Основы конфликтологии 4

Основы конфликтологии (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11)

          Часть 4

          рия советского государства. 1900-1991. М., 1992. С. 29.
          12. Там же. С. 33.
          13. Там же. С. 38.
          14. Дарендорф Р. Указ. соч. С. 142.
          15. Кива А. Демократия над бездной. Российская газета, 4 апреля 1995 г,
          16. Там же.
          17. Верт Н, Указ. соч. С. 231.
          18. Правда России, 18 мая 1995 г.
          19. Социологические исследования, 1993, 9. С. 55.
          20. Бердяев Н. Русская идея. Вопросы философии, 1990, 1. С, 128.
          21. Верт Н. Указ. соч. С. 243.
          22. Черняк Е. Вековые конфликты. М., 1988.
          23. Карамзин Н. История государства Российского. Книга четвертая. Ростов-на-Дону, 1990. С. 480.
          24. Герцен А. Собр. соч. в восьми томах. М., 1975. Т. 3. С. 384.
          25. Ключевский В. Соч. в девяти томах. М., 1988. Т. 3. С. 47.
          26. Чернышевский Н. Кавеньяк. Собр. соч. в пяти томах. М., 1974. Т. 5. С. 111.
          27. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С, 298.
          28. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи-Бонапарта. Соч., Т. 8.

          Основы конфликтологии 138
          Лекция 4. СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
          Общая теория конфликта, проблемы которой рассмотрены в предыдущих лекциях, служат основой для изучения основных типов конфликта. Рассмотрим социальный конфликт в его современных модификациях.
          1. Социальный конфликт как один из типов конфликта
          Всякий конфликт между людьми, поскольку он возникает по поводу тех или иных вопросов общественной жизни, является социальным. Социальное в широком смысле слова суть общественное. Понятие «социальное» определяется также в узком смыс ле. Оно обозначает способ взаимосвязи и взаимодействия между субъектами (общностями, их членами) деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как системе.1 В данном определении объединено двоя-кое толкование социального в узком смысле слова: как специфического вида общественных отношений (между общностями различных уровней) и как особого аспекта всех отношений, связанных с произвол ством и воспроизводством самого процесса общественной жизни человека. Предметом рассмотрения в настоящей лекции являются конфликты между общностями различных уровней.
          Социальный конфликт (в собственно узком смысле понятия) – это борьба социальных общностей с противоположными интересами за доминирующие

          139 _______Лекция 4
          социальные статусы в иерархизированной общественной системе.
          Об интересах уже говорилось. В контексте анализа собственно социального конфликта имеются в виду прежде всего интересы больших социальных групп, формирующиеся по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к материальным и духовным благам и ресурсам, а также – к принятию связанных с этим решениям.
          Социальный статус как основной предмет социального конфликта представляет собою «интегра-тивный показатель положения» социальной общности и ее представителей в данной социальной системе. Компонентами статуса являются социальные позиции, характеризующие положение людей в обществе на основе объективных признаков (пол, возраст, профессия и др.) , и оценка этих позиций, выражаемая в понятиях «престиж», «авторитет» и пр.2 Источником конфликта служит не сам по себе социальный статус. Каждый член общества таковым обладает. Противоречия возникают на почве неравенства статусов в иерархизированной системе между теми, кто имеет высший статус, и теми, кому судьба уготовила низший, или в лучшем случае средний, между носителями статуса среднего ранга и ранга высшего. Независимо от реализуемой в данном обществе ранговой иерархии в виде модели пирамиды или ромба, статус высшего ранга всегда меньше среднего, а тем более низшего ранга. Спрос на высшие статусы многократно превышает возможности общества. Иными словами, противо-речие между единством социальной общности как некоторой целостности, связанной определенной сходностью или совпадением интересов людей, и социальным неравенством включенных в нее обще-

          Основы конфликтологии 140
          ственных групп, выраженным в иерархии статусных рангов, всегда было и остается основой социально-, го конфликта всех уровней. Отсюда теоретическая проблема – в объяснении причин исторического возникновения и условий существования социального неравенства.
          В качестве субъектов социального конфликта выступают социальные общности, в первую очередь крупные. Это – реально существующие, эмпирически фиксируемые совокупности индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в косвенном или прямом взаимодействии.3 К таким общностям относятся: объединения людей, живущих в рамках данного социального пространства ( регион, страна, город, село и пр.); большие группы, складывающиеся исторически внутри самых обширных совокупностей людей, различающиеся по их месту и роли в системе производства материальных и духовных благ, а также по образу жизни, общественному сознанию и социальной психологии (классы); общности, формирующиеся на основе сходства национально-этнических признаков (народности, нации); общности, различающиеся по социально-демографическим и профессиональным признакам. Кроме того, любая крупная общность дифференцируется на базе социальной стратификации, т.е. на группы и слои в иерархическом ранге. Участие в борьбе больших социальных групп и их представителей за общественно значимые цели необходимо для того, чтобы конфликт считался социальным.
          Уровень и масштабность социального конфликта зависят от вида социальных общностей, выступающих конфликтующими сторонами. Конфликты между обществами относятся к глобальным; между крупными социальными группами внутри дан-

          141_____________Лекция 4
          ной страны – это макроконфликты (межклассовые, региональные, национальные); местные конфликты – между отдельными группами местных обществ. Так, нынешний пока еще латентный конфликт в целом, но прорывающийся в локальных столкновениях между западной и восточной цивилизациями, есть глобальный конфликт между народами многих стран. Его конкретное проявление в конфронтации между отдельными христианскими странами и странами, населенными мусульманами ( Ираном и США, Ираком и американо-европейским сообществом). Классовые, национально-этнические конф-ликты охватывают большинство слоев населения различных стран, оказывают влияние на их жизнь. Поэтому их следует характеризовать как макроконфликты. Таковы же социальные движения протеста в различных странах и регионах нашей страны. Столкновения между местными институтами власти и отдельными слоями населения, (например, пенсионерами, многодетными семьями), по поводу социальной помощи относятся к числу конфликтов местного уровня. Пока носят местный характер встречающиеся в России конфликты между местным населением и мигрантами-беженцами, численность которых постоянно растет. Волны беженцев обостряют проблемы занятости, жилья, преступности.
          Социальные конфликты возникают и развиваются в недрах социальной структуры. Социальное неравенство и отношения господства – основная детерминанта социального конфликта, реализующаяся во взаимоотношении общностей и групп. Современность вносит существенное разнообразие в эту общую закономерность социального конфликта.

          Основы конфликтологии 142
          И в развитых и в развивающихся странах не существует тех жестких границ между социальными группами, в том числе крупными, которые имели место в прошлом. Для современного общества, тем более постиндустриального, характерны, как отмечалось на последнем (XIII Международном социологическом конгрессе, подвижность и изменчивость границ различных социальных групп, консолидирующихся, дифференцирующихся, а также ослабевающих и исчезающих.
          Социологами анализировались группы, действующие в плане взаимопонимания и взаимообогащения и группы противоположного характера, настроенные на конфронтацию и даже потенциально ориентированные на деструктивное, антиобщественное поведение. Это обстоятельство заставляет отказаться от догматического тезиса о субъекте социальной борьбы – всегда единой большой общности людей, сплоченного социального класса (рабочих, крестьян или буржуазии).
          Еще М.Вебер отмечал, что «класс – не сообщество, а чаще всего только основа, возможная для совместных действий».4 Эту позицию развивает современный французский социолог Бурдье П. Он, на наш взгляд, обоснованно критикует определение социальной группы по численности, членам, границам и т.п. в ущерб отношениям, а также «интеллек-туалистскую иллюзию» отождествления теоретически сконструированного учеными понятия класса с реально действующей группой людей.5 Бурдье П. пишет, что класс в логическом смысле слова, т.е, как совокупность агентов, занимающих сходную позицию и имеющих все шансы для обладания сходными интересами и для выработки сходной практики, этот класс имеет только теоретическое существова-

