Теоретические основы полового воспитания

          2.1. Цели, задачи, содержание полового воспитания
          Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.
          Цель полового воспитания в современной школе – на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения и определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание:
          – социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и в сфере интимных отношений человек не является независимым от общества;
          – стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как к своему долгу перед обществом в целом, своими родителями и детьми;
          – способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;
          – способности и стремления оценивать свои поступки по отношению к другим людям с учетом половой принадлежности, вырабатывать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
          – ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;
          – адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать – существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость строить свои отношения с другими людьми, учитывая их половые особенности.
          Каждый подросток должен знать, что сохранение духовного и физического здоровья – не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими. На этой основе школьникам следует прививать убеждение о вреде для здоровья ранней половой жизни как для них самих, так и для партнеров. Сама по себе половая жизнь не таит такой угрозы.
          Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.

          Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания (изменение внешности, признаки нарастающей активности половых желез и т. д.).
          У каждого подростка должен быть сформирован нравственный идеал семьи, понимание ее ценности и необходимости для человека, как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, облегчения, преодоления жизненных трудностей. Человек испытывает объективную потребность в повседневном общении с членами семьи, и никакие знакомства, встречи, контакты этого общения заменить не могут.
          Необходимо, чтобы для девочки, подростка, девушки была естественной мысль, что у нее будут дети, чтобы девушка, вступив в брак, заранее испытывала потребность иметь детей и сознательно с учетом этого строила свои жизненные планы. Привитие представлений о должном количестве детей в семье начиная с младшего школьного возраста должно являться обязательным элементом демографической политики государства, которая может быть реализована через школу.
          В процессе полового воспитания у девочек вырабатывается естественное, доброжелательное, лишенное настороженности отношение к мальчикам, способность дружно играть с ними, общаться, учиться.
          Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстети-ческое явление, развивающееся на основе духовного общения.
          Половое воспитание следует осуществлять с использованием всех традиционных методов педагогического воздействия, не возводя его в ранг чего-то особенного, а тем более таинственного. Не все то, что имеет значение для полового воспитания, может использоваться специально, более того, нарочитость некоторых ситуаций может помешать воспитательному эффекту.
          Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.
          К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:
          – своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что – отклонением от нормы. Педагоги обязаны помнить, что их реакция на все эти проявления – один из важных путей полового воспитания;
          – примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей свои конфликты, не следует выяснять при них свои отношения и т. д. Учителю следует обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;
          – сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.
          Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку не вообще, а с позиций существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.
          Сообщаемая школьникам информация, независимо от того, ответ это на вопрос или занятие, должна находиться на доступном их пониманию уровне, быть естественной по характеру с акцентом на нравственную сторону, интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы школьники были ею удовлетворены, корректной по форме, даже если спрашивается что-либо не вполне приличное с точки зрения педагога, по своему характеру побуждающей, т.е. вызывающей стремление узнать что-то новое, задуматься о нравственной и общественно значимой стороне отношений представителей мужского и женского пола.
          Основными принципами полового воспитания являются:
          – его высокая идейная направленность;
          – единство воспитательных усилий школы, семьи и общества, учет круга общения и путей информации подростков, поиск и реализация возможностей воздействия на них;
          – полное использование для воспитательной работы всех возможностей учебных предметов, уроков, внеклассной работы, а также их преемственность и взаимосвязь; неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы;
          – комплексность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (девочки-подростки, девушки) на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности. Осуществляемое половое воспитание является важным фактором подготовки к самостоятельной жизни, в том числе и семейной.
          Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:
          1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;
          2) семья и взаимоотношения в ней;
          3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.
          При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:
          1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;
          2) их объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;
          3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;
          4) уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме;
          5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;
          6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.
          Как отмечено выше, пути и методы полового воспитания различны. Это могут быть и специальные занятия с учащимися по отдельным темам, и различные ситуации из жизни, и примеры из художественной литературы, истории и т. д.
          Контроль знаний:
          1. Дайте определение половому воспитанию.
          2. Определите цели полового воспитания.
          3. Назовите задачи полового воспитания.
          4. Чему должен научить школьников предмет «Половое воспитание»?
          5. Какие принципы полового воспитания вы знаете? Назовите их.
          6. Какие вопросы включены в содержание полового воспитания школьников?
          7. Укажите средства воспитательного воздействия при половом воспитании.
          8. Какие параметры необходимо учитывать при дифференцированном подходе к предмету?







