаки нежности
          и заботливости со стороны жены могут быть вызваны скорее чувством вины, чем
          любовью. Весьма вероятно, что в глубине души она обижена, поскольку он
          нечестно использовал болезнь как средство давления на нее и получил
          дополнительные преимущества тоже нечестным путем, скрыв от нее свою
          болезнь. Одним словом, для многих женщин дорогой браслет, подаренный мужем,
          выглядит более честным способом ухаживания, чем больной желудок. Женщина
          всегда может с негодованием вернуть браслет поклоннику, но вряд ли есть
          пристойный способ демонстративно игнорировать его язву желудка. Скорее
          всего серьезная болезнь мужа в данном случае не завоюет женщину, а заставит
          ее почувствовать себя в западне.
          Намерение пациента играть в эту игру чаще всего можно обнаружить сразу
          же после того, как он впервые узнал, что болен и его болезнь может
          прогрессировать. Если он собирается играть в "Видишь, как я старался", то
          нетрудно понять весь план его игры с помощью тщательного
          психотерапевтического анализа, который выявит тайное злорадство его
          Ребенка, осознавшего, какое мощное "оружие" он получил. Но этот план будет
          замаскирован озабоченностью Взрослого практическими проблемами,
          возникающими в связи с болезнью.
          _Третья_ _степень_. Еще более пагубный и зловещий вариант –
          неожиданное и ничем не предвещаемое самоубийство, вызванное тяжелой
          болезнью. Язва переходит в рак, а жена и не подозревает об этом, даже не
          предполагает, что были какие-то серьезные проблемы со здоровьем мужа: и вот
          однажды она заходит в комнату и вдруг видит своего мужа мертвым. В его
          записке довольно прозрачно сказано: "Видишь, как я старался". Когда нечто
          подобное происходит дважды с одной и той же женщиной, ей пора выяснить, в
          какую игру играет она.

          _Анализ_
          *Тезис*: "Никто не может мной помыкать".
          *Цель*: оправдание.
          *Роли*: Надежный человек, Преследователь, Авторитетное лицо.
          *Иллюстрации*: 1) одевающийся ребенок; 2) супруг, стремящийся к
          разводу.
          *Социальная* *парадигма*: Взрослый – Взрослый. Взрослый: "Пора
          (одеваться), (идти к психиатру)". Взрослый: "Хорошо, попробую".
          *Психологическая* *парадигма*: Родитель – Ребенок. Родитель: "Я тебя
          заставлю (одеться, сходить к психиатру)"; Ребенок: "Видишь, ничего не
          выходит".
          *Ходы*: 1) предложение – сопротивление; 2) давление – уступка; 3)
          одобрение – неудача.
          "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое – освобождение от
          чувства вины за агрессию; 2) внешнее психологическое – избегает
          ответственности за семью; 3) внутреннее социальное – "Видишь, как я
          старался"; 4) внешнее социальное – обмен враждебными трансакциями; 6)
          экзистенциальное – "Я беспомощен (ни в чем не виноват)".

          7. "Дорогая"
          *Тезис*. Наибольшего расцвета игра "Дорогая" достигает на ранних
          стадиях терапии супружеских групп, когда участники занимают в основном
          оборонительную позицию. Эту игру можно наблюдать также в компаниях, на
          вечеринках. Уайт рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою
          жену в не очень-то выгодном свете. Рассказ завершается фразой: "Не правда
          ли, дорогая?" Миссис Уайт обычно соглашается по одной из двух причин, якобы
          исходящих от ее Взрослого: а) сама по себе история в общих чертах вполне
          соответствует действительности; если же она не согласится с какой-то мелкой
          деталью (на самом деле именно эта деталь и есть основной момент
          трансакции), то может выглядеть занудливым человеком; б) просто невежливо
          не согласиться с мужчиной, который только что во всеуслышание назвал тебя
          "дорогая". Однако истинной психологической причиной согласия является ее
          депрессивная позиция. Когда она выходила замуж, то хорошо понимала, что муж
          способен выставлять перед людьми ее недостатки и тем самым избавлять ее от
          неудобных ситуаций, в которые она неизбежно попадает. В детстве эту услугу
          ей оказывали ее родители.
          Игра "Дорогая" наряду с игрой "Судебное разбирательство" наиболее
          часто встречается в супружеских психотерапевтических группах. Чем более
          напряженной становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем с
          большей горечью произносится слово "дорогая", пока раздражение говорящего
          не становится для всех очевидным. Тщательный анализ позволяет увидеть
          сходство данной игры с "Растяпой", так как в ней есть тот же важный момент:
          миссис Уайт обязательно прощает мистеру Уайту его раздражение, которое она
          изо всех сил старается не заметить. Соответственно *антитезис* "Дорогой"
          строится по тем же законам, что антитезис "Растяпы": "Ты можешь
          рассказывать порочащие меня истории, но, пожалуйста, не называй меня
          «дорогая"". Этот антитезис чреват той же опасностью, что и антитезис
          "Растяпы". Более изощренный и менее опасный антитезис состоит в том, чтобы
          отвечать: "Да, милый".
          В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы
          согласиться с ним, может сама рассказать что-нибудь подобного типа о муже,
          тем самым как бы говоря: "Ты тоже небезупречен, дорогой".
          Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но
          внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант
          игры "Дорогая".

          ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
          Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения
          – для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти
          игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора.
          Узнают друг друга: "Гость-растяпа" и его жертва, "Большой и сильный папа" и
          "Я бедняжечка" и другие.
          В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для
          повседневной ситуации группового общения:
          "Подумайте, какой ужас!", "Изъян", "Гость-растяпа" и "Почему бы вам
          не... – Да, но".

          1. "Подумайте, какой ужас!"
          *Тезис*. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три
          времяпрепровождения – для родителей, для взрослых, для детей – и игру. Во
          времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные
          чувства.
          1. Времяпрепровождение. "Нынешние" представляет собой компанию
          Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и
          даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам.
          С социологической точки зрения такое использование своего времени типично
          для определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по
          независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила
          ходить в психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был
          встречен молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными
          возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой
          группы, умудренные анализом игр, продемонстрировали отсутствие "чувства
          локтя" по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все
          промолчали на замечание миссис Уайт "Кстати, о доверии к людям... Сейчас
          никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я являюсь домовладелицей.
          Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите,
          что я там обнаружила..." Она знала ответы на все острые социальные вопросы:
          юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов
          (нынешним женам делать нечего), роста преступности (в наши дни чересчур
          часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние
          бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не
          снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.
          Времяпрепровождение "Нынешние" отличается от обычных сплетен девизом:
          "Неудивительно". Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым:
          "Говорят..." Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни,
          то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и
          "объяснение". А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компании,
          перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить.
          2. "Рана" принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых
          времяпрепровождении. Девиз: "Какая жалость!", хотя его скрытые мотивы столь
          же непривлекательны. Здесь непременно речь идет о болезнях, о крови, о
          страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный
          медицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о
          каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все
          детали жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь лицо, полостная
          операция, трудные роды и т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных
          сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказчиков и
          обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически
          обсуждают патологическую анатомию, диагнозы, прогнозы и сравнивают
          различные истории болезней В обычных сплетнях благоприятный прогноз может
          приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация
          оптимистического взгляда (если только его неискренность не бросается в
          глаза) может в конце концов привести к изгнанию участника, который играет
          не по правилам.
          3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся "Перекур" и "Чаепитие"
          (на работе). Их девиз "Что хотят, то и делают". Это вариант для учреждения.
          Вечером он может превращаться во времяпрепровождение "За стойкой бара",
          состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических
          вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями,
          держащий в своих руках все козыри, который зовется "они".
          4. Игра "Подумайте, какой ужас!" достигает наиболее драматического
          выражения у людей, во что бы то ни стало стремящихся прооперироваться. Их
          трансакции позволяют выделить основные признаки игры. Эти люди "покупают"
          докторов и активно стремятся к операции, даже несмотря на сильное
          противодействие врачей. Положение хирургического больного (госпитализация и
          операция) само сулит ему "вознаграждение". Оперированное тело служит для
          него источником внутреннего психологического "вознаграждения". Внешнее
          психологическое "вознаграждение" возникает у таких людей в результате
          отказа от близости, от всякой ответственности – они полностью подчиняются
          хирургу.
          Забота медсестер олицетворяет биологическое "вознаграждение".
          Медперсонал (врачи, сестры), окружающие больные обеспечивают внутреннее
          социальное "вознаграждение". После выписки из больницы пациент получает
          внешнее социальное "вознаграждение", вызывая у окружающих сочувствие и
          благоговение перед его страданиями. В эту игру в ее крайнем проявлении
          весьма профессионально играют люди, ложно или искренне утверждающие, что
          они являются жертвой врачебной ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь
          тем, что намеренно приводят себя в недееспособное состояние или не
          сопротивляются такой возможности. После этого, в отличие от любителей, они
          требуют не только сочувствия, но и возмещения ущерба. Следовательно,
          "Подумайте, какой ужас!" становится игрой в том случае, когда на словах
          игрок испытывает отчаяние, а в глубине души ликует, предвидя, сколько
          удовольствия он сможет извлечь из своего несчастья.
          Мы считаем, что людей, которым постоянно не везет, можно разделить на
          три группы, а) те, кто не желают навлечь на себя неприятности, а если и
          навлекают их, то не умышленно; они могут воспользоваться или не
          воспользоваться участием, с большой готовностью предлагаемым им
          окружающими; некоторая эксплуатация своего положения в подобных случаях
          вполне естественна, и к этому следует относиться с обычной любезностью; б)
          некоторые люди навлекают на себя несчастья неумышленно, но принимают их с
          благодарностью за предоставленные им возможности; в этом случае игра не
          планируется заранее, а является, по терминологии Фрейда, "добавочным
          урожаем", в) те, кто сами напрашиваются на несчастья, например люди,
          которые во что бы то ни стало хотят лечь на операцию, ходят от хирурга к
          хирургу, пока не найдут такого, который бы согласился их прооперировать; в
          этом случае поведение такого человека с самого начала является игрой.