          143_________Лекция 4
          ние; это – «класс на бумаге». «Однако реально это не настоящий класс в смысле группы ... «мобилизованной», готовой к борьбе; со всей строгостью можно сказать, что это лишь возможный класс...»6. Автор, однако, впадает в другую крайность: он вообще отрицает классы как реальные группы, в смысле совокупности агентов, не «мобилизованных», не готовых к борьбе. «Что существует, так это пространство отношений , которое столь же реально, как географическое пространство ...».7
          Возникает вопрос: отношений между кем? Ответ может быть только один: между агентами – членами группы, называемой классом. Класс и есть система отношений между его членами, причем таких, которые складываются объективно, не будучи осознанными и тем более целенаправленно реализованными в форме социальной активности.
          Класс как большая социальная группа ни в коем случае не тождественен классовым группам, вступающим в социальный конфликт. Большая группа лишь в потенции – субъект конфликтного действия. Действительным же субъектом выступает активная, организованная часть этой группы, претендуя на представление ею общих классовых интересов. Только в переломные периоды (война, революция, глобальная модернизация общества) большие группы – классы, национальные общности – говорят последнее слово при принятии судьбоносных решений. Народ в качестве основного источника власти проявляет себя как единое целое в процессе непосредственного отправления своей властной функции (референдумы, выборы).
          В современном социальном конфликте классы, так сказать, в чистом виде не выступают в роли противоборствующих субъектов. Нельзя назвать ни-

          Основы конфликтологии 144
          одного социального движения, в котором бы участвовали представители только каких-то одних слоев населения. Национальные, молодежные, феминистские, экологические и многие другие современные движения включают в себя разнородные по социальному положению элементы: из числа квалифицированных и малоквалифицированных рабочих, аграриев, служащих, бюрократии, работников науки, образования и здравоохранения, буржуа-предпринимателей и даже маргиналов-люмпенов. Тем не менее в конфликтах, возникающих на почве социального расслоения общества, противостоящие группы – это в основе своей слои, классовые по природе, – массы наемного труда, с одной стороны, и группы владельцев капитала, с другой.
          Тот факт, что большие социальные группы не функционируют в реальной жизни в виде сплоченных субъектов общественных действий и конфликтов, не говорит об отсутствии их роли в социальном процессе. Будучи потенциальным субъектом, они служат источником формирования противоборствующих сил и потенциальной опорой для каждой из них. Поэтому конструктивный характер разрешения социальных конфликтов и стабильность общества зависит от: а) наличия сильного господствующего класса, сплоченного интегрированными интересами; б) среднего класса, разнородного, но массовид-ного, препятствующего расколу общества на полярности; в) достижения равновесия интересов и стату-сов социально значимых групп. Отмеченные признаки стабильного общества характеризуют состояние социального единства.
          Независимо от того, какие группы вступают в конфликт – крупные или их сегменты, поле конфликта образует определенный сектор или же в це-

          145 _________Лекция 4
          лом социальное единство.Вне социального единства не может возникнуть и существовать конфликт. Единство представляет собою, во-первых, систему самых общих и глубоких связей между противниками и интеграционных ценностей, Делающих противоборствующие стороны частями одного целого – данного общества, государства; во-вторых, именно в рамках социального единства формируется иерархизированная система статусов, коль скоро единство объединяет разнокачественные социальные элементы; в-третьих, только наличие социального единства служит основой разрешения конфликта между большими социальными группами при сохранении жизнеспособности данного общества. Революционные или военные конфликты, глобальные кризисы, крупнейшие катастрофы выдерживают те сообщества людей, которые исторически выработали в себе систему взаимосвязей и ценностей, объединяющих основную массу своих членов в целое, в органическую систему, способную адаптироваться к резко меняющимся условиям существования. К таковым относится сообщество россиян.
          Социальное единство выражает собой прежде всего общность фундаментальных интересов всех групп населения, т.е. тех объективных взаимозависимостей и формирующегося на их основе всеобщего согласия, без чего данная страна, народ, государственное объединение как реальности существовать не могут. Такая взаимозависимость и согласие обусловливаются единым социальным пространством как жизненной средой, общими способами экономической деятельности и отношений, одной системой культуры, проявляющейся в сходных чертах психологии народа. Социальное единство – это выражение меры допустимости социального конф-

          Основы конфликтологии 146
          ликта. Демократические институты, институты гражданского общества – легитимная основа и механизм поддержания единства и регулирования конфликта в его рамках.
          В России идея единства культивировалась тысячелетие, что служило интегрирующим фактором в стране с многоликим обществом, расположенном на огромной территории. Русская идея, воплощающаяся в понятиях «соборность», «коллективизм», «солидарность», отражала необходимость социального единства как системы общественных отношений. В ее рамках развивался и зарождался конфликт между господствующим классом и основной массой народа, формировалось стремление народа к свободе. Этот конфликт приобрел форму классовой борьбы, завершившейся в конечном итоге эпохой революций и гражданской войны. В результате прежние основания единства общества были разрушены, и все же одна из его главных опор – единая государственность – сохранилась и закрепилась, хотя и в преобразованном виде. В постреволюционный период советский режим внедряет в общество иную идеологическую детерминанту единства – коммунистическую доктрину и психологию. В общественном сознании россиян новая идея в значительной степени приобрела элементы прежней идеологии и менталитета, обретя форму религиозности. Обрушившиеся на страну конфликты и такая катастрофа, как Великая Отечественная война, не подорвали истерического единство общества. Но времена менялись. В жизнь вступали новые поколения, интересы которых приходили в противоречие с существующей системой власти и социального управления. Выстраивались новые связи и отношения между людьми. Социальное единство, основанное

          147 ____Лекция 4
          на партийно-идеологических ценностях, исчерпала себя. Возникла потребность в иных ценностях. Поиск их идет; в такой период особенно опасны макроконфликты, развитие которых может развалить это единство. Одни традиционные российские ценности, в том числе – единая государственность и, тем более, православие недостаточны для скрепления в целое такого многосоставного социального образования, каким является Россия. Нужны современные идеи и ценности, понятные большинству народа и притягательные для него.
          Абсолютизация единства общества в его партийно-идеологической форме привела к публичному отказу от самой необходимости социального единства и идеологии. Нынешней правящей элитой была провозглашена концепция деидеологйзации. В действительности же деидеологизация не состоялась, равно как и, мягко говоря, оказалась некорректной критика принципа социального единства как такового. Короткий период постсоветского времени показал, что идеологический вакуум в обществе невозможен. Господствует или доминирует в обществе какая-то идеология, светская или религиозная. В современной России – это антикоммунистическая, либерально-консервативная идеология, она составляет духовную основу политического режима и утверждающегося капитализма. Практика показывает, что без единства основных, социально значимых групп и слоев населения нельзя создать какую-либо новую социальную систему. Естественно, что, проклиная коммунистическую идеологию, обвиняя ее во всех грехах, радикал-демократы сознательно насаждают в стране ее антипод. Стабильность существования любой социальной группы, как отмечает Козлова О., да и, добавим от себя, любого сообще-

