Поиск   Шрифт   Реклама [x]   @  

Психология / Психология менеджмента / Конфликтология


Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)

          Генерал-лейтенант Д. А. Волкогонов, доктор философских наук, профессор
          Психологическая война.
          Подрывные действия империализма в области общественного сознания.
         

          Оглавление

          Борьба двух миров в зеркале общественного сознания (вместо введения).
         

          Глава первая. Общественное сознание как арена идеологической борьбы.

          Характеристика общественного сознания.

          Общественная психология и идеология.

          Формы общественного сознания и идеологическая борьба.

          Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы.

          Сознание личности – эпицентр духовного противоборства.
         

          Глава вторая. Психологическая война в истории общества.

          Исторические истоки психологической войны.

          Духовное противоборство с фашизмом в Великой Отечественной войне.

          Уроки истории и психологическая война.
         

          Глава третья. Современная психологическая война империализма.

          Сущность психологической войны, ее цели в функции.

          Классовые основы психологической войны.

          Гносеологические основы психологических воздействий.
         

          Идеологические диверсии в области общественной психологии и морали.
         

          Глава четвертая. Механизм и методы психологической войны.

          Стратегия и тактика психологической войны.

          Манипуляция и дезинформация.

          Методы в приемы психологической войны.

          Избирательность идеологических и психологических воздействий.
         

          Глава пятая. Средства ведения психологической войны.

          Роль средств массовой информации в духовном противоборстве.

          Радиосредства в психологической войне.

          Буржуазная печать – орудие дезинформации.

          Телеэкран – инструмент манипулирования сознанием.
         

          Глава шестая. Центры и аппарат психологической войны.

          Государственные органы империалистической пропаганды.

          "Общественные" центры психологических диверсий.

          Органы психологической войны вооруженных сил НАТО.

          Спецслужбы в психологической войне.
         

          Глава седьмая. Антисоветское мифотворчество и ужесточение психологической войны.

          Истоки и природа мифа о "советской военной угрозе".

          Кому и зачем нужен антисоветский миф.

          "Обоснование" курса США па мировую гегемонию.

          "Оправдание" возможности нейтронного геноцида.
         

          Глава восьмая. Психологические операции НАТО в боевой обстановке.

          Взгляды руководства НАТО на роль психологических операций в войне.

          Классовый состав и идеологическая обработка империалистических армий.

          Психологическая война и состояния морального фактора.
         

          Глава девятая. Противодействие психологическим диверсиям.

          Формирование коммунистического мировоззрения и идеологическая борьба.

          Воспитание советских людей, воинов армии в флота в духе патриотизма и интернационализма.

          Психологическая подготовка к действиям в боевых условиях.

          Идейность – духовная основа непримиримости к врагам социализма.
         

          Истина против империалистической лжи (вместо заключения).


          МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1983
          ББК 66.019 В67
          Волкогонов Д. А.
          В67 Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания.-М. Воениздат, 1983. – 288 с.
          В пер.: 1 р. 30 к.
          В книге разоблачаются сущность, цели и средства психологической войны империализма, острие которой направлено против СССР и других социалистических стран. Рассказывается о центрах, аппарате органах психологической войны стран НАТО, прежде всего США, и их вооруженных сил.
          В монографии особое внимание уделяется вопросам развертывания идеологического наступления против империализма, гегемонизма, милитаризма и реакции, воспитания у советских людей, воинов Вооруженных Сил морально-политической и психологической стойкости, готовности к противодействию любым идеологическим диверсиям.
          Книга рассчитана на офицеров Вооруженных Сил, а также на гражданских пропагандистов.



          Борьба двух миров в зеркале общественного сознания (вместо введения).
          Всепланетная борьба двух миров в последней четверти XX века достигла особенно высокой напряженности и остроты. В ней, как в фокусе, наглядно проявляется основное противоречие современной эпохи – противоречие между социализмом и капитализмом.
          Одна система – социалистическая, успешно преодолевая возникающие трудности, последовательно осуществляет свои социально-экономические планы, стремится к новым достижениям в различных сферах: экономике, науке, культуре. Происходит дальнейшее соединение научно-технической революции с возможностями социализма. Все это, вместе взятое, раскрывает широкие горизонты для духовного развития социалистического общества, каждой личности.
          Другая система – капиталистическая, находящаяся в тисках антагонистических противоречий, во всевозрастающих масштабах несет трудящимся множество социальных болезней: эксплуатацию, безработицу, духовный гнет, бесправие, нищету. На плечи народов тяжким бременем ложится гонка вооружений, осуществляемая монополиями, военно-промышленными комплексами. Милитаризация различных сторон жизни буржуазного общества увеличивает риск мировой ядерной катастрофы. Все это свидетельствует о дальнейшем обострении общего кризиса капитализма, как подчеркнул XXVI съезд КПСС.
          В условиях непрекращающегося классового противоборства двух систем в политической, экономической, идеологической областях КПСС, братские партии других социалистических стран следуют согласованным четким стратегическим курсом. Делая все для реализации своих созидательных планов, страны социалистического содружества, их партии борются за утверждение в международных отношениях между государствами с различными социально-политическими системами принципа мирного сосуществования. В то же время они готовы дать отпор любым агрессивным проискам империалистов и их пособников. Курсу социалистических стран принадлежит будущее, так как он отвечает требованиям общественного прогресса, его поддерживают миллионы людей во всем мире.
          К сожалению, многочисленные мирные инициативы СССР, братских стран социализма наталкиваются на воинствующий антикоммунизм империалистов США, их союзников по НАТО, продолжающих мыслить категориями экспансии, военной силы и диктата.
          На Западе активизировались наиболее воинственные группировки, чья классовая ненависть к социализму берет верх над чувством реальности, а подчас и просто над здравым смыслом. В связи с этим Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов отмечал: "Империалисты не расстаются с замыслами экономической войны против социалистических стран, вмешательства в их внутренние дела в надежде расшатать их общественный строй, пытаются добиться военного превосходства над СССР, всеми странами социалистического содружества.
          Конечно, эти планы обречены на провал. Никому не дано повернуть вспять ход исторического развития. Попытки "удушить" социализм срывались даже в то время, когда Советское государство только становилось на ноги и было единственной социалистической страной в мире. И уж тем более из этого ничего не выйдет теперь"1.

          1 Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982, с. 21.