          2. "Изъян"
          *Тезис*. Эта игра является источником мелочных склок в обыденной
          жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка "Я никуда не гожусь",
          которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию "Они никуда
          не годятся". Трансакционная задача игрока состоит в доказательстве
          последнего тезиса. Поэтому игроки в "Изъян" не чувствуют себя спокойно с
          новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян.
          В своей тягчайшей форме "Изъян" может стать политической игрой,
          проводимой авторитарной личностью с тоталитарных позиций. В этом случае
          игра может иметь серьезные исторические последствия. Здесь становится
          очевидным родство этой игры с времяпрепровождением "Нынешние". Позитивное
          укрепление позиции достигается игрой "Как я справляюсь", а "Изъян"
          обеспечивает негативный способ укрепления своей позиции. Ниже мы частично
          проанализируем эту игру, чтобы прояснить некоторые ее элементы.
          Исходные предпосылки "Изъяна" могут варьировать от мелких и
          поверхностных ("На ней прошлогодняя шляпка") до самых циничных ("У него нет
          7000 долларов в банке"), зловещих ("Не стопроцентный ариец"), эзотерических
          ("Не читал Рильке" [Рильке, Райнер Мария (1875-1926) – австрийский поэт.]),
          интимных ("Он импотент") или рефлексирующих ("Что он этим пытается
          доказать?"). С психодинамической точки зрения чаще всего основой игры
          является сексуальная неуверенность, а ее целью – самоутверждение. В
          трансакционном плане мы в основном имеем дело с нездоровым любопытством и
          стремлением совать нос в чужие дела. Причем удовольствие, которое при этом
          испытывает Ребенок, иногда маскируется филантропической озабоченностью
          Родителя или Взрослого. Внутреннее психологическое "вознаграждение" игры
          состоит в защите от депрессии, а внешнее психологически "вознаграждение" –
          в избегании близости, которая может обнаружить изъяны самого Уайта. Он
          чувствует себя вправе, например, отказаться от общения с немодно одетой
          женщиной, небогатым или неуверенным в себе человеком. В то же время
          вмешательство в чужие дела влечет за собой некоторые внутренние социальные
          действия, сопровождаемые биологическим выигрышем. Внешнее социальное
          "вознаграждение" принадлежит к группе игр "Подумайте, какой ужас!".
          Интересно отметить, что выбор Уайтом исходной посылки не зависит ни от
          его интеллекта, ни от кругозора. Так, некий человек, занимавший
          ответственный пост в министерстве иностранных дел, однажды официально
          заявил на лекции, что другая страна не столь высокоразвита, как его
          государство, в частности потому, что ее мужское население носит пиджаки со
          слишком длинными рукавами. Во Взрослом состоянии этот человек, наверное,
          был вполне компетентен. Но он мог упомянуть о такой не относящейся к делу
          детали, только играя в Родительскую игру типа "Изъян".