          Основы конфликтологии 148
          ства определяется осознанием своей внутренней общности. Такое осознание осуществляется в идеологии, через идеологию. Не будучи подкрепленными идеологией, общечеловеческие ценности превращаются в фетиш, не способный помочь в разрешении социальных конфликтов.8 Отказавшись от идеологии, общество не сможет быть единым целым и выполнять свои функции, осуществляемые социальными группами.
          Анализ социальных конфликтов как взаимодей
          ствия противоположных больших социальных групп
          не должен уводить нас от индивидуализации таких
          конфликтов. Суть проблемы заключается в нахож
          дении взаимосвязи двух концептуальных линий в
          понимании социального конфликта, наметившихся
          в западной литературе еще со времени Э.Дюркгей-
          ма: признания лишь индивидуальных конфликтных
          ситуаций и противоположной ей, идущей от Марк
          са – ставке только на макроконфликты между боль
          шими социальными группами, в частности, класса
          ми. Принципиальный шаг по пути синтеза этих ли
          ний осуществлен в том, как показано ранее, что
          современная теория отказалась от жесткой дихото
          мической модели классового конфликта, признав
          закономерность плюрализма социальных групп.
          Другая сторона проблемы – не только социальная,
          но и гносеологическая (теоретико-познавательная):
          в сведении социального к индивидуальному и, на
          оборот, индивидуального к социальному. Ч
          Социальные конфликты как столкновение круп-ных социальных групп по поводу реализации их противоположных интересов, связанных со статусами, реально осуществляются в виде групповых, организованных взаимодействий индивидуальных агентов. Общий интерес или общая позиция, отста-

          149_____________Лекция 4
          иваемая социальной группой, становится реальностью для каждого члена этой группы в той мере, в какой а) выражает взаимную зависимость индивидов в жизненном пространстве в рамках социальной структуры, способа совместной деятельности и культурной среды; б) будучи интернализованной, превращается в социо-культурную матрицу мотивации поведения и деятельности; социализация индивида есть процесс перехода социального в индивидуальное; в) воплощается в системе общественной власти, в границах индивидуальных прав и свобод каждого.
          Таким образом, социальное как общее существует через индивидуальное и в индивидуальном. Социальный конфликт – это конфликт по поводу общезначимых интересов, ценностей, позиций, наконец, условий жизни. Там, где между группами или индивидами имеет место борьба, связанная с защитой общезначимых интересов, проявляется социальный конфликт. В таком случае он составляет часть, элемент более масштабного конфликта, а не ограничен рамками только индивидуальных столкновений.
          Индивидуальный агент конфликта выступает носителем социального, если: он 1) часть реально действующей группы, участник совместного с другими членами группы противоборства; 2) рассматривает и групповые ценности как свой общий интерес, солидарен с группой во взглядах, являющихся предметом дискуссий; 3) представляет группу, общность; 4) его действия оцениваются другими членами группы и им самим как направленные на защиту общих интересов и позиций; 5) если мотивы деятельности индивида принимаются за мотивы деятельности общности.

          Основы конфликтологии 150
          Социальный конфликт как столкновение больших общественных групп реально проявляется в массе индивидуальных действий, поступков, событий. Однако в этом многообразии действий и поступков реализуются общие цели и позиции через совместные действия людей. Анализ конфликта как столкновения крупных групп, как явление социального позволяет выявить в лабиринте общественных и индивидуальных противоречий, в смене борьбы и согласия, изменения и стабильности, прогресса и упадка основную, линию общественного процесса и оказывать на нее влияние, дает предвидение негативных и позитивных последствий конфликта.
          Сведение индивидуальных столкновений к социальным не означает игнорирование воли и инициатив отдельных агентов, поскольку общая борьба слагается из их совокупных действий. Тем не менее действие каждого индивида интегрируется в общий конфликт, если оно социально значимо, т.е. вписывается в общую борьбу социальных групп.
          Концепция индивидуализации социального конфликта, его так называемой приватизации, приводит к отрицанию возможности крупномасштабных социальных противоречий и связанных с ними коллизий. Это – точка зрения консервативного плана тех теоретиков и политологов, которые делают ставку не на изменение системы, а на ее стабилизацию, на сохранение равновесия. Противоположная концепция – признание возможности крупномасштаб-ных социальных конфликтов – ориентирует прак-тику на изменение и развитие системы, в ходе которых разрешаются возникшие конфликты.

          151 _______Лекция 4
          2. Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.
          Одним из типов социального конфликта является классовый конфликт. Насколько актуальна проблема классового конфликта в современную эпоху? Ответ на этот вопрос требует конкретного подхода в анализе социальных структур различных систем и стран. За очевидную истину можно признать лишь тезис, отвергающий жесткую дихотомическую модель классового конфликта как единственного, судьбоносного для любого общества, неизбежно приобретающего взрывной характер. Современная конфликтология не отрицает классовый конфликт как таковой. Однако, во-первых, понятие класса трактуется неоднозначно, чаще всего не связывается с объективными различиями социальных групп, детерминированными их местом и ролью в системе экономических отношений. Во-вторых, классовый конфликт не отождествляется с классовой борьбой, завершающейся социальной революцией. Современный классовый конфликт, если он и признается, то в любом понимании рассматривается западными авторами как институционализирован-ный и регулируемый конфликт между предпринимателями и рабочими, в котором ни одна из сторон не стремится полностью устранить противоречия интересов путем революционных изменений.9 В-треть-иx, в демократических странах классовая борьба институционализирована в форме выборов в орга-ны власти (Липсет С.). В-четвертых, классовый конфликт признается одним из многих конфликтов в обществе.
          Понятие класса в настоящее время используется многими социологами, политологами и конфликте-

          Основы конфликтологии____
          логами. Выше говорилось о позиции Бурдье П., отрицающего реальность классов как крупных социальных групп. Американский социолог и политолог Липсет С. подчеркивает значимость для функционирования демократии взаимоотношений между политическими партиями и «такими типами раскола, как классовые, профессиональные, региональ-ные, этнические и религиозные различия...».10 Он пишет о «классовой структуре», «классовых партиях», понимая под этим «раскол», различия между общественными группами по социальному положению, уровню дохода и степени власти, т.е. стратам. Им используется понятие «рабочий класс», который является опорой для коммунистических и левосоци-алистических партий. В то же время Липсет G. от-мечает сложность (многомерность) стратификационной системы современного общества. Он признает, что более либеральные или левые партии пользуются непропорционально большой поддержкой со стороны малоимущих, рабочих, крестьян-бедняков, людей недостаточно образованных и других групп с низким общественным статусом. Однако эта связь допускает многочисленные исключения; имеют место отклонения от установленного соотношения между поддержкой той или иной партии и любым данным показателем классового положения.11 Выводы Липсета С. подтверждаются опытом европейских стран. Здесь, как известно, остаются «левые» и «правые» социально-политические силы, сохраняются коммунистическое и социалистическое движения, выражающие и защищающие интерес», в том числе классовых, различных социальных групп. Последние выборы президента Франции, в частности, показали, сколь острым сохраняется конфликт между левыми и правыми политическими

          153 _______Лекция 4
          силами, хотя, конечно, он далеко не такой, каким был в периоды французских революций.
          В материалах XIII Международного социологического конгресса многократно встречаются понятия «социальные», «классовые» различия, а также «рабочий класс» и тем более – «средний класс». Так что, преждевременно утверждать, как это делает Дарендорф, что современный социальный конфликт – это «послеклассовый конфликт» и что в некоторых странах, по мнению немецкого политолога, хотя и жив «язык классового конфликта», но даже в них якобы классовое деление общества в традиционном смысле слова не является основой конфликта.12 Тем не менее мысль Дарендорфа о качественном изменении современного социального конфликта в принципе верна.
          Немецкий конфликтолог сам не предает забвению понятие «класс», а вкладывает в него иное содержание. Это – «большинство», «класс большинства», но необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно «удобное» существование, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. «Класс большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие правящие классы».13 В современном обществе, пишет Дарендорф, «в определенном смысле случилось прямо противоположное» тому, о чем писал Маркс.. «подавляющее большинство людей обрело относительно удобное существование ... проводит границы, оставляя кого-то за их пределами». «Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» только тех, кто приемлет их ценности».14 Причем, «класс большинства» проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец-

