Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания 5

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)

          Часть 5

          имает на свой гребень всю научную, инженерную элиту, которая, мол, все больше берет в свои руки судьбы развития общества. Следовательно, делают вывод эти теоретики, интеллигенция не должна больше довольствоваться второстепенными ролями, а решительнее проявлять свою "независимость" от государственных институтов.
          Нового, разумеется, здесь ничего нет. Еще В. И. Ленин, критикуя Шулятикова, называл подобные рассуждения "опошлением марксизма". Суть прежняя – попытаться ослабить морально-политическое единство социалистического общества, породить социальную неудовлетворенность у работников умственного труда, привить им нигилистическое отношение к нашим духовным ценностям. В буржуазных идеологических центрах на Западе стало модным, подхватив тезис какого-либо отщепенца, внутреннего эмигранта типа А. Сахарова, тут же делать глубокомысленные выводы, что это, дескать, прямое выражение взглядов "внутренней интеллектуальной оппозиции", якобы существующей в советском обществе. Но тщетны попытки выдать желаемое за действительное.
          Организаторам подобных диверсий стоило бы знать, что советская интеллигенция – плоть от плоти своего народа, живет его интересами, чаяниями и вносит огромный вклад в дело коммунистического строительства. Только социализм создал все условия для подлинно творческой, свободной деятельности интеллигенции. Это находит свое выражение и в громадных достижениях науки и культуры советского общества.
          Другой большой общественной группой, на которую хотели бы оказать свое разлагающее влияние буржуазные пропагандисты, является молодежь. Буржуазные пропагандисты делают "главную ставку на идейное разоружение молодежи, стремятся ослабить ее революционный энтузиазм, притупить классовое самосознание, противопоставить старшему поколению, посеять скептицизм и аполитичность, преклонение перед чуждыми социалистическому обществу буржуазными нравами и моралью"1.

          1 Вопросы идеологической работы КПСС: Сборник важнейших решений КПСС (1965-1972 гг.). М., 1972, с. 193.

          Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют более половины населения нашей страны. Делами, учебой, помыслами советская молодежь постоянно доказывает свою непреклонную верность делу отцов, верность коммунистическим идеалам. Ударный труд на стройках страны, дерзание в науке и учебе, доблесть в военной службе стали нормой жизни нашей молодежи. Вместе с тем, анализируя различные вопросы воспитания молодого поколения в свете идеологической борьбы, нельзя не видеть, что не у всех молодых людей устоялось, сформировалось полностью классовое самосознание. Нужно определенное время, конкретные жизненные обстоятельства, чтобы каждый юноша и девушка проверили себя в делах на идейную прочность, самостоятельность, гражданственность. Социальный, классовый опыт не приходит сразу. На это, в частности, и рассчитывают наши идеологические противники, стремясь торпедировать идеи коллективизма, привить частнособственнические наклонности, элементы потребительской психологии и политической индифферентности и особенно нигилизма к достижениям своих предшественников.
          Учитывая особенности психологии молодежи, идеологические диверсанты заигрывают со студенчеством, стремятся вызвать у него чувства социального неудовлетворения, обращаются к молодым рабочим. При этом они возводят перед рабочими миражи потребительства, воинам доказывают "демократизм" буржуазных армий, дающий возможность "хорошо заработать". Пираты психологической войны хотели бы лишить классовых чувств, патриотической гордости, приверженности к возвышенным идеалам нашу студенческую молодежь, наших рабочих и воинов. Учитывая особую тягу молодежи к искусству, литературе, музыке, спорту, пропагандистские центры делают ставку на ходовой шлягер, кинобоевик, литературный комикс, миф о супермене от спорта и т. д.
          Молодежь нетерпелива. И это учитывают пропагандисты с Запада. Они стараются приковать внимание, чувства молодежи только к негативным явлениям: неудовлетворенности, неуверенности, неустроенности. Даже если их нет – они придумываются, конструируются, создаются. Поэтому так нужно постоянное, повседневное внимание к молодежи, ее росту, формированию, идейной закалке.
          Время, как ветер, двигает волны поколения, сменяющих друг друга. Они проходят, бурля и пенясь, а океан остается океаном... Он-общий сплав единства и революциовиых поколений. Его единство в главном: в общности в преданности революционным идеалам, коммунистическим идеям и целям. Различие лишь в одном: в получении молодыми советскими людьми небывало больших возможностей для всестороннего развития, чем имели их предшественники.
          Поэтому воспитатели, проявляя постоянную заботу о том, чтобы даже отдельные молодые люди не попадали под чуждое влияние, не только выражают естественное стремление оградить сознание человека от враждебных идей, но видят в этом своеобразную школу постижения классовой зрелости, политической закалки. Когда утверждается в целом верный тезис о том, что нынешние молодые люди не прошли должной школы классовой борьбы, здесь должна быть сделана оговорка. Классовая борьба как выражение противоборства двух систем нередко и непосредственно касается конкретного человека: когда ему нужно дать точную политическую оценку события; верно, на основании классового критерия отнестись к произведению литературы, искусства; проявить непримиримость к чуждым нравам и взглядам. Методологически важно, чтобы восприятие коммунистических идей молодежью сопровождалось приобретением умения аргументированно критиковать чуждые взгляды, понимать их социальную реакционность и опасность.
          В буржуазных радио– и телепередачах одна из главных тем – свобода молодежи в выборе жизненных путей на Западе. Сочные рассказы о преуспевших, достигнувших, поднявшихся... Примеры о владельцах шикарных коттеджей, яхт, коллекций. Сколько расточается елея, курится фимиама в адрес молодежи! Но главного шептуны у микрофонов западного радио не скажут. Не скажут, что лишь ничтожно малая часть молодежи может продолжить образование в вузах из-за непомерно высокой платы. Например, во Франции, наиболее благополучной в этом отношения стране, число студентов-детей трудящихся-лишь 8%. В ФРГ каждый третий безработный – моложе 25 лет. Почти половина самоубийств в европейских странах капитала приходится на молодежь, которая идет на "бегство от жизни" в силу неустроенности, бесперспективности бытия, пустоты духа. Таких примеров множество. Но какое дело до них ЮСИА, ЦРУ, другим подобным организациям и учреждениям!
          Советским людям старшего поколения, воспитывая у молодежи непримиримость к любым чуждым влияниям, следует видеть особенности конкретного момента, актуальные задачи общества, коллектива в данной ситуации, находить наиболее действенные формы пропаганды и агитации. Передача опыта классовой борьбы старших поколений должна сопровождаться постоянным учетом новых обстоятельств и возникающих задач. Именно на это указывал В. И. Ленин:
          "Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы"1. Ленинская мысль требует учитывать изменения в потребностях и интересах молодежи, уровне образованности и культуры.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 226.