          3. "Гость-растяпа"
          *Тезис*. Типичный вариант игры развертывается в следующей
          последовательности:
          1. Уайт опрокидывает коктейль на вечерний туалет хозяйки. Блэк
          (хозяин) сначала приходит в ярость, но чувствует (часто лишь смутно): если
          он обнаружит ее, то Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки, и ему
          кажется, что выиграл именно он.
          2. Уайт говорит: "Извините, пожалуйста". Блэк нехотя или поспешно
          произносит слова прощения, тем самым усиливая иллюзию своего выигрыша.
          3. Уайт продолжает наносить дальнейший ущерб Блэку. Он как бы
          ненароком разбивает и ломает вещи, проливает вино и вообще устраивает
          беспорядок. После того как ему удалось прожечь сигаретой скатерть, порвать
          ножкой стула кружевную занавеску и пролить соус на ковер, Ребенок Уайта
          приходит в превосходное расположение духа, поскольку он прекрасно провел
          время за этими занятиями и сумел за все получить прощение. В то же время
          Блэк испытывает удовлетворение от того, что все видели, как он мужественно
          держал себя. Таким образом, оба извлекли выгоду из неблагоприятной
          ситуации, поэтому Блэк может не стремиться прекратить подобную дружбу.
          Как и в большинстве игр, Уайт, делающий первый ход, выигрывает. Если
          Блэк покажет, что разозлился, Уайт почувствует себя вправе ответить тем же.
          Если Блэку удается сдержаться, Уайт может и дальше куражиться,
          воспользовавшись удобным случаем. Однако настоящий выигрыш в этой игре
          состоит не в удовольствии разрушения – для Уайта это как бы попутно
          доставшийся выигрыш, – а в получении прощения. Отсюда становится ясно,
          каким должен быть антитезис.
          *Антитезис* Анти-Растяпы состоит в том, чтобы отказать Уайту в
          прощении, которое он стремится получить. После слов Уайта "Извините,
          пожалуйста" Блэк, вместо того чтобы пробормотать: "Ладно, все в порядке", –
          говорит: "Сегодня вечером вы можете досаждать моей жене, ломать мебель и
          портить ковер, но только не надо извиняться". Тем самым Блэк из
          всепрощающего Родителя превращается в объективного Взрослого, который
          полностью берет на себя ответственность за то, что вообще пригласил Уайта.
          Насколько интенсивно Уайт ведет свою игру, станет понятным из его
          реакции, а она может быть весьма несдержанной. Хозяин, отвечающий гостю-
          растяпе антитезисом, всегда рискует тут же навлечь на себя ответный удар
          или, во всяком случае, нажить врага.
          Дети играют в неполный вариант "Растяпы", при котором они если не
          всегда рассчитывают получить прощение, то по крайней мере могут насладиться
          своими проказами. По мере того как они овладевают умением жить в обществе,
          они могут воспользоваться этим вариантом игры, чтобы получить прощение, что
          является основной целью игры в том ее виде, в каком она применяется в кругу
          хорошо воспитанных взрослых людей.

          _Анализ_
          *Тезис*: "Я могу безобразничать, и все же получать прощение".
          *Цель*: получение прощения.
          *Роли*: Агрессор, Жертва.
          *Иллюстрации*: 1) дети с разрушительными наклонностями, любители
          устраивать беспорядок; 2) неуклюжий гость.
          *Социальная* *парадигма*: Взрослый – Взрослый; Взрослый: "Я веду себя
          вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым"; Взрослый: "Все в порядке. Я
          вас прощаю".
          *Психологическая* *парадигма*: Ребенок – Родитель; Ребенок: "Тебе
          придется простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно";
          Родитель: "Ты прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести".
          *Ходы*: 1) провокация – возмущение; 2) извинение – прощение.
          *Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое – удовольствие от
          манеры устраивать беспорядок; 2) внешнее психологическое – избегает
          наказания; 3) внутреннее социальное – "Гость-растяпа"; 4) внешнее
          социальное – "Гость-растяпа"; 5) биологическое – провокационные и ласковые
          "поглаживания"; 6) экзистенциональное – "Я ни в чем не виноват".

          4. "Почему бы вам не... – Да, но" (ПБВДН)
          *Тезис*. Игра "Почему бы вам не ... – Да, но", занимает особое место в
          анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого
          понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста.
          Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится
          и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых
          разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные
          характеристики игры видны из следующего примера.
          _Уайт_ (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда
          ничего не получается так, как надо.
          _Блэк_: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?
          _Уайт_: Да, но у него нет времени.
          _Блю_ (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие
          инструменты?
          _Уайт_: Да, но он не умеет ими пользоваться.
          _Ред_: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?
          _Уайт_: Да, но это слишком дорого.
          _Браун_: Почему бы вам тогда не

Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) (2 3 4 5)