          Основы конфликтологии 154
          кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта. Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы.
          Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению Дарендорфа, заключается в том, что из всех его видов суть процессов, происходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и гражданскими правами, или иначе – «между ресурсом и притязаниями». Современная, форма воплощения конфликта –«аномия», что означает временную утрату социальными нормами своей действенности в результате экономического или политического кризиса. Это
          – «конфликт культуры» (Мертон), когда люди в силу своего общественного положения не способны подчиняться ценностно-нормативной системе общества.
          Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно распространение конфликт на расовой основе. Подобное явление – шаг назад в истории развития гражданского общества.
          О овоеобразии современного социального конфликта, характерном, по крайней мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В
          -частности, французский социолог Турен А. отмечает, что формирование постиндустриального общества стимулирует восприятие и изучение новых акторов и их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован как
          ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН-
          центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное действие, характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или адаптирование слабого элемента социальной системы.

          155 Лекция 4
          2) Социальные конфликты – механизмы изменения принятия решений, т.е. политические. Это – социальная борьба.
          3) Конфликтные действия, направленные на изменение системы социального детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся главнейших ресурсов общества (знаний, производства, этических норм). Это – социальное движение.
          Во всяком конфликте имеет место не только борьба за господство, но и за ценности, за доминирование определенной культурной модели.
          Турен А. особо рассматривает социальное движение как тип конфликта. Он отмечает, что социальное движение – не только конфликт, но также привнесение в общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут конструировать себя из любой социальной «смеси». Стало быть, они носят не только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений – они «чисто социальные» и «диффузные», тогда как рабочее движение в прошлом было концентрированным. Автор подчеркивает различие социальных и политических движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность первых политическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и политического движения как революционного процесса было порождено идеей социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время занимает центральное место в общественном процессе и является базовым условием демократичности политической ЖИЗНИ.16

          Основы конфликтологии 156
          Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно которой конфликтные отношения, обусловленные классовым «расколом», вытесняются более ограниченными и более специфическими отношениями групп по интересам. Высокая социальная мобильность в развитых странах (вертикальная и горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Общество не поляризируется по линии одного противоречия и одного основополагающего конфликта. Такое общество социально плюралистично; ему присущи многие противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым.
          Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует совокупность взаимопересекающихся интересов. Противоречия здесь размежевывают общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в жизнедеятельности этих групп при идентичности их сущности. Общественные силы в демократических системах находятся в разнокачественных, разноплановых связях между собой. Одни из этих связей выступают как противоречия, а другие – нет. Словом, противоположности в одном отношении перекрываются единством в другом. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в постоянно взаимоисключающие полярности. Описанные противоречия и возникающие на их базе конфликты, как правило, не являются насильственными,.
          Стратификация общества, противоречия, укоренившиеся в ней – источник конфликтов, характерных для экономически развитых, устойчивых государств. Здесь, как утверждает Липсет С., в обычай вошла «политика коллективного торга» – борьба вокруг дележа всего экономического пирога, вокруг

          157_____________Лекция 4
          установления объема социального обеспечения и планирования и т.д.17
          В развивающихся странах в дополнение к конфликтам, связанным с классовыми различиями, существенную роль, по мнению Липсета С., играют культурные или глубокие ценностные конфликты. Конфликтогенным фактором в этих странах выступает модернизация. Ее высокие темпы, в частности, в мусульманских странах, способствуют экономической, политической и социальной поляризации общества, обострению отношений между сторонниками традиционных норм (консерваторами, фундаменталистами) и приверженцами модернизации, которые приветствуют и отстаивают происходящие изменения. Кроме того, модернизация несет с собой и другие конфликты, детерминируемые ее неоднозначными последствиями.
          С одной стороны, она вызывает процесс субъек-тивизации социальной деятельности человека, а вместе с этим и новые формы отчуждения; с другой стороны она обусловливает формирование новых социальных групп и слоев, вовлечение их в активную общественную жизнь. Проблема индивидуализации и обобществления конфликта проявляется и здесь. Национально-этнические конфликты – одно из главных противоречивых последствии модернизации.
          Наличие насильственных локальных конфликтов во многих странах показывает, что время социального антагонизма еще не миновало. Поэтому не сошел со страниц научной литературы и термин «социальный антагонизм», обозначающий определенный тип социального конфликта.
          «Антагонизм» как понятие общественной науки разработан марксизмом. В марксистской традиции

          Основы конфликтологии 158
          Данное понятие обозначает непримиримее классовое противоречие, проявляющиеся в классовой борьбе. Признаками социального антагонизма являются: субъекты – классы или иные большие общности и образования (нации, государство) с взаимоисключающими коренными интересами; непримиримость интересов, позиций и ценностей, взглядов, целей и ориентации; насильственные методы борьбы; подавление или уничтожение одной стороны другой вместе с ликвидацией социальной основы ее существования, а стало быть и того социального единства, в рамках которого возникли и существовали антагонистические противоположности; качественное изменение социальной системы как результат разрешения антагонизма крупных социальных групп.
          Вне марксистской литературе понятие «антагонизм» используется в более ограниченном смысле: как обозначающее любой враждебный, требующий применения насильственных средств, конфликт. Это могут быть межличностный или групповой, межгрупповой, этнический и прочие конфликты. Отдельные конфликтологи и социологи применяют понятие «антагонизм», близкое по смыслу к марксистскому, для характеристики общественных систем с одним противоречием. Имеется в виду одно основное противоречие, раскалывающее общество на противоположные лагери.
          Скажем, в настоящее время в мире существуют самые разнообразные социумы. Это – моноконфликтные (с одним социальным противоречием и конфликтом) и поликонфликтные (со многими, пересекающимися или накладывающимися друг на друга конфликтами), с социальноклассовыми антагонизмами как доминирующими типами конфлик-

          159 Лекция 4
          та и смешанными типами конфликта, где социальный антагонизм – лишь один из видов конфликта, не оказывающий судьбоносного влияния на процесс общественной жизни. В таких обществах постоянно происходит взаимопереход антагонизма в неан
тагонизм – конфликт, порождаемый разнообразными частными или групповыми интересами в рамках общих интересов и одобряемого всеми социального единства. Переход антагонизма в неантагонистический конфликт означает качественное изменение конфликта и переоценку его места и роли противоборствующими субъектами и обществом. Речь идет о переходе к конфликту со слабой интенсивностью, с ограниченной масштабностью действия и локальными последствиями, о борьбе ненасильственными средствами с преобладанием конструктивного влияния на конфликтующих субъектов и окружающую среду, наконец, о переходе к управляемому конфликту и возможности его институцио-нализации, рационализации и разрешения на основе принципа демократии при сохранении данной социальной системы.
          Перевод социального антагонизма в русло неантагонистического конфликта возможен при такой системе, где существуют условия для достаточно массовой социальной мобильности, где реален социальный плюрализм и налицо значительные средние слои населения. И, конечно же, в демократических системах, обеспечивающих институционали-зацию конфликтов, а также конструктивное их разрешение.
          При наличии кризисной ситуации или близкой к ней происходит перерастание неантагонистических конфликтов в антагонистические.

