Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания 9

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)

          Часть 9

          цессе боевой и политической учебы, морально-политической и психологической подготовки.
          Непосредственно в ходе боевых действий, как показывает опыт войн, один из надежнейших способов повышения уровня состояния морального фактора – решительность политических, военных действий. "...Непреклонная решимость, – писал В. И. Ленин, – тоже есть фактор настроения, особенно в наиболее острые революционные моменты..."3 Наступательные, активные действия всегда способствуют подъему духа в войсках, созданию боевого возбуждения, морального подъема, наступательного порыва, решительного отрицания любых домыслов пропаганды врага. Политическая и военная решительность, основанные на высокой военной подготовке и идейной закалке личного состава, делают его невосприимчивым к психологической агрессии и против чувств и разума.

          3 Ленин В, И, Полн. собр. соч., т. 34. с. 411-412.

          Конечно, приведенная характеристика типичных состояний морального фактора социалистической армии не охватывает всех оттенков, особенностей его проявления в каждом конкретном случае, но выражает главное: высокую морально-политическую устойчивость личного состава и готовность, его выполнить свой воинский долг до конца. Постоянный контроль за моральным состоянием требует умения учитывать и локализовать все возможные и случайные неблагоприятные воздействия на настроения, общественное мнение личного состава войск. Оперативная информация об успешных действиях своих войск, аргументированное разоблачение домыслов вражеской пропаганды, внушение глубокой уверенности в своих силах и убежденность в победе над, агрессором позволяют блокировать, обезвреживать любые акции психологической войны противника.
          Поддержание на должном уровне морально-политического состояния своих войск требует постоянного анализа и морально-политических возможностей противника. Изучение характера духовных проявлений военнослужащих в армиях империалистических государств в войнах XX в, позволяет выделить следующие виды состояния морального фактора буржуазных армий.
          Первый вид состояния морального фактора – господство националистического, шовинистического, милитаристского угара, который достигается в результате разгула антикоммунистической, демагогической пропаганды или легких военных успехов. Примером такого состояния была духовная атмосфера в фашистской Германии в конце 30-х –начале 40-х годов. При определенных условиях используемые империализмом все методы идейно-психологического растления могут так овладеть сознанием и чувствами военнослужащих буржуазных армий, что они становятся послушными (а иногда и фанатичными) исполнителями воли империалистов. Иными может двигать и страх, и боязнь ответственности за содеянное, как это было со многими гитлеровскими солдатами.
          Обычно подобное состояние достигается в условиях военного превосходства, особенно технического, внезапности нападения, проявления других неблагоприятных факторов для жертв агрессии. Но шовинистический угар, волна психоза, националистической истерии не могут быть бесконечно долгими. Действие буржуазной пропаганды, идеологическая обработка солдат империалистической армии основываются на духовном насилии над истиной, исторической правдой. Однако окончательно победить правду невозможно. Решительный отпор агрессору в сочетании с внесением в сознание обманутых людей зерен истины о подлинных причинах войны, ее конкретных виновниках, возможном исходе способны радикальным образом изменить как умонастроение, так и моральное состояние тех, кого ложными фразами и лозунгами заставили выполнять чужую, недобрую волю милитаристских кругов. Именно так и было с гитлеровскими солдатами.
          Другой вид типичного состояния морального фактора буржуазных армий – духовное равнодушие, исполнение значительной частью рядового состава вмененных ему господствующим классом обязанностей в силу ложно понятого долга, боязни репрессий. Такое состояние морального фактора, например, было характерно в минувшей войне для армий сателлитов фашистской Германии. Любая крупная военная неудача, а также умело проводимая контрпропаганда резко снижают и без того невысокие моральные возможности таких армий. Появляются глубокие сомнения в справедливости ведущейся войны, утрачиваются последние остатки уверенности в победе. Приближается духовный кризис армии. Именно он выражает достаточно типичное состояние морального фактора империалистических армии: появление после крупных военных поражений полного духовного разложения и обреченности. Такое состояние, например, было присуще союзникам фашистской Германии и самой немецкой армии конце войны. Однако подобная атмосфера одновременно благодатная почва для самых безрассудных авантюр империалистической милитаристской верхушки.
          При падении до самого низкого уровня морально-боевых возможностей буржуазных армий империализм способен пойти на любые преступления перед историей, перед человечеством. Об этом напоминал В. И. Ленин: "...самое опасное – это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее"1. Механизм манипулирования буржуазной пропагандистской машины достаточно отлажен, и этого нельзя не принимать во внимание. Те, кто молится Молоху войны, готовы, в случае неудачи, пойти на все, скрывая свои замыслы пропагандистской завесой лжи и дезинформации. Об этом свидетельствуют и исторические факты.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 144.

          В августе 1982 г. в США был опубликован очередной том документов о внешней политике Соединенных Штатов в период с 1952 по 1954 г. (том XIII – Индокитай). Из него явствует, что ко времени, когда завершалась грязная колониальная война в Индокитае, развязанная Францией, был близок к падению ее важнейший оплот – Дьенбьенфу, находящийся в глухих джунглях на границе Вьетнама с Лаосом, американская военщина была готова помочь французам... применением ядерного оружия! Близкое поражение союзников толкало Пентагон на авантюру. Эта идея была предложена председателем комитета начальников штабов адмиралом А. Редфордом и государственным секретарем Дж. Даллесом. Предполагалось сбросить три тактические атомные бомбы. Бюро планирования совета национальной безопасности в меморандуме от 30 апреля 1954 г. пришло к выводу, что использование ядерного оружия "нанесет крупные физические потери противнику и даст огромный психологический эффект". Но планы американской военщины были сорваны героическими действиями вьетнамского народа, его армии, которая принудила 7 мая 1954 г. капитулировать гарнизон Дьенбьенфу.
          В последующем, когда США сами непосредственно вторглись во Вьетнам и потерпели в конце концов политическое и военное поражение, "ястребы" из Пентагона неоднократно предлагали использовать ядерное оружие против патриотов, боровшихся за свою свободу. Как видим, морально-политическое состояние войск агрессора, подверженное падению, способствует одновременно усилению авантюристических тенденций в мышлении военных руководителей империалистических армий. Зная о невысокой прочности морального духа своих войск, натовская военщина хотела бы не только усилить идеологическое оболванивание личного состава империалистических армий, но и максимально понизить морально-политическое состояние армий стран социалистического содружества. Эту цель натовские органы пытаются решать как в мирное время, так и особенно при подготовке к ведению боевых действий. Весь арсенал средств психологической войны, в конечном счете, нацелен на то, чтобы повлиять на жизненные установки личного состава социалистических армий, а в дальнейшем и на их поведение. Самыми желанными моделями этого поведения, по мысли командования НАТО, были бы такие, которые характеризовались бы растерянностью, смятением, неуверенностью, страхом, переходящим в определенных условиях в панику.
          Однако история Советских Вооруженных Сил, их традиции, объективное состояние их морального фактора не дают никаких надежд натовским планировщикам на успех. Морально-политический потенциал социалистического общества и его армии обладает не только огромной духовной мощью, но и надежным иммунитетом к враждебным воздействиям, содержащимся в коммунистическом, научном мировоззрении и идейной убежденности советских людей,