          Дифференциация идеологической борьбы означает вместе с тем "уточнение" не только конкретного адресата, но и содержания идеологического влияния, исходя из тех изменений, которые происходят в духовном облике советского молодого человека. Буржуазный мир кровно заинтересован в том, чтобы у нового поколения не было "иммунитета" к восприимчивости индивидуализма, к политической индифферентности, меркантилизму, мещанскому равнодушию. Наши классовые противники прилагают немало усилий, пытаясь повлиять на умы молодежи в социалистических странах. Они прикрываются маской "друзей молодежи", стремятся затянуть в свои сети политически неустойчивых, неопытных молодых людей, притупить их классовую, революционную бдительность лживыми рассуждениями буржуазно-либерального толка, стараются разжигать националистические настроения, ищут отщепенцев, падких на легкую жизнь.
          Повышение эффективности наших идеологических воздействий, усиление противодействия буржуазной пропаганде не может быть достигнуто без постоянного изучения особенностей в "человеческом материале" – главном объекте идеологических влияний. Приведем некоторые из этих особенностей.
          Ныне молодые люди, как правило, несколько позднее вступают на путь непосредственной трудовой деятельности. Наши социальные завоевания, которыми мы все гордимся, уже существовали, когда послевоенные поколения включились в трудовую жизнь. Поэтому не все хорошо знают, не могли в полной мере почувствовать, какой ценой достигнут нынешний уровень развития советского общества. Есть особенности и другого рода. В последние годы (и на этот факт неоднократно указывали советские исследователи) заметно усилилась тенденция роста рациональных элементов в сознании. Потребность в приобретении новых знаний, политическом образовании, некоторые тенденции "технизации" жизни, рост потока различной информации привели к тому, что объем усваиваемых знаний в последнее десятилетие увеличился вдвое. Возросла роль научных абстракций в познании, все шире применяется математический аппарат в самых различных сферах деятельности и науках. Это вызвало ускорение развития интеллектуальных способностей людей, то есть рациональной стороны сознания.
          Известно, что огромное место в научно-технической революции занимает развитие теоретического знания, совершенствование способов, и методов его изучения. В быстро растущем объеме знания широко отражаются мировоззренческие установки различных политических систем, классов, социальных групп. Анализ процессов идеологической борьбы, конкретных акций идеологического противоборства между двумя различными социальными системами приводит к выводу, что ныне в борьбе идей большое место занимают теоретические вопросы. Не ослабляя воздействий на область общественной психологии, чувства людей, буржуазная пропаганда особый упор делает на проникновение в интеллект человека, выражающий прежде всего рациональную, теоретическую сторону его сознания. Методология науки, социальный прогресс, проблемы мирного сосуществования, будущее человечества, военная история и множество других вопросов теоретического характера подвергаются самой различной оценке и подходу. В идеологической борьбе как явлении классовом ныне объем противодействий, противоборств в теоретической области заметно возрос. Это требует с нашей стороны усиления аргументации критики буржуазных идеологических концепций, показа их несостоятельности в научном плане и ущербности, реакционности в социально-политическом отношении.
          Но в сознании не менее важное значение имеет и другая сторона – чувственная, эмоциональная. Есть доказательства, что она в ряде случаев "отстает" от развития интеллекта. Это своеобразное "горе от ума", противоречие не надуманное, но и не новое. Взгляд в прошлое сквозь толщу лет дает возможность сделать вывод, что во все времена революционного развития науки, техники рациональная сторона сознания как бы опережала чувственно-эмоциональную. В свое время А. М. Горький заметил по этому поводу, что развитие человека с некоторой поры идет криво – развивается ум наш и игнорируются чувства. Это временное, возможное отставание объясняется, таким образом, гносеологическими причинами. Некоторая диспропорция между чувственным и рациональным есть момент диалектического становления сознания, показатель неравномерности его развития.
          Преобладание рационального элемента в сознании может иногда выражаться в сухости или даже эгоистической расчетливости. Превалирование же чувственных элементов без устоявшихся жизненных знаний может придать сознанию оттенок импульсивности, возможность значительных эмоциональных колебаний, порывов, не всегда достаточно продуманных и контролируемых. С годами соотношение рационального и чувственного становится более гармоничным. Но какое это имеет непосредственное отношение к воспитанию, вопросам идеологической борьбы?
          Главный вывод из рассмотренных особенностей развития нынешнего молодого поколения заключается в необходимости усиления чувственного, эмоционального воспитания. Без сопереживания получаемых знаний, опыта трудно рассчитывать, чтобы растущий поток информации "как надо" переплавлялся, трансформировался в личные убеждения. Знания, не согретые теплом возвышенных, благородных чувств, могут при определенных условиях стать и фальшивой драгоценностью. Поэтому не случайно в последние годы в нашей стране много сделано для того, чтобы непосредственно приобщить молодых людей к возвышенному, героическому, с тем чтобы затронуть самые сокровенные струны чувств. Для этого мало, к примеру, одного телевидения, хороших книг, лекций. Нужно более непосредственно влиять на чувства людей с помощью ритуалов, обычаев, традиций революционного, героического содержания, чтобы конкретные идеи патриотизма, интернационализма, верности своему долгу стали "материальной силой". Их важно соединить, слить с личными переживаниями, чувствами молодого человека, конкретным практическим делом, с тем чтобы эти идеи как бы проросли в сознании, стали внутренними убеждениями.
          Все эти особенности важно учитывать как в работе с личным составом частей и кораблей, так и с молодежью, готовящейся к службе в Советской Армии в на Флоте. Пропагандист, агитатор, партийный и комсомольский активист имеет на своем вооружении основное средство воздействия – слово, основной метод – убеждение. Высокая партийность, ясная мысль, стройная логика, четкая система аргументов, злободневность темы – вот наиболее характерные черты лекции, беседы, выступления пропагандиста, агитатора.
          Успех в коммунистическом воспитании советских людей, в борьбе с буржуазным влиянием достигается путем осуществления комплексного подхода в этой деятельности. Единство идейно-политического и нравственного воспитания, систематичность идеологических воздействий, их высокое качество, участие в идеологической работе руководящих работников позволят успешно решить задачи, поставленные партией в идейно-воспитательной области, в том числе и в сфере идеологического противоборства с классовым противником. При этом важно умело использовать весь богатый арсенал идеологических средств, которым располагает социалистическое общество. Это не только книга, журнал, радио, телевидение, кино, другие мощные инструменты воздействия на сознание людей, но и многочисленные формы, методы, если так можно выразиться, "локального" значения: беседа, личный пример, разъяснение, убеждение, показ яркого социального, политического факта. Именно такая работа делает действенным воспитание советской молодежи, наших воинов, привитие им "иммунитета" невосприимчивости к враждебным воздействиям.

          Глава пятая. Средства ведения психологической войны.
          В социалистическом обществе государственные, политические институты управляют средствами массовой информации. Они видят в них инструмент социального общения, коммунистического воспитания масс, укрепления международных связей в интересах мира. Гуманизм, оптимизм, забота о мире и духовном росте людей определяют содержание и направленность функционирования средств массовой информации реального социализма.
          В капиталистическом обществе буржуазные средства •массовой информации выступают, с одной стороны, как средство манипулирования сознанием масс, искажения истины, духовного давления, а с другой – как отрасль капиталистического предпринимательства и бизнеса. Более того, во внешнеполитических процессах средства массовой информации в руках монополий превращаются в орудие духовной агрессии, психологического насилия. Поэтому не случайно в последние годы в политическом лексиконе все чаще встречается термин "информационный империализм". Он отражает не только антисоциалистическое, антигуманное содержание буржуазной информации, но и засилье на Западе, в развивающихся странах монополистического капитализма в области производства, обработки и распространения сообщений. Это один из аспектов духовного насилия империализма над миллионами людей планеты. Например, все вместе взятые развивающиеся страны имеют тираж газет меньше, чем США, и практически обладают очень малыми возможностями духовно влиять на капиталистический мир.
          Научно-технический прогресс позволил невиданно расширить возможности человека в передаче, распространении информации, знаний. Однако их политическая направленность всецело определяется классовыми интересами сил, располагающих средствами массовой информации и контролирующих их. Радио, телевидение, печать не просто вошли в каждый дом, семью, но и сблизили народы, континенты, государства. Возможности общений, духовных связей возросли в огромной степени. Но это вместе с тем способствовало и активизации противоборства двух систем, двух мировоззрений, двух идеологий. Сила информации – это сила политическая, важнейший атрибут власти.
          Социалистические страны правдиво освещают события в своих странах и за рубежом. У них объективно нет интереса искажать истину. Историческая правда на их стороне, и социализму нет нужды бороться клеветой против клеветы. Подобный подход чужд марксистам-ленинцам.
          Роль средств массовой информации в духовном противоборстве.
          Средства массовой информации выполняют определенные социальные функции. Значение этих функций обусловлено той ролью, которую они играют в обществе. В условиях социализма можно выделить несколько функций средств массовой информации.
          Функция распространения знаний о социальной действительности содержит в себе информацию людей о процессах, событиях, фактах с позиций реального, правдивого отражения состояния дел в различных сферах общественной жизни. Истина, правда, в которых жизненно заинтересовав социализм, являются и критерием, и выражением сути информации, распространяемой соответствующими средствами. Познавательный характер информации является интеллектуальной платформой утверждения научного мировоззрения у советских людей.
          Функция социального регулирования и управления, осуществляемая с помощью средств массовой информации. Это достигается распространением, усвоением в общественном и индивидуальном сознании социалистических духовных ценностей, норм советского образа жизни, коммунистической морали, регулирующих взаимоотношения общества и личности, коллектива и человека. Воспитательный характер этой функции, как и других, обусловливается гуманистической сущностью процесса информации при социализме. Функция регулирования взаимоотношений и управления духовным состоянием людей не имеет ничего общего с буржуазным манипулированием, так как в социалистических странах средства, применяемые для регулирования и управления, исходят из необходимости распространения и утверждения истины в действительности, а буржуазные – для ее искажения и сокрытия.
          Функция распространения и обогащения культуры. В современных условиях трудно представить область творчества, литературы и искусства вне связи со средствами массовой информации. Речь идет не о "тиражировании" элементов культуры (живопись, кино, музыка и т. д.), а о предоставлении неограниченных возможностей каждому человеку приобщиться к самым высоким духовным ценностям, принять посильное участие в их творении и распространении. Коренная противоположность этой функции по отношению к роли, которую играет так называемая "массовая культура" буржуазного общества, заключается в утверждении созидательного, творческого начала каждой личности в деятельности, а не стандартизации мышления, вкусов, потребностей людей. При социализме средства массовой информации служат тому, говоря словами В. И. Ленина, чтобы очищать сознание трудящихся от буржуазно-идеалистических примесей1.