          Нынешняя политика США обострила международную обстановку до крайне опасных пределов. В политике агрессивных кругов империализма все более проявляются авантюризм, готовность ставить на карту жизненные интересы человечества во имя своих узких корыстных целей.
          Так, в области политической империализм стремится дискредитировать достижения реального социализма, показать мировой общественности его якобы ограниченные исторические возможности, а также "опасности", которые, мол, исходят от него. Для "доказательства" этого фарисейского тезиса широко используются различные мифы буржуазной политики и пропаганды – от пресловутой "советской военной угрозы" до некоего "кризиса мирового социализма". Политическое давление на социализм сопровождается сколачиванием широкого антисоветского фронта, включающего в себя кроме стран НАТО также Японию и некоторые другие государства.
          Агрессивные империалистические круги во главе с США невиданными темпами взвинчивают гонку вооружений, нагло вмешиваются в дела других стран и народов, разжигают опасные кризисы и вооруженные конфликты в различных районах мира, безответственно угрожают применением ядерного оружия.
          В области экономической империалистические круги пытаются сделать все для того, чтобы ослабить экономику СССР, вызвать разного рода трудности, прежде всего втягиванием Советского государства в дорогостоящую гонку вооружений. Милитаристы из-за океана не гнушаются и других средств из арсенала империалистических подрывных действий – от дискриминационных мер в области торговли и экономических связей до блокирования научных обменов и контактов.
          В области духовной мир капитала удвоил усилия в стремлении оказывать свое систематическое, массированное воздействие на общественное сознание народов социалистических стран. В Постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война. Не гнушаясь ложью и клеветой, буржуазная пропаганда стремится очернить социалистический строй, подорвать социально-политическое и идейное единство нашего общества.
          Для реализации этих стратегических целей выделяются колоссальные материальные средства. Например, только в 1983 г. США на военные нужды ассигновали 263 млрд. долларов, а всего за предстоящее пятилетие (1984-1988 гг.) эти ассигнования составят астрономическую сумму – около 2 трлн. долларов. Даже половины этих средств было бы достаточно, чтобы решить многие из глобальных общечеловеческих проблем в области здравоохранения, образования, ликвидации голода и нищеты в развивающихся странах. Главная капиталистическая страна – США не жалеет средств и для усиления идеологической борьбы, психологической войны и других подрывных действий против стран социализма. Ежегодно в США на эти целя расходуется более 7 млрд. долларов.
          Глобальные и локальные аспекты классового противоборства всесторонне проявляются в области общественного сознания, которое, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на различные процессы классовых схваток двух миров. Исход борьбы между силами прогресса и реакции предопределяет будущее человечества, перспективы его развития.
          Для советских людей вопросы противодействия буржуазному влиянию находятся в неразрывной связи с достижением величественных вершин, к которым продвигается наше общество. Известно, что в решении задачи построения коммунистического общества в нашей стране огромная роль принадлежит субъективному фактору – высокой сознательности советских людей. В. И. Ленин подчеркивал, что "развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы"2. В современный период в условиях совершенствования развитого социалистического общества, небывалого размаха научно-технического прогресса, обострения классового противоборства двух противоположных систем задача, сформулированная В. И. Лениным еще на заре XX века, продолжает оставаться одной из центральных. Тем более она важна в связи с активизацией попыток классового противника оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей.

          2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 13, с. 376.

          Идеологическая борьба как одна из основных форм классовой борьбы по мере ужесточения, увеличения ее масштабов и значимости все более дифференцируется на объекты воздействия, методы и средства ее ведения. Пропагандистская машина буржуазии усиливает попытки распространять свое тлетворное влияние не только на область теоретического сознания (идеологию, политические концепции, определенные социальные принципы), но и на область сознания обыденного, особенно в сфере общественной психологии. Эта диверсионная деятельность империализма в области общественного сознания определяется им обычно как психологическая война и является специфической сферой духовной борьбы. Она находится на грани, стыке с теми подрывными действиями, которые осуществляют ЦРУ, другие многочисленные разведслужбы США, их союзников по НАТО, а также специальные формирования. В документах КПСС отмечается, что для Запада идеологическая борьба не сводится к противоборству идей. Капитализм пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление.
          Направляя отравленные антикоммунизмом стрелы дезинформации, клеветы, фальсификации фактов и событий на страны социалистического содружества, классовые недруги стремятся четко определять объекты своих воздействий в этих странах. В первую очередь их усилия концентрируются на молодежи как общественной группе населения, которая обладает наименьшим социальным опытом на интеллигенции – главном "производителе" духовных ценностей, а в последнее время – и на советских военнослужащих, выполняющих благородную миссию обеспечения благоприятных внешних условий строительства коммунизма в нашей стране.
          Так, в ноябре 1981 г. госдепартамент США поставил перед Управлением по международным связям (УМС)1 дополнительные задачи – существенно активизировать подрывные информационные и иные действия против различных категорий советских людей, включая и военнослужащих Советских Вооруженных Сил. Эти задачи ЮСИА, ЦРУ, аналогичные центры США и других стран НАТО намерены решать с помощью огромного механизма ведения психологической войны, развернув в сентябре 1981 г. новую пропагандистскую кампанию, кощунственно названную "проект "Истина". В январе 1983 г. Ч. Уик, директор УМС, в американском журнале "Ньюс энд уорлд рипорт" откровенно сформулировал задачи этой программы: "Мы должны подорвать пацифистское движение в Европе, шире поддерживать благоприятные для нас идеологические ситуации, наподобие существующей в Польше, найти новые возможности донести нашу информацию до как можно большего числа советских людей, включая и военнослужащих Варшавского блока".

          1 УМС-основной пропагандистский орган США, координировавший и осуществлявший идеологические диверсии в глобальном масштабе против социалистических, а также прогрессивных развивающихся стран. До 1977 г., а также с августа 1982 г. УМС именуется ЮСИА – Информационное агентство США.

          Спустя год в продолжение "проекта "Истина" принята новая глобальная пропагандистско-диверсионная программа "проект "Демократия". Эта программа, продолжая прежнюю, имеет целью ужесточить психологическую войну против социалистического мира. Главным средством камуфляжа диверсий избрана "демократия". В рамках этого "проекта" апологеты империализма пытаются добиться, с одной стороны, дискредитации реального социализма, марксизма-ленинизма, а с другой, как вещал Ч. Уик, – "показать самые привлекательные стороны американской действительности и всего свободного мира". В феврале 1983 г. этот "проект" в соответствии с решением американского президента стал называться "Программой демократии и публичной дипломатии". Под лживым лозунгом "соревнования идеалов и идей" с Советским Союзом апологеты империализма осуществляют широкие подрывные мероприятия против реального социализма в области общественного сознания. Стратегический характер империалистических целей в этой области очевиден. Именно общественное сознание, и особенно ее обыденный уровень, рассматривается буржуазными идеологами как основная арена психологической войны – духовной агрессии против чувств и разума людей.
          Советский Союз не ведет психологической войны. Ее методы и приемы, заимствованные буржуазными духовными отравителями из пропагандистского арсенала Геббельса, империалистических разведок и сил самой мрачной реакции, принципиально чужды социализму. На стороне социализма правда истории, а она не нуждается в доводах с помощью клеветы, дезинформации и социальной лжи.
          Разумеется, мы даем надлежащий отпор идеологическим проискам империализма. Осуществляя необходимое духовное противодействие вражеским диверсиям, распространяя подлинную истину о социализме и его политике, разоблачая домыслы наших классовых врагов, мы с позиций исторической правды ведем бескомпромиссную, принципиальную борьбу в этой классовой схватке. Чтобы ее успешно осуществлять, а в ней участвуют практически все советские люди, в том числе наши войны, важно знать основные положения, которые характеризуют особенности современного этапа идеологической борьбы, приемы психологической войны империализма, ее цели, методы, формы и способы. Без знаний этого сложно осуществлять необходимые контрмеры, чтобы активно противодействовать классовому врагу как в мирное, так и военное время.
          В предлагаемой читателю монографии предпринята попытка проанализировать сущность и содержание психологической войны империализма. Она представляет в наши дни духовное оружие монополистической буржуазии, которая не отказалась от химерической надежды повернуть русло исторического потока по своему маршруту. Несбыточность этих надежд не делает их менее опасными. Психологическая война, которую ведет империализм, подобна интервенционистским акциям в духовной сфере. Это такая реальность современности, которая требует от советских людей максимальной бдительности, активных контрпропагандистских действий оружием правды.
          Автор опираясь на методологию марксизма-ленинизма, ленинские принципы критики буржуазной идеологии, на решения КПСС по идеологическим вопросам, а также используя обширный конкретный материал по рассматриваемой проблеме, стремился дать возможно более цельное, обобщенное представление об одной из важных сфер идеологического противоборства наших дней.
         