          Глава девятая. Противодействие психологическим диверсиям.
          Формирование коммунистического сознания масс – трудный и длительный процесс. Это объясняется сложностью духовной природы человека, тем, что такая задача решается в истории впервые, а также ожесточенным противодействием чуждого нам мира, его стремлением законсервировать в сознании людей старые нравы, оживить мировоззренческие предрассудки и ненаучные взгляды. Поэтому Коммунистическая партия Советского Союза, решая конкретные задачи воспитания, учитывает особенности воздействия всех формирующих сознание факторов и то обстоятельство, что теперь идеологическая борьба превратилась в неотъемлемый элемент духовного климата эпохи. Наша убежденность в духовных и социальных преимуществах социалистической системы совсем не означает благодушия и пассивности в борьбе с буржуазным влиянием. Опасна не столько духовная сила империализма, сколько ее недооценка.
          Содержание идейно-воспитательной работы включает в себя ряд компонентов. Это, прежде всего, внесение в сознание людей животворных идей марксизма-ленинизма, формирование на их основе коммунистических убеждений и научного мировоззрения. Далее, с помощью идеологической в организаторской работы обеспечивается осуществление в делах, на практике, в поведении, поступках усвоенных марксистско-ленинских идей. Наконец, идейно-воспитательная работа предполагает непримиримую борьбу со всем чуждым, враждебным, наносным, со всем тем, что является антиподом нашей идеологии и морали. Весь этот процесс научно обоснован и представляет хорошо скоординированную систему воспитательных, формирующих воздействий. Именно он позволяет обеспечивать воспитание советского человека – патриота, интернационалиста, гражданина.
          В условиях ожесточенного идеологического противоборства двух противоположных общественных систем, непрекращающейся психологической войны империализма против реального социализма особое значение приобретает невосприимчивость советских людей, наших воинов к буржуазному влиянию. Этот идеологический иммунитет, способность не только противостоять вражеским диверсиям в духовной сфере, но и вести наступательную борьбу с ними, воспитывается путем формирования коммунистического мировоззрения – идейной платформы личности.
          Формирование коммунистического мировоззрения и идеологическая борьба.
          Перед каждым поколением людей всегда встают "вечные" вопросы: по каким законам развивается окружающий нас мир? Что "готовит" человечеству научно-технический прогресс? В чем смысл жизни? Что есть истина и заблуждение, добро и зло и т. д.?
          Правильное понимание этих и множества других вопросов возможно лишь в результате усвоения основ марксизма-ленинизма, классового подхода к любым вопросам общественной жизни, международного положения, достижений общественной мысли. Известно, что мировоззрение трудящихся масс по своему содержанию и целям является коммунистическим. Объясняется это тем, что конечной целью трудящихся, выражающей их коренные интересы, является построение коммунистического общества. Пути достижения этой цели находят свое теоретическое выражение в марксизме-ленинизме, составляющем главное содержание коммунистического мировоззрения, в материалах и решениях съездов партии и пленумов ЦК КПСС.
          Построение коммунистического общества отвечает самым глубинным интересам и потребностям трудящихся, вдохновляет их на борьбу за достижение великих целей, провозглашенных классиками марксизма-ленинизма, коммунистическими партиями. Вся жизнь, надежды, дела, поступки, поведение советских людей определяются их стремлением приблизить день полного осуществления коммунистических идеалов. Коммунистическое мировоззрение, будучи революционно-преобразующим оружием трудящихся, обладает рядом характерных черт, выражающих его глубокую жизненность, духовную силу и неодолимость.
          Черта первая. Коммунистическое мировоззрение является глубоко творческим и революционным. Марксизм-ленинизм по своему духу не терпит косности, застоя, отсталости. Всем своим содержанием он выражает стремление к социальной справедливости, созиданию новых отношений, нового человека. Революционный, творческий характер мировоззрения позволяет гражданину, воину социалистического общества быть постоянно активным, пытливым, ищущим. Творческий характер мышления дает возможность им видеть я ценить истинно новое, полезное и бороться со старым, отживающим, уметь творчески и ответственно решать любые задачи.
          Для советского человека стремление к новому, передовому является важной чертой его идейно-политического облика. Овладение НОВЫМИ знаниями, передовым опытом, техникой и оружием создает ту постоянную движущую силу к совершенству, росту компетентности, которые всегда были присущи советским людям, советским воинам. Человек с коммунистическим мировоззрением – это новатор в полном смысле этого слова. Революционный характер мировоззрения позволяет вести решительную борьбу с социальными антиподами: буржуазными взглядами, враждебными идеями, чуждой психологией.
          Черта вторая. Коммунистическое мировоззрение глубоко оптимистично. Оптимистический взгляд на ход исторического развития дает возможность добиться победы добра над злом, справедливости над несправедливостью, передового, прогрессивного над отживающим, реакционным.
          Оптимистический взгляд на мир предполагает уверенность в безграничном социальном, моральном совершенствовании человека, его способности решительно изменять мир к лучшему. Оптимизм нашего мировоззрения основывается на великих перспективах, глубокой уверенности в полном торжестве коммунистических идеалов. Вместе с тем мы понимаем, что осуществление коммунистических идеалов возможно лишь через преодоление многих трудностей, недостатков, ожесточенную борьбу с исторически обреченными силами.
          Глубокий оптимизм коммунистического мировоззрения укрепляет веру человека в свои силы, вооружает его прочной убежденностью в неодолимости нового, передового. Научно обоснованный оптимизм позволяет сохранять воинам социалистических армии незыблемую уверенность в победе над любым врагом, если тому удастся развязать новую войну. Оптимистический характер нашего мировоззрения находит свое глубокое выражение в морально-политическом факторе Вооруженных Сил и всего народа, готового решительно сорвать происки любого агрессора.
          Черта третья. Определяющей чертой коммунистического мировоззрения является его партийность, воинственная непримиримость к любым проявлениям буржуазной идеологии и морали. В. И. Ленин подчеркивал, что в отношениях между идеологиями середины быть не может: или идеология коммунистическая, или буржуазная1. Всякое компромиссное отношение к чуждым явлениям, немарксистским взглядам, отжившим традициям означает ослабление собственных позиций. Непримиримость к враждебной идеологии, морали, чуждому образу жизни резко сужает возможности классового врага в психологической войне. Непримиримость к чуждому – это такой бастион, который способен устоять перед любым натиском враждебных идей.

          1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 39.