          1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 340.

          Наконец, средства массовой информации выполняют функцию классового орудия в борьбе против идеологических диверсий империализма, клеветы на социализм. Борьба идей двух систем неизбежна. Так было в прошлом, есть сейчас и будет впредь, пока существует капитализм. Но эта борьба, по мысли марксистов-ленинцев, не должна быть проявлением "холодной войны", элементом подрывных действий. Идеологическая борьба не должна перерастать в психологическую войну, не должна использоваться как средство вмешательства во внутренние дела государств и народов или вести к политической и военной конфронтации. Иначе этот идеологический спор может обернуться катастрофой, в которой вместе с миллионами людей могут погибнуть и их концепции. Но империализм борьбу идей тесно связал с психологической войной, подрывными акциями, поставив нас перед необходимостью давать решительный отпор этой духовной агрессии. Противодействуя такому давлению, мир социализма, не прибегая к приемам и методам психологической войны, широко использует идеологические средства пропаганды, агитации в целях – распространения истины о реальном социализме, разоблачения бесчеловечных деяний империализма.
          В странах капитала функции буржуазных средств массовой информации имеют диаметрально противоположную социальную направленность. Удержание сознания масс в тенетах буржуазных предрассудков, апологетика капиталистического строя, яростная психологическая война против социализма прежде всего характеризуют социальное предназначение средств массовой информации. С образованием мировой системы социализма капиталистический мир приступил к организации глобальных структур психологической войны.
          В 1945 г. на панамериканской конференции в Мексике Соединенные Штаты Америки выступили с предложением "свободного и неограниченного" распространения идей в мире. Однако сразу же стало ясно, что эта концепция предусматривает свободу антикоммунистической пропаганды и максимальное ограничение распространения социалистических идей. Таково положение и ныне. Крича о необходимости "свободы информации", буржуазные пропагандисты подразумевают под этим свободу проникновения в социалистический мир, свободу психологической войны, свободу подрывных действий. Эти намерения и действия буржуазии тесно связаны с империалистическими атаками против гуманизма, прав и свобод человека.
          Несмотря на определенные международные правовые нормы, Декларацию XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости подрывного вмешательства во внутренние дела других государств, международный империализм вмешивался и продолжает вмешиваться в суверенные дела различных стран. Одно из положений Заключительного акта хельсинкского Совещания гласит: "Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила". Подпись американского президента, как и других руководителей западных государств, стоит под этим историческим документом. Однако фарисейская сущность буржуазной политики и морали такова, что западные лидеры способны публично говорить о своей приверженности международным соглашениям и договорам, а в действительности организовывать широкий фронт подрывных действий против стран социализма. Так было, так есть.
          Люди не забыли, когда, прикрываясь лозунгом "свободы информации", империалистический Запад подготовил, спровоцировал и поддержал выступления контрреволюционных элементов в Венгрии в 1956 г. Подрывные радиоцентры командовали контрреволюционерами, направляли их разрушительные, антисоциалистические действия. Западные "голоса" явились прямыми поджигателями мятежа, дирижерами контрреволюционных акций. Аналогичная картина наблюдалась и во время событий 1968 г. в Чехословакии. Но в этом случае были смещены акценты. Если в Венгрии ставка была сделана на прямое использование материальной силы, то в Чехословакии буржуазные средства массовой информации вели дело к эрозии социализма, размыванию духовных, идейных истоков социалистического строя в ЧССР. Дирижеры в Вашингтоне, других западных столицах фарисейски утверждали, что их отношение к событиям в Чехословакии "диктуется желанием содействовать улучшению социализма". Беспредельна степень лицемерия буржуазных пропагандистов!
          С учетом опыта несбывшихся надежд в отношении ВНР и ЧССР буржуазная пропаганда строит свои действия в отношении ПНР. По-прежнему главное идейное и политическое оружие буржуазии – антикоммунизм – широко используется в радиопередачах специалистов психологической войны.
          В современных условиях средства массовой информации – технический потенциал империализма в психологической войне – являются собственностью кучки монополий. Именно эти монополии – корпорации прессы, радио, телевидения, кино контролируют 80% тиражей ежедневных газет, 90% радиопередатчиков, 95% мощностей телевидения, 85% кинопродукции в буржуазных странах. Свыше 80% информации, поступающей в эфир и на газетные страницы, дают четыре крупнейших телеграфных агентства капиталистического Запада: Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Рейтер и Франс Пресс. Только эти агентства в сутки снабжают 110 стран мира информацией объемом свыше 40 миллионов слов. На эту концентрацию средств массовой информации особо большое влияние оказывает сионизм. По сообщению газеты "Джуиш кроникл", сионистские организации в США, например, контролируют половину всех выходящих журналов, свыше половины радиостанций, большую часть корреспондентских пунктов за границей. Такая же картина и в других капиталистических странах. Сионистские организации имеют в 67 странах более тысячи собственных изданий. Так с помощью информационных, идеологических, психологических средств защищаются интересы крупных монополий, военно-промышленного комплекса.
          Социальная роль средств массовой информации капиталистических стран в идеологической, психологической борьбе заключается в массированном распространении неправды, лжи о социализме, внесении в сознание людей тревоги, чувства безысходности, страха перед будущим. Главное звено всей системы дезинформации заключается в том, чтобы показать, как "социализм плох" и как "хорош свободный мир".
          В одной из передач Би-Би-Си для советских радиослушателей были надерганы факты из критических выступлений советской печати. Буржуазные пропагандисты долго сокрушались, как "плоха экономика СССР", как "медленно растет жизненный уровень" советских граждан, как "мало хороших товаров" выпускается в нашей стране. Советские люди сами знают свои недостатки, упущения, критикуют их, борются за их ликвидацию. И в этом сила советского общества: о недостатках говорится и пишется открыто. Но какое дело до всего этого Би-Би-Си? Почему буржуазные радиодиверсанты, сидящие в Лондоне, не посмотрят, что делается вокруг них? Им было бы о чем рассказать.
          Вопреки лжи о "социальной справедливости" 80% населения Великобритании имеют меньше собственности, чем 10% богачей, 7 млн. человек живут на грани нищеты, 100 тыс. бездомных ночуют на улице. В этой классической "свободной" стране 2 млн. взрослых не умеют ни читать, ни писать. Сами же составители программ Би-Би-Си вынуждены говорить о необходимости научить их понимать простейшие слова и надписи в магазинах, на транспорте и т. д.1.

          1 См.: Артемов В. Правда о неправде, с. 125.