          Основы конфликтологии 16О
          Самое существенное в этом процессе – углубление конфликта, качественное изменение его основы. Конфликтная линия, разделяющая противоборствующих субъектов, в этом случае определяется образовавшейся противоположностью основных социальных интересов. В свою очередь такая противоположность детерминируется сложившейся ситуацией: экономической, социально-политической и пр. Антагонизм всегда предполагает тенденцию распространения противоборства на многие слои населения, вызывает поляризацию социальных субъектов, дезинтеграцию общества и стимулирует аномию как форму воплощения конфликта.
          3. Социальный конфликт в современной России.
          При всем уважении к своей стране нельзя не согласиться с характеристикой нынешнего состояния ее социальных отношений, данной известным русским философом и писателем Зиновьевым А. Это – посткоммунистическое образование, представляющее собой не какую-то новую общественную систему, не какой-то тип системы, а некоторое хаотическое и эклектическое образование, попытка организации «продуктов распада в некое подобие целостного существа». Российское общество сегодня есть «социальный урод», сочетающий в себе «обломки коммунизма, имитацию допотопного капитализма, реанимацию феодализма, легализированную преступность и кустарщину».18 Официально такое состояние называют переходным периодом, что даже признано в некоторых международных документах. Возможно, что качество переходности в постсоветской России доминирует. Однако оно весьма своеоб-

          161_____________Лекция 4
          разно, поскольку речь идет в значительной степени о реставрации таких капиталистических структур и отношений, которых в современных развитых странах нет, при одновременном разрушении всего позитивного, созданного за семьдесят лет трудом одного из талантливых народов земли.
          Конфликтогенную ситуацию в социальных отношениях в России невозможно отнести к какой-либо описанной в научной литературе системе конфликтов. Это – и не отношения послеклассового конфликта, проанализированного Дарендорфом Р., и не структурно-функциональные конфликты, связанные с уклоняющимся поведением, описанные Парсон-сом Т. Это – наконец, и не классические классовые конфликты между буржуазией и рабочими, открытые марксизмом.
          Российское общество, переживающее глубокий системный кризис, характеризуется наличием разнородных зон социального конфликта, связанных с осколками госсоциализма, с нарождающимся примитивным капитализмом, реставрируемым дореволюционным прошлым и заимствуемыми элементами западно-европейских социальных структур. На всех этих зонах лежит печать российского менталитета, характеризующегося единством противоположных свойств в русском народе: деспотизма, гипертрофии государства и анархизма, неуважения закона; жестокости, склонности к насилию и вместе с тем доброты, человечности, мягкости; поисков истины, правды; коллективизма и обостренного сознания личности, индивидуализма; революционности и консерватизма; интернационализма и шовинизма; религиозности и воинствующего безбожия. Бердяев Н. писал, что русским народом можно очароваться и разочароваться, от него можно всегда ожи-

          Основы конфликтологии 162
          дать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть.19 Иностранцы, замечает русский философ Лосский Н., часто подчеркивают страстность и экстремизм русских; «неумение идти средним путем, отсутствие меры».20 Последнее замечание особенно важно при анализе конфликтного поведения соотечественников.
          Обилие зон конфликта не означает, что в нашем обществе нет сегодня главной зоны, определяющей конфликтной линии. Она есть и, к сожалению, это – антагонизация социальных, экономических и политических отношений, обусловленная углублением социальной дифференциации общества и социального неравенства; биполярная социальная структура как крайний вариант ее асимметричного строения и прямо связанный с этим классовый конфликт все больше становятся ведущей тенденцией социального процесса в стране, решившей вернуться, по воле, в основном, элитной части населения, к капиталистической системе.
          Язык классового конфликта начинает звучать все громче в недовольстве более трети населения, оказавшегося на грани или за чертой бедности, в возмущении вопиющей социальной несправедливостью, выраженной в том, что расслоение общества по доходам превысило показатели, предельно допустимые для стабильных государств: вместо десятикратной разницы в доходах самых богатых и самых бедных сдоев населения, свойственной большинству развитых стран, в России на конец 1994 г. 10% наиболее обеспеченных слоев населения получили доходы, в 1-5 раз превышающие доходы наименее обеспеченных. Разрыв в уровнях зарплаты десятой части наименее оплачиваемых работников

          163 _________Лекция 4
          и десятой части наиболее оплачиваемых достиг 27 раз.21
          Еще недавно, летом 1992 года, на заседании Конституционного суда в Москве по делу об Указах Президента РФ и по вопросу о конституционности КПСС адвокат Макаров, представлявший сторону Президента, со всей серьезностью, в обвинительном тоне спрашивал одного из свидетелей со стороны бывшей КПСС, не означает ли его рекомендация как автора одной из книг подходить к оценке любого социального факта с классовой точки зрения «пропаганду социальной розни».22 "Сегодня же этот вопрос звучит просто наивно. Все средства массовой информации говорят и пишут о «старых» и «новых» русских. Утверждающийся режим и социальный строй опираются не на «старых», а на «новых» русских, на класс новых собственников, которых в стране абсолютное меньшинство. Создается политическая партия власти, пока в виде избирательного блока «Наш дом Россия». И никто не собирается обвинять его организаторов в «разжигании социальной розни». В обществе, где взят ориентир на социальную дифференциацию и социальное неравенство, где частная собственность, вопреки российскому менталитету, провозглашена священной ценностью, такой процесс закономерен.
          Однако есть надежда на то, что утверждавшаяся в советское время, хотя и зачастую негодными средствами, линия на развитие социальной однородности общества и отношений коллективизма, товарищеского сотрудничества различных слоев населения оставила свой след, и эти отношения будут сдерживать, ограничивать расширение сферы социального антагонизма. В обществе теперь и в перспективе антагонистическая линия социального кон-

          Основы конфликтологии 164
          фликта будет сочетаться с неантагонистическим конфликтом. Стабильность общества будет зависеть от того, насколько властям удастся разумно сочетать эти типы конфликтов, регулировать их в рамках конструктивности. Поэтому в настоящее время напрасно правящие круги и обслуживающие их СМИ стремятся вытравить из памяти масс традиционные для россиянина ценности – коллективизм, социальную справедливость и солидарность. Голый индивидуализм, идеал «золотого тельца», погоня за наживой и другие «новшества», заимствованные не из лучших сторон буржуазного общества, едва ли привьются большинству российского народа.
          Конфликт коллективизма и индивидуализма – характерный тип конфликта для современного российского общества. Он выражает собой более глубокое противоречие нынешнего этапа – между остатками социализма и утверждающимся капитализмом. Особенно отчетливо данное противоречие проявляется в сельских обществах, где еще достаточно сильны позиции коллективных хозяйств и соответственно коллективного образа жизни, и вместе с тем властями стимулируется фермерство – индивидуальный тип хозяйства, основанный на применении наемного труда и его эксплуатации. Классовый конфликт в России пока не приобрел своей типологической четкости, подобной тому, как это было на рубеже XIX-XX вв. И, наверняка, он не станет таковым в постсоциалистический период еще и потому, что в перспективе под влиянием технического прогресса будет возрастать социальная мобильность населения. Нельзя сбрасывать со счета и возможности развития среднего класса, обзаводящегося некоторой долей приватизированной госсобственности. Уже теперь (а в дальнейшем еще в