          Наличие четких мировоззренческих, классовых позиций в сознании советских людей позволяет им верно оценивать происходящие политические события, правильно выражать к ним свое отношение, помогает вести предметную борьбу со всем чуждым, враждебным. Партийность коммунистического мировоззрения означает и необходимость решительной борьбы с пережитками прошлого и в морали, борьбы со всем тем, что уценено нашей жизнью.
          Коммунистическое мировоззрение по своей сути глубоко непримиримо не только к буржуазной идеологии и морали, но и к любым аморальным проявлениям, решительно осуждаемым советским образом жизни, всем строем армейской и флотской действительности. Таким образом, морально-политическая зрелость мировоззрения советского человека выражается не только в наличии у него определенных положительных качеств, но и в степени непримиримости ко всему враждебному, аморальному, наносному.
          Если пристально всмотреться в панораму международных событий, то можно увидеть, как революционные ветры истории продолжают изменять картину мира. Как уменьшаются размеры айсберга, попавшего в теплые воды, так неумолимо теряет свои позиции в мире капитализм. В результате непрекращающейся борьбы между двумя системами, подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, происходит неуклонное упрочение позиций социализма. Ожесточенное классовое противоборство сопровождается бескомпромиссной схваткой двух мировоззрений: коммунистического и буржуазного, что составляет основное содержание идеологической борьбы. Пожалуй, еще никогда в истории конфронтация мировоззрений не принимала столь широкого размаха, глубины и ожесточенности. Сегодня практически каждый советский человек, каждый воин в той или иной форме участвует в процессе противоборства с враждебной идеологией и моралью. Это позволяет ему вновь и вновь видеть ущербность, ограниченность, реакционность идей, которые капиталистическим миром выдаются за "свободные". Личное участие в такой борьбе упрочивает марксистско-ленинское мировоззрение человека, формирует у него классовое чутье, обогащает конкретным опытом противодействия буржуазному влиянию.
          В происходящей классовой борьбе мы имеем громадное превосходство над противником. Это объясняется тем, что мы вооружены самой передовой, самой истинной идеологией – марксизмом-ленинизмом. Марксизм-ленинизм – идейный фундамент нашего мировоззрения. Он пронизывает всю ткань общественной жизни, определяет духовный климат социалистического государства. Главная сила нашего мировоззрения заключается в том, что оно отражает полное совпадение интересов трудящихся классов с потребностями прогрессивного развития. В коммунистической идеологии научно выражены коренные интересы человека-созидателя, человека-труженика, человека-защитника социалистического Отечества. Марксистско-ленинская идеология, являясь научной основой социального преобразования общества, вместе с тем играет важную роль в коммунистическом формировании человека, в воспитании у советской молодежи идейной убежденности и непримиримости к врагам социализма. Эта роль проявляется в различных аспектах.
          Так, марксистско-ленинская идеология играет важную познавательную роль. Усвоение идей марксизма-ленинизма позволяет молодому человеку обобщать в стройную систему свои взгляды на мир, определять отношение к конкретным политическим событиям, видеть смысл и цели своей деятельности. Идеология марксизма вооружает его конкретными знаниями тенденций, закономерностей развития мира, общественной жизни в различных социальных системах. В результате этого сложные социальные преобразования, международные события, идеологические явления и процессы предстают перед человеком как закономерный ход исторического развития, в котором силы социализма, несмотря на возможные временные неудачи, добиваются все новых и новых успехов. Именно коммунистическое, научное мировоззрение создает тот идейный "фильтр", который способен отделить истину от лжи, четко разобраться в самой сложной политической ситуации и занять верную позицию.
          Коммунистическое мировоззрение имеет большое значение и в осуществлении революционной преемственности. Марксистско-ленинская идеология как бы связывает в сознании советских людей традиционно-революционное с новью наших дней. При помощи идеологических традиций из поколения в поколение передаются молодежи бесценные духовные сокровища, имеющие огромное мировоззренческое значение, революционный опыт, постоянное стремление к обновлению мира, верность революционным идеалам, непримиримость к врагам социализма и другие. Известно, что ни одно поколение не начинает на голом месте свою самостоятельную жизнь. Оно наследует от старших поколений определенный уклад социальной, экономической и духовной жизни, идеалы, традиции, достижения культуры.
          В единстве поколений социалистического общества заключена великая сила. Не случайно наши идеологические противники хотели бы нарушить связи нашей молодежи с революционным прошлым, заронить в мировоззрение семена скептицизма и индифферентности. Прием не нов. В свое время троцкисты, борясь против ленинской партии, искали поддержку у незрелой частя молодежи, заигрывали с ней. Во время событий в 1956 г. в Венгрии, в 1968 г. в Чехословакии и в 1981-1983 гг. в Польше агенты империалистической реакции пытались противопоставить молодежь социализму. Буржуазная пропаганда стремится внести в сознание молодежи социалистических стран ядовитые семена враждебных идей. Вот почему функция революционной преемственности классовых, мировоззренческих ценностей исключительно важна в наши дни, когда атаки враждебного мира в области идей стали особенно настойчивыми.
          Очень важна роль марксистско-ленинской идеологии в нравственной ориентации в развитии личности, с помощью которой создаются для человека реальные мировоззренческие духовные модели – "жизнь делать с кого". Многочисленные опросы, наблюдения показывают, что духовными эталонами, идеалами советской молодежи являются такие социальные типы, как коммунист, революционер, воин-герой, человек-творец. Главное в коммунистическом идеале, который дает марксистско-ленинская идеология,– это представление о гармонически развитой личности. С большой силой и глубиной общественный коммунистический идеал сформулирован в Программе партии, которая ставит задачу "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство". Идеал, формируемый марксистско-ленинской идеологией, есть вместе с тем и своеобразный стимул, цель, характеризующие добровольное, сознательное стремление человека к совершенству.
          Нельзя забывать, что буржуазные идеологи прилагают немалые усилия для того, чтобы попытаться исказить этот идеал, породить сомнение в возможности его достижения. Жизнь, однако, показывает, что этот идеал для советских людей не далекая мечта, а зримая, реальная объективность, черты которой мы видим в социальном портрете нашего современника – гражданина социалистического общества, воина Советской Армии и Флота. Жизнь может разбить лишь дряблые иллюзии, но не способна поколебать веру в истинные идеалы.
          Наконец, марксистско-ленинская идеология играет и важную критическую роль, выражающую принципиальную непримиримость к врагам социализма, ко всему чуждому, наносному. В мировоззрение советского человека с детства "закладывается" глубокое понимание коренной противоположности между миром социалистическим и миром капиталистическим. Различные цели, различный образ жизни, различные отношения и, наконец, диаметрально противоположные системы обусловливают и существование противоположных мировоззрений, принципиально непримиримых.
          Таким образом, коммунистическое мировоззрение, базирующееся на истине марксизма-ленинизма, формируется в непримиримой борьбе с различными проявлениями чуждых взглядов, пережитков, морали. Строгость, четкость, завершенность коммунистического мировоззрения достигается в процессе постоянного противодействия любым буржуазным, оппортунистическим воздействиям, отсталым взглядам, консервативным нравам. Мировоззренческое воспитание – могучее оружие в идеологической борьбе, в формировании способностей противостоять психологическому нажиму классового врага. Глубокое усвоение партийных решений вооружает советских людей верным подходом к проблемам современности, дает прочные аргументы в разоблачении враждебных домыслов и фальсификаций. Мировоззрение как интеллектуальная, идейная платформа личности – главный устой истинных взглядов, которые не в состоянии поколебать буржуазная пропаганда.
          Опыт показывает, что, для того чтобы противостоять духовному давлению буржуазии и утверждать наши идеалы в действительности, очень важно четко знать и представлять с позиций марксизма-ленинизма все те положения, понятия, суть вопроса, вокруг которых и строятся буржуазные спекуляции, понимать диалектическое соотношение классового и общечеловеческого, объективного и субъективного, располагать убедительными аргументами, теоретическими и практическими доказательствами. Самым надежным способом противостояния идеологическим диверсиям по мировоззренческим вопросам является повышение качества теоретической закалки советских людей, выработки у них устойчивой, глубокой потребности к овладению основами общественных наук, и прежде всего марксизма-ленинизма.
          Воспитание советских людей, воинов армии в флота в духе патриотизма и интернационализма.
          Союз Советских Социалистических Республик существует более 60 лет. Мы с огромной гордостью смотрим на тот путь, который под руководством Коммунистической партии прошел советский народ, преодолев многочисленные преграды и трудности в построении развитого социалистического общества и его защите. Наша страна, достигнув невиданных в истории высот в экономическом, социальном, духовном развитии, добилась расцвета всех наций и народностей, сближения их в единую братскую семью. Впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в условиях эксплуататорского строя в источник силы и процветания. Это стало возможным благодаря мудрой национальной политике Коммунистической партии. В постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" подчеркивается, что надо и впредь уделять первостепенное внимание патриотическому и интернациональному воспитанию трудящихся1.