          Так ведется дезинформация людей, непрерывная психологическая война против советских людей, против собственного народа, удел которого невежество и бесправие. Так формируется в западном мире человек, лишенный способности разобраться в действительном положении вещей: он может мыслить и действовать лишь под влиянием внешних сил, манипулирующих им. Это, впрочем, довольно цинично признают и некоторые буржуазные идеологи. В книге "Манипулируемый человек", вышедшей в ФРГ, отмечается, что такая личность, попадая под действие психологической машины, не в состоянии самостоятельно мыслить. За нее думают средства массовой информации, подсказывая решения, оценки, выводы, сомнения, желания, интересы2.

          2 См.: Der manipulierte Mensch. Frankfurf am Main. 1980, S. 64.

          Средства массовой информации, включенные в капиталистические общественные отношения, становятся разрушительной агрессивной силой. Рыночный подход к духовным ценностям превращает их в объект купли и продажи, что находит широчайшее отражение на радио, телевидении, в прессе Как тут не вспомнить исключительно меткое высказывание К. Маркса о разлагающей силе капиталистического образа жизни, власти "золотого тельца". "Сколь велика сила денег, – отмечал великий мыслитель, – столь велика и моя сила... Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я-по своей индивидуальности – хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит я не хромой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит в почете и их владелец"3.

          3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 148.

          Буржуазные центры психологической войны стремятся максимально повысить эффективность использования средств массовой информации. Для этого, исследовательские центры специально изучают информационные процессы в целях изыскания скрытых ресурсов повышения ее действенности. В исследовании профессора Чукаса (США) показывается, что для успеха массовой информации необходимо соблюдать ряд непреложных условий: оперативность, максимальное увеличение эмоциональной нагрузки сообщения, четкое определение адресата передачи, комбинирование тактики психологического воздействия и максимальная актуальность информации4 Нельзя недооценивать профессиональную подготовленность империалистических диверсантов. Методическая, социальная, событийная, техническая "компетентность" этих пиратов духа находится на уровне, способном ввести в заблуждение неопытного, заставить сомневаться неокрепшего идейно, поверить факту неинформированному, прийти к сомнительному умозаключению человеку без прочного интеллектуального фундамента – коммунистического, научного мировоззрения.

          4 См.: Shoukas M. Propaganda. N.Y., 1980, р. 281.

          Таким образом, средства массовой информации используются в психологической войне империализма в целях идеологического, политического и морального вмешательства во внутренние дела социалистических государств. В руках пропагандистских центров, спецслужб натовских государств эти средства – инструмент духовной агрессии, неограниченной психологической войны.
          Социалистические страны международный обмен информацией используют в целях мирного сосуществования и борьбы против буржуазной идеологии. Спор между двумя общественными системами, между их идеологиями может решить только сама жизнь, историческая практика, проверка делом. В области духовного противоборства страны социализма исходят из необходимости признания ответственности каждого государства за содержание информации, недопустимости вмешательства во внутренние дела и национальные интересы других народов.
          Социальные функции средств массовой информации неотделимы от идеологической роли ее органов. Ныне они фактически являются решающим инструментом борьбы за умы людей, концентрируя в эпицентре противоборство идей правды и лжи, справедливости и несправедливости, морального и аморального, гуманного и бесчеловечного.
          В механизме психологической войны империализма различные средства массовой информации играют свою специфическую роль.
          Радиосредства в психологической войне.
          Самым эффективным средством, способным передать нужную информацию, по мнению теоретиков и практиков психологической войны, является радио. Учитывая, что практически в каждой квартире граждан стран социалистического содружества есть радиоприемник, ЮСИА, ЦРУ делают главную ставку на протаскивание в сознание буржуазных идей с. помощью подрывной радиопропаганды. Радиосредства в психологической войне наиболее оперативны, мобильны, способны к глобальному охвату объекта воздействия.
          Тактика радиопропаганды в психологической войне определяется реальной военно-политической обстановкой и целями, которые ставят перед радиоцентрами их хозяева. По мере роста напряженности ужесточается радиопропаганда. Она направляется на прямые духовные провокации, подстрекательства, запугивания, контрреволюционные призывы, прямой обман. На основе имеющихся инструкций, разработанных в ЮСИА и различных исследовательских центpax, соотношение в сообщении между фактом и комментарием бывает различным. Специалисты радиовойны заметили, что подача факта без комментария имеет, как правило, недолгое воздействие. Комментарий к факту увеличивает глубину воздействия, но делает передачу сообщения более громоздкой, которую не каждый может и хочет слышать и воспринимать. Однако в ЮСИА заметили, что отношение к факту, даже если детали, комментарии выветрились, остается в памяти надолго.
          Один из известных специалистов пропаганды США Т. Соренсен в своей книге "Война слов" пишет, что внести западные ценности в общественную жизнь коммунистических государств можно различными способами: торговлей, печатью, научными контактами, туристическими поездками, деятельностью специальных органов, телевидением, литературой, спортом. Но главным средством. с которым ныне пока ничто не может сравниться по масштабности охвата и оперативности действия, является радио. Важно только, продолжает он, найти подход к чуждой нам аудитории и дать ей "информационную пищу, полезную для нас и интересную для людей советского блока"1.

          1 Sоrеnsen Т. The Words War. N.Y., 1978, р. 67.

          Итак, в психологической войне, которую ведут империалисты, против мира социализма, наиболее эффективным, по их мнению, диверсионным средством являются радиосредства. Вот почему, как грибы после дождя, появляются все новые станции, ретрансляторы, радиокомплексы на всех континентах. В конце 1982 г. администрация Рейгана ассигновала 7, 5 млн. долларов на строительство в штате Флорида еще одной радиокликуши – "Радио свободная Куба", – голос которой вписался в ряд десятков других антисоциалистических радиоцентров. В перспективных планах ЮСИА в предстоящем пятилетии намечается создание нескольких подобных радиоцентров психологической войны. Ныне страны НАТО, особенно США, имеют большое количество крупных радиостанций, которые принимают участие в психологической войне против социалистических стран.
          Наряду с "Голосом Америки", контролируемой ЮСИА, английским агентством Би-Би-Си на социалистические страны ведут систематические передачи подрывного содержания такие радиостанции, как "Свобода", "Немецкая волна", "Свободная Европа", "Голос Израиля", "Радио Ватикана", "Голос Евангелия" и другие. Как организуют свои идеологические диверсии буржуазные центры, читатели могут проследить на примере радиостанций "Свобода"/"Свободная Европа" (РС/РСЕ), финансируемых США и ведущих свои передачи с территории ФРГ.
          Эти радиостанции были созданы американцами в начале 50-х годов как подрывное оружие психологической в
войны против социализма. Именно эти станции, работающие под началом ЦРУ, вдохновляли в свое время контрреволюционный мятеж в Венгрии в 1956 г., антисоциалистические выступления в Чехословакии в 1968 г. Теперь эти станции делают все для того, чтобы расшатать социалистические устои в Польше и ослабить интернациональное единство братских стран. РС/РСЕ обладают внушительной материальной базой. В 1982 г. радиостанции к уже имеющимся получили дополнительные двенадцать 100-киловаттных установок, еще одиннадцать 250-киловаттных передатчиков монтируются вблизи Мюнхена. К 1983 г. суммарное время передач РС/РСЕ на Советский Союз достигло более 500 часов в неделю (то есть почти в два раза больше, чем у "Голоса Америки").
          Подрывная деятельность этих радиостанций ассигнуется главным образом США. В 1982 г. американский конгресс только для оплаты персонала выделил более 150 млн. долларов, не считая крупных дотаций на техническое усовершенствование, информационную работу, расширение структуры отделений этой организации, работающей во многих странах мира под негласной эгидой ЦРУ. В начале октября 1982 г. Вашингтон назначил президентом РС/РСЕ махрового антисоветчика сенатора Бакли. Это следует расценивать не только как жест усиления антисоветской радиовойны, но и как команду на дальнейшее ужесточение подрывных психологических акций. Все передачи этих станций носят ярко выраженный диверсионный, подрывной характер. Вот лишь некоторые направления этих диверсий.
          Особое место в передачах занимают темы, связанные с попытками дискредитации реального социализма. Эти мотивы резко усилились в связи с событиями в Польше. Бесцеремонно фальсифицируя факты, подтасовывая цифры, высасывая из пальца "сведения", дикторы посылают в эфир длинную, непрекращающуюся ложь о "кризисе социализма", "устарении ленинизма", "отсталости экономики" и т. д. Их не смущает, что действительные факты говорят о другом: о динамичном поступательном развитии Советского Союза, всего мирового социалистического содружества.
          Другой излюбленной темой РС/РСЕ является спекуляция на национальных отношениях. Какие только домыслы не придумываются буржуазными пропагандистами! И "притеснение национальностей", и "русификация" малых народностей, и "ограничение национальной самобытности" – все идет в ход на фабрике лжи. Так, в вышедших недавно и широко использованных в радиопередачах книжонках известного антисоветчика Э. Карресо д"Анкоса и отщепенца Р. Ремейкиса муссируются надуманные "этнические проблемы", возникновение некой "опасности" для СССР из-за увеличения пропорции так называемого "мусульманского населения". Высосанные из пальца факты обобщаются, и затем делаются "выводы" о возникновении "центробежных факторов" в национальных отношениях. Буржуазных пропагандистов не смущает, что дружба народов, интернациональное братство советских людей разных национальностей проверены и испытаны временем и дали замечательные социальные плоды. Празднование 60-летия образования Советского государства еще раз убедительно подтвердило великую силу дружбы народов СССР, спаянных социалистическим интернационализмом.
          Радиостанции "Свобода"/"Свободная Европа" особенно усердствуют в безудержной спекуляции на событиях в Афганистане и вокруг него. Принципиальная позиция Советского Союза, по этому вопросу четко изложена в документах Коммунистической партии. Однако радиостанции не только оправдывают бесспорный факт грубого вмешательства США, Пакистана и некоторых других стран в дела ДРА, но и извергают нескончаемые потоки лжи в отношении молодого революционного режима в ДРА и интернациональной помощи ему со стороны СССР. Западные средства массовой информации в драматической форме лживо вещают на весь мир о "применении Советами химических средств в Афганистане", "разрушении ряда селений советскими войсками близ Кабула", о "фактах геноцида в отношении мирного населения", "неравноправном характере экономических соглашений между СССР и Афганистаном" и т. д. Все эти фальшивки построены на откровенной лжи, фантастических россказнях контрреволюционеров.
          Систематические разоблачения и уличение в дезинформации не смущают буржуазных специалистов психологической войны. В последнее время все больший объем в передачах этих черных пропагандистских центров занимают мифы о "росте советской военной угрозы Западу", об "агрессивности коммунизма", о вынужденном "довооружении свободного мира" и т. д.
          С момента возникновения первого в мире социалистического государства империалисты не перестают запугивать свои народы жупелом "советской угрозы". Однако буржуазные радиопропагандисты не любят публично вспоминать об империалистических интервенциях против СССР, они "забыли", например, что в США еще в 1949 г. был разработан план "Дропшот", предусматривавший ядерное нападение на Советский Союз. Из их уст, конечно, не услышишь слов осуждения НАТО, созданного в агрессивных целях на шесть лет раньше оборонительного союза Варшавского Договора, признания того факта, что инициаторами гонки вооружений всегда выступали империалистические государства (достаточно вспомнить, кто создал и применил первым ядерное оружие, кто создал более 1500 военных баз по всему миру, начал первым строительство атомных подводных лодок, развернул производство нейтронного оружия, крылатых ракет и т. д.). Этого на радиостанциях никогда не упоминают. Зато лжи о "советской военной угрозе" они сочиняют исключительно много.
          Конечно, этими темами далеко не ограничивается репертуар РС/РСЕ, непрерывно ужесточающих свой антикоммунистический тон, постоянно изыскивающих новые методы и способы обмана, дезинформации, лжи. Руководят аппаратом сотрудников станции, превышающим 2000 человек, естественно, американцы. Это, например, такие известные специалисты подрывных действий ЦРУ, как Лесли Тан, Ричард Кук, Россел Пул, Уильям Робинсон и другие, которые в разное время подвизались на станции. Как раньше, так и теперь РС/РСЕ руководят профессиональные разведчики и антисоветчики со стажем, с опытом длительной диверсионной, подрывной работы во многих странах.
          Под стать им и рядовые сотрудники аппарата. Это главным образом ренегаты, перебежчики, изменники Советской Родины, предатели, оппортунисты. Например: кликушествующий на радиостанции В. Максимов – в прошлом уголовный преступник, перебравшийся на Запад; Ю. Семенко – активный бандеровец, убийца многих советских людей; О. Красовский – власовец, давнишний сотрудник ЦРУ Султан Гариф – изменник Родины и уголовник. Подобная биография и у многих других сотрудников РС/РСЕ. Ослепленные ненавистью к социализму, они давно продали себя целиком империалистическим службам и с рвением отрабатывают свои "тридцать сребреников". Это люди без настоящего и будущего. Это удел всех, кто предал Родину.
          Так "работают" откровенно подрывные радиостанции психологической войны. Но если мы обратимся к практике тех радиоцентров, которые претендуют на "добропорядочность", "объективность", "солидность", то увидим, что картина мало чем отличается от "черной пропаганды" РС/РСЕ, будь то "Голос Америки" или Би-Би-Си. В июне 1982 г. американский журнал "Коломбиа джорнолизм ревью" поместил в номере статью Р. Грея "Кухня радиостанции "Голос Америки". В ней он пишет, что под предлогом "национальных интересов" станция всю информацию сортирует в зависимости от ее антисоветской направленности. Так было раньше, так осталось и теперь. Сорок лет назад первый директор "Голоса Америки" У. Хейл подошел к микрофону и сказал: "Это голос, говорящий из Америки, голос из Америки... Новости могут быть хорошими или плохими, но мы всегда будем вам говорить правду". И с тех пор "Голос Америки" стремится сохранить внешнюю объективность, показную правдивость и беспристрастность. Но даже внешне это сделать трудно, так как ложь всегда остается ложью, независимо от того, в какой упаковке она подается слушателям.
          Чтобы привлечь внимание максимального числа слушателей (а сегодня "Голос Америки" ведет передачи на 39 языках около 900 часов в неделю, причем около 300 часов – на СССР), главная редакция включает в программы множество вставок внешне нейтрального плана: "Из мира кино", "Вокруг света", "Звуки времени", "Музыка для танцев", "Искусство сегодня", "Страницы прошлого", "Кумиры спорта" и т. д. Однако эти фрагменты являются лишь первой "приманкой" слушателей. Затем их будут непременно пичкать новостями, в которых за внешней объективностью четко прослеживается антисоветская, антикоммунистическая линия. Эти заставки делаются и для того, чтобы избежать существенного недостатка, присущего радиовещанию; разговора с "немым собеседником".
          Радиостанция стремится с помощью развлекательных, познавательных передач получить слушательскую почту, установить обратные каналы связи, которые можно было бы использовать в последующем для получения и иной политической информации. Как выразился один из руководящих сотрудников центра Д. Педл, бывший чиновник из Пентагона, "такая тактика позволяет вести пропагандистский огонь с минимальным браком и максимальной отдачей".
          Широко используя развлекательные, познавательные, информационные возможности вещания, этот подрывной радиоцентр в пропаганде на социалистические страны преследует такие цели:
          – дискредитировать общественный и государственный строй, показать "кризис" его устоев;
          – поощрять националистические предрассудки и пережитки;
          – способствовать оживлению интереса к религии в политическом контексте;
          – провоцировать недовольство, неудовлетворенность жизнью, работой, обеспеченностью;
          – вызывать нездоровый интерес к различным фактам, датам, событиям негативного значения;
          – муссировать догадки, слухи, предположения по поводу предстоящих событий, перемен, решений, экономических и политических шагов руководства и т. д.
          Этот набор установок концептуального характера отражает лишь некоторые аспекты антисоциалистической дезинформации. Многие из тем передач приобретают характер долгосрочных кампаний. Таковыми являются инсинуации по поводу событий в Афганистане, Польше, "советской военной угрозы", "прав человека", "еврейского вопроса", "положения мусульман в СССР", "защиты инакомыслящих", "проблем эмиграции", "преследования диссидентов" и т. д.
          Все эти кампании искусственно подогреваются нарочитой драматизацией событий, прямым вымыслом, фабрикацией "новых данных", привлечением к обсуждению вопросов известных на Западе лиц: ученых, актеров, художников, писателей, политиков. Такая массированная, концентрированная радиопропаганда имеет целью поколебать мировоззренческие установки советских людей, посеять сомнения, вызвать неуверенность, заставить взглянуть на события под иным углом, усилить критический взгляд на действительность. Для сохранения реноме "объективности" в студиях "Голоса Америки" эпизодически подвергают строго дозированной критике буржуазный образ жизни, второстепенные аспекты внутренней и внешней политики Вашингтона, явления культуры и др. Но делается это предельно ограниченно, с единственной целью – вызвать доверие к передачам, внушить слушателям иллюзию беспристрастности.
          Профессионалы кухни психологической войны понимают, что многое из того, что они готовят и запускают в эфир, проверить трудно, а часто и невозможно. К тому же в капиталистических странах само стремление к социальной истине ограждено множеством классовых политических барьеров. Вот и получается, как говорил В. И. Ленин, что "сказать неправду – легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени"1. Однако ни этого времени, ни возможностей, а часто и желания нет у западного слушателя буржуазных радиопередач.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 277.