          Глава первая. Общественное сознание как арена идеологической борьбы.
          Неугасающий свет ленинской мысли освещал и освещает самые сложные вопросы человеческого бытия, делая их понятными для миллионов людей. Примером этого может служить и идея В. И. Ленина о социальной активности сознания человека, которое, будучи не удовлетворенным, стремится изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами и классовыми целями1. Стремление изменить мир в разных социальных системах имеет диаметрально противоположный вектор направленности.

          1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194, 195.

          Глобальный размах этого классового спора обусловливается не только политическими причинами, но и резко возросшими техническими возможностями взаимного воздействия на общественное и индивидуальное сознание. Ныне на планете нет таких мест, которые бы находились в "нейтральной полосе" и не подвергались массированному влиянию самых различных идей, взглядов, представлений. Телевидение, радио, печать пришли в дома миллионов людей, как бы сблизив страны и народы. В эфир постоянно идет информация из более чем 30 тыс. радиопередатчиков, видеосигналы посылают многие тысячи телецентров, которые принимают свыше 1,8 млрд. телеприемников. В мире выходят десятки тысяч периодических изданий общим тиражом около 2 млрд. экземпляров. Спутники связи передают сообщения по тысячам различных информационных каналов. За год на экраны стран мира выпускается около 4 тыс. художественных кинофильмов, выходит около 700 тыс. наименований книг. Только в СССР, как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, ежедневно загорается 75 млн. телевизионных экранов. Советские люди получают в качестве повседневной информации 380 млн. экземпляров газет и журналов2.

          2 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 75

          Весь объем этой огромной, многоплановой, калейдоскопически меняющейся информации адресован общественному сознанию людей: целым народам, нациям, классам, социальным группам, коллективам, отдельным личностям. II если социализм несет людям истину, правду о прошлом, настоящем и будущем, то наш классовый противник – капитализм – при воздействии на общественное сознание преследует иную цель: сохранить эксплуататорский строй, ослабить социализм, увековечить отношения несправедливости и неравенства. Неправая цель требует и аналогичных средств: дезинформации, инсинуаций, фальсификации, откровенной лжи.
          По мере упрочения социальной, политической, экономической и оборонной мощи реального социализма падает влияние буржуазной идеологии. У капитализма остается все меньше надежд "переиграть" проигранные им классовые битвы XX века. В связи с этим он особые усилия направляет на различного рода воздействия в духовной сфере, сфере сознания. В. И. Ленин еще в 1921 г. писал, что "если против нас не могут пойти сейчас с оружием в руках, то идут с оружием лжи и клеветы..."3. Эти слова особенно актуально звучат в наши дни.

          3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 366.

          Общественное сознание социалистического общества не только огромная созидательная духовная сила, одухотворяющая материальную мощь советского народа, но и объект яростных атак, идеологических диверсий и психологического давления нашего классового противника. Знание структуры, особенностей, форм общественного сознания, путей его формирования – необходимая предпосылка для успешного противодействия враждебному влиянию.
          Характеристика общественного сознания.
          Конкретное состояние общественного бытия любой исторической эпохи находит свое отражение и в соответствующем общественном сознании. В нем не может быть ничего такого, что бы не имело истоков в реальном бытие настоящего или прошлого. Даже фантастические идеальные модели и конструкции черпают основу из конкретного бытия. Поэтому, объясняя те или иные явления в области духовной жизни, тенденции, следует видеть и объективные корни, их вызвавшие и находящиеся в общественном бытие.
          Общественное сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность. Общественное сознание синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Но это не означает, что оно представляет собой некую арифметическую сумму духовных достояний множества личностей. Общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной общности и материальному базису. Каждой социальной системе присущи и определенные типы общественного сознания. Так, развитому социалистическому обществу соответствует и определенное качественное состояние духовной культуры, важнейшей частью которой является социалистическое общественное сознание.
          Чтобы понять диалектику общественного сознания любого государства, любого народа, любого общества, следует рассмотреть процесс производства и воспроизводства материальной жизни, присущие ей противоречия, которые накладывают определенный отпечаток на направленность и содержание идей, взглядов, иллюзий, пережитков. А они всегда являются субъективным выражением объективных интересов классов, социальных групп, отдельных индивидуумов. Идеи не долго живут, если для их существования нет соответствующей почвы. "Идея" неизменно посрамляла себя, – подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, – как только она отделялась от "интереса"1.

          1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 89.

          История дает этому глубокому тезису множество подтверждений. Самые различные теоретические и идеологические доктрины господствующих эксплуататорских классов, если они не имели поддержки у трудящихся, не отвечали потребностям общественного прогресса, оставались не реализованными в действительности, в реальной практике. И наоборот, учение марксизма-ленинизма, выражающее интересы трудящегося народа, продолжает жить, развиваться, несмотря на все попытки врагов его уничтожить. Вся история существования реального социализма на нашей планете убедительно свидетельствует о тщетности этих попыток. Марксизм-ленинизм как идеология рабочего класса, всех трудящихся ныне является не только теорией, но и практикой миллионов людей.
          Зависимость общественного сознания от характера и степени зрелости производственных отношений, всего комплекса элементов бытия не является автоматической. Сознание, отражая социальную действительность, делает это не пассивно, не автоматически, а активно благодаря человеческой деятельности. Другими словами, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, то есть в развитии идей, взглядов, представлений существует своя логика, свои закономерности. Это объясняется прежде всего природой самого сознания, его гносеологической сущностью.
          Опираясь на всю духовную культуру человечества, общественное сознание способно подниматься над сегодняшней действительностью, предвосхищать грядущее, отчетливо видеть предстоящие ступени общественного развития. Эта способность общественного сознания создает возможность предвидения целесообразной деятельности людей, рассчитанной на будущее. В области социальной, экономической, духовной, военной эта способность общественного сознания имела и имеет особенно большое значение. Сейчас мы, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, имеем возможность осуществлять прогноз не только в сфере производства, международного развития, науки, но и в такой области, как развитие человека, его воспитание, формирование у него высоких морально-политических и боевых качеств.
          Относительная самостоятельность общественного сознания имеет вместе с тем и способность к отставанию от уровня развития материального бытия на определенный момент. Именно этим всегда пользовались и пользуются эксплуататорские классы, играя на предрассудках людей, отсталых представлениях, иллюзиях и заблуждениях. Если проанализировать конкретные радиопередачи, например, "Голоса Америки" или Би-Би-Си, то они рассчитаны в значительной мере на людей, у которых есть политические изъяны в мировоззрении, развиты частнособственнические пережитки, националистические предрассудки, аморальные наклонности, и просто на неосведомленных, доверчивых и простодушных. Хотя, конечно, радиодиверсанты лелеют надежду воздействовать и на людей с твердыми убеждениями.
          Идеологи эксплуататоров, борясь за сохранение своего строя, всегда заимствовали из прошлого реакционные идеи, взгляды, концепции и, модернизировав их, стремились использовать для духовного закабаления трудящихся, дискредитации передовых теорий. Все самые реакционные идейно-политические доктрины XX века уходят своими истоками к идеям человеконенавистничества, национализма, шовинизма, расизма, антигуманизма. Все идеологические концепции буржуазии не имеют будущего, так же как не имеет его и сам буржуазный строй. Поэтому очень часто за весьма ультрасовременными (по форме) теоретическими концепциями скрывается традиционная старая ложь эксплуататоров, их демагогия, фарисейство, иррационализм.
          Отставание общественного сознания от общественного бытия в условиях социализма проявляет себя чаще всего в уцененных историей традициях, нравах, обычаях, привычках, пережитках в области морали. Обычно эти духовные атавизмы существуют в сфере общественной психологии, обыденного сознания. Различные антиподы новой морали и взглядов – стяжательство, пьянство, тунеядство, спекуляция, бюрократизм, карьеризм – живут еще в сознании отдельных людей, хотя экономические основы их существования уже исчезли. Трудность их ликвидации известна в силу особой консервативности отжившего. "Сила привычки миллионов и десятков миллионов – самая страшная сила"1, – отмечал В. И. Ленин.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 27.