          1 См.: Постановление ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик". М., 1982, с. 28

          Усиление воспитания молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях принесло и приносит важные морально-политические результаты. Более углубленное изучение истории нашей Родины, партии, Вооруженных Сил; повышение заботы о сохранении и развитии конкретных революционных традиций; понимание высокой социальной ответственности перед прошлым за настоящее и будущее; постоянная готовность выступить на защиту социализма – эти и многие другие положительные элементы сознания формируются в результате этой работы.
          В развитом социалистическом обществе патриотизм стал не только социальным, нравственным чувством, но и глубоко осознанным классовым пониманием идеи любви к Советской Родине, выступающим как одна из важнейших сторон коммунистического мировоззрения.
          Почему идеологические недруги столь настойчиво пытаются подменить советский патриотизм национализмом, а социалистический интернационализм космополитической индифферентностью? Почему эти вопросы столь широко отражены в буржуазной радиопропаганде, "научных" изысканиях и т. д.? Дело в том, что социалистический патриотизм и интернационализм, как явления принципиально новые, не только представляют могучую движущую силу социалистического общества, но и выступают как непримиримые антиподы шовинизму, национализму, расизму и космополитизму. Это вынуждены нередко признавать и враги социализма. В злобном антикоммунистическом журнале "Проблемз оф коммьюнизм", издающемся советологами в США, в 1982 г. была опубликована серия статей, посвященных интернационализму. В одной из них американский советолог Э. Понд с сокрушением констатирует, что "многолетние усилия Запада изменить качество советского патриотизма и социалистического интернационализма, по существу, ни к чему не привели". "Национализм в СССР не может поднять головы", – заключает свой вывод автор.
          Принципиальная новь, если говорить о советском патриотизме, заключается в том, что в нашем социалистическом обществе любовь к Родине как месту своего рождения неразрывно связана с преданностью коммунистическим идеям. В каждом советском человеке живет чувство Родины. С этим словом ассоциируются бескрайние просторы нашей страны, родительский дом, родные песни и народные обычаи. Но главным в содержании советского патриотизма стало глубоко осознанное стремление, желание осуществить на своей Родине, земле наших свершений и надежд, коммунистические идеалы, которые уже давно из "призрака, бродящего по Европе", превратились в убедительнейшую реальность.
          Вот почему, осуществляя патриотическое воспитание подрастающего поколения, мы не можем ограничиваться лишь "природным", естественным пониманием родины, вне тесной связи с социально-политическим контекстом. Буржуазная пропаганда, касаясь проблемы родины, делает акцент на наличие у всех людей "более общей родины" – планеты Земля. Действительный факт возникновения в мире ряда общечеловеческих проблем (демографических, экологических, экономических и т. д.) истолковывается в том смысле, что ныне идеологические, государственные, социальные, нравственные противоречия различных обществ, мол, отступают на второй план и не играют якобы более решающей роли перед лицом общечеловеческих опасностей. В подобных рассуждениях на страницах многих переводных художественных и научных книг, в западных фильмах. нетрудно увидеть в ряде случаев попытку буржуазных идеологов растворить классовые, социально-политические критерии родины, патриотизма аморфными идеями космополитизма и абстрактного гуманизма. А они, в свою очередь, широко используются в психологической войне.
          Другой характерной чертой советского патриотизма является то, что любовь и преданность социалистической Родине представляют собой эффективный морально-политический фактор, движущую силу построения нового общества. Действенный, революционно-творческий характер советского патриотизма проявлялся на всех этапах развития нашего общества. В бурные годы первых пятилеток – как неукротимое стремление максимально быстрее сделать Родину самой могучей индустриальной державой, в опаленное войной время – как священная ненависть к агрессору и готовность до последнего дыхания сражаться с ним до полной победы. В послевоенные годы патриотические силы нацелены на всенародную борьбу по реализации наших величественных планов и программ. Патриотизм в условиях социализма играет роль могучего, постоянно действующего социального, морального двигателя истории. Действенный характер советского патриотизма объясняется общностью целей, совпадением личных и общественных интересов, возрастанием роли нравственных начал. Нравственная сила патриотизма – это то, что позволяет человеку сказать себе по-макаренковски-"не пищать"; приказать самому себе– "надо"; заставить себя в тяжкую минуту испытаний перешагнуть через "не могу".
          Поэтому не удивительно, что радиопередачи Би-Би-Си, "Голоса Америки", рассчитанные на молодежную аудиторию, настойчиво внушают, что, мол, "жертвенные" времена героических пятилеток, целины, ударных строек прошли, что нынешнему поколению надо якобы больше заниматься собой, внутренними, духовными проблемами. Платные радиопропагандисты буржуазии вкрадчиво нашептывают, что качества самоотверженности, страстной одержимости, дескать, отвергаются самим техническим веком. Как бы им хотелось, чтобы в орлиных гнездовьях отцов рождались воробьи, пусть и розового оттенка: индифферентные, вялые, смятенные, бесхребетные! Лишить материальной силы великие идеи социалистического патриотизма и интернационализма, однако, не удавалось и не удастся никому. Дела, свершения, помыслы молодых людей говорят о глубокой преемственности поколений в социалистическом обществе, об их постоянной готовности бороться за наши идеалы.
          И наконец, еще одна важнейшая особенность советского патриотизма – его глубокая интернациональность. Единство советского патриотизма и социалистического интернационализма объективно обеспечивается теснейшей связью, общностью и совпадением коренных интересов всех наций и народностей социалистической страны. У нас единая социальная программа – строительство коммунизма, единая идеология – марксизм-ленинизм, единая мораль, единая территория. У нас общий враг – империализм. Таким образом, наше великое единство имеет общие экономические, политические и идеологические основы.
          Процесс усиления единства патриотического и интернационального в нашей стране выражается в дальнейшем расцвете братской дружбы между нациями, товарищества, взаимопомощи, взаимообогащении культур. Наша страна многонациональна, и советский патриотизм – это любовь более 100 наций и народностей к своей единой Родине, единому Отечеству – Союзу Советских Социалистических Республик. Каждый из нас прежде всего советский человек, а затем уже русский, украинец, белорус, казах, грузин, человек любой другой национальности. Общность судьбы, общность целей, общность идеологии делают наш советский патриотизм общенародным интернациональным. Советский патриотизм свободен от национальной ограниченности, свободен от преувеличения значения национальных особенностей, традиций, нравов. Интернациональность советского патриотизма выражается в приобретении советскими людьми многих общих черт, рельефно отражающихся в социальном портрете нашего современника: коммунистическая убежденность, коллективизм, высокая социальная ответственность, глубокое осознание своего долга, общественная активность и другие.
          Против социалистического интернационализма как принципа взаимоотношений и нравственного качества направляется особенно много отравленных стрел из стана буржуазных идеологов. Они пытаются "доказать" устарение "классического" интернационализма пролетариата, пытаются бросить тень на братский характер отношений наций и народностей в Советском Союзе, кощунственно утверждают об "экспансионистских замыслах" нашего государства во второй мировой войне и в настоящее время. Но эти домыслы тут же обращаются в эфемерные лживые мифы, как только их сопоставляешь с фактами истории, фактами действительности.
          Критерий интернационального толкования патриотизма мы находим в работах В. И. Ленина. Суть патриотизма заключается в том, что патриот-интернационалист тот, кто беззаветно работает над развитием революционного движения в своей стране и поддерживает такую же борьбу во всех без исключения странах1.

          1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 170.