          В акциях психологической войны, где, как считают ее теоретики и практики, все позволено, "Голос Америки" принимает самое активное участие. Это делается путем передачи сведений из анонимных источников, пересказыванием версий событий, изложенных антисоциалистическими элементами, едва завуалированных подстрекательских заявлений и др. Нередко для этого привлекаются самые высокопоставленные деятели США. Так, американские президенты регулярно выступают перед корреспондентами в связи с "неделей порабощенных народов", под которыми, естественно, в Америке подразумевают народы социалистических стран. С провокационными, гнусными домыслами и клеветой выступают всевозможные ренегаты – социальные отбросы общества. Так, в 1982 г. "Голос Америки" неоднократно предоставлял микрофон антисоветчику Буковскому, невозвращенцу Максимову, бывшим послам ПНР в США и Японии Спасовскому и Руражу, предателю Григоренко и другим им подобным.
          Значительное место в психологической войне против социалистических стран занимает Би-Би-Си. Эта крупнейшая радиовещательная корпорация Великобритании особенно печется о "честности", "независимости" и "объективности", назойливо повторяя слушателям о своих принципах беспристрастности, которым она якобы следует. Руководители корпорации любят повторять слова, приписываемые У. Черчиллю: "В Европе есть три нейтральные державы: Швеция, Швейцария и Би-Би-Си". Однако основное содержание передач на Советский Союз, другие социалистические страны лежит на грани подрывной деятельности, недопустимой с точки зрения международного права для государственных органов информации, каковым является Би-Би-Си. Главное направление этой пропаганды – стремление опорочить социализм вообще и оболгать СССР в глазах других стран, поссорить братские государства. Би-Би-Си, например, не устает напоминать о старых обидах, причиненных полякам Русским царизмом, твердит об "утрате суверенитета" ПНР в нынешних условиях. Венгрия атакуется историями о том, как Российская империя участвовала в подавлении восстания 1848 г., домыслами о "неэквивалентном" обмене между СССР и ВНР. Болгарам внушается мысль, что "привязанность" к советскому блоку, мол, не дает настоящего простора для развития национальной культуры2 и т. д. Аналогичные темы являются постоянными и в передачах для других социалистических государств.

          2 См.: Артемов В., Семенов В. Би-Би-Си: История. Аппарат. Методы радиопропаганды. М., 1978, с. 176.

          Осуществляя конкретные акции психологической войны, Би-Би-Си преследует цели-минимум и цели-максимум. Они, как заявляют руководители радиокорпорации, заключаются в том, чтобы "держать ногу в приоткрывшейся двери", то есть вести дело к просачиванию буржуазных идей, информации в социалистическое общество. Это цель-минимум. Цель-максимум заключается ни много ни мало в "трансформации советского строя в направлении сближения с западными моделями". Откровеннее и циничнее сказать трудно.
          Усиление психологической войны империализма радиосредствами проявляется и в том, что подрывные духовные акции ведутся и непосредственно против личного состава Советских Вооруженных Сил, воинов других социалистических армий. Если в 70-е годы передачи буржуазных радиоцентров, рассчитанные на военную аудиторию, были эпизодическими, то с начала 80-х годов они стали регулярными и занимают большое место в общем объеме вещания. Военная тема является особенно излюбленной для "Свободной Европы". Какие же передачи предлагаются воинам социалистических армий?
          Вот, например, названия наиболее частых передач 1983 г., рассчитанных на военнослужащих: "Солдатская служба в СССР и на Западе", "Зачем нужна организация НАТО", "Кто командует в Варшавском пакте", "Почему американский парень добровольно идет в армию", "Советская казарма", "Почему партия командует Советской Армией", "Что не знают солдаты о прошедшей войне" и т. д. Каждая из этих передач, большинство которых запускается в эфир диктором – предателем Карташевым, максимально нафарширована антисоветизмом, злобой ко всему социалистическому, гнусной ложью и инсинуациями. Лейтмотив всех этих подрывных передач сводится к тому, что армии НАТО – это военные организации, где можно хорошо заработать и где "личность свободна". Что касается Советской Армии, то она рисуется самыми мрачными красками с точки зрения прав человека, моральной свободы, материальных возможностей солдат. Так, например, в эфире состоялось несколько передач для советских воинов по книге некоего В. Передельвитца "Портрет Красной Армии", выпущенной в 1981 г. в серии "актуальных изданий" журнала "Штерн" (ФРГ). Грубая клевета, содержащаяся в книжонке, пришлась по душе радиодиверсантам, и они на протяжении нескольких передач запускали в эфир извлечения из грязного пасквиля.
          Анализ содержания, характера передач, осуществляемых радиосредствами, приводит к выводу, что ныне в арсенале психологической войны империализма они – главное средство. Сами по себе радиоцентры не являются просто пропагандистскими, техническими комплексами. Каждый из них – гнездо для спецслужб, для большого аппарата, осуществляющих идеологические диверсии и ведущих психологическую войну. Инструкции ЦРУ, ЮСИА, исследования буржуазных теоретиков психологической войны отводят ныне радиосредствам ведущее место в общем комплексе агрессивных акций в сфере общественного сознания. Один из известных буржуазных специалистов в области психологической войны П. Лендвен в проведенном им исследовании "Война средств коммуникации" приходит к выводу, что "радиопередачи "Голоса Америки", Би-Би-Си, "Немецкой волны" и других станций свободного мира являются сегодня самым действенным оружием в деле проникновения в умы граждан социалистических стран. Нужно не жалеть средств для развития этого решающего канала проникновения в чуждый нам мир"1. Подобные установки, которые являются не только уделом кабинетных ученых, отражают стратегическую линию буржуазной пропаганды. Все это требует совершенствования нашего механизма контрпропаганды и идейно-воспитательной работы с советскими людьми.

          1 Lendvai P. Der Medienkrieg. Frankfurt am Main, 1982, S.146-147.

          Буржуазная печать – орудие дезинформации.
          К. Маркс и Ф. Энгельс изобретение книгопечатания относили к величайшим открытиям человеческого разума. Оно вызвало настоящий переворот в области информации. В XVII в. в Европе появились первые периодические издания – газеты. В России первая русская газета "Ведомости" была основана Петром I. По мере совершенствования техники печати, способа распространения печатной продукции, роста тиражей изданий возрастала роль этого вида информации в обществе. Ныне это один из самых фундаментальных, многообразных способов информации людей.
          По данным, опубликованным ЮНЕСКО в начале 80-х годов, в мире выпускалось 8600 ежедневных газет общим тиражом около 550 млн. экземпляров. На одном из первых мест в мире (по количеству периодических изданий на тысячу населения) находится Советский Союз (примерно 400 экземпляров на 1000 жителей). Распределение газет очень неравномерно по странам. Развивающиеся страны, например, в которых проживают более двух третей населения Земли, издают лишь 40% общего числа выходящих в мире газет, а их общий тираж составляет лишь одну шестую часть тиража газет экономически развитых стран. В развивающихся странах один экземпляр газеты приходится на 30 и более жителей. Около десятка стран вообще не имеют ежедневных газет2.

          2 См.: Кашлев Ю. Б. Массовая информация и международные отношения. М., 1981, с. 32.

          Что касается капиталистического мира, то там наблюдается тенденция концентрации газет в руках монополий. В этом сказывается усиление централизации политического, духовного манипулирования сознанием миллионов людей, выражается закономерность все большего превращения средств массовой информации в орудие угнетения трудящихся, управления их духовным состоянием.
          Естественно, что кроме газет к печатной продукции относятся и другие периодические издания (их, по данным ЮНЕСКО, в мире более 400 тыс.), а также книги. Именно они остаются наиболее глубоким, долговременным, фундаментальным средством влияния на сознание людей. Если газета может повлиять (как правило) прежде всего на ситуативное отношение человека, его конкретную, текущую осведомленность, то книга обладает способностью более глубоко воздействовать на мировоззрение человека, его жизненные установки, общее мироощущение. Как считает ЮНЕСКО, тираж выпускаемых в год книг в мире приближается к 10 миллиардам. Из почти 700 тыс. наименований книг 85% приходится на промышленно развитые страны, среди которых СССР занимает первое место как по числу книг, так я по тиражу их изданий.
          В идеологической борьбе, психологической войне печать используется различным образом. Почти в каждой капиталистической стране существует несколько крупных газет, играющих общенациональную роль. Например, на "Нью-Йорк таймс" подписываются 75% газетных редакторов, 55% руководителей государственных органов, 40% президентов колледжей, 50% руководителей военного ведомства и организаций. Такие газеты, по существу, являются прессой для управляющей обществом элиты. Существует специфическая пресса и для управляемых1. Для нее характерны обилие развлекательной информации, прямолинейность суждений, примитивизм выводов, которыми буржуазные издатели пытаются выразить "народность", "популярность" газеты.

          1 См.: На службе монополий. М., 1977.

          Капиталистические государства с помощью печатных средств (национальных, региональных, местных буржуазных газет: дневных, утренних, вечерних, воскресных) оказывают массированное, систематическое воздействие на население своих стран в духе антисоветизма, антикоммунизма, превратного представления о мире социализма в целом. Жонглирование стереотипами, массовая дезинформация призваны создать атмосферу одобрения общественным мнением любых антисоветских, агрессивных, милитаристских акций. Содержание, допустим, "Нью-Йорк таймс", лондонской "Таймс", парижской "Монд", западногерманской "Франкфурт альгемайне цайтунг" и других ведущих буржуазных газет таково что нет буквально ни одного номера, где бы – антисоветские домыслы, выпады, намеки, предположения, комментарии, статьи не занимали заметного, а часто и ведущего места. Периодическая буржуазная печать подобно чудовищному спруту объемлет людей западного мира с их чаяниями, мыслями, надеждами. Они, по крайней мере их значительная часть, находятся в плену у прессы: ее оценок, образов, представлений. Известный буржуазный социолог Г. Тард еще в начале XX века писал, что пресса свободного предпринимательства занимается открытым "социальным разбоем", беря в плен души миллионов людей2.

          2 См.: Тард Г. Личность и толпа. Спб., 1903, с. 39.

          Это не случайно, потому что империалистическая печать представляет интересы конкретных монополистических кругов, служит их политическим рупором и инструментом воздействия на общество. В. И. Ленин, анализируя роль буржуазных газет в классовой борьбе, дал ряд исключительно точных, верных, метких оценок изданиям, сохранившим свое значение и в наши дни. Например, В. И. Ленин лондонскую "Тайме" называет органом консервативной английской буржуазии, которая вершит политику в Англии3. О немецкой "Франкфуртер Цайтунг" он писал, что это самая богатая, влиятельная газета в Германии4, а французская "Тан" – один из самых влиятельных органов "господствующего денежного мешка..."5. Ленинская характеристика верна и для всех других буржуазных изданий, которые служат интересам монополий, формируют духовный, идеологический климат общества, непосредственно участвуют в создании атмосферы психологической войны. Это не могут скрыть или не признать и сами журналисты, платные манипуляторы общественным сознанием. Преподаватели из университета Дьюка (США) пишут в своей книге "Средства массовой информации, власть, политика", что тридцать основных газет и журналов США, особенно "Тайм", "Ньюсуик", "Нью-Йорк таймс", "Вашингтон пост", определяют, что должны думать миллионы американцев, как поступать, за кого голосовать, кого ненавидеть, кого бояться. В этих изданиях –воля сильных и имущих Америки6. Трудно не согласиться с этим вынужденным изобличением социальной роли буржуазной прессы США и ее участия в психологической войне.

          3 См.: Ленив В. И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 375; т. 10, с. 345.

          4 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 16, с. 468.

          5 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 31.

          6 Роlеz D., Еntman R. Media, Power, Politics. N.Y., 1982, р. 34.

          Использование печати в психологической войне осуществляется и с целью нагнетания военного психоза, истерии как специфических состояний общественного сознания, в условиях которых легче осуществлять милитаристские акции. В широких масштабах стремилась мобилизовывать печать для подобных шагов фашистская пропаганда. В книге американского социолога Л. Фараго "Германская психологическая война" приводятся указания Геббельса, адресованные органам печати, которые должны "по знаку свыше вызывать взрывы ярости, приводить людей в неистовство, сеять ненависть и подозрение ко всем неарийцам. Такая способность печати есть проявление силы германского духа"1, – вещал один из главных нацистских военных преступников.

          1 Fаragо L. German psychological. N.Y., 1941, p. 74.

          Нетрудно видеть, что методы гитлеровской пропаганды взяли на вооружение буржуазные органы психологической войны, которые широко используют печать для нагнетания напряженности, создания атмосферы страха, неуверенности в будущем. На буржуазном идеологическом рынке регулярно появляются антисоветские поделки в духе апокалипсиса. Так, в 1981 г. в Лондоне, а затем и в других западных столицах появилась книжонка под редакцией английского генерала Д. Хэкета "Третья мировая война". Наукообразный сценарий вероятной войны написан в духе мрачных пророчеств, душераздирающих подробностей ядерного катаклизма. Чтобы произвести еще более гнетущее впечатление на читателей, авторы опуса указывают точный день, месяц 1985 года, когда, по их мысли, должна начаться третья мировая война.
          Только в 1981-1982 гг. спецорганы ЮСИА и ЦРУ выпустили фальшивки типа: "Советская военная мощь", "Афганистан: борьба за возвращение свободы", "Помогите Польше", "Советский ядерный кулак над Европой", которые огромными тиражами на многих языках распространяли ложь, наглую клевету. Обычно это хорошо изданная, красочно иллюстрированная брошюра, книжка карманного формата, со множеством ссылок на авторитеты, аналогий, сопоставлений. рассчитаны они лишь на доверчивого, непритязательного читателя. Но стоило в СССР выпустить книгу "Откуда исходит угроза миру"2, где глубоко аргументирование разоблачена пентагоновская фальшивка "Советская военная мощь", как все здание лжеаргументов американских дезинформаторов рухнуло.

          2 См.: Откуда исходит угроза миру. 2-е изд., дои. M., 1982.