          Особенно серьезным проявлением отставания общественного сознания является двойственность личности, которая выражается в том, что некоторые люди говорят одно, а делают другое, думают иначе, чем поступают. Еще встречаются люди, которые знают нашу политику, но не всегда следуют ей на практике, не ведут борьбу за ее осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. Разрыв между словом и делом, в каких бы формах он ни выражался, наносит большой ущерб хозяйственному строительству, но особенно нравственному воспитанию. Психологическая сторона общественного сознания перестраивается значительно медленнее, чем социальные, материальные основы жизни.
          Все эти нюансы в развитии общественного сознания учитываются буржуазной пропагандой, теоретиками и практиками психологической войны. "В сознании есть уязвимые точки, они находятся в области, связанной с невежеством, неосведомленностью, предрассудками, – пишет Р. Энтман, американский теоретик в области массовой информации. – Выявлять и использовать их в пропаганде – значит управлять поведением таких людей"2. Методологические установки инструкций и руководств в области психологической войны стран – членов НАТО весьма подробно и скрупулезно отмечают все особенности общественного сознания, которые могут быть использованы в подрывной деятельности против стран социализма и национально-освободительного движения.

          2 Еntman R. Power, Politics, Media. N.Y., 1982, р. 71.

          Сила общественного сознания в том, что оно, приняв определенный социальный вектор своего развития, в огромной мере влияет на все процессы классовой практики, производство, культуру, военное дело. Идеи становятся огромной материальной силой, как только они овладевают массами3. Идеи реализуются через деятельность людей, приобретают контуры реальности в процессе социальной практики. Но чтобы "овладеть массами", идеи должны выражать их коренные интересы, быть оптимистичными, доступными, понятными, привлекательными. В этом положении заложен смысл большого методологического звучания. Коммунистическая партия, исходя из того, что идеи марксизма-ленинизма в наибольшей мере отвечают самым глубоким, коренным потребностям и интересам трудящихся, методами идейного воспитания осуществляет широкий комплекс мер, направленных на их усвоение и реализацию в социальной действительности. И это особенно беспокоит и пугает империалистов, объективно лишенных истинных идей, не имеющих возможности полагаться на силу исторической правды.

          3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422.

          Несмотря на наличие множества элементов (идей, взглядов, теоретических концепций, принципов, норм, нравов, обычаев), общественное сознание предстает как стройная духовная система. В антагонистическом обществе сознание в силу диаметрально противоположных интересов различных классов не может быть единым, монолитным. Лишь в социалистическом обществе возможно морально-политическое, духовное единство, представляющее принципиально новое явление в истории развития духовной культуры человечества. Советский народ как новая историческая общность людей обладает единым мировоззрением, общими чертами социального, культурного и идеологического характера.
          Естественно, социализм – это не высшая фаза коммунизма, и поэтому ему присущи некоторые элементы недостаточно высокой зрелости. В области общественного сознания это выражается в пережитках, некоторых устаревших традициях, противоречиях между передовым и отжившим. Но даже при наличии этих негативных компонентов общественного сознания бесспорно одно: социализм, будучи самым прогрессивным общественным строем современности, обладает и самым передовым духовным достоянием. Оно – в высокой степени развития социалистического общественного сознания.
          Наличие такого духовного потенциала и движущего фактора в обществе, каким является общественное сознание, имеет особенно большое значение в области военной. Высокая зрелость сознательности людей позволяет быстро и эффективно осуществлять идейную, политическую подготовку вооруженных защитников социалистического Отечества. В условиях войны, как и в условиях мира, социалистические вооруженные силы обладают перед вероятным противником огромным преимуществом в области духовной, вытекающим из единства армии и народа, преимуществом, определяемым справедливым характером войны, которую пришлось бы им вести. Люди, обладающие коммунистическим мировоззрением, имеют устойчивый иммунитет и к враждебным воздействиям в сфере сознания.
          Общественное сознание обладает сложной структурой, а это предопределяет необходимость дифференцированного и комплексного подхода в идейном воспитании, морально-политической и психологической подготовке войск, в организации противодействия подрывным акциям классового противника.
          Общественная психология и идеология.
          Для того чтобы успешно осуществлять идейное воспитание личного состава, необходимо хорошо представлять структуру общественного сознания, его основные элементы. Обладая необходимым минимумом знаний по этому вопросу, можно представить себе как сложность общественного сознания, так и объективную обусловленность комплексных воздействий на него в процессе воспитания идейной убежденности и непримиримости к классовым врагам.
          Различные элементы общественного сознания по-своему отражают общественное бытие. С этой точки зрения структура общественного сознания предстает в виде двух уровней, двух "этажей". Нижний уровень – обыденное сознание – включает в себя эмпирические знания и общественную психологию, верхний – теоретический уровень – состоит из двух основных элементов: естественно-технических знаний и идеологии. Разумеется, это деление достаточно относительное, условное. Между верхним и нижним уровнями существует тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние, которые осуществляются в процессе отражения общественного бытия.
          Обыденное сознание – это синтез знаний людей, возникающих в процессе производственного и иного опыта и общественной психологии. Опыт накапливается на протяжении тысячелетий человеческой цивилизации в ходе борьбы человека с природой, социальными силами, в результате формирования определенного уклада и образа жизни
и. Этот опыт передавался из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обычаев, сложившихся взглядов на различные сферы человеческой деятельности.
          В области военной особое значение имел и имеет опыт минувших войн, опыт перенесения трудностей, преодоления опасностей, тягот походно-полевой жизни, духовного противодействия противнику. Конечно, многое из прошлого военного опыта постепенно утрачивает свое значение в результате все более решительного вторжения в практику достижений и рекомендаций науки, нового опыта, более совершенных знаний.
          Большое значение в обыденном сознании имеет общественная психология. Она представляет собой сложный синтез социальных чувств, настроений, представлении, побуждений, привычек, а также различных иллюзий и предрассудков, которые формируются под влиянием повседневных условий жизни, быта людей. Все элементы психологии и ее проявления (вкусы, эмоции, волевые акты и т. д.) несут на себе прежде всего печать определенного класса. Социальные, классовые черты в общественной психологии являются определяющими, главными. В. И. Ленин, анализируя общественную психологию масс, всегда подчеркивал в ней остро классовую направленность, отмечал чаще других такие ее элементы, как "классовое чутье" и "классовый инстинкт"1. Вместе с тем существуют и национально-психологические компоненты, характеризующие особенности темперамента, традиций, культуры, исторического прошлого. В общественной психологии имеются также и элементы, выражающие профессиональные черты и особенности людей. Но основная окраска и содержание всех психологических образований определяются экономическим строем, классовыми интересами, социальными потребностями.

          1 См.; Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 268.

          Г. В. Плеханов, рассматривая феномен психологии, отмечал, что структура общества "отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах"2. Именно социальные, общественные условия порождают конкретный тип психологии. Буржуазной психологии (и это важно знать, чтобы учитывать духовный потенциал империалистических армий) свойственны стремление к наживе, фарисейство, социальная демагогия, индивидуализм и эгоизм. Некоторые особенности присущи и родственной ей мелкобуржуазной психологии. Двойственность положения мелкого буржуа (это мелкий собственник и труженик одновременно) рождает и половинчатость его взглядов, классовых устремлений и идеалов. Именно мелкие буржуа с их психологией способны колебаться то влево, то вправо и менять свою политическую окраску от анархистски-черного цвета до фашистско-коричневого. Мелкобуржуазная психология – это средоточие идей стяжательства, вещизма, накопительства, мещанства. Именно эти элементы хотели бы оживить наши классовые недруги в социалистическом сознании.

          2 Плеханов Г. В. Иэбр. филос. произв., т. 1. М., 1956, с. 644.

          Общественной психологии трудящихся масс, особенно рабочего класса, присущи коллективизм, социальная солидарность, революционная решительность, гражданское мужество. Рабочему классу как главному носителю социалистической общественной психологии присущи черты политического достоинства, исторического оптимизма, готовности к самопожертвованию в борьбе за коммунистические идеалы. Эти черты и качества находят яркое выражение в классовых битвах с эксплуататорами, в освободительных и революционных войнах, в созидании нового общества, в идеологическом противоборстве с буржуазией.
          При характеристике общественной психологии в условиях войны следует подчеркнуть, что в социалистическом общественном сознании выдвигаются на первый план революционные и боевые традиции, патриотические и интернационалистские чувства, оптимистические настроения, различные армейские привычки.
          В условиях социалистической военной организации элементы общественной психологии носят особо ярко выраженный коллективистский характер. В воинском коллективе быстрее и проще можно выявить общественное мнение, испытать коллективную волю, увидеть совместное поведение, почувствовать коллективное настроение. В воинских коллективах наиболее сильно проявляются и специфические способы взаимовлияния: пример, воодушевление, совместность действий, внушение и др. Изучение специфики проявления общественной психологии в воинском коллективе дает основание считать, что объективно существуют и коллективная воля, коллективное чувство, коллективный гнев, так же как и общественное мнение, которое является своеобразным коллективным морально-психологическим, эмпирическим суждением. Учет особенностей проявления общественной психологии людей, групп, коллективов важен не только в условиях боевой деятельности, но и в мирное время, в процессе политической учебы, воспитания непримиримости к буржуазной идеологии.
          Таким образом, общественная психология как основная часть обыденного сознания представляет собой важнейший компонент нижнего уровня отражения действительности. Она охватывает массовидные психические явления, возникающие в результате взаимодействия индивидов в социальных группах, коллективах, классах, массах. По объему это значительная часть (если не большая) общественного сознания, непосредственно, первично отражающая общественное бытие. В современных условиях эта часть общественного сознания является, по сути, одним из основных объектов акций психологической войны империализма.
          Верхний уровень, верхний "этаж" общественного сознания включает в себя естественно-технические знания и идеологию. Естественно-технические знания занимают все большее место в структуре общественного сознания. Их объем особенно быстро увеличивается во время научно-технической революции, когда количество информации возрастает значительно быстрее, чем в обычных условиях. В научном знании имеется много компонентов: теории, законы, категории, принципы, идеи, учения, гипотезы. Они являются лишь тогда научными, когда содержат в себе истину, знания, верно отражающие те или иные процессы бытия. Роль этих элементов в жизни человека огромна. Ныне практически нет ни одной области человеческой деятельности, которая могла бы обходиться без воздействия научного знания, без воздействия науки.
          Наука как процесс развивающегося знания дифференцируется на множество наук специальных, часто очень тесно связанных между собой, взаимопроникающих и добавляющих друг друга. В процессе добывания нового знания осуществляется его дифференциация и интеграция, слияние и отпочкование новых наук. При огромном росте научных открытий (а они в последние десятилетия каждые восемь лет удваиваются) человек не в состоянии обладать в полной мере энциклопедическими знаниями, однако овладевать так называемыми основами наук просто обязан. Без опоры на необходимый минимум основополагающих знаний по физике, химии, биологии, другим наукам трудно рассчитывать на формирование верного, цельного мировоззрения, сложно осуществлять и специализацию при профессиональной подготовке.
          Главным специфическим признаком науки является поиск истины, достоверного знания, стремление открыть объективные закономерности реального мира, тенденции его развития. Научное знание – универсальный духовный продукт человеческого познания. Многое из того, чем мы, не задумываясь, пользуемся сегодня (технические, химические, биологические, астрономические и другие знания), досталось человеку в результате ожесточенной борьбы с природой, реакционными социальными силами и требовало от подвижников науки огромного мужества, самоотверженности, иногда самой жизни. В свое время занятие наукой было опасным делом. Костры инквизиции, тюремные застенки унесли немало гениев человечества. На скрижалях науки одно из первых имен – имя Джордано Бруно. Его идея о бесконечности Вселенной и множественности миров глубоко материалистична, но она была преждевременна с точки зрения его современников. С ней были не согласны отцы церкви. Бруно сгорел на костре, но не предал истины. Это давняя история, но в ней, как и во множестве других подобных, прослеживается стремление науки к кристальной ясности знаний, не замутненных предрассудками, слепой верой, мистикой. В то же время на Западе до сих пор широко процветают различные оккультные "науки", лжетеории, шарлатанство, мракобесие. С их помощью правящим кругам капиталистических стран легче деформировать истину не только в области естественных знаний, но и общественных.
          Научная истина сама по себе не бывает полезной или вредной, тот или иной характер ей придают люди. Виновниками социальных несчастий, трагедий, аморализма являлись и являются не ученые, не изобретатели, не сама наука, а тот общественный строй, господствующие эксплуататорские классы которого стараются использовать в своих узкоклассовых интересах новейшие научные достижения. Только в условиях эксплуататорского общества на прекрасном древе науки могут вырастать ядовитые плоды.
          Наконец, в теоретическом слое сознания, на рациональном уровне отражения действительности, находится идеология. Она (если речь, разумеется, идет о научной идеологии) представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов. Идеология как теоретическое самосознание класса выражает его наиболее глубинные интересы. Идеология тесно связана с экономическим базисом и всей структурой производственных отношений и политических институтов. Истинная идеология глубоко научна, так как она исходит из объективного изучения общественных процессов, материалистического понимания их существа, решающей роли народных масс в истории, классовой борьбы как главного социального двигателя в антагонистических обществах; В. И. Ленин завещал всемерно развивать "пролетарскую идеологию – учение научного социализма, т. е. марксизм"1.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 269.