          165_____________Лекция 4
          большей степени) на социальный фон конфликтно-сти влияет установка значительного числа населения на индивидуальное приспособление к обстоятельствам, стремление любыми путями выжить, извлечь из сложившихся условий выгоду для себя, пренебрегая общими интересами, заботой о судьбах страны, ее престиже и т.п. Иными словами, действует фактор индивидуализации, российской «приватизации» общественного конфликта как противоположность тенденции классовой поляризации общества. Насколько глубоко проникнет в поры страны подобный процесс, достигнет ли он уровня, свойственного современным развитым странам, сказать пока трудно. Еще раз подчеркиваем, что в социальный процесс вносит и будет вносить свои коррективы коллективизм, солидарность, привычка мыслить социальными категориями и связывать свою судьбу с общественными идеалами, пусть подчас и утопическими, укоренявшимися в сознании и поведении людей в советскую эпоху.
          Немаловажное влияние на вызревание классового характера социального конфликта оказывает характерный для данного этапа существенный факт: основная линия социальной напряженности, согласно социологическим исследованиям, пока проходит не между большими социальными группами, а между государственной властью на всех ее уровнях и основной массой населения. Любопытен в этом плане эпизод, происшедший в ходе известных трагических событий в г. Буденовске Ставропольского края. Собравшись на митинг, возмущенные террористическим актом чеченских банд боевиков жители города обвинили в случившемся прежде всего федеральные власти и потребовали отставки правительства и Президента РФ. А когда Прези-

          Основы конфликтологии 166
          дент за допущенное кровопролитие вместе с рядом федеральных министров отправил в отставку губернатора края, то главы администраций районов и городов края, надо думать, не без поддержки населения, обратились к Президенту с просьбой приостановить действие его указа, в части освобождения от работы своего губернатора. Люди привыкли в советское время уповать на государство, на верховную власть при необходимости разрешения любых важных для них проблем. И стереотипы социального поведения в случае серьезных конфликтных ситуаций еще не изменились. И не изменятся до тех пор, пока не сформируется окончательно водораздел между гражданским обществом и государством, высшей властью и местным самоуправлением, а также между интересами капитала и наемного труда, и пока не будут представлены эти интересы сложившимися, признанными социальными группами, партиями и движениями. Так что, социально-классовый конфликт в России еще долгое время будет возникать и проявляться как политический. Отсюда и основное средство его регулирования – социальная политика государства, решающая задачу гармонизации общественных отношений, создания условий для высокой социальной мобильности, для необходимого благосостояния всех граждан и ослабления социальной поляризации в обществе.
          Современной России, с характерной для нее уродливой социальной структурой и социально-правовым хаосом, присущ тип социального конфликта, воплощающийся в форме «аномии», т.е. между сущностью норм социального поведения и реальным массовым поведением. Это прежде всего находит свое проявление в такой крайней форме «аномии», как отклоняющееся и преступное поведение. Многие

          167_____________Лекция 4
          аналитики характеризуют нынешнее российское общество как находящееся на пороге криминального «В последние годы в обществе фактически наблюдается криминализация всей системы общественных отношений», – пишет академик Осипов Г.23 В мировой практике признается за критический уровень преступности: на 100 тыс. жителей – 5-6 тыс. преступлений. В России зарегистрированная и невы-явленная преступность (примерно две трети общего объема) в совокупности составляет около 6-6,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения.24 Разрушение и деформация традиционных гуманистических ценностей общества привело к росту стрессовых ситуаций, следствием чего стала эскалация психического травматизма людей. Общее количество больных, обратившихся к врачу-психиатру в 1993 году, составило более 3 млн. 500 тыс. человек, что почти на десятую часть больше, чем в 1992 году. Угрозу не только моральной, но и физической деградации населения создает алкоголизация общества. Годовой уровень потребления алкоголя в России достигает по различным оценкам 14-18 литров на человека, тогда как по оценке всемирной организации здравоохранения критическим порогом потребления абсолютного алкоголя на человека считается 8 литров. Известно увеличение больных наркоманией. Все это в совокупности образует социальный кризис общества, доминирование в нем конфликта в форме «аномии», или, по Мертону, «конфликта норм в культуре».
          Наконец, российское общество сегодня обременено острым национально-этническим конфликтом, проявляющимся во вспышках гражданской войны.
          Возникает вопрос, насколько взаимосвязаны рассмотренные виды современного .социального конф-

          Основы конфликтологии 168
          ликта? Даже без глубокого анализа ясно, что такая взаимосвязь существенна и действенна. Достаточно сказать, что становление социально-классового конфликта прямо связано с эскалацией конфликтов – «аномии». Преступность прогрессирует на базе социальной дезинтеграции общества, углубления его раскола на господ и простолюдиев, на миллиардеров и нищих или полунищих. Крими-нализация общественных отношений стимулируется политикой перераспределения собственности. В свою очередь то и другое пробуждает национально-этнические коллизии. В целом же конфликтная сеть замыкается на нынешнем процессе капиталистической модернизации. Объективные и субъективные противоречия этого процесса (о чем говорилось ранее) порождают отмеченные и другие конфликты нынешнего судьбоносного для нашей страны периода.
          Литература
          1. Краткий словарь по социологии. М, 1988, С. 337.
          2. Там же. С. 388, 389
          3. Зинченко Г. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993. С. 97.
          4. Социс, 1994, 5. С. 147.
          5. Бурдье П. Социология политики, М, 1993. С. 55, 59-63.
          6. Там же. С. 59.
          7. Там же. С. 60.
          8. Козлова О. Развитие идеологии и социальные конфликты. Социс, 1993, 3. С. 28.
          9. Липсет С. Политическая социология. Американская социология. М, 1972. С. 214.
          10. Там же.
          11. Там же. С. 216.

          169___________________Лекция 4
          12. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Иностранная литература, 1993,..4. С. 240
          13. Там же. С. 237.
          14. Там же. С. 237-238.
          15. Турен А. Социальные движения, революция, демократия. Свободная мысль, 1991, 14. С. 36
          16. Там же. С. 35, 42.
          17. Липсет С. Политическая социология. Американская социология. С. 214.
          18. Правда, 21 июня, 1995 г.
          19. См.: Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 281.
          20. Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 267.
          21. Осипов Г. В общем котле давление подошло к «красной черте». Правда 2.1 июня, 1995 г.
          22. КПСС вне закона? М, 1992. С. 123.
          23. Осипов Г. В общем котле давление подошло к «красной черте». Правда 21 июня, 1995 г.
          24. Там же.

          Основы конфликтологии 17О
          Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
          Политический конфликт, как и любой другой, являет собою определенный вид общественных отношений между людьми. Однако это – конфликт особого рода, поскольку он, во-первых, возникает и существует по поводу политической власти и ее функционирования в обществе; во-вторых, в политическом конфликте задействованы не отдельные индивиды, а социальные группы, причем массовые: политика вершится там, где действуют тысячи и миллионы людей со своими интересами; в-третьих, политический конфликт наиболее социально значим, его последствия, независимо от желания неучаствующих в политике, сказываются, как правило, на всех сферах общественной жизни.
          1. Политический конфликт
          как вид политических отношений.
          Типология политических конфликтов.
          Общее определение конфликта – необходимая предпосылка определения конфликта политического. Необходимая, но недостаточная. Не зная общего, трудно понять специфическое, особенное. А не поняв особенное, мы закрываем для себя дверь для познания всего многообразия конкретного мира социальных явлений.
          Общая фундаментальная черта определения конфликта – противоборство субъектов, обусловленное противоположными интересами. Возникает вопрос, по какой же линии проходит разделение об-

          171 ___________Лекция 5
          щего интереса (а в политике он таким и представляется его социальным субъектам) на взаимоисключающие противоположности? Агентами конфликта выступают определенные общественные субъекты, скажем, экономической, культурологической и других видов деятельности. Субъекты политического действия и отношений качественно отличается от них. Каковы же они? В политике сталкиваются принципиально иные, чем, допустим, в сфере нравственности, ценности и критерии оценивания поступков людей. И т.д. Все сказанное объясняет неоднозначность определения политического отношения вообще и, в частности, конфликта. Так, немецкий юрист и политолог Карл Шмитт (1888-1985 гг.) понятие «политическое» трактует в рамках противоположностей «друга» и «врага». Практическое проявление специфического для политики различения субъектов по линии «друг–враг» заключает источник эвентуального конфликта, становящегося реальностью в экстремальных случаях. Противоположности «враг»–«друг» по природе своей не нормативные и не «чисто духовных», а бытийно действительные. Они взаимоисключаются в своем реальном существовании. Народы группируются по противоположности «друг–враг», и эта противоположность, по мнению К.Шмитта, сегодня действительна и дана как реальная возможность каждому политически существующему народу...»1
          Немецкий ученый прав лишь частично: в политическом конфликте в самых его крайних формах (например, в ситуации насильственного противостояния) субъекты разграничивают себя как противоположности «друг» – «враг». Однако общественная функция политики – управлять людскими сообществами, согласовывать и выражать (артикулировать

          Основы конфликтологии 172
          и объединять) их интересы, быть орудием формирования, защиты и реализации последних. Возникновение противоположности политических интересов – закономерное, естественное явление, хотя каждая большая социальная группа (например, класс), выступая субъектом политического движения, стремится представить свои интересы в качестве общих. В этом стремлении уже заключена конфликтная ситуация, так как другие социальные группы, участвующие в политическом процессе, могут выставлять претензии на доминирование своих интересов.
          Примерно такая же, как и с интересами, складывается ситуация в случае различения политических субъектов по линии ценностей, целей и взглядов. Во всех случаях определение конфликта требует конкретизации содержания противоположностей, разделяющих политических агентов.
          Политические ценности, закрепляемые в нормах, определяющих «правила игры», образцы поведения и действия агентов политического конфликта и функционирование институтов системы включаются в поле противостояния. Конфликт развивается либо по фронту всей господствующей системы ценностей и норм, либо по отношению к их интерпретации, или же – к средствам и методам практической реализации властными структурами. Несмотря на развал существовавшей в советский период системы ценностей, ее элементы еще продолжают функционировать, противостоя либерально-демократическим, навязываемым правящей элитой. Коллективизм противостоит буржуазному индивидуализму, осью которого в политике является приоритет частного интереса над интересом государственно-национальным, общественным. Народовластие – антагонист элитарной демократии, патриотизм – нацио-

          173______________Лекция 5
          нализму и космополитизму и т.д. Понятно, что речь идет не об отвлеченных понятиях, а об основаниях былого образа жизни и общественного сознания миллионов трудового народа, вера в возрождение которых пока не умерла и еще служит мотивацией политической активности. Противоположность взглядов и целей неразрывно связана с взаимоисключающими интересами и иерархией статусов кон-фликтогенных субъектов.
          Ценности питают мнения и взгляды, а в совокупности определяют позиции и поведение субъектов в конфликтном процессе. Кстати сказать, реальный политический конфликт в большей части провоцируется или, по крайней мере, стимулируется конфликтом политических взглядов. Противостояние политических субъектов в конечном счете складывается и развивается в поле противоположностей «властвующий–подвластный», «господствующий-подчиненный». Эти противоположности взаимоис-ключаются в своей основе, а их носители – в своих статусах в качестве субъектов политических отношений. Властвует, господствует лишь один из них, другой вынужден быть подвластным и подчиненным. Политическая, государственная власть едина: она или есть, или ее нет. Разделение властей функционально; в нормальном демократическом обществе не существует ни двоевластия, ни многовластия.
          Противоположности «властвующий–подвластный», «господствующий–подчиненный» есть объективная фундаментальная предпосылка конфликта. Механизм его формирования и функционирования не исчерпывается ею; он включает цепочку объективных и субъективных звеньев, опосредствующих многообразие форм политических коллизий. Ими являются интересы, ценности, взгляды, позиции,

          Основы конфликтологии 174
          цели, приоритеты, ориентации, ожидания и т.п. Тем самым политическое конфликтное противостояние обрастает субъективным телом, становится живым человеческим общественным явлением.
          Политический конфликт – это столкновение не каких-то абстрактных субъектов, не имеющих своего человеческого облика, а противоборство реальных общественных сил (агентов), олицетворяемых лидерами, элитами, организациями, партиями и иными объединениями и общностями людей. Это – противоборство субъектов с противоположными политическими интересами, ценностями, взглядами и целями, обусловленными положением и ролью в системе властеотношений. Понятие политического конфликта обозначает не что иное, как борьбу одних общественных сил с другими за влияние в институтах политической государственной власти и управления, за доступ к принятию общественно значимых решений, за участие в распоряжении ресурсами, за монополию своих интересов и признание их в качестве общих, словом, за все то, что образует власть и политическое господство.
          Как вид политических отношений и форма политического процесса конфликт политический отличается от других тем, что его содержание составляет взаимодействие между субъектами, связанное с существованием, выявлением, артикуляцией (выражением) и реализацией общих интересов, в первую очередь больших социальных групп. Государственная власть – орудие защиты и осуществления этих интересов. Поэтому обладание ею, устройство государственных и прочих политических институтов, политический статус общественных групп и образующих их индивидов, ценности и символы власти, ее ресурсы (материальные и человеческие) составляют объект и предмет политического конфликта.

          175 _________Лекция 5
          Каждой политической системе присуща своя иерархическая структура политических статусов: одни занимают господствующее положение, другие-подчиненное, в чем заложено политическое неравенство и связанное с ним противоречие, являющееся первичным объективным источником латентного конфликта, который превращается в явный, открытый при наличии необходимых объективных и субъективных условий и причин. Они формируются в процессе назревания политических противоречий и характеризуют реальные формы действующих живых конфликтов.
          Любой конфликт, а тем более политический, предполагает в качестве его первоначального этапа – разграничение субъектов как противоположностей политического отношения, иными словами, – их самоопределение в качестве агентов конфликта. Отметим четыре возможных варианта действия:
          1) признание, реальности конфликтующих противоположных сил;
          2) отрицание конфликтных противоположностей как объективно обусловленных политическими противоречиями;
          3) стремление замаскировать разделяющие конфликтующие субъекты позиции и взгляды ссылками на их «неопределенность», «расплывчатость» (тактика оппортуниста);
          4) произвольное, субъективистское разграничение агентов конфликта, намеренное или по незнанию смешение подлинных конфликтогенных противоположностей с ложными либо мнимыми, существенных – с несущественными, случайных – с закономерными и т.д.
          В зависимости от политической позиции субъектов и конфликтных линий их противостояния при-

          Основы конфликтологии 176
          нимается один из указанных вариантов разграничения противоположностей, а чаще – сочетания некоторых из них.
          Сам факт признания или отрицания противоречий и конфликтов в политике – проблема не столько теоретико-идеологическая, сколько практическая. То, как она решается, определяет во многих случаях стратегию и тактику политического поведения и действия. Мало того, это служит отправным пунктом даже в ориентации на определенный политический режим. Демократический режим, скажем, не только признает, но и институционализи-рует общественные конфликты. Его институты гласно, легитимно, на основе общепринятых норм и «правил» игры призваны обеспечивать свободное обсуждение возникающих конфликтов и путей их преодоления в интересах большинства. Правда, в действительной жизни такая демократическая норма не везде и не всегда реализуется.
          Политическая история становления советской системы – первый и верный свидетель конфликтных ситуаций, связанных с отношением к ним правящих сил. Негативная реакция на политический конфликт – характерная особенность периода борьбы против «левых» и «правых уклонов» в ВКП(б). Вот один из ее эпизодов, происшедших на XIV съезде правящей партии. Н.Крупская высказала свое мнение в защиту товарищеских дискуссий среди руководящих работников партии. «Большинство товарищей, – говорила она, – работают в разных условиях и видят действительность с несколько разных точек зрения. Надо как-то дать возможность этим точкам зрения выявиться. Это необходимо не только для отдельных членов партии, это необходимо для правильного на-