         







         







         







         











          2.2. Пути полового воспитания
          Выделяют следующие пути полового воспитания, связанные с передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), лекционная пропаганда, научно-популярная литература.
          Половое воспитание ребенка осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками полового воспитания. В этом качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, деятели литературы и искусства и другие работники средств массовой информации – словом, все те, чьи поведение и взгляды, связанные с полом, могут оказаться в сфере внимания ребенка.
          Семья – первый во временном аспекте и наиболее близкий к ребенку воспитатель. Решающую роль в развитии детей обычно отводят матери. Однако необходимо думать о семье, а не об одном из родителей, как о воспитателе. Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше-меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
          После рождения ребенка у родителей формируются определенные стереотипы: они видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление. Родители говорят или выражают свое отношение словами: «ты мальчик, а мальчики...»
          Считается, что родители больше идентифицируют себя с ребенком своего пола и больше хотят быть моделью для него. На общение с детьми переносится стиль отношения между полами: отцы относятся к дочерям в некотором смысле как к маленьким женщинам, а матери к сыновьям – как к маленьким мужчинам.
          Важное значение имеет желанность или нежеланность пола ребенка. Большинство в конечном итоге принимают фактический пол ребенка, но в некоторых семьях возникшая неудовлетворенность полом может долго влиять на отношение к ребенку.
          Роль отца должна преподноситься ребенку как уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. От него ожидаются сдержанность в проявлении чувств при безусловном их наличии, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий. В настоящее время меняется роль матери: женщина нередко старается доминировать над мужем и детьми.
          В гармоничной семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому, «как...», а отец тому, «что...»
          Сверстники. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация откровенна, реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Принципиально важным является признание существования особой, скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры, неприличного и потаенного детского эротического фольклора. Характерная черта детской субкультуры – ее демонстративное противопоставление нередко подавляющему их миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить свои нормы и ценности. Необходимо отметить устойчивость традиций детской субкультуры, переходящих из поколения в поколение, несмотря на борьбу с ними взрослых.
          Именно в среде сверстников ребенок может испытывать себя как представитель пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки в общении.
          Организованное обучение и воспитание. Педагогическая нагрузка не возрастает из-за полового воспитания, так как основная его часть может быть растворена в других предметах. Должен учитываться различный уровень развития и психологический профиль личности. Передача детям необходимых общих сведений педагогом должна отличаться профессионализмом.
          В дошкольных учреждениях половое воспитание не проводится вообще, лишь некоторые воспитатели интуитивно реализуют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентируя внимание на обязанностях мальчиков помогать и уступать девочкам, не обижать их, заступаться за них. Вместе с тем следует подчеркнуть, что перед педагогом стоит сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации.