          Подрывная буржуазная литература (а она появляется во множестве) представляет собой инструмент психологической войны, с помощью которого у обывателей парализуется воля к борьбе против угрозы войны, им прививается идея неизбежности ядерной схватки. Так постепенно готовится "человеческий материал", рекрутируемый в империалистические армии, формируется обывательская среда общества, которая видит в Советском Союзе ядерного демона. Формируя стереотипы антисоветского мышления, буржуазная печать непрерывно ими манипулирует, чтобы поддержать в общественном сознании искаженные представления о реальных фактах, событиях, обстановке.
          Ведя психологическую войну против стран социалистического содружества, буржуазные органы используют печать и как конкретное подрывное оружие. Для этой цели в США, ФРГ, Англии, других капиталистических странах издаются на языках народов СССР, других социалистических государств книги, брошюры, листовки, другие материалы для последующего их распространения. Создана целая отрасль подрывной "индустрии": издание так называемой диссидентской литературы, авторами которой являются различные ренегаты, невозвращенцы, перебежчики, предатели. Редактор и издатель всех этих книг один – спецслужбы США, других капиталистических государств.
          В марте 1981 г. в Нью-Йорке спецслужбами США был создан специальный орган "Ассоциация писателей – выходцев из России" для систематической и целенаправленной разработки антисоветской темы. В Англии при Оксфордском университете сформирована подрывная организация – "Центр по руководству диссидентским движением в социалистических странах". В ее уставе определено, что одной из задач "Центра" будет являться создание и забрасывание в социалистические государства подрывных материалов. Кстати, ежегодно советские пограничники и таможенники изымают у иностранных граждан сотни тысяч экземпляров антисоветских книг и брошюр, которые они пытаются провезти в Советский Союз. В данном случае буржуазная печать выступает как конкретное подрывное средство в психологической войне.
          Буржуазная печать по своему назначению служит орудием манипулирования общественным сознанием народов своих стран, лжи, прямых подрывных действий против социалистического мира. Основной метод этих действий – безудержная дезинформация. П. Нор, французский теоретик психологической войны, в книге "Дезинформация – абсолютное оружие подрывных действий" пишет, что искажение информации позволяет человека, группу, общество сделать сначала слепыми, а затем духовно парализованными. Дезинформация, пишет автор,– "оружие интеллектуального действия, представляющее собой агрессию против человеческого разума"3.

          3 Nord P. L"intoxication Arme absolne de la Guerre Subversive, р. 289.

          С помощью подобной агрессии в общественном и индивидуальном сознании поддерживаются устойчивые предрассудки, предубеждения, иллюзии, ложные взгляды. Буржуазная пресса набила руку на подобных действиях и обладает большим опытом социальной демагогии и политической дезинформации. Так, например, в деятельности концерна газетного магната Шпрингера в ФРГ можно в концентрированном виде обнаружить все черты пропагандистской машины, которая из правды делает дезинформацию, в лучшем случае – полуправду. Его издания "Бильд-цайтунг", "Ди вельт", "Гамбургер абенблат" и другие буквально оглупляют читателя, уводят его в мир психологии предпринимателя, обывателя, мещанина, секса, псевдозанимательности и сенсационности. Общественное мнение, сознание бюргера находятся в очень большой зависимости от установок шпрингеровской прессы, которая действует на них как духовный наркотик. Шпрингер, владея 86% общенациональных газет ФРГ, поставляя девять десятых воскресных материалов, выбрасывает на идеологический рынок 25 млн. экземпляров газет1. Вся эта продукция пронизана ярым антисоветизмом. Концерн Шпрингера давно снискал себе роль флагмана "холодной войны", оруженосца самых реакционных сил ФРГ и американского империализма.

          1 См.: Стржижовский Л. Ф. Стреляет пресса Шпрингера. М., 1978.

          Аналогично положение буржуазной печати и в других капиталистических странах, где она играет роль ведущего духовного манипулятора. Правда, говоря о прессе США, следует сказать, что там фактически отсутствует деление газет на столичные и провинциальные. Однако их социальное назначение то же, что и шпрингеровской прессы. Даже в таком органе, как "Нью-Йорк тайме", который всегда подчеркивает свою "объективность", картина, по существу, неизменна. Эта одна из старейших буржуазных ежедневных газет (будничный номер – 74 страницы, а воскресный выпуск – 666 страниц) для завоевания популярности (у читателей) и получения прибылей может даже поругивать государственную администрацию, президента, конгресс, но только по второстепенным вопросам. Едва речь заходит об "оборонной программе", Польше, Афганистане, Ближнем Востоке – позиция однозначна: всемерная поддержка агрессивного курса Вашингтона и его лидеров, разнузданный антисоветизм. А ведь эта газета слывет в Америке как "либеральная".
          Аналогичное положение и с художественной литературой. Западного читателя буквально изолируют от произведений русской, советской литературы. Например, в 1979– 1982 гг. в ФРГ издавалось в среднем по 4-6 произведений советских писателей. В Советском Союзе произведений писателей ФРГ издано в десять раз больше. Порой книги прогрессивных писателей капиталистических стран в СССР издаются неизмеримо большими тиражами, чем на их родине. В то же время в США, ФРГ, Англии, Франции охотно печатаются пасквили злобствующих предателей – антисоветчиков, клевещущих на свою Родину и не имеющих никакого отношения к серьезной литературе. Капиталистический Запад заинтересован не в гуманистическом общении национальных литератур, прессы, а в войне слов, переходящей в неограниченную психологическую войну.
          Отношение буржуазной прессы к социалистической действительности определяется двумя принципами. Первый принцип – прилагать все усилия для того, чтобы показать "отсталость", "ущербность", "вредность" того или иного события или явления, происходящего в социалистической стране. "Подать блюдо отталкивающим" – учит буржуазный теоретик средств массовой информации Р. Креплер. Именно так информацию о социалистической действительности буржуазная пресса и "подает".
          Второй принцип – замалчивать все положительное, неоспоримо позитивное. Этим подходом, по существу, воздвигается баррикада на пути правдивой, объективной информации. Подобный прием лучше всего охарактеризовать известным выражением Цицерона "Cum tacent clamant" ("Их молчание подобно крику"). Немой крик злобы и ненависти профессионалов психологической войны сопровождает каждый новый успех реального социализма в его поступательном движении вперед.
          Телеэкран – инструмент манипулирования сознанием.
          Пожалуй, трудно найти аналоги в истории, чтобы какой-либо информационный феномен за короткий срок оказал столь огромное влияние на жизнь общества, как телевидение. За пятьдесят с небольшим лет (с момента первых экспериментальных передач) телевидение вошло в каждый дом развитых в экономическом отношении стран. По некоторым данным, в мире сейчас насчитывается около 700 млн. телевизоров, более 2 млрд. человек регулярно смотрят телепередачи. Секрет такого быстрого распространения этого средства информации заключается в следующем: во-первых, телепередачи наиболее просты для восприятия (книга, газета требуют минимума грамотности); во-вторых, они создают эффект личного присутствия при событии; в-третьих, по мнению психологов, до 40% всей чувственной информации об окружающем мире, о себе человек получает с помощью зрения. Зрительный ряд обычно не требует словесного или письменного описания. Информация, получаемая зрителем, носит в значительной мере целостный, образный характер, а потому и весьма доступна.
          В связи с тем что телевизор в семье дает возможность получать необходимую, текущую, событийную информацию, он и организует досуг, отдых, развлечение. Время, проведенное у приемников с голубым экраном, за последние годы выросло и составляет значительную часть временного бюджета человека, семьи. Так, по данным зарубежных социологов, средний англичанин проводит у телевизора 12 лет из 70-летней жизни; в США средняя семья посвящает телепередачам 6, 2 часа в сутки; 95% японцев смотрят передачи телевидения ежедневно; 87, 4% французов посвящают телевидению большую часть своего свободного времени1.

          1 См.: Кашлов Ю. Б. Массовая информация в международные отношения, с. 38.

          Население развитых капиталистических стран большее время тратит лишь на работу и сон. Самое выгодное время для передач считается с 19.00 до 23.00. В это время у голубого экрана находятся десятки миллионов человек. В США, где телевидение явля

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)



[Комментировать]