          Интернациональная традиция исключительно сильна в нашем обществе. История революционной борьбы, история справедливых и освободительных войн, которые был вынужден вести наш народ, яркое тому свидетельство. Молодежь должна знать, что советские люди сделали все возможное, чтобы оказать помощь Советской Венгрии в 1919 г., Монголии – в 1921 и 1938 гг. Немало советских патриотов сражалось в интернациональных бригадах в Испании. Никогда прогрессивным человечеством не будет забыт подвиг советского народа, освободившего Восточную Европу от фашизма. Более 20 млн. своих сынов и дочерей потерял наш народ, приняв на себя главный удар самого сильного отряда мировой реакции.
          Освободительная миссия Советских
Вооруженных Сил полна глубокого социального и нравственного значения. Советский солдат пришел в Прагу и Бухарест, Варшаву и Белград, на равнины Северного Китая и Кореи как освободитель, интернационалист и защитник. И это трудно вытравить из памяти народной нашим идеологическим недругам. Многочисленные монументы в столицах разных стран в память об интернациональном подвиге советских воинов – вечный символ верности советского народа ленинскому принципу великой солидарности братьев по классу. Мы вместе с тем никогда не забудем бойцов-интернационалистов, сражавшихся на полях битв гражданской войны в России, мужественную борьбу патриотов различных стран с немецким фашизмом.
          Советский человек – патриот и интернационалист. В этих словах заложен глубокий смысл. Советский человек, будучи патриотом и интернационалистом, всегда глубоко непримирим ко всему враждебному, чуждому, антисоциалистическому. Его непримиримость к буржуазной идеологии, расизму, шовинизму, национализму – не слепое фанатичное чувство, а глубоко осознанное понимание коренной классовой противоположности идеалов, программ, целей и средств их достижения в социалистическом и буржуазном мире.
          Для того чтобы конкретные идеи патриотизма, интернационализма стали материальной силой, их следует соединить, слить с личными переживаниями, чувствами, конкретными практическими делами молодежи, с тем чтобы эти идеи как бы "проросли" в сознании, стали внутренними убеждениями. Ведь принципы патриотизма и интернационализма мы не просто соблюдаем, а постоянно утверждаем их в жизни. Именно этого боятся ландскнехты психологической войны, которым нечего противопоставить этим чистым и действенным принципам.
          В патриотическом, интернациональном воспитании очень важно дать человеку непосредственно прикоснуться к высокому, возвышенному, взволновать его, затронуть сокровенные струны чувств. Кто не видел, какими становятся люди, приходя к монументам Славы, к Священным могилам, к Вечному огню?! Боль и гордость, жажду свершений и вечную признательность чувствуют ветеран и молодой воин, седая вдова и сразу посерьезневший пионер.
          В воспитании патриотизма и интернационализма большое место занимает разъяснение громадных социальных преимуществ нашего строя, нашей демократии, великой дружбы народов Советского государства, достигшего мировых высот в самых различных областях своего развития. В то же время обращение к истории, к современным Соединенным Штатам, к другим буржуазным странам наглядно подтверждает, что эксплуататорский строй – источник национализма, расизма, социального угнетения. Бесчинства империалистов в Ливане, Ольстере, Чили, ЮАР – звенья одной, империалистической цепи. В этих противопоставлениях советской и капиталистической действительности рельефно видна социальная полярность подхода к решению национального вопроса в СССР и США, в социалистическом я капиталистическом мире.
          Чтобы уметь зорко и далеко смотреть вперед, иногда важно и оглянуться назад, на пройденный нашим многонациональным государством беспримерный путь. Когда молодой человек зримо видит величие социальных, экономических и культурных сдвигов, осуществленных нашим народом, он особенно обостренно чувствует свою социальную ответственность, ответственность за прошлое, ответственность за настоящее и будущее нашего Отечества, уверенно претворяющего в жизнь самые дерзновенные планы и программы.
          Самое страшное для наших классовых врагов – интернациональное единство народов стран социализма. Поэтому не случайно в идеологической борьбе империалистическая пропаганда особую ставку делает на национализм, это отравленное оружие самых реакционных сил. Приемы различны. С одной стороны, буржуазные идеологи стремятся любой ценой оживить национальные предрассудки, подчеркнуть значимость национальных особенностей некоторых исторических дат, "неповторимую самобытность" того или иного народа. И все это делается для противопоставления одних национальностей другим. Именно для этого периодически вытаскиваются на свет всякие "вопросы": так называемый "прибалтийский", "еврейский", "мусульманский" и т. д. Чтобы придать большую видимость правдоподобности своим измышлениям, буржуазная пропагандистская машина широко использует в своих целях различных ренегатов, перебежчиков, оппортунистов, которые не прекращают рядиться в марксистские одежды и одновременно клеветать на социализм.
          С другой стороны, атаки на советский патриотизм и социалистический интернационализм ведутся с позиций космополитизма, выражающего в данном случае национальный и моральный нигилизм. Суть этих атак заключается в утверждениях устарелости, "старомодности" патриотических идей, в требованиях более широких общений с западной культурой и моралью. В произведениях буржуазной литературы и искусства, научных фолиантах все чаще предстает некий абстрактный "гражданин мира", якобы перешагнувший через "предрассудки" различных идеологий и культур. В подобных рассуждениях на страницах некоторых переводных книг, в лентах западных фильмов нетрудно увидеть попытку растворить классовые, социально-политические критерии родины, патриотизма, интернационализма в аморфных идеях космополитизма. С их помощью подрывные идеологические центры буржуазии стремятся ослабить морально-политическое единство советских людей, единство народов стран социалистического содружества. Недооценивать опасность подобных диверсий нельзя.
          В условиях исторического противоборства между двумя различными общественными системами усиливается роль и значение патриотизма и социалистического интернационализма как важного морально-политического фактора, определяющего духовное превосходство социализма над империализмом. Интернациональный характер социалистического патриотизма, носителями которого являются наш народ, народы других социалистических стран, наглядно показывает те громадные моральные изменения в "человеческом материале", которые произошли со времени создания первого в мире социалистического государства. За это время сформировался и вырос новый Гражданин, Патриот, Интернационалист – беззаветный борец за идеалы коммунизма.
          Психологическая подготовка к действиям в боевых условиях.
          КПСС, осуществляя духовную подготовку воинов к вооруженной защите социалистического Отечества, всегда исходила и исходит из важнейшего методологического указания В. И. Ленина, что во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Морально-политическая и психологическая способность народа и армии вынести самые сложные испытания современной войны и не утратить воли к борьбе и победе зависит от многих причин. Кроме таких причин, как общественно-социальные, экономические, идеологические, большое воздействие на духовные силы людей оказывают успехи (или поражения) в войне, боевой опыт личного состава, качество боевой техники и оружия, зрелость командного состава, способность противостоять идеологическим и психологическим диверсиям противника.
          При организации морально-политической и психологической подготовки воинов ныне важно учитывать особенности воздействия современной войны на их духовные силы, что обусловливает необходимость целенаправленного формирования целого ряда морально-боевых качеств личного состава. К этим особенностям можно отнести следующие.
          Логика современной войны такова, что личный состав должен быть готов к ее суровым испытаниям заранее, то есть уже сегодня, сейчас. Во всех прошлых войнах окончательная моральная закалка достигалась в ходе боев. Теперь на это рассчитывать нельзя. Возможность внезапного нападения агрессора никогда не может быть полностью исключена. Из истории войн известно, что внезапность может привести к сильному "моральному удару" по психике личного состава войск. Поэтому психику нужно заранее закалять, тренировать, добиваться от каждого воина высокой духовной мобилизованности и моральной "выносливости", способности к быстрому освобождению от нравственных потрясений и готовности к уверенным и решительным действиям в бою.
          В современной войне значительная часть войск может не иметь противника непосредственно перед собой и в то же время будет чувствовать опасность его воздействия в любом пункте, в любом районе. Такое положение может вызывать длительное нервное, моральное напряжение. Командирам, политработникам важно находить возможность давать людям психологическую разрядку, уметь снимать возникающую напряженность. Это может достигаться переключением тревожных мыслей на активную подготовку к бою, на проверку готовности техники, оружия и т. п. Многое значат ободряющие, призывные слова, хладнокровное поведение командиров, политработников, коммунистов в самых сложных ситуациях.
          К особенностям морально-психологического воздействия современной войны на личный состав следует отнести и исключительно высокие нагрузки на психику в процессе боевых действий. Быстрая смена обстановки, динамичность событий, наличие постоянной опасности потребуют большой выдержки и хладнокровия. Следует добавить, что в условиях современного боя будут нередкими действия отдельных подразделений, отрядов в отрыве от штабов, главных сил, иногда без достаточной информации и связи. Резко возрастет возможность проявления самых различных случайностей, многочисленных противоборствующих тенденций в ходе боя, операции. Боевые действия могут происходить в условиях слабой освещенности (ночь, задымление, запыление), на незнакомой местности. Такая обстановка способна порождать у некоторой части личного состава чувство повышенной тревоги, которое, если его не блокировать, может действовать угнетающе. Эти чувства могут усиливаться наличием постоянной угрозы радиоактивного, бактериологического, химического поражения. Все это, если бы империализму удалось развязать войну, обусловливает необходимость исключительной стойкости, способности советских воинов переносить длительные по времени морально-психологические нагрузки.
          Морально нужно быть готовым и к возможному применению противником принципиально новых видов оружия. Опыт минувших войн учит, что внезапное применение новых средств вооруженной борьбы всегда оказывало сильное психологическое воздействие на противника.
          Читая книгу Наполеона "Мысли", В. И. Ленин выписал такую фразу, заинтересовавшую его: "В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты, после величайшего напряжения, чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их"1. Исторический опыт, которым мы располагаем, показывает, что вернуть воинам "доверие" к своему мужеству может личный пример коммуниста, способность командиров, военачальников в самой критической ситуации овладеть положением: внушить личному составу непреклонную решимость выполнить поставленную боевую задачу. Другими словами, для того чтобы освободить от возможной временной растерянности некоторых воинов, необходим резкий толчок извне: уверенное поведение командира, твердая команда, личный пример. Такое энергичное воздействие командиров и политработников на психологические элементы сознания направлено на то, чтобы каждый член расчета, экипажа, подразделения нацелил всю свою волю, мысль, чувства на непрерывное выполнение своих обязанностей, своего воинского долга, поставленной задачи.

          1 Ленинский сборник, 12, с. 383.

          Морально-политические и духовные особенности современной войны могут сопровождаться оголтелыми психологическими атаками врага: устрашением, дезинформацией, прямыми провокациями и подрывными действиями в области общественного сознания. Весь аппарат психологической войны империализма, обладающий большой технической мощью, огромным опытом социальной демагогии и клеветы, будет использован в максимальной степени. Поэтому можно предположить, что воздействие на сознание воинов в современной войне будет, если так можно выразиться, комплексным: физические нагрузки, присущие боевой обстановке, могут дополняться психологическим эффектом применения оружия массового поражения, а также сопровождающими этот процесс психологическими операциями противника.
          Поэтому выработку устойчивости у личного состава к моральным перегрузкам современной войны важно проводить одновременно с тренировкой способности вынести духовные перегрузки боя и не поддаться психологическим диверсиям врага. Это достигается морально-политической и психологической подготовкой личного состава, воспитанием непримиримости к врагу, умения противостоять любым его подрывным акциям в духовной сфере.
          Коммунистическая направленность морально-политической и психологической подготовки выражает ее классовое и политическое содержание. Требования этого принципа исходят из необходимости формирования в коммунистических убеждениях воинов глубокого осознания сущности возможной войны, ее классового смысла, целей и последствий. Идеологические понятия, имеющиеся в сознании воина, дают ему глубокую духовную основу осознания своего патриотического, интернационального долга по защите Отечества, всего социалистического содружества от посягательств любого агрессора. Значение коммунистической убежденности невозможно переоценить.
          Политическая учеба, идейная закалка воинов – центральное звено морально-политической и психологической подготовки. Ведь только коммунистическая убежденность, высокая идейная зрелость могут видоизменить, сблокировать инстинкт самосохранения, заставить человека в критическую минуту перешагнуть через невозможное, подчинить все свои мысли, чувства, волю одной цели – полному выполнению своего воинского долга. Поэтому от содержания, качества политической учебы, всей идейно-воспитательной работы в значительной, даже в решающей мере зависит конечный результат морально-психологической подготовки как отдельного солдата, матроса, так и воинских коллективов в целом. Именно в процессе этой подготовки воин может выработать способность не поддаться на дезинформацию, спокойно встретить устрашение, не довериться инсинуации, проявить высокую бдительность и психологическую устойчивость. Даже информационный голод не заставит человека довериться враждебной информации, извлекаемой из эфира, при прослушивании звукопередач, ознакомлении с печатными материалами.
          Таким образом, коммунистическая направленность морально-политической и психологической подготовки войск исключительно важна прежде всего потому, что только идейная убежденность позволяет успешно противостоять духовным диверсиям врага и его психологическому давлению в мирное время и в ходе боевых действий. Бесспорно, что в условиях войны борьба идей, психологические диверсии, которые и сейчас получили огромный размах, станут еще более ожесточенными. Этой стороне психологической войны в империалистических армиях уделяется большое внимание. В книге П. Норда, буржуазного специалиста по подрывным психологическим действиям, утверждается, что в боевых условиях "дезинформация может стать решающим оружием интеллектуального действия, страшной агрессией против человеческого разума, способной предрешить успех или неуспех боя и войны". Нетрудно предвидеть, что империалистические пропагандистские органы, используя многочисленные формы и методы психологической войны: дезинформацию, ложь, клевету, слухи, провокации, в условиях военного противоборства будут пытаться подорвать боевой дух воинов социалистических армий, внушить им чувства неуверенности и растерянности. Попытки эти, однако, обречены на провал. Исторические аналогии из нашего прошлого политического, боевого опыта, а также конкретные результаты идейно-воспитательной работы сегодняшних дней подтверждают бесспорную мысль – лучшим средством в борьбе с идеологическими, психологическими диверсиями врага являются идейная убежденность, морально-психологическая стойкость каждого советского воина.

          Глава девятая. Противодействие психологическим диверсиям.
          Идейность – духовная основа непримиримости к врагам социализма.
          В решениях КПСС подчеркивается особая значимость формирования у советских людей коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить и защищать коммунизм. В концентрированной форме эти определяющие грани социально-политического портрета советского человека проявляются в его идейности. Именно коммунистическая идейность прежде всего выделяет советского человека как личность нового социального типа, сформированную в условиях социалистического общественного и государственного строя. Коммунистическая идейность является той мировоззренческой основой, которая определяет поступки человека, его намерения и помыслы. Она является своеобразным духовным реактором, который объединяет в одно целое все интеллектуальные, нравственные и физические силы людей. Это особенно важно в сложной ситуации, в минуту смертельной опасности, риска, длительных тягот, выпадающих на долю человека в войне, в условиях противодействия буржуазному влиянию.
          Юные следопыты нашей страны много раз находили письма советских воинов, сражавшихся с противником. Так, в районе Вязьмы они нашли винтовочную гильзу. В ней сохранилась записка, оставленная рядовым Александром Виноградовым. Строки на пожелтевшем клочке бумаги, начертанные в смертельной горячке боя, исполнены огромной духовной силы: "Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь танкам. И мы стойко держались. Вот нас уже осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Враги лезут.
          Вот пал еще один – Володя из Литвы. Но танки все лезут. Нас двое, но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим врага до подхода своих. Вот я остался один, раненный в голову и руку. Возможно, я умру. Я-из Фрунзе, русский, родителей нет. До свидания, дорогие друзья..."
          Нельзя без глубокого волнения читать этот человеческий документ. Сила духа, идеи всегда были с солдатом, он стоял насмерть. Таких людей можно поразить пулей, снарядом, но победить их невозможно. Так же невозможно, как нельзя уничтожить истинную, великую идею материальной силой. Человек, обладающий такой идейной убежденностью, не только располагает огромной нравственной силой, но и является владельцем духовной ценности первой величины, которая позволяет сознанию устоять перед любыми акциями идеологических диверсантов.
          Каковы же истоки этой огромной духовной силы, которые заключаются в идейной убежденности? В чем она проявляется? Ответы на эти вопросы дают образ жизни социалистического общества, его история.
          Во-первых. Быть высокоидейным человеком – это значит обладать большим объемом разнообразных знаний:
          общественно-политических, естественных, технических, специальных. Для юноши, готовящегося к службе в армии и на флоте, это особенно важно. В. И. Ленин в своей знаменитой речи на III Всероссийском съезде Коммунистического Союза Молодежи подчеркивал, что коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В наш век, век научно-технического прогресса, роль истинных знаний особенно возросла. Они необходимы человеку не только для того, чтобы глубоко овладеть своей профессией, быть мастером своего дела, ориентироваться в сложном, динамичном мире, но и как устои мужества, важный компонент готовности к героическому поступку, способности отсеять от истины все наносное, чуждое, ложное. Богатые, систематизированные знания составляют главное содержание интеллекта личности. Гибкое мышление, базирующееся на глубоких морально-политических убеждениях, знаниях и тренировках ума, укрепляет нравственные силы человека, делает его готовым к моральным перегрузкам, возможным испытаниям в духовном противоборстве.
          Во-вторых. Наши знания лишь тогда приобретают глубокую духовную ценность, когда они пронизаны светом коммунистических идей, когда в их использовании просматривается четкая социально-политическая направленность. А это возможно в том случае, если у личности коммунистические убеждения, которые представляют собой способ активного отношения к окружающей действительности, выражение его убежденности в истинности, верности своего взгляда на самые различные жизненные проблемы. Убеждения предполагают наличие у человека уверенности в истинности своих утверждений, помыслов, решений. Убеждения нельзя позаимствовать, приобрести путем простого ознакомления с чужими убеждениями. Д. И. Писарев однажды заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Никто не рождается с готовыми убеждениями. Они формируются обществом, классом, существующей системой обучения и воспитания.
          Человек с прочными убеждениями способен сознательно идти трудным, но правильным путем, преодолевать препятствия, быть готовым отдать всего себя общему делу без остатка. Идейная убежденность – крылья мужества. Без них человек слаб, духовно рыхл, безынициативен. Все подвиги советских людей одухотворены убежденностью, совершены во имя ярких идей, безопасности нашего социалистического Отечества, дороже которого нет ничего. Настоящие убеждения не терпят идейного компромисса, соглашательства с буржуазным духовным влиянием, позволяют проявлять классовую твердость при выборе, определении позиций, взгляда на ту или иную сложную проблему.
          В-третьих. У идейно убежденного человека мировоззренческие установки не расходятся с делами, поступками, поведением. Идейно зрелая личность никогда не пойдет на сделку со своей совестью, не прельстится возможностью есть "легкий хлеб", не испугается трудностей. Каждодневно наша жизнь дает нам множество примеров высокоидейных поступков людей. Добросовестное отношение к своему долгу, стремление к новым достижениям на производстве, помощь товарищу, принципиальность в борьбе с недостатками, умножение добрых традиций, новаторский подход к делу, постоянная забота о личном духовном росте, умелое разоблачение домыслов вражеской пропаганды – вот что характеризует человека, обладающего коммунистической идейностью.
          В-четвертых. Коммунистическая идейность советского человека особо ярко проявляется в его непримиримости к буржуазной идеологии и морали, ко всему чуждому и враждебному. Коммунистическая убежденность, выражающая беспредельную преданность социалистической Родине, марксистско-ленинским идеалам, в такой же степени предполагает непримиримость к их врагам. В социальном портрете советского человека непримиримость к врагам социализма выступает как важное морально-политическое качество. Она означает недостаточность простой обороны, защиты конкретных завоеваний социализма в материальной, политической и духовной сферах и предполагает наступательность, активность в борьбе со всякими враждебными явлениями, вылазками, домыслами.
          В практике работы производственного, воинского, учебного коллектива это означает систематическую борьбу за утверждение наших норм жизни, коммунистических правил поведения, зафиксированных в моральном кодексе, воинских уставах и наставлениях. Это означает также искоренение пережитков прошлого в сознании людей. А они, к сожалению, еще наблюдаются. У нас встречаются люди, которые знают нашу политику и наши принципы, но не всегда следуют им на практике, не ведут борьбу за их осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. Примиренчество, терпимость, равнодушие по отношению к аномалиям советского образа жизни – одно из зол, которое еще встречается и в нашей среде. Именно здесь пытаются приложить свои усилия идеологические диверсанты буржуазии.
          В современном динамичном мире идеологическая борьба достигла небывалого размаха и остроты. Фронт гигантской битвы идей, баррикады психологических боев проходят через разум и чувства каждого человека. Непримиримость к врагам социализма у советских людей выражается в опровержении делами фальсификаций и домыслов буржуазной пропаганды, в способности дать правильную классовую оценку тем или иным политическим событиям, принципиальную оценку человеческим поступкам – своим и товарищей. Нельзя забывать, что враги социализма, борясь против него, всегда прибегали и прибегают в целях маскировки к социалистической фразеологии.
          Идеологические диверсии – конкретные способы идейного и психологического давления – направлены главным образом против молодежи, не имеющей достаточного социального и морального опыта, не прошедшей суровых испытаний классовых битв и военных сражений. Наличие даже отдельных ущербных моральных качеств может создавать лазейку для проникновения чуждого влияния. Буржуазная пропаганда рассчитывает на это, всячески стремясь посеять среди молодежи аполитичность, общественную пассивность, пессимизм, индивидуализм. Она охотно курит фимиам идейно неустойчивым людям, дарит эпитеты "прогрессистов", "независимых" тем, кто засомневался в несомненном, кто способен изменить свою жизненную ориентацию. Путем подачи фальшивой информации буржуазная пропаганда стремится внедрить в сознание людей политические иллюзии, социальные мифы о "нравственной свободе личности на Западе", "свобода творчества" и т. д. Однако должно быть ясно, что не может быть никаких "свобод", если в обществе нет главной свободы – свободы от эксплуатации.
          Непримиримость к врагам социализма всегда опирается на ясные, четкие классовые позиции, выраженные в определенных идеологических понятиях, марксистско-ленинских теоретических положениях. Попытки идейного врага размыть, лишить классового акцента некоторые понятия, например "свободы", "демократии", "прав человека", направлены на то, чтобы освободить людей от ясных социальных установок и перспектив.
          Буржуазные ученые ныне особенно настойчиво атакуют методологические положения марксизма, касающиеся проблем современной войны, изложенные в стройном марксистско-ленинском учении о войне и армии. Непрекращающимся нападкам подвергается руководящая роль КПСС, других братских партий в военном строительстве, осуществляются многочисленные попытки фальсифицировать принцип интернационального характера защиты социализма, внешнюю политику социализма. Поэтому высокая политическая подготовка, идейное воспитание являются важнейшим средством формирования непримиримости советской молодежи к буржуазной идеологии. В процессе самостоятельной работы целесообразно не просто констатировать противоположность идей марксизма-ленинизма идеям, враждебным ему, аргументировать все это логическими доводами, фактами, цифрами из реальной жизни.
          Непримиримость к врагам социализма проявляется и в повседневной практической деятельности советского человека, в его способности отстоять принципиально верную точку зрения, в умении давать правильную оценку политическим событиям, человеческим поступкам, намерениям. Идеологическая борьба – понятие не отвлеченное. Умение дать верную оценку событию, проявить здоровый эстетический вкус при оценке произведения литературы и искусства, непримиримость к аморальному и характеризуют принципиальное отношение человека к реальным событиям жизни к тому, что мешает нашему движению вперед.
          Нельзя забывать, что то, с чем часто знакомятся советские люди, – зарубежные фильмы, литература, экспонаты выставок, творческие коллективы – не отражает в полной мере социально-политической сущности капиталистического мира. Он не экспонирует, не показывает советскому зрителю и читателю неизлечимые пороки, которые с неизмеримо большей глубиной выражают сущность этого мира:
          безработицу, экономический и духовный гнет, преступность, расизм и национализм, наркоманию, бесправие простого человека. Реалистический фильм, сделанный умелым режиссером, совершенные технические аппараты и устройства далеко не всегда прямо говорят о принципиально чуждой социальной системе, откуда они присланы. Умение отличать "витрину" от действительности, видеть реальные процессы, происходящие в капиталистическом мире, – важная предпосылка верного, классового отношения к современным событиям.
          Наша непримиримость к врагам социализма, к буржуазной идеологии, штампам и мифам психологической войны – не слепое фанатичное чувство, а глубоко осознанное понимание коренной противоположности идеалов, программ, целей и средств их достижения в социалистическом и буржуазном мире. И никакая самая ухищренная тактика профессионалов психологической войны не может поколебать мировоззренческих установок советских людей на окружающий мир, не может поставить под сомнение их идеалы, непоколебимую уверенность в неизбежном, окончательном торжестве великого дела марксизма-ленинизма. Богатейший революционный опыт Коммунистической партии учит, что ни один человек не может занимать нейтральную позицию в этой не утихающей ни на час битве идей.
          Сознание человека не знает вакуума, и каждая попытка компромиссного миросозерцания есть не что иное, как недопустимая политическая беспечность, которая, подобно моральному бумерангу, наказывает прежде всего равнодушного, политически бесхребетного человека. Безыдейный человек наиболее подвержен соблазнам, слабостям, чуждому влиянию. Он в жизни не борется, а дрейфует, поэтому не в состоянии в полной мере использовать истину, хотя и может ее усвоить. Волевой человек способен властвовать над собой, и его убеждения чрезвычайно действенны и активны. И как бы ни складывалась обстановка, жизненная ситуация, такой человек всегда будет верен своим жизненным принципам, которые составляют содержание его идейной убежденности. Обстоятельства могут меняться, а истинные убеждения – никогда. Поэтому когда тот или иной человек на людях делает одно, а наедине – другое, когда на словах он зрелый человек, а на деле – с изъяном, то о такой личности можно сказать, что она руководствуется старым мещанским правилом мольеровского Тартюфа: "Кто грешит в тиши – греха не совершает". Надо ли говорить, что такой дуализм (раздвоенность) слова и дела ничего общего не имеет с истинной убежденностью.
          Таким образом коммунистическое мировоззрение, идейная убежденность советского человека, нашего воина являются главными ДУХОВНЫМИ инструментами противодействия буржуазному влиянию, любым акциям психологической войны. А она ныне ведется империализмом настойчиво, ожесточенно и изощрённо. В этой схватке мы противопоставляем классовому противнику историческую правду, которая на нашей стороне, истину марксизма-ленинизма, наиболее полно выражающую интересы трудящихся и нашу неукротимую волю к борьбе за достижение возвышенных коммунистических идеалов