          В школе, как правило, половое воспитание заключается в приглашении врача для проведения бесед с подростками. Однако врач, даже владея необходимой информацией, не всегда обладает должным педагогическим опытом, скорее, он должен выполнять роль консультанта для учителей, быть воспитателем воспитателей, а основную работу по половому воспитанию учащихся должны проводить все-таки педагоги.
          Литература и искусство – специфические средства познания мира, содержательной основой которых так или иначе является смысл жизни и место человека в ней. Народные сказки никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Например: в сказках образ Бабы-Яги – это образ женщины (физически) без свойственной женщинам гуманности.
          Если сказки почти не встречают препятствий на пути к ребенку, то с другой литературой и искусством дело обстоит сложнее. В настоящее время идет поток самой разной литературы, несущей любую информацию на сексуальную тему, в основном открыто порнографической, которая до такой степени затмила и оттеснила романтическую, чистую любовь, что даже упоминание о таких чувствах вызывает у подростков саркастическую улыбку и недоверие. Следует широко пропагандировать произведения мировой и русской культуры, с помощью которых возрождать ве
ру в большую и светлую любовь, воспитывая у школьников чистые, доверительные отношения между полами.
          Научно-популярная литература. Литература для подростков изобилует просчетами, связанными с игнорированием половозрастной психологии читателя, отсутствием не только методологического, но и методического обоснования. Ведущей остается тенденция подменять вопросы пола общегигиеническими проблемами, а вопрос о том, как проводить половое воспитание, ограничивается формулировками общего типа.
          Но сексология, психогигиена пола, Половое воспитание - не область проявления житейской мудрости авторов, а специальная сфера теории и практики. Нужна серия научно-популярных изданий по вопросам полового воспитания для всех контингентов школьников и подростков, юношей и девушек. Необходимы циклы лекций для школьников, которые охватывали бы такие проблемы, как медицинские аспекты полового созревания, аборт, контрацепция, ранняя беременность и ее влияние на здоровье матери и ребенка, венерические заболевания и др. Названия таких лекций должны быть деловыми, четкими, лишенными завлекательности и игривости. Необходимы лекции и о психологии отношений любящих людей и супругов. Одна из типичных трудностей связана с решением вопроса о том, какими должны быть лекции для мальчиков и девочек: совместными или раздельными. Это в первую очередь зависит от темы лекции. Конечно, о гигиене менструального периода надо рассказывать девочкам отдельно, как и мальчикам – о поллюциях и мастурбациях. Но общие вопросы вполне возможно давать и смешанной аудитории. Более того, за исключением углубленного изложения специфически «мужских» или «женских» тем работа в разнополой аудитории успешнее и эффективнее: она подготавливает к взаимоотношениям на основе достаточного знания об особенностях людей своего и другого пола, снимает налет стыдливой тайны с обсуждения психосексуальных проблем, стимулирует чувство взаимной ответственности.
          Педагог, проводящий половое воспитание, должен отдавать себе отчет в собственном отношении к проблемам пола и соотносить его с задачами и принципами преподавания данного предмета.

          Установки взрослых, мешающие правильному половому воспитанию
          Половому воспитанию мешают конфликты между взрослыми и детьми, значительно усиливающиеся в подростковом и юношеском возрасте и связанные с особенностями реакции взрослых на поведение их детей. В основе отношений между взрослыми и детьми должно лежать уважение к другому человеку, даже если это еще совсем маленькая девочка или мальчик. Многие взрослые склонны ругать молодежь, вместо того чтобы правильно понять ее.
          Иногда взрослым в отношениях с детьми мешает отсутствие децентрации – способности на любую ситуацию взглянуть с разных точек зрения. В основе такого подхода лежит убеждение, что истина всегда одна и взрослый – ее признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бы на время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения подростков. Meшает этому и тот факт, что многие взрослые не могут или не хотят вспоминать себя в аналогичном возрасте, а если и вспоминают, то только для того, чтобы подчеркнуть, что они были не такими, а лучше. Конфликтам способствуют желание обязательно воспитывать ребенка, одергивать его по любому поводу, отсутствие чувства юмора.
          Неправильная реакция взрослых на проявление детской сексуальности акцентирует внимание детей на этих вопросах. Совершенно ясно, что ни в самом сексуальном развитии, ни в любых конкретных его проявлениях нет ничего плохого, плохим или хорошим, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к ним, в том числе паническое, которое должно расцениваться либо как проявление глубокого невежества, либо как признак безнравственности.
          Взрослые должны помочь уберечь юношей и девушек от половой близости, чтобы сохранить красоту дружеского общения. Некоторые педагоги становятся на путь административной борьбы с любовью, устанавливают всяческие запреты, снижают отметки по поведению. Очень часто вокруг провинившихся, вся вина которых состоит в том, что они дружат, учитель поднимает шум, создает общественное мнение, отчитывает их на классном собрании. Нужно оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, но это не значит занять просто позицию невмешательства. Этой дружбе надо помочь, направить ее, уберечь от пошлости и грязи. Строгость в воспитании нужна, но это должна быть умная, добрая, справедливая строгость.
          На рис. 22 можно увидеть отражение некоторых «лжепутей» полового воспитания, остроумно подмеченных X. Бидструпом.