          Социалистическое и капиталистическое общества имеют диаметрально противоположные идеологии. Идеология социалистического общества – марксизм-ленинизм – впитала в себя весь огромный опыт борьбы трудящихся за свое социальное освобождение. Ее основное содержание составляют результаты научного анализа идеологами пролетариата глубинных пружин социально-экономического развития общества. "...Социализм, – писал В. И. Ленин, – будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания..."2 Истинность идеологии марксизма-ленинизма подтверждена всем ходом исторической борьбы рабочего класса, опытом построения в СССР развитого социалистического общества, образования и совершенствования мирового социалистического содружества.

          2 Там же, с. 362.

          Идеология капиталистического мира защищает отжившие производственные отношения, реакционные социально-политические институты, классовые интересы крупных монополий. Буржуазная идеология занимает господствующее положение в империалистических государствах несмотря на то, что там существуют прогрессивные силы, партии рабочего класса, имеющие свои идеологические доктрины. "...Тот класс, – отмечали классики марксизма, – который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила"1. В современных условиях буржуазная идеология выступает как духовный защитник капиталистического строя, теоретическая классовая платформа обоснования всех его человеконенавистнических действий. Больному обществу присуща и больная идеология.

          1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 45.

          Идеология включает в себя теоретические концепции, выражающие суть общественного строя и его идеалы, взгляды и идеи, обосновывающие функционирование данной социальной системы. В реальной действительности общественное сознание выступает в конкретных формах. Как видим, структура общественного сознания имеет не только вертикальный "срез" – уровни общественного сознания, но и горизонтальный – формы общественного сознания.
          Формы общественного сознания и идеологическая борьба.
          Общественное сознание "живет" в конкретных формах: в политическом, правовом, нравственном, эстетическом сознании, в философии и в религиозном сознании. На начальных ступенях существования человеческой цивилизации в результате низкой степени зрелости сознание фактически не дифференцировалось. Аморфное, примитивное сознание людей было "непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни"2. В процессе разделения труда стали выделяться различные формы общественного сознания, приобретая специфические признаки. Сначала оформилась мораль, затем религия, искусство. Позднее выделились в самостоятельные формы общественного сознания политическое сознание, правовое сознание, философия.

          2 Там же, с. 24.

          Существование различных форм общественного сознания обусловлено многообразием, сложностью объективного мира, а также реальными потребностями социальной практики.
          Каждая из форм общественного сознания имеет свой предмет, функции, специфику проявления. На теоретическом уровне формы общественного сознания выделяются более рельефно и предстают преимущественно как политическая идеология, правосознание, система морали, эстетические теории, философские воззрения, религиозные догмы. В области обыденного сознания, особенно в сфере общественной психологии, элементы различных форм сознания обычно недостаточно слиты, расчленены. Поэтому политические, нравственные и иные взгляды, суждения выступают как бы в синтетичном виде.
          Учет особенностей форм общественного сознания исключительно важен как в процессе идейно-воспитательной работы, так и в ходе организации противодействия акциям психологической войны империализма. Кроме того, он важен еще и потому, что в соответствии с формами общественного сознания сложились и определенные направления воспитания: политическое, правовое, нравственное, атеистическое, эстетическое. Применительно к науке, и прежде всего к марксистской философии, можно сказать, что, будучи формами общественного сознания, они составляют содержание "цельного и последовательного революционного миросозерцания"3, то есть мировоззренческого воспитания. С другой стороны, реализация идей всех форм общественного сознания в социальной практике осуществляется в процессе труда, что создает материальную основу трудового воспитания личного состава. Конкретный социальный тип личности можно сформировать с помощью включения ее в процесс производства, в определенный вид общественной деятельности. Вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть процесса воспитания.

          3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 7, с. 253.

          Каковы же особенности, черты основных форм общественного сознания? Каково их место в идеологической борьбе?
          Политическое сознание занимает в структуре общественного сознания особое место, ибо с его помощью осуществляется систематизированное, теоретическое выражение коренных интересов определенных классов, их целей и средств достижения. Положения политической идеологии являются важнейшим инструментом в борьбе за власть, ее становление и упрочение. В идеологическом плане политическая идеология выражается в виде партийных и государственных документов, политических концепций, программ, платформ, планов, деклараций. В наиболее яркой форме политическая идеология выражена в марксистско-ленинском учении, Программе и Уставе партии, решениях съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС. Весь смысл, все содержание коммунистической идеологии связано со служением трудовому народу, его интересам, потребностям, нуждам. Политическая форма общественного сознания развитого социалистического общества характеризуется высокой степенью зрелости, классовой мудрости, понимания исторической ответственности.
          Но политическое сознание, как отмечалось выше, выражается не только в идеологической форме, но и в психологических образованиях: классовом чутье, социальных настроениях, духовной атмосфере, революционном энтузиазме и т. д. Основой формирования социально-психологических элементов политического сознания и здесь выступают интерес и потребности определенного класса. В полной мере осмыслить их и научно выразить трудящиеся классы способны только в революционной теории – учении марксизма-ленинизма. Оно открывает им историческую перспективу, вооружает целями и идейными средствами борьбы, сплачивает массы и цементирует их единство во главе с авангардом – коммунистическими и рабочими партиями. Политическое сознание буржуазного общества отражает в своей основе классовые интересы господствующих социальных сил, идейно обеспечивает видимость законности существующих неравенства, несправедливости, гнета.
          Военное содержание политического сознания в советском обществе находит свое выражение в марксистско-ленинском учении о войне и армии, ленинских идеях о защите социалистического Отечества, в военной доктрине, принципах военного строительства, теории партийно-политической работы в армии и на флоте. Усвоение и реализация на практике этих военно-политических элементов имеют огромное значение для обеспечения безопасности нашего государства, повышения боевой готовности Советских Вооруженных Сил, идейного воспитания личного состава.
          Содержание современной идеологической борьбы включает такие основные политические вопросы, как война и мир, борьба социальных систем, классов, военных коалиций, значение мирного сосуществования в международных отношениях и т. д. Весь аппарат психологической войны империализма занят сокрытием истинных источников классовых антагонизмов, международной напряженности, причин современных войн. В. И. Ленин отмечал: в Один прусский монарх в XVIII веке сказал умную фразу: "Если бы паши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, то нельзя было бы вести ни одной войны"1. Суть ленинского замечания верна и в наши дни: буржуазия в идеологической борьбе делала и делает все, чтобы исказить сущность политики социалистических стран и обелить политику империализма.

          1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 50.

          Правовое сознание отражает в духовной сфере волю господствующего класса, возведенную в закон. Политическая надстройка всегда включает в себя определенную систему установленных государством юридических норм. Содержание правосознания людей включает осознание ими существа правопорядка, понимание законного и незаконного, справедливого и несправедливого, должного, обязательного.
          Во все прошлые времена да и в наши дни господствующие эксплуататорские классы стремились свою власть облечь в форму якобы высшей справедливости, божественного предначертания, воли народа, исторический традиции и т. д. Этому служила и служит вся система правовых органов при капитализме, весь механизм правовой обработки сознания людей. Буржуазия обладает большим опытом социальной демагогии. Она умеет выдать классовое бесправие, эксплуатацию, расовый и национальный гнет за "демократию", "свободу", "осуществление высших прав личности" и т. д. Ф. Энгельс в работе "Положение рабочего класса в Англии" очень образно выразил сущность буржуазного права и правосознания: "Английский буржуа находит в законе, как и в своём боге, самого себя и потому закон для него свят, потому и дубинка полицейского, которая в сущности является его дубинкой, обладает такой поразительно умиротворяющей силой в его глазах... Рабочие не почитают закона, а лишь подчиняются ему, когда они не в силах изменить его..."2

          2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 451.

          В условиях социализма правовое сознание выражает осознание трудящимися основных норм и законов, укрепляющих государство, образ жизни, права и обязанности личности, отношение к справедливому и несправедливому. Советские люди воспитываются в духе глубокого уважения к закону. Законы Советского государства стоят на страже интересов трудящихся, страны, общества. В концентрированной форме правосознание общества нашло выражение в Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года. В ней закреплены достижения, достигнутые советским обществом в области экономической, социальной, духовной, а также сформулированы правовые основы деятельности государства, его органов, права в обязанности граждан. Конституция
          СССР подчеркнула роль Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы социалистического общества, идущего по пути дальнейшего расцвета социалистической демократии.
          В последние годы именно в области правосознания империалистическая пропаганда пыталась осуществить многочисленные диверсии. Взяв за основу своих атак "права человека", "свободы личности", буржуазная машина психологической войны грязной подтасовкой фактов, наглыми инсинуациями пытается заронить сомнения в истинности социалистических прав, пытается внушить идеи об "антидемократичности" нашего общества и другие подобные домыслы. Однако действительность, в которой реальная власть принадлежит трудящимся и их права обеспечиваются законом, посрамляет потуги "борцов" за права человека, а точнее – идеологических диверсантов империализма.
          Моральное сознание отражает нравственные взаимоотношения людей. Оно существует в виде сложившихся нравственных норм, принципов, этических категорий добра и зла, долга, чести, совести, достоинства, мужества, героизма и т. д. В этических категориях выражаются отношения общества, класса и конкретных людей к интересам Родины, народа, коллектива, к семье, своим обязанностям. Нравственные требования общество главным образом предъявляет в виде общественного мнения, неписаных правил и норм поведения, сложившихся обычаев в социалистическом обществе.
          Моральное сознание отражает общественное и индивидуальное бытие под углом зрения своей главной функции-регулирования общественной жизнедеятельности людей. В моральном сознании содержатся как рационально-идеологические компоненты, так и чувственные. Моральные чувства могут проявляться не только в эмоциональной форме, но и в волевой – побуждениях. Они выступают сильными стимулами поступка в форме боевого порыва, страстного желания достичь цели, уничтожить противостоящего противника и т. д.
          Общественное моральное сознание формирует нравственные требования к личности, коллективу. В общественном моральном сознании отражаются главным образом господствующие в обществе нравственные отношения. Органы психологической войны империалистических стран с помощью радиопропаганды, печатной и кинопродукции, а также других средств стремились и стремятся ослабить главное в коммунистической морали– ее коллективистский характер, внести в нашу мораль элементы индивидуализма, эгоизма и социального цинизма. Пропаганда "вседозволенности" в поведении, свобода от моральных норм общества может, по мысли теоретиков и практиков подрывных действий, существенно ослабить нравственные узы классовой солидарности трудящихся.
          Эстетическое сознание – художественное, образное видение мира. Развитая личность подходит к оценке окружающего мира как с утилитарными мерками, так и с эстетическими, ибо по своей социальной сущности человек способен не просто производить материальные блага, но и творить "по законам красоты"1. Искусство как важнейшее проявление эстетического не только выполняет функцию удовлетворения прекрасным, возвышенным, но и создает в сознании элемент творческий, созидательный, новаторский. Одновременно искусство решает и выполняет политическую и нравственно-педагогическую функции, выражая в художественных образах свое отношение к действительности, социальным процессам, общественному бытию. Роль искусства не сводится, более того, не предполагает копирования действительности, создания бледных теней реальной жизни. Еще О. Бальзак метко заметил, что "задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но – чтобы ее выражать".2

          1 Энгельс Ф. Маркс. Из ранних произведений. М., 1956, с.566.

          2 Бальзак об искусстве. М.-Л., 1941, с. 164.

          Все лучшие произведения искусства глубоко народны, ярко социальны и являются художественным выражением правды жизни. Лучшие творения искусства составляют достояние духовной культуры народа, человечества, осуществляя тем самым через связь времен важную познавательную функцию. Гуманистические произведения, пронизанные пафосом революционной борьбы, созданные с позиций социалистического реализма, воспитывают человека, рождают у него стремление к прекрасному, хороший художественный вкус, эстетическое видение окружающего мира.
          Главный "рабочий элемент" эстетического сознания – художественный образ. Если научное познание добывает истину, то искусство – художественную правду в виде образа. Но эти образы не могут быть внесоциальными, ничего не выражающими знаками и символами. Там, где художественное творение отрывается от корней реальности, там уже нет искусства. Это явление можно широко наблюдать в формалистическом творчестве различных авангардистских течений на Западе. Здесь содержание, как правило, приносится в жертву форме, уводит художника, тех, кто верит ему, в мир ирреальности, абстракций. Именно так жрецы буржуазного искусства хотят выхолостить реальный подход к прекрасному. Буржуазная литература и искусство все более наполняются антисоциалистическим, антигуманным содержанием, проповедуя насилие, безысходность, аморальность, опустошенность, иррационализм. В то же время известно, что все самые великие творения были выражением гармонии формы и содержания, художественной мысли и ее социального значения.
          Религиозное сознание еще сохранилось у некоторой части людей и в социалистическом обществе. Оно представляет собой фантастическое отражение действительности, рожденное определенными социальными причинами. В основе религиозного сознания людей лежит вера в сверхъестественные силы, покорность воле всевышнего. В социальном плане его происхождение связано главным образом с бессилием людей перед лицом природы, слепыми силами общественного бытия. В эксплуататорском обществе "социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма"1 выражают, по мысли В. И. Ленина, самые глубинные корни существования религии. Поэтому в прошлом мировоззренческие установки трудящихся, их чувства и стремления в огромной степени зависели от религиозного сознания. "Чувства масс, – отмечал Ф. Энгельс, – вскормлены были исключительно религиозной пищей..."2

          1 Ленин В. И. Поля. собр. соч., т, 17, с. 419.

          2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 314.