          177______________Лекция 5
          щупывания партийной линии».2 В ответ последовало: «Нам говорят: теперь необходима свобода мнений. Это не удастся». Особенное раздражение вызвало замечание Н.Крупской, что в истории партии были случаи, когда большинство оказывалось неправым. .Для истины недостаточно признания большинства. Делегат Петровский заявил: «По нашему большевистскому мнению, истина заключается в том, что вся масса, представители всей партии съехались сюда и скажут: это есть истина». Еще более зловещий смысл заключался в рассуждениях Калинина: «Мысль о том, что истина остается истиной, допустима в философском клубе, а в партии решения съезда обязательны».3
          Сталин дал теоретическое и политическое обоснование отрицанию противоречий в партии. Признав фактическое наличие «двух линий» в политике руководящего центра, он категорически отверг их обусловленность реальными социальными противоречиями и все свел к обвинению членов оппозиционного блока в неграмотности, в непонимании происходящих в стране и мире «классовых сдвигов». Участники оппозиции (группа Бухарина), как писал Сталин, «не видят и не понимают новых революционных процессов, происходящих ... в нашей стране ... и в капиталистических странах ... они проглядели главное, проглядели те классовые сдвиги, которые не имеет право проглядывать политик».4
          «Разногласия» (так именовали конфликт) признавались только как проявление политической и теоретической ошибки, «недомыслия» ее авторов. Для Сталина свято было одно: в политике не может быть альтернативных «линий». Здесь правильна только единственно возможная стратегия,

          Основы конфликтологии 178
          им и его сторонниками сформулированная. А все остальное – происки «врагов» партии. Многообразие социально-политической реальности, наличие в стране классовых противоречий, антагонистических и неантагонистических, а соответственно и политических интересов, а также взглядов, их, отражающих, – эти факты не укладывались в одномерное политическое мышление вождя правящей партии.
          Фактическое отрицание объективной реальности политического конфликта в партии и стране и некорректное объяснение его оказалось в орбите самого конфликта, стало одним из его ведущих элементов. Это послужило методологическим основанием авторитарной партийной и государственной власти, ее теоретико-идеологическим прикрытием, оказалось впоследствии прологом политических репрессий.
          Логика политического мышления 20-30-х годов, к сожалению, дожила вплоть до 80-х гг. По сути она воспроизводится, только с противоположным знаком, в политике и идеологии нынешней «партии власти». Ведь свое враждебное отношение к коммунистической оппозиции и идеологии она объясняет тем, что последние – рудименты прошлого, отжившего; продукт «трагического» случая в истории страны, не более того. Лидеры оппозиции и ее сторонники, конфликтующие с режимом – это, якобы, впавшие в заблуждение и страдающие ностальгией представители поколений пожилых людей.
          Политика неотделима от идеологии – всей тео-ретиког.рациональной базы. Идеологическое мотивирование политического конфликта (открытое или завуалированное, признаваемое или отвергаемое) – реальный факт, подтвержденный не только исто-

          179_____________Лекция 5
          рической практикой нашей страны, но также – мирового сообщества. Различны лишь типы и способы мотивирования. Идеологический характер понимания и интерпретации политических коллизий имеет под собой определенную объективную почву – двойственность бытия политики в виде практически существующего явления и идеального (мыслительного) образа, проекта, отражающего социальные интересы, как правило, не совпадающие с реальным.
          Каким бы ни был политический конфликт, он мотивируется идеологически, осознается его агентами через идеологические символы; идеологический компонент играет организующую и мобилизующую роль в поведении и действии противоборствующих субъектов.
          Идеологическое обоснование природы, сущности и других признаков конфликта в значительной степени определяет динамику его развития и разрешения, равно как и влияние на общество. Консервативная идеология и обусловленный ею конфликт блокирует позитивное развитие конфликта, способствует накоплению негативных моментов политической диалектики. Прогрессивная идеологическая база, напротив, стимулирует назревание конфликта до ступени его разрешения в интересах общества. Таковыми были идеологии, сформулированные лидерами социальных и политических революций.
          Идеологический элемент конфликта воспринимается противоположными субъектами неоднозначно. Одни его открыто разрабатывают и пропагандируют, другие игнорируют, декларируя свою приверженность деидеологизации. Последняя, если вдуматься в ее предназначение, на самом деле служит задаче реидеологизации, то есть замене одной иде-

          Основы конфликтологии 18О
          ологии на другую, угодную господствующей политической элите, интересам власть предержащих. Ходить далеко за примером не приходится: российская политическая элита свои призывы к деидеоло-гизации свела к яростной борьбе против коммунистической идеологии – опоры прежнего советского режима. В то же время радикал-реформаторов не покидало и не покидает стремление найти подходящую для нового режима идеологию: либеральную, религиозную и пр. Нынешний российский политический конфликт, как и в советские времена, несет на себе идеологическую одежду, только формально, конституционно не закрепленную.
          Идеологическая основа политического конфликта – это знание, которое превращается и используется в качестве силы власти.
          Папы, римские практиковали отлучение от церкви как способ утверждения своего политического господства в борьбе с императорами, королями молодых европейских государств. Так, папа Григорий VII довел своей угрозой отлучения одного гордого германского императора до того, что тому пришлось босому по снегу идти в резиденцию папы в Каноссе, чтобы просить у папы прощения. Отлучение от государственной идеологии марксизма-ленинизма эффективно использовалось коммунистическими лидерами, да и в целом в бывшей правящей коммунистической партии.
          Идеологическая мотивированность политического конфликта, его прямая связь с коренными интересами социальных групп, участие в нем в качестве агентов партий, элит, лидеров обусловливают его высокую динамичность. Она проявляется во всех структурных элементах, равно как в его характере и формах возникновения и развития.

          181______________Лекция 5
          Прежде всего – в отсутствии раз и навсегда данного состава противоборствующих сил. Наряду с правящими, господствующими политическими группами, партиями, элитами, лидерами, в зависимости от ситуации и степени остроты конфликта, содержания, задач и лозунгов борьбы, изменяется состав участников, происходит даже смена лидеров. Кроме того, в качестве ведущих сил на разных этапах одного и того крупного политического конфликта (например, революционного или контрреволюционного) на первый план в качестве ведущей силы могут выдвигаться новые элиты, уходят от руководства прежние. Выдвижение большевиками в период революции в борьбе за власть трех стратегических лозунгов по отношению к крестьянству: 1) «вместе со всем крестьянством против царя и помещиков при нейтрализации буржуазии»; 2) «вместе с беднейшим крестьянством, против капиталистической буржуазии в городе и деревне»; 3) «опираясь на бедноту и установленный союз с середняком – вперед за социалистическое строительство» – не было пустой фантазией, а опиралось на анализ соотношения классовых сил в политическом конфликте. С этим анализом можно соглашаться или считать его волюнтаристским. Однако он содержался в политической и идеологической доктрине главных субъектов Великой Октябрьской революции.
          Смена политических лозунгов и, соответственно, состава агентов конфликта – закономерность, повторенная в ходе российского политического процесса (август 1991 г. – сентябрь-октябрь 1993 г.). Подготовка к разрушению советской системы, как известно, шла под лозунгом: «Долой КПСС как руководящую политическую силу советского тотали-

          Основы конфликтологии 182
          тарного режима!» Под таким лозунгом оппозиции удалось объединить широкие слои населения, включая значительную часть рабочих,

Основы конфликтологии (2 3 4 5 6 7 8 9 10 11)