          Рис. 22. X. Бидструп. Притягательная сила





         


          2.3. Современные модели полового воспитания
          Принято, по крайней мере в европейских странах, различать 3 модели полового воспитания, воплощающие соответствующие типы моральных установок в отношении сексуальности.
          Современные модели полового воспитания представлены в таблице 1.
          Таблица 1
          Модель Содержание
          Рестриктивная Чем меньше, тем лучше
          Содержание информации: нельзя делать то-то и то-то потому, что...
          Это единственный хороший путь
          Общий тон: нет!
          Пермиссивная Объем информации – вся информация
          Содержание информации: могут быть следующие пути...
          Все пути хороши
          Общий тон: да!
          «Золотая середина» Необходимая информация: делай так, а не иначе, ибо...
          Есть много путей – выбирай лучший
          Да – но...

          Рестриктивное (репрессивное) половое воспитание проводится в большинстве западных стран, в частности, в Италии. Знакомство детей с физическими признаками и проявлениями пола считается нежелательным; это касается обнажения – даже маленькие дети не должны обнажать гениталии при людях. Сведения о репродуктивных процессах и функциях преподносятся очень постепенно и осторожно: их рекомендуется объяснять на примерах растений, а не животных, во избежание преждевременных представлений о биологической природе воспроизводства человека. Ознакомление с телесно-физиологическими аспектами пола и сексуальности подчинено принципу: лучше «слишком поздно», чем опасное «слишком рано».
          Прежде чем у молодых людей не сформируется глубокое понимание сущности и важности семьи и брака, обсуждение со взрослыми (даже педагогами) процесса полового созревания, его трудностей, венерических заболеваний, нетрадиционных форм сексуального поведения и т. д. не принято. Попытки молодежи добиться независимости от старших и получить исчерпывающе полную информацию о сексуальности встречают противодействие: считается, что знания стимулируют интерес к сексуальности и вызывают желание экспериментировать, а какие-либо надежды на предостережения необоснованны: молодежь усваивает не предостережения, а как раз то, от чего предостерегают, и поэтому никакое воспитание не гарантирует человека от совершения педофильных, гомосексуальных или насильственных действий.
          Пермиссивная (либеральная) модель полового воспитания принята, например, в Дании. Сексуальность понимается как важная жизненная ценность. Чтобы она воспринималась так всеми, воспитание должно препятствовать «обрастанию» сексуальности чувством вины и помогать освободиться от тревоги, которая благодаря старым традициям часто окрашивает связанные с полом переживания. Молодежь имеет право самостоятельно и независимо формировать приемлемые и желательные нравственно-сексуальные нормы, а те, кто проводит половое воспитание, не должны навязывать молодежи свою мораль. Единственная обязательная и культивируемая норма – чувство ответственности за характер и последствия разделяемых с другим человеком сексуальных отношений. Моральная обязанность всех– нести ответственность за рождение нежелательных детей, в связи с чем пропагандируются планирование рождаемости и использование контрацептивов, искусственный аборт морально осуждается. Снабжение подрастающего поколения информацией о поле и сексуальности в свете этических и социальных ценностей берет на себя организованное воспитание, формирование же нравственных установок сексуального поведения рассматривается как дело прежде всего семьи.
          Стратегия и тактика «золотой середины» определяют половое воспитание в ряде стран Европы, в том числе в Польше. Оно призвано помочь избежать разочарований и причинения ущерба другим в сексуальных отношениях вообще и в семье в частности, облегчить личностное и психосексуальное развитие, смягчить переход ко взрослой жизни, чтобы реализация эмоциональных и сексуальных потребностей не нарушала основных социальных норм и благополучия других людей. Общество, для которого любовь, брак, семья – предмет глубокого интереса, а не просто частное дело каждого, имеет право и обязано регулировать и определять рамки для сексуального поведения людей.
          Важно установить новые цивилизованные нормы морали, в том числе сексуальной, а для этого надо помочь людям освободиться от ложных страхов, ханжеских предубеждений, предрассудков, изживших себя запретов. Чем больше свободы предоставляется членам общества, тем более зрелыми и ответственными они должны быть. Этические нормы в сфере сексуальности должны быть тщательно сформулированы и направлены на достижение гармонического равновесия между специфическими требованиями семьи и общественно-производственной жизни, между удовлетворением сексуальных потребностей и серьезной ответственностью за семью и брак.
          Существующая «обычная» практика людей не является достаточным основанием для формирования социальной неформальной этики – некритическое принятие обществом по тем или иным причинам распространенной практики отношений между полами означало бы отказ от влияния на молодежь. Положительное отношение к сексуальности входит в число основных принципов социальной этики. Моральная ценность партнерского союза не зависит от его отношения к закону и религии: ни юридический, ни церковный брак не гарантируют обязательного морального поведения.
          Допустимая сексуальная активность определяется возрастом и особенностями физических, психических и социоморальных потребностей. Ранние сексуальные отношения плохи и неприемлемы постольку, поскольку они могут нарушать интересы и благополучие партнеров и ребенка, родившегося в незрелой связи, а не сами по себе. Мастурбация, петтинг морально не осуждаются. Верность партнеров друг другу перестает отождествляться с сексуальной исключительностью, которая рассматривается как обязательная для брака, но не исключает более широкого и либерального понимания; требования в этом отношении к мужчинам и женщинам не должны различаться. Основной нравственный принцип сексуального поведения в браке или вне брака: любые типы сексуальных отношений морально приемлемы, если они соответствуют желаниям и установкам зрелых и морально ответственных людей, действующих без внешнего или внутреннего давления.
          Ни одна из этих моделей не хуже и не лучше другой. В пермиссивной модели, казалось бы, чреватой сексуальной анархией, сексуальное поведение ставится в один ряд со всеми другими видами поведения и оказывается поэтому подчиненным общим законам социальной и нравственной регуляции. Жесткие ограничения рестриктивной модели уравновешиваются убеждением в том, что человеческая природа все же «берет свое». Модель «золотой середины» не растворяет без остатка личность в обществе и сексуальное в социальном, в ней становится предметом обсуждения то, что в пермиссивной и рестриктивной моделях подразумевается, в силу молчаливой «договоренности о недоговоренности»: она предполагает диалог личности и общества при ответственности общества за судьбу личности. Принятие этих существующих в обществе моделей регулируется индивидуальным отношением к сексуальности и половому воспитанию.
          В нашей стране разработка проблем психогигиены пола и ее реализация в форме полового воспитания осуществлялись в разные годы весьма неравномерно. Хотя фрейдизм как система у нас в стране не нашел распространения, отдельные его положения сказывались на позициях исследователей и педагогов. Построение полового воспитания во многом определялось той острой дискуссией, которая разворачивалась между педологией и созданной А.С. Макаренко педагогической системой. Значение теории А.С. Макаренко – создателя советской системы коллективного воспитания – широко известно. Однако на некоторых этапах развития педагогики А.С. Макаренко представляли как противника полового воспитания вообще, приводя в доказательство вырванные из контекста его работ фразы, относящиеся к частным аспектам методики полового просвещения. Оценивая взгляды А.С. Макаренко на половое воспитание, следует учитывать ряд конкретно-исторических и определяющихся его опытом обстоятельств:
          1) эти взгляды формировались не в столкновении с половым воспитанием, а в борьбе с его искажениями, порожденными особенностями времени и педологией;
          2) результаты «полового просвещения», с которыми сталкивался А.С. Макаренко у своих воспитанников, прошедших школу беспризорничества и асоциальности, не могли не настораживать, как, впрочем, и некоторые крайние тенденции полового воспитания в семье;