          Материалистическое мировоззрение всегда выступало против религиозного сознания, которое никогда не могло и не может выражать классовые интересы трудящихся, социальные процессы, общественное бытие. В социалистическом общественном сознании удельный вес и значимость религиозных идей, взглядов все более уменьшаются по мере дальнейшего упрочения материалистического мировоззрения. Однако в планах психологической войны империализма спекуляциям на религиозных чувствах уделяется большое внимание. В ряде случаев, используя, например, клерикальные круги в ПНР или мусульманскую реакцию в ДРА, империалистам удается на религиозной почве вызвать негативное отношение к социализму, новому строю. Новый мир, исповедуя свободу совести, чужд религиозной нетерпимости, которую пытаются приписать социализму его классовые враги.
          Таким образом, формы общественного сознания, отражая действительность специфическим образом, также по особенному включаются в процесс идеологического противоборства. В его условиях общественное сознание, развиваясь, приобретает новые черты, которые учитываются в процессе борьбы с враждебным влиянием.
          Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы.
          В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это "общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся – патриотов и интернационалистов", – подчеркивается в Конституции СССР. Партия учит, что великое дело строительства коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Коммунизм невозможен без высокого уровня культуры, образованности, общественной сознательности, внутренней зрелости людей, как он невозможен и без соответствующей материально-технической базы.
          Партия всегда, а особенно в последние годы, уделяла и уделяет огромное внимание дальнейшему росту сознательности советских людей, повышению уровня зрелости общественного и индивидуального сознания. Известно что общественное и индивидуальное сознание развивается в зависимости от целого ряда общесоциологических закономерностей. В числе их можно назвать: обусловленность развития сознания общественным бытием, относительная самостоятельность развития сознания, обусловленность темпов развития сознания глубиной выражения коренных интересов народных масс и другие. Вместе с тем существуют закономерности, которые оказывают всевозрастающее влияние на процессы коммунистического развития, совершенствования общественного сознания. Каковы они?
          Наряду с перечисленными выше общими закономерностями развития общественного сознания следует выделить и такую, как усиление классовых элементов в сознании людей при одновременном сохранении и развитии элементов общечеловеческих.
          Общечеловеческое не значит бесклассовое. Величие труженика человека в том и заключается, что он в период самых сложных социальных коллизий, во времена господства реакции нес, хранил, копил общечеловеческие ценности, творил их в ходе упорнейшего труда, в борьбе за свое существование и освобождение. Вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных ценностей особенно был велик во времена крупных классовых движений. В эпохи социальных бурь, отмечал А. М. Горький, поражает быстрый рост духовной мощи личности. Рождались лучшие качества борца: взаимопомощь, преданность общему делу, мужество. Общечеловеческое содержание отражения реальных явлений преломляется через призму классового интереса и выступает как благородство или подлость, коллективизм или индивидуализм, великодушие или жадность, в зависимости от того, чей выражен интерес, какого класса. "В самом человеческом желании нет жадности, – писал А. С. Макаренко. – Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой, полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством"1.

          1 Макаренко А. С. Соч., т. 3. М. 1957, с. 334.

          Абстрактные духовные ценности не имеют большой значимости и не могут проявить себя вне требований классовых потребностей. Общественное сознание не отражает "благо", "свободу", "демократию" вообще, как утверждают буржуазные философы. Видимость внепартийного, абстрактного характера, допустим религиозных проповедей, обманчива. Эти категории определяются прежде всего классовыми интересами, которые тщательно закамуфлированы в условиях неутихающей борьбы двух систем. Одним из важнейших источников развития сознания является классовая борьба. Она для советских людей вынесена на международную арену. Потребности классовой борьбы, ее требования накладывают определенный отпечаток на формирование общественного сознания. Поэтому наша партия всегда указывала и указывает на недостаточность воспитания человека в духе абстрактного гуманизма, добра и справедливости вообще, так как эти идеологические понятия вне классового содержания пассивны, не обладают социальной заостренностью.
          Общественное сознание развивается непрерывно, отражая динамичные изменения материальной основы общества, процесс совершенствования общественных отношений, коллизии классовой борьбы на международной арене. Анализ сдвигов, которые происходят в сфере общественного и индивидуального сознания, показывает наличие в нем ряда новых тенденций, играющих большую роль в противодействии буржуазному влиянию.
          Тенденция первая. Она выражает все усиливающуюся роль в общественном сознании советских людей идей научного коммунизма, идей, которые широко реализуются в социальной действительности. Массовое изучение марксизма-ленинизма – важнейшая особенность развития общественного сознания на современном этапе. Только в системе партийной учебы более 20 млн. человек изучают произведения классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС, овладевают знаниями истории партии, политической экономии, философии, научного коммунизма, основ экономики и управления. Широкое развитие также получили комсомольское политпросвещение, экономическое образование трудящихся, школы коммунистического труда, народные университеты. Весь личный состав армии и флота изучает основы марксистско-ленинской теории и ее разделы, рассматривающие проблемы войны и армии, военного строительства.
          Массовое, всенародное приобщение трудящихся к овладению основами коммунистической идеологии качественно меняет общественное и индивидуальное сознание, усиливает его политическое содержание, социальную заостренность и действенность. Трудящиеся массы, глубже постигая законы, принципы марксистско-ленинской теории, тем самым получают большие возможности для непосредственного участия в управлении социальными процессами. Благодаря росту сознательности масс ускоряется процесс реализации коммунистических идеалов в социальной практике. Общественное сознание, таким образом, становится еще более непосредственной духовной силой, которая оказывает огромное воздействие на ход коммунистического строительства в нашей стране и на обеспечение его защиты. Повышение зрелости общественного сознания на основе овладения теорией марксизма-ленинизма делает его еще более устойчивым в борьбе против идеологических атак наших недругов. Прочность, крепость духовного состояния народа в решающей степени определяется его приверженностью истинной идеологии, социалистическим идейным, нравственным ценностям.
          Тенденция вторая. Развитие общественного и индивидуального сознания у советских людей, как правило, происходит не самопроизвольно, а под воздействием идейно-воспитательной работы партии, в результате управления духовными процессами. Эксплуататорские классы также стремились всегда управлять развитием сознания людей в определенном направлении: в признании ими вечности эксплуататорского строя, в формировании антикоммунистических предрассудков, идейного согласия с действием буржуазных политических институтов. Для этого использовались и используются буржуазное законодательство, религия, пропаганда, система обучения и воспитания людей, реклама, дезинформация. С их помощью происходит манипулирование развитием сознания, деформация в нем истины и внесение в сознание буржуазных идеологических мифов и штампов. Так же идеологи империализма хотели бы поступать и с социалистическим общественным сознанием, но все их попытки терпят крах.
          Управление развитием социалистического общественного сознания, планирование его принципиально отличны от капиталистической машины манипулирования. В основе управления сознанием человека социалистического общества лежит стремление максимально полно привести сознание в соответствие с присущим социализму принципом: все для человека, все во имя человека. Привлекательность идей марксизма-ленинизма определяется прежде всего четким отражением в них самых глубинных интересов, помыслов и надежд трудящихся. Поэтому впервые в истории стало возможно не "насаждать" идеи, взгляды, идеологические постулаты, а соединять объективную истину марксизма-ленинизма с реальными интересами трудящихся масс. Именно этим объясняется глубокая заинтересованность советских людей в своем духовном развитии, политическом просвещении, идейной закалке, борьбе с чуждым, антисоциалистическим. Материальные, классовые потребности трудящихся совпадают с мерами, которые осуществляет партия, политорганы в армии и на флоте по марксистско-ленинскому образованию, ведущемуся целенаправленно и планово.
          Тенденция третья. В общественном сознании все большее значение по объему и социальным последствиям имеют естественно-технические научные знания. Эта тенденция отражает влияние научно-технической революции на общественное и индивидуальное сознание. Это влияние весьма благотворно, ибо только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление. Усиление позитивного влияния достижений науки и техники на сферу духовной жизни осуществляется благодаря линии партии на органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Это находит выражение в росте образованности населения, усилении политической подготовленности советских людей, советских воинов, более непосредственном овладении основами новых естественных знаний. Этому способствует вся существующая система образования и воспитания в СССР, в частности большие возможности потреблять научную информацию. В Советском Союзе число всех видов (массовых, научных, учебных, технических и других специальных) библиотек на начало 1981 г. составило 329 тыс., их книжный фонд равнялся 4, 7 млрд. экземпляров. Библиотеки обслуживают более 180 млн. читателей. Глубокая образо

Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания (2 3 4 5 6 7 8 9 10)



[Комментировать]