          Истина против империалистической лжи (вместо заключения).
          Никогда еще в истории проблемы войны и мира не стояли так остро, как в современных условиях. Человечество находится на такой ступени своего развития, когда историей с предельной ясностью поставлен вопрос: мир или война. И этот выбор – не просто два варианта состояния общества. Человечество стоит перед выбором существования или уничтожения. В решении этой дилеммы обозначились две противоположные линии в мировой политике.
          Одна – империалистическая, не считаясь с новыми условиями, сложившимся соотношением сил на мировой арене, делает по-прежнему ставку на развязывание войны как средства достижения своих целей. Правящие круги США лелеют несбыточную мечту одолеть социализм. Именно об этом говорил американский президент, выступая в июне 1982 г. в британском парламенте. Он заявил, что сделает все для того, чтобы "оставить марксизм-ленинизм на свалке истории". Однако президент забыл, что этого же хотели капиталистические державы, организовавшие "крестовый поход" против голодной, разутой, разоренной России, но уже познавшей свободу и почувствовавшей неодолимую силу социалистических идей. Советские люди помнят о призывах У. Черчилля "задушить русскую революцию в колыбели". Так же надеялись похоронить социализм и Гитлер, а затем и многие его духовные единомышленники – зачинщики "холодной войны". Что из этого вышло – известно всем. Именно они оказались на "свалке истории".
          У всех этих "ниспровергателей" одно духовное оружие – антикоммунизм. Каждый, кто хоть сколько-нибудь способен к беспристрастному рассуждению, видит, что общество, у которого политика, отношения, идейные концепции построены на классовой лжи, – больное общество. Именно поэтому в своем новом "крестовом походе" против СССР, других стран реального социализма империалистические реакционные круги делают ставку как на военную силу, так в на психологическую войну, представляющую особый вид духовной агрессии против человеческого разума.
          Другая, социалистическая, линия мирового развития отстаивает мир как высшую общечеловеческую ценность. Наша убежденность в справедливости коммунистических идеалов полностью согласуется с необходимостью и возможностью мирного сосуществования, экономического и культурного соревнования двух общественных систем. "Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий – именно наш идеал..."1 – писал В. И. Ленин еще в 1915 году. И это тот идеал, который наша партия стремится сделать реальностью. Борьба за советскую Программу мира на 80-е годы – ярчайшее тому свидетельство. Социализм и мир – понятия неразрывные. И именно поэтому советские люди с возмущением отвергают гнусную ложь о некоей мнимой угрозе человечеству, исходящей якобы от их государства. Они решительно отметают легенды, мифы и идеологические штампы оруженосцев психологической войны. Эти мифы развеиваются правдой истории, истиной социализма – главным идейным оружием марксистов-ленинцев.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26. с. 304.

          Социализм не нуждается в методах и приемах психологической войны: ведь правду не нужно маскировать, камуфлировать, наводить на нее лживый глянец. Правда истории, истина социализма тем и сильна, что она верно, реально отражает действительность, интересы трудящихся масс и, в конечном счете, она непобедима.
          Психологическая война, которую ведут против социализма реакционные империалистические круги, является не чем иным, как признаком классовой патологии, духовного вырождения тех, кто боится социального прогресса, ежится под ветром революционных изменений, происходящих на планете. Анализ материалов и документов, составляемых на кухне психологической войны, а также те практические акции, которые осуществляются духовными диверсантами против социализма, позволяют судить об их долгосрочных стратегических намерениях.
          Капитализм, его идеологи делали и будут делать все для того, чтобы средствами идеологического одурманивания и психологического давления держать собственные народы в рамках стереотипов антикоммунистического мышления. С помощью дезинформации, ставшей методологией всей буржуазной пропаганды, жрецы психологической войны не перестанут дискредитировать социализм, его политику, цели, они будут продолжать запугивать обывателя "ростом красной угрозы". Психологическая война в значительной мере ведется империализмом не только против мирового социализма, но и против народов собственных стран. Сам по себе этот факт является выражением глубокого кризиса идейных и социальных основ буржуазного общества, которое не может существовать, не манипулируя сознанием миллионов своих граждан. Атмосфера дезинформированности, страха, военной истерии и психоза стала неотъемлемым атрибутом власти монополистического капитала. Есть основания полагать, что организаторы пропагандистских служб и вдохновители психологической войны будут и впредь стремиться увести общественное сознание от жгучих проблем социально-экономического кризиса в собственных странах новыми инъекциями антикоммунизма, психологического массажа населения, находящегося в значительной мере в тенетах системы стереотипов буржуазного мышления.
          Основные усилия империалистической пропаганды и центров психологической войны направляются на проникновение в социалистическое общественное сознание. Вся эта деятельность стала неотъемлемым элементом политики империалистических государств. Ныне этой областью борь

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)