          3) блестящая организация детского коллектива – этой чрезвычайно сильной воспитывающей среды – снимала многие вопросы непосредственного личного участия взрослых в половом воспитании как воспитательном диалоге с каждым отдельным ребенком.
          С учетом по крайней мере этих обстоятельств понятна концентрация внимания А.С. Макаренко на организации коллектива как основного средства полового воспитания. Наконец, мы не вправе забывать, что именно А.С. Макаренко сформулировал основной принцип полового воспитания как аспекта нравственного воспитания: «Как и во всей своей жизни, так и в жизни половой человек не может забывать о том, что он есть член общества... И в половой сфере эта общественная нравственность предъявляет каждому гражданину определенные требования... Она требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины, находилась в постоянном отношении к двум областям жизни: к семье и к любви... Отсюда ясны цели полового воспитания. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовывали в семье».
          Начиная с середины 60-х гг. усиливается внимание к семье, мере выполнения ею своих социальных функций, а с начала 70-х гг. становится очевидной необходимость серьезной научной разработки проблем семьи, пола и сексуальности (А.Н. Обозова, 1984), Основные положения этого нового этапа сформулированы И.С. Коном (1966), подчеркнувшим, в частности, существование ряда объективных условий изменения моральных норм (увеличение разрыва между половым и социальным созреванием, урбанизация, уменьшение удельного веса семьи как фактора социализации, кризис двойного стандарта), наивность представлений о «естественных» нормах сексуальной морали и необходимость системной разработки проблем пола и сексуальности для педагогики. Отличительными чертами этого продолжающегося этапа являются развитие междисциплинарного сексологического изучения и обоснование практического полового воспитания.
          Проведение организованного полового воспитания в школе возобновилось в различных районах страны в разное время. Так, в школах Эстонии курс личной гигиены, включающий в себя вопросы пола и сексуальности, был введен в 1967 г. Впоследствии в республиках Прибалтики, в ряде городов (Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары и др.), Краснодарском крае, Костромской области в школьные программы вводились различные формы полового воспитания: курсы «Основы семьи и семейного воспитания», факультативные курсы, кружки и клубы, освещающие в своей деятельности темы любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки к семейной жизни включались в работу учителей-предметников. С 1983 г. в программы общеобразовательных школ страны (кроме спецшкол) введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» в 8-м классе и «Этика и психология семейной жизни» – в 9-м и 10-м классах, изданы пособия для педагогов и учащихся.
          Таким образом, организованное половое воспитание становится обязательным и повсеместным. Внедрение полового воспитания осуществляется с той степенью постепенности и осмотрительности, которая определяется региональными культурными особенностями и традициями каждой нации и народности, связанными с полом стереотипами массового сознания, подготовкой кадров педагогов и воспитателей и, наконец, тем принципиальным обстоятельством, что создание адекватной системы полового воспитания не терпит штурмовщины и является задачей на долговременную перспективу.
          В завершении изложения теоретических основ полового воспитания необходимо сказать о значении этих знаний для молодежи, подкрепив следующей формулой:

          ПЗ + ОЗОИО
          НБ
          СПИД
          ВЗ

          где ПЗ – половая зрелость – состояние, которым завершается половое созревание подростков, способность вступать в половые отношения, быть ответственными за свои действия;
          ОЗОИО – отсутствие знаний об интимных отношениях между мужчинами и женщинами и их последствиях;
          НБ – нежелательная беременность;
          СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита;
          ВЗ – венерические заболевания.
          Задача современного педагога при проведении полового воспитания – дать все необходимые знания, чтобы исключить последствия, способные искалечить судьбу молодого человека, подорвать его здоровье или привести к неизлечимому заболеванию.

          Контроль знаний:
          1. Какие модели полового воспитания вам известны?
          2. Опишите особенности каждой модели полового воспитания.
          3. Преимущества и недостатки каждой из моделей полового воспитания.
          4. Какая модель, на ваш взгляд, наиболее совершенна? Почему?
          5. Что вы знаете об истории развития предмета «Половое воспитание» в России?
          6. Значение семьи в осуществлении полового воспитания детей и подростков.
          7. Охарактеризуйте роль сверстников в процессе полового воспитания.
          8. Половое воспитание в школе.
          9. Значение для полового воспитания научно-популярной и санитарно-просветительной литературы.
          10. Неверные установки взрослых, мешающие половому воспитанию.







         







         











         





         


          Глава 3
          АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ

          3.1. Понятие пола. Раздельнополость
          Жизнедеятельность организма заключается в осуществлении трех обобщенных функций: роста, развития и дифференцировки; приспособления и воспроизведения, а также целой системы частных и сложных функций (дыхание, пищеварение, выделение и др.)– Каждая из указанных функций является функцией всего организма, однако воспроизведение, по сравнению с первыми двумя, связано с наличием в организме двух групп клеток: соматических (телесных) и собственно репродуктивных (половых).
          Представители почти каждого вида животных разделяются на два пола – мужской и женский, – обладающих одинаковыми процессами жизнедеятельности, но дополняющих друг друга при осуществлении воспроизводства потомства. В биологической, социальной и психологической науках понятие пола неоднозначно. В строгом смысле слова пол